Старость, старец, старчество
Старость, старец, старчество (Иов. XV, 10). На Востоке оказывают большое уважение и почтение старцам. В Моисеевом законе заключалось следующее выразительное постановление: пред лицем седого вставай и почти лице старца (Лев. XIX, 32). В Афинах, Спарте и Египте господствовал тот же самый прекрасный обычай, основанный, конечно, на природе. Если Иов, как полагают, был аравитянин, то в его стране подобное же почтение оказывалось старцам: так, например, Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что три друга его были летами старше его. И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего, говорил Елифаз феманитянин Иову (Иов. XV, 10).
Иудеи смотрели на долголетие как на особое благоволение Божие. Богом было обещано Израилю следующее: увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! (Пс. CXXVII, 6) и в другой форме – следующее: войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время (Иов. V, 26). Потому-то евреи так желали долгоденствия и старости, что, по слову Божию, венец славы – седина, которая находится на пути правды (Притч. XVI, 31) и потому что слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина (Притч. XX, 29).
Обилие старцев в какой-либо земле служило знаком и доказательством мира и благоденствия. Пророк живописует это следующим образом: Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руках, от множества дней (Зах. VIII, 4). Многолетняя опытность давала престарелым лицам особую способность для исправления различных должностей; и старейшины или люди зрелых и преклонных лет получали различные почетные назначения при Моисее и в последующее время.
Жестокость халдейских завоевателей особенно выразилась в том, что они не пощадили ни юношей, ни девиц, ни старца, ни седовласого (II Пар. XXXVI, 17). Живое изображение постепенной старости изображается в книге Екклезиаст, в главе 13-й.