Манассия
Манассия (заставляющий забыть) – имя следующих лиц:
а) (Быт. XLVI, 20) – первенец Иосифа от Асенефы. Название объясняется тем, что при рождении Манассии, Иосиф, отец его, сказал: Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. Когда он и брат его, Ефрем, были еще детьми, а дед их, Иаков, лежал уже на смертном одре, Иосиф привел своих сыновей к своему отцу, чтобы они приняли его благословение. Особенно знаменательным образом благословил умирающий старец своих внуков, предварительно усыновивший их как своих собственных детей, – причем предсказал преимущество Ефрема перед Манассией в том отношении, что от семени первого произойдет многочисленный народ (Быт. XLVIII, 19).
На пути в землю Ханаанскую израильтяне завоевали обширную полосу земли к в. от Иордана и многие из них, имущество которых состояло в особенности из стад домашнего скота, желали получить в удел землю, богатую пастбищами между плодородными холмами и горами Васанскими. Просьба их была исполнена, и одна половина колена Манассиина получила в удел землю, простирающуюся от окрестностей Кесарии Филипповой, вдоль Иордана, почти до Маханаима, а другая половина получила свой удел на западной стороне Иордана между коленами Ефремовым и Иссахаровым. Племя Манассиино отличалось особенно воинственным духом;
б) (Суд. XVIII, 30) – один из предков того левита, которого во времена Судей некто Миха, живший на горе Ефремовой, поставил у себя в доме священником при своем истукане (Суд. XVII, 7–13) и которого данитяне увели к себе в г. Лаис, причем взяли истукан, и ефод, и терафим, и литый кумир (Суд. XVIII). Левит этот называется Ионафан, сын Гирсона, сына Манассии. Таким образом, Манассия представляется здесь родоначальником левитского семейства данитян. Так в греческом тексте у LXX. Но по другим сведениям, как, напр., в Вульгате, следует читать Моисей; при сем последнем чтении Ионафан будет внуком Моисея, так как он именуется сыном Гирсона сына Моисеева;
в) (4Цар. XX, 21) – царь иудейский, сын и преемник Езекии. Он вступил на престол, будучи только 12 лет. Первое время его царствования было ознаменовано делами крайнего нечестия и жестокости, которые подробно описаны свящ. историком (4Цар. XXI). Так, кроме построения многих языческих высот и жертвенников, он проводил сыновей своих через огонь в долине сына Енномова. За грехи и беззакония Манассии, в которых, по его настояниям, принимал участие и народ, Иудея подверглась грозному наказанию Божию.
Этот грозный суд Божий описан в IV кн. Цар. в следующих, истинно красноречивых словах: вот Я наведу такое зло на Иерусалим и Иуду, говорит Господь, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того. И протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, – вытрут и опрокинут ее (4Цар.XXI, 12, 13). Наконец Манассия был взят в плен ассирийцами и постыдным образом отведен в Вавилон, именно – ему продели кольца в ноздри, оковали двумя медными цепями и вели таким образом, как зверя, в Вавилон (II Пар. XXXIII, 11).
Впрочем, после покаяния и искренней молитвы к Господу он был освобожден и возвратился в свою столицу, где и умер, сделавши перед смертью много добра к заглаждению прежних своих беззаконий и идолопоклонства. Молитва Манассии, помещенная в конце II кн. Паралипоменон, переведена с греческого, а в еврейском тексте нет ее;
г) (I Езд. X, 30) – из израильтян, сынов Пахаф-Моава, разведшийся со своей женой иноплеменницей, во времена Ездры;
д) (I Езд. X, 33) – израильтянин из семейства Хашума, поступивший также подобно предыдущему лицу;
е) (Тов. XIV, 10) – лицо, упоминаемое в кн. Товит, как известное своей благотворительностью к нищим;
ж) (Иудиф. VIII, 2) – муж Иудифи, одного с ней колена и племени.