Игры
Игры. Относительно игр отроческих, юношеских и взрослых людей в Библии вообще говорится очень немного; из этого, впрочем, нельзя заключить, что еврейские дети и юноши были совершенно лишены развлечений, свойственных их возрасту.
Дети евреев, как видно из указания кн. пр. Захарии (Зах.VIII, 5) и ев. Матфея (Мф.XI, 16), забавлялись и играли на улицах. И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его.
Из кн. Иова (Иов.XL, 24) видно, что дети евреев забавлялись прирученными птичками и подражали иногда в своих играх обрядам еврейских брака и погребения.
Но кому уподоблю род сей? – говорил Спаситель народу. Он подобен детям, которые сидят на улице, и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели и вы не лясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали (Мф. XI, 16, 17).
Для взрослых евреев считались забавой и увеселением беседы в собраниях, приправленные шутками (Иер. XV, 17): Не сидел я в собрании смеющихся, говорит пророк о себе, и не веселился… – и решением различных загадок, как, например, на брачном пиршестве у Самсона (Суд. XIV, 10–14).
Талмудисты упоминают также об игре в кости, вероятно заимствованной с некоторыми другими играми от их соседей, египтян.
Что касается до публичных игр, существовавших в древности у греков и римлян, то таких игр у евреев до более позднего времени не существовало. Гимнастические упражнения между ними первоначально старался ввести первосвященник Иасон, устроивший даже в Иерусалиме училище, в котором главным упражнением было бросание диска (I Мак. I:14; IIМак. IV:12–14); потом – Ирод, построивший в Иерусалиме и других городах амфитеатры, на которых производились гимнастические упражнения, как-то: бег на колесницах, музыкальные состязания, борьба с дикими зверями и т. п. Впрочем, на эти игры и увеселения евреи смотрели очень неприязненно, совершенно справедливо считая их языческими.
Страсть к театральным представлениям особенно была развита у греков. Ап. Павел, хорошо знакомый с этой их привязанностью, нередко употребляет в своих посланиях слова и термины, относящиеся к этого рода зрелищам. Так, напр., метафорическое выражение: когда я боролся со зверями в Ефесе (I Кор. XV, 32) указывает на борьбу людей со зверями, существовавшую в виде забавы в греческих и римских цирках. Впрочем, хотя означенные слова апостола и принимаются большинством толкователей в переносном смысле, но они могут быть понимаемы и буквально. Ибо телесное упражнение мало полезно (I Тим. IV, 8), и если же кто и подвизается (II Тим. II, 5) – указывают на то, что состязающиеся на арене цирков и амфитеатров более или менее продолжительной диетой воздерживались от всего и порабощали тело свое (I Кор. IX, 25–27).
Самое состязание происходило в присутствии многочисленных зрителей. Этим обычаем объясняется следующее выражение апостола: По сему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей... (Евр. XII, 1). Победитель в состязании получал обыкновенно награду – венок, состоявший из листьев дикой оливы, или сосны и плюща. Указывая на этот обычай, ап. Павел говорит: А теперь готовится мне венец правды (II Тим. IV, 8). Иногда в руки победителя давались пальмовые ветви (Откр. VII, 9).
Св. ап. живо представляет нашему воображению предосторожность состязающихся удалить всякое препятствие, мешающее им в достижении цели, особенно же тесную и длинную одежду: Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, говорит он (Евр. XII, 1). Ужели не знаете, пишет он в другом месте, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы нетленного. А затем продолжает: И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое... (I Кор. IX, 24–27). Забывая заднее и простираясь впредь, – свидетельствует, наконец, он о себе в Послании к Филлипийцам (Флп.III:13, 14), – стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Все эти термины и выражения, имеющие большее или меньшее отношение к гимнастическим упражнениям древних, несомненно заимствованы от гимнастических упражнений, употреблявшихся в древних цирках.