Евфрат
Евфрат (на еврейском и арамейском языке: Фрат) (большая, великая река) (Быт. II, 14) – известная река в Азии, которая берет свое начало в Армении на сев. стороне горы Тавра, принимает в себя много побочных рек в своем извилистом течении вдоль берегов Сирии, огибает Сирийско-Аравийскую пустыню и протекает через Вавилонскую область, впадая затем шестью или семью рукавами в Персидский залив. Соединяясь с р. Тигром в 22 милях от Персидского залива, она называется Шат-Эль-Араб. Все протяжение Евфрата равняется 1780 милям, на 650 длиннее протяжения Тигра и на 200 миль короче протяжения реки Инда. Начиная от Самосатты р. Евфрат судоходна почти на две трети своего течения (на 1200 миль) для лодок и даже для плоскодонных пароходов.
Евфрат выступает из берегов весной каждый год, вследствие таяния снегов на Арменских горах, и поднимается иногда на 12 футов высоты. Он начинает подниматься в марте, и разлив продолжается иногда до конца мая. Строились с громадными затратами плотины и каналы, вырывались большие озера с целью сохранить воды Евфрата для орошения почвы во время засухи.
Евфрат называется в Библии рекой великой и составлял восточную границу Земли Обетованной (Втор. I, 7, Нав. I, 4). В некоторых местах Свящ. Писания Евфрат называется просто рекой (Пс. LXXI, 8). Река Евфрат, подобно Нилу, имеет за собой весьма много замечательных воспоминаний, начиная с первоначального упоминания о ней во второй главе кн. Бытия, как об одной из четырех рек Эдема (ст. 14).
Далее с Евфратом мы встречаемся при описании завета, заключенного Богом с Авраамом (Быт. XV, 18). В этом случае вся страна от великой реки, реки Евфрата до реки Египетской (Нила) обещана избранному народу.
У пророков, как река ассириян и вавилонян, Евфрат представляется, с одной стороны, символом полноты сокрушающей силу и могущество царя ассирийского (Ис. VIII, 7), а с другой – орудием в деснице Божией для сокрушения гордости Иуды и Иерусалима (Иер. XIII, 4–9).
Воды Евфрата, конечно, разумеются у псалмопевца, когда он изображает иудейских пленников сидящими и плачущими у рек Вавилона (Пс. CXXXVI, 1–2), и с полнотой Евфрата у Иисуса сына Сирахова (Сир.XXIV, 28) сравниваются обильные плоды истинной мудрости и знания. Он (т. е. Господь), говорит Премудрый, наполняет разумом, как Евфрат и как Иордан во дни жатвы. И броды (переправы на реке) захвачены, пророчествует пр. Иеремия о падении Вавилона, и ограды сожжены огнем, и воины поражены страхом (Иер.LI, 32). Означенное место, без сомнения, очень близко указывает на путь, каким вошли персы в Вавилон и взяли город, и совершенно сходно со свидетельством Геродота о гибели Вавилона.
В Откровении Иоанна Евфрат представляется местом, откуда по повелению Божию имеют быть освобождены связанные ангелы губители, приготовленные для поражения людей разными язвами. Евфрат и доселе несет в море то же количество воды, как и во времена пророков; но значительная масса оной теряется вследствие небрежности и лености человека. Многочисленные водопроводы, орошавшие поля, пересохли; главное русло обмелело, и вода, застаиваясь, образует вонючие, убийственные для здоровья болота.