Слово в день Святителя и Чудотворца Николая
70
Имена ваши написаны суть на небесех (Лк. 10:20).
Сии слова сказал Господь Иисус семидесяти ученикам Своим, и в лице их всем Своим последователям, которые будут Его учение сохранять и в Него веровать.
Одно из святых имен, написанных на небесах, прославленных Богом и прославляемых св. Церковию, украшает Благочестивейшего Государя нашего, – имя Святителя Христова Николая Чудотворца. Сие святое имя дано Ему Церковию, без сомнения, согласно с волею царственных родителей, но прежде нежели дано Ему на земле, уже наречено было на небе Тем, Кто предъизбрал Его и предназначил Царем нашим.
Имя Николая знаменует народопобедителя. В знаменованы имени заключалось предсказание победы. Люди не могли проникать в будущее: оно открыто было только единому Богу.
Откуда возникла мысль в царственных родителях дать своему царственному Сыну такое имя, которого не было в роде Романовых и которого не представляет нам история знаменитых христианских Царей? По-видимому, не представлялось другого побуждения к наименованию царственного сына именем Николая, кроме всеобщего в нашем отечестве почитания Св. Николая Чудотворца, и кроме всеобщего верования в Его особенное покровительство и заступление Русского народа, особенно христолюбивого воинства. Но под сим благочестивым побуждением сокрыто было особенное намерение промысла Божия, осуществившееся впоследствии в жизни Императора Николая. Имя Николая всею полнотою своего знаменования напечатлелось в духе Царя нашего и осуществилось в Его делах. Кому неизвестны блистательные победы, которые совершены в благополучное царствование Николая I. Кому неизвестно, сколь имя Его, прославленное великими делами, могущественно в обуздании своевольных и буйных людей, победоносно в покорении непокорных, грозно для злоумышленников, сильно в сохранения всеобщего мира, охранительно от влияния западной нравственной заразы? Что все это значит, как не исполнение предвестия, сокровенного в самом имени, как не осуществление знаменования сего имени?
Такое многознаменательное имя Царя нашего не может не быть отрадно и любезно для Церкви и отечества; и мы торжествуем, воспоминая день свят. Христова Николая Чудотворца; и мы молим сего угодника Христова, как ближайшего духовного помощника и покровителя Царя нашего, молим о вспомошествовании Ему всегда в великих делах многотрудного царственного служения.
Где преднаписано было имя Царя нашего, там преднаписаны и наши собственные имена. Имена ваша написана суть на небесех. Многознаменательно имя Царя нашего: знаменательны и наши имена.
В мире духовном нет поимянных и посемейных списков, там все духовное; в вечности нет ни прошедшего, ни будущего; там все настоящее. Имена ваша написана суть на небесех: это значит, что мы всегда находимся в промышлении у Отца нашего, иже есть на небесех.
В наречение имен Церковию заключается глубокий смысл. Имена святых, которые носим на себе, суть не пустые звуки, но полны значения. Это первые начала нашего призвания в царство благодати Христовой; это первый привет общей матери нашей – Церкви.
Церковь Христова, нарекая нам имя одного из небожителей, выражает то самое, что совершилось над Предтечею Господним и над Самим нашим Господом. Св. Праведная Елизавета, когда родственники хотели назвать сына ее именем Отца, Захариею, ответствовала, ни, но да наречется Иоанн (Лк. 1:60). Иосиф, обрученник св. Девы Марии, назвал Сына Ее именем, которое возвестил Ему Ангел. И нарече имя Ему Иисус (Мф. 1:25). Иоанн знаменует благодать Господню, а Иисус значит – Спаситель. Иоанн действительно был исполнен благодати Господней и возвещал приближение благодатного царства Христова, а Иисус Христос действительно спас нас от греха, проклятия и вечной смерти. Подобным образом Церковь, когда нарекает имя, приносит в святом имени какую-либо черту христианских свойств, добродетелей, подвигов, скорбей, страданий, утешений, радостей, чтобы сия черта напечатлелась в сердце нашем и выразилась в духовной жизни. О, если бы мы как можно чаще вникали в знаменование наших имен, читали историю святых, которых имена носим, размышляли: много поучительного извлекали бы для себя из наших имен!
Церковь Христова нарекает имя с молитвою к Богу, да свет лица Его знаменается на нас. Наречением имени она предначинает наше соединение со святыми, обитающими на небе, а молитвою наше общение с Богом. Отселе имя становится первою нашею собственностию, которую приобретаем в мире, и первым нашим отличием, которое отличает нас от безъименных детей природы. Под сим именем принимаем св. крещение и делаемся чадами Божиими; под сим именем призываем в молитвах Отца Небесного и просим молитв о себе у других; под сим именем нас полагают во гроб и творят воспоминание о нас. Таково значение имен, которые нарекла нам Церковь! – Светские имена почестей и отличий нужны и полезны только на время, пока живем в мире, а с церковным именем перейдем в вечность и предстанем на суд Божий. Имя, почести и отличия напишут пышно и блистательно в истории знаменитых людей, и вырежут на камне или металле, а имя, данное в честь какого-либо Угодника Христова, напишется смиренно, но душеполезно, в молитвенных памятниках Церкви, и будет воспоминаться при бескровной жертве Господу Богу. Какие же имена должны обращать на себя наше особенное внимание: превозносимые ли светом, – имена вождей, героев, политиков, философов, ораторов, художников, или прославляемые Церковию, – имена Пророков, Апостолов, мучеников, исповедников, пастырей, преподобных? – Не полагаю, чтобы кто из истинных сынов Церкви стал оспаривать преимущество, важность и достоинство ее имен. Имена Церкви суть имена Божии. Имена ваша написана суть на небесех.
Церковь Христова, нарекая нам имя Святого, поручает нас Его руководству, покровительству и ходатайству пред Богом. Отселе он становится для нас примером жизни, наставником, молитвенником, предстателем на небе, нашим как бы Ангелом Хранителем, а мы становимся последователями его святой жизни, подражателями его веры и благочестия, и благоговейными чтителями его памяти. Верование наше в предстательство Святых и их ходатайство о нас пред Богом основывается на свидетельстве слова Божия. Оно говорит: много может молитва праведного. Если многую пользу приносит молитва праведника, живущего на земле: то не множайшую ли должна приносить молитва, когда он переселится на небо?
Теперь, после воззрения на важность значения наших церковных имен, надобно сказать, что одни имена не спасают нас и не освобождают от наказания за грех, если не оправдываем их добрыми делами. Когда дан нам образец веры и благочестия: надобно сообразовать с ним свою веру и благочестие. Когда указан пример для подражания: надобно стараться о подражании. Но как подражать, когда образцы и примеры далеко выше наших сил и нашего звания? Как воин, нареченный именем Апостола, земледелец, названный именем Святителя, ремесленник, наименованный именем Преподобного, состоя в другом звании, находясь в других обстоятельствах жизни, как могут они подражать Святым, имена коих носят на себе? Это правда. Есть обязанности и дела, которые предоставлены одним избранным Божиим; но есть обязанности и дела, общие для всех и каждого. Пусть воин, земледелец, ремесленник снимают с образца и примера некоторые черты, для них благопотребные и доступные, пусть подражают вере и благочестию святых, их воздержанию, кротости, послушанию, трудолюбию: подражание их будет спасительно для них. Кто имеет усердие и ревность к делам веры и благочестия, для того подражание жизни и делам Святых не будет затруднительно и скучно.
Многознаменательное имя Царя нашего ввело нас в размышление о значении наших собственных имен: да введет убо и в молитвенное расположение. Помолимся Святителю Христову, да нынешние молитвы наши о здравии и благоденствии Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича восполнит своими молитвами пред Царем царствующих и Господом господствующих и употребит свое мощное ходатайство о Нем. Аминь.
* * *
Произнесено 6-го декабря 1847 года.