Беседа во вторую неделю св. Великого поста55. О посте
Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, взывает к нам св. православная Христова церковь.
В прошедшую неделю56 беседовал я с вами, братия, о названиях поста, которые даёт ему Церковь, и объяснял их прямое значение. Ныне предложу беседу мою о сущности поста.
Многие поставляют пост в одном воздержании от брашен, и потому более всего стараются постить чрево. Пост чрева, без сомнения, нужен, но недостаточен для спасения души и неполон. Тело состоит не из одного чрева, но и из других многих органов. Менее ли нужно постить их, чем чрево? Воздерживается ли око от воззрения на такие предметы, кои вредят душевному целомудрию? Ухо, от слышания соблазнительных речей? Язык, от празднословия? Ноги, от хождения туда и сюда для услаждения чувств? Едва ли кто из нас, братия, может похвалиться строгим воздержанием чувств. Едва ли не больше вредного и пагубного едим и пьём оком и ухом, чем устами? И что всего опаснее, брашно ока и уха входит прямо в сердце. Посему если постится чрево, то должно поститься и око, и ухо, и язык, и руки, и ноги, словом, весь телесный организм.
Итак, возложи, возлюбленный собрат, пост на око, чтобы не разбегалось по предметам нечистым и не заглядывалось; – на ухо, чтобы не слушало дурных речей и не внимало злословию; – на язык, чтобы не празднословил, не осуждал ближнего; на руки, чтобы не играли ни в какую игру; – на ноги, чтобы не ходили на зрелища. Тогда пост твой будет в полном смысле телесный; тогда ни одно чувство, ни один орган не скажет: я не пощусь, я не говею.
Очевидно, что полный телесный пост есть вместе и душевный. Ибо кто смотрит в наших очах, и слушает нашими ушами? Душа. Кто действует и распоряжает органами тела? Она же. И следовательно, кто воздерживается в пощении чувств и постится в воздержании телесных удов от нечистых действий? Та же душа. Посему, возлагая пост на всё тело, мы в то же время возлагаем его и на душу, на её страсти и прихоти. Так, она хотела бы посмотреть на чужую красоту с греховным вожделением, но очи постятся; хотела бы послушать о том и другом, но уши постятся; – злоречить, но язык связан постом; – и заняться игрою, но руки не поднимаются от поста. Что ж делает она, при таком стеснении прихотей её и страстей? Сосредоточивается сама в себе, рассматривает свои помыслы и желания, разбирает свои поступки, вздыхает и сетует о грехах.
Душевный пост так же, как и пост телесный, должен простираться на все силы и способности души. Ибо и они также невоздержны, как внешние чувства. Не упивается ли разум наш земною мудростию, и в упоении не кичит ли, не возносится ли на разум Божий (2Кор.11)? Не пресыщается ли воля благами мира, и в пресыщении не утрачивает ли силу стремиться к благам небесным и духовным? не погружается ли в мечты воображение и по придает ли вкуса грубым радостям? Всё это, и пресыщение, и упоение есть в нашей душе, и от всего этого надобно воздержать её, и воздержать не на неделю, не на месяц, а на целую жизнь.
Вытрезвливай, любезный собрат, свой ум от упоения мирскою учёностию, и воздерживай его от суетных помышлений и лжемудрования, смиряй и покоряй в послушание Христово. Поселяй в сердце отвращение к ничтожным благам мира и возбуждай в нём жажду благ вечных; изглаждай в воображении нечистые образы мирских удовольствий и поставляй в нём священные предметы; исправляй вкус и обращай к радостям и утешениям чистейшим. Поступая таким образом, ты воздержишь свою душу от грехов. Пристрастие к стихийной мудрости – пройдёт; приверженность к играм, забавам и удовольствиям – ослабнет; любовь к стяжаниям – охладеет; наклонность к злословию – справится; ярость, гнев и похоть злая – всё это обуздается и укротится. И чем долее и строже соблюдается пост душевный, тем тише становятся страсти, кротчее, бессильнее, тем чище делаются помыслы и святее желания, тем надежнее и прочнее бывает раскаяние во грехах.
Кроме поста душевного есть пост духовный. Он состоит в воздержании духа от гордости, – ибо сей адский порок гнездится в духе. Во время поста ничто собственное не должно занимать христианина, ни ум, ни преимущества, ни добродетели. Самомечтательность и высокомерие есть брашно фарисейское. Кто питается сим брашном, тот не приходит в чувство раскаяния. От чего и как не воздерживались фарисеи во время пощения своего? И однако ж пост их не был приятен и угоден Богу, потому что они услаждались своею праведностию и искали славы от людей.
Чтобы воздержать дух от гордости, надобно, сколько возможно, чаще обращать ум на свои немощи и недостатки, грехи и пороки. И когда ум увидит в духе близко и ясно чёрные пятна, то не может не сознавать нужды в очищении себя и убелении. И чем более сознания, тем менее гордости и надмения, тем ближе он к обращению, к смирению и сокрушению; а это и нужно к довершению поста душевного. Ибо, на кого взирает Господь? На кроткого, смиренного и трепещущего словес Его (Ис.66:2). Кому даёт благодать? Смиренным. И какая жертва Ему самая угодная? Дух сокрушен и, сердце смиренно (Пс.50:19).
Итак, истинный пост простирается не на одно тело, но и на душу и дух, так что мы должны поститься всем существом своим. Пусть постится тело со всеми своими удами: это нужно, чтобы душа воздержалась от страстей и грехов. Пусть постится душа со всеми своими мыслями и желаниями, чувствами и намерениями: и это нужно, чтобы гордость духа ослабла и обезсилела. Св. Христова церковь требует от нас троякого воздержания: от снедей, утучняющих тело, от грехов и страстей, расслабляющих душу, от гордости, помрачающей дух. Сие троякое воздержание приносит и троякую пользу. Сравним тело до поста, и после поста: когда оно юнее, легче, удободвижнее? После поста. Сравним душу: когда она благоговейнее, целомудреннее, возвышеннее? После поста. Сравним дух: когда он смиреннее н сокрушеннее? Также после поста. Видите, братия, весь человек изменяется на лучшее. Можно ли не поститься? Если хотите приобщиться, – и как не хотеть? – св. Христовых Тайн, то непременно приготовьтесь к сему важному делу постом. Пост сделал Моисея способным принять закон на Синае, Илию – видеть славу Божию на Хориве, Предтечу – проповедовать покаяние и крестить Спасителя нашего, апостолов – принять Духа Святого в день Пятидесятницы: неужели не сделает и нас, братия, достойными вкушения Божественной трапезы? Сделает! Только станем поститься телесне и духовне.
Заключаю беседу мою воззванием св. церкви: Постимся постом приятным, благоугодным Господеви! Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления, сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный. Аминь.
* * *
Произнесено 19 февр., 1839 г.
Смотр, в. ст. 6-е.