Источник

Объяснение соборного послания святого Апостола Иуды

О послании святого Апостола Иуды

Писатель послания

Писатель послания сам называет себя Иудою, преданным человеком Иисусу Христу и братом Иакова. Нам уже известен святой Апостол Иаков, имевший брата Иуду. Это – писатель первого соборного послания, первый епископ Иерусалимский, Иаков Малый. Как известно, он был сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. Таким образом и Иуда, как и Иаков, мог называться братом Господним; но он, подобно ему, считал справедливее называться рабом Иисуса Христа. Как великим именем патриарха Иакова украшались многие Апостолы, так и славное имя Иуды, родоначальника царского рода в Иудее, украшало не одного Иуду, писателя послания. Два Иуды были в числе 12 Апостолов. И об одном из них замечается, что он (Иуда не Искариотский) спросил Иисуса Христа: «что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови?». На что Иисус Христос ответил: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима» (Ин.14:21–23). По свидетельству многих, Апостол Иуда проповедовал Евангелие во Иудее, Самарии, Сирии, Идумее, Месопотамии и даже в Армении и Персии. По преданию, сохраненному в истории Евсевия, сей Апостол Иуда был преемником своего брата Симеона по епископству в Церкви Иерусалимской и дожил до времени Домициана (81–96 г.). Память его ублажается 19 и 30 июня.

Обстоятельства написания послания

Чистота жизни первенствующих христиан уже при жизни первых Апостолов нередко омрачалась; но еще в большей мере должно было совершиться это печальное явление в будущем, как об этом предсказывали Апостолы. Будучи епископом матери Церквей, Церкви Иерусалимской, Иуда около конца своей жизни увидел, что предсказание Апостолов о появлении лжеучителей, отвергающих самый закон, сбылось (ст.17–18); поэтому он счел своим долгом и обязанностью написать увещание всем призванным в христианство, чтобы все они мужественно пребывали в святой вере и не отступали от уготованного всем спасения (ст.1–3). По преимуществу это были еретики гностики, отвергавшие Иисуса Христа (ст.4) и считавшие, что им, как людям высшего знания и освобожденным от греха, все позволительно. О появлении этого рода еретиков особенно ясно предсказывал Апостол Петр, поэтому Апостол Иуда в своем изображении еретиков употребляет черты одинаковые с теми, которые употреблял Апостол Петр; но ко всему он присоединяет свои особенные черты и на все смотрит с особенной своей точки зрения. То же должно сказать относительно доводов и примеров, которые у Иуды обильнее и берутся не из одной только библейской области, но и из области предания (ст. 9, 14:15).

Содержание послания

Содержание послания соответствует цели его.

После надписания послания, Апостол Иуда излагает побуждения к написанию послания и показывает главный предмет как послания, так и деятельности тех христиан, к которым пишет – подвизаться за святую веру, издревле им преданную (ст.3); далее Апостол показывает, почему необходимо христианам подвизаться за веру: потому что вкрались в среду их опасные лжеучители, причем дает краткое описание их свойств, лжеучения, действий, жизни и судьбы, подобной судьбе неверовавших Иудеев, злых Ангелов и жителей Содома и Гоморы (ст. 4–16). В заключительной части послания дается наставление, как предохранить себя от лжеучителей, и как христиане должны поступать в отношении к себе самим и к другим (ст. 17–23). Наконец, воссылается слава Богу, могущему соблюсти христиан (ст. 24–25).

Подлинность послания

Одно из преданий, указанных в этом послании (относительно предсказания Еноха), вошло в апокрифическую книгу «Еноха», а другое (о борьбе Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея) – в книгу «Восхождение Моисея»; поэтому подлинность послания Иуды подвергалась сомнению. Но упоминание о том или другом предмете апокрифических книг не может делать недостойными те богодухновенные книги, в которых говорится о том, что действительно было, и о чем сохранилось предание, которое лить нескоро вошло в богодухновенное писание, поэтому и упоминание в послании Иуды о предсказании Еноха и борьбе о теле Моисея не может быть достаточным основанием для отвержения подлинности сего послания, так как эти события несомненно были, но сохранялись в предании, и потом вошли в писания отреченные (апокрифические), а после и в канонические. Первое упоминание о послании Иуды находится у писателей еще II-го века: Климента, епископа Римского, у Тертуллиана и потом у Оригена. В каталоге Муратория это послание относится к соборным Апостольским посланиям.

Церковное употребление послания.

В Православной Церкви из послания Апостола Иуды читается за богослужением:

1–10 стихи во вторник Сырной недели;

11–25 стихи в четверток той же недели.

Соборное послание святого Апостола Иуды

Глава 1


а҃. І҆ꙋ́да, І҆и҃са Хрⷭ҇та̀ ра́бъ, бра́тъ же І҆а́кѡва, сꙋ́щымъ ѡ҆ Бз҃ѣ Ѻ҆ц҃ѣ̀ ѡ҆свѧщє́ннымъ, І҆и҃съ Хрⷭ҇то́мъ соблюдє́ннымъ зва̑ннымъ: 1. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом806:
в҃. млⷭ҇ть ва́мъ и҆ ми́ръ и҆ любы̀ да ᲂу҆мно́житсѧ. 2. милость вам и мир и любовь да умножатся807.
г҃. Возлю́бленнїи, всѧ́ко тща́нїе творѧ̀ писа́ти ва́мъ ѡ҆ ѻ҆́бщемъ спⷭ҇нїи ва́шемъ, нꙋ́ждꙋ воз̾имѣ́хъ писа́ти ва́мъ, молѧ̀ подвиза́тисѧ ѡ҆ пре́даннѣй вѣ́рѣ ст҃ы̑мъ є҆ди́ною. 3. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым.
д҃. Привнидо́ша бо нѣ́цыи человѣ́цы, дре́вле пред̾ꙋста́вленнїи на сїѐ ѡ҆сꙋжде́нїе, нечести́вїи, Бг҃а на́шегѡ блгⷣть прелага́ющїи въ скве́рнꙋ, и҆ є҆ди́нагѡ Влⷣки Бг҃а и҆ Гдⷭ҇а на́шегѡ І҆и҃са Хрⷭ҇та̀ ѿмета́ющїисѧ. 4. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа808.
є҃. Воспомѧнꙋ́ти же ва́мъ хощꙋ̀, вѣ́дꙋщымъ и҆ ва́мъ є҆ди́ною сїѐ, ꙗ҆́кѡ Гдⷭ҇ь лю́ди ѿ землѝ Е҆гѵ́петскїѧ сп҃сѐ, послѣдѝ невѣ́ровавшыѧ погꙋбѝ: 5. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
ѕ҃. а҆́ггелы же не соблю́дшыѧ своегѡ̀ нача́льства, но ѡ҆ста́вльшыѧ своѐ жили́ще, на сꙋ́дъ вели́кагѡ днѐ ᲂу҆́зами вѣ́чными под̾ мра́комъ соблюдѐ. 6. и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
з҃. Ꙗ҆́коже Содо́ма и҆ Гомо́рра и҆ ѡ҆кре́стнїи и҆́хъ гра́ды, подо́бнымъ и҆̀мъ ѡ҆́бразомъ преблꙋди́вше и҆ ходи́вше в̾слѣ́дъ пло́ти и҆ны́ѧ, предлежа́тъ въ показа́нїе, ѻ҆гнѧ̀ вѣ́чнагѡ сꙋ́дъ под̾е́мше, 7. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, –
и҃. та́кожде ᲂу҆̀бо и҆ сі́и, сѡ́нїѧ ви́дѧще, пло́ть ᲂу҆́бѡ сквернѧ́тъ, госпо́дства же ѿмета́ютсѧ, сла́вы же хꙋ́лѧще (не трепе́щꙋтъ). 8. так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти809.
ѳ҃. Мїхаи́лъ же А҆рха́гг҃лъ, є҆гда̀ со дїа́воломъ разсꙋжда́ѧ 810 глаго́лаше ѡ҆ Мѡѷсе́овѣ тѣлесѝ, не смѣ́ѧше сꙋда̀ навестѝ хꙋ́льна, но речѐ: да запрети́тъ тебѣ̀ Гдⷭ҇ь. 9. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
і҃. Сі́и же, є҆ли̑ка ᲂу҆́бѡ не вѣ́дѧтъ, хꙋ́лѧтъ: є҆ли̑ка же по є҆стествꙋ̀ ꙗ҆́кѡ безсловє́снаѧ живѡ́тнаѧ вѣ́дѧтъ, въ си́хъ сквернѧ́тсѧ 811. 10. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя812.
а҃і. Го́ре и҆̀мъ, ꙗ҆́кѡ въ пꙋ́ть Ка́їновъ поидо́ша, и҆ въ ле́сть Вала́амовы мзды̀ ᲂу҆стреми́шасѧ, и҆ въ прерѣка́нїи Корре́овѣ погибо́ша. 11. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей (Быт.4:8); (Числ.22:23; 31:16).
в҃і. Сі́и сꙋ́ть въ любва́хъ ва́шихъ скверни́тєли, съ ва́ми ꙗ҆дꙋ́ще, без̾ боѧ́зни себѐ пасꙋ́ще: ѡ҆́блацы безво́дни, ѿ вѣ̑тръ преноси́ми: древеса̀ є҆сє́нна, безплѡ́дна, два́жды ᲂу҆мє́рша, и҆скоренє́на: 12. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя813; это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
г҃і. вѡ́лны свирѣ́пыѧ мо́рѧ, воспѣнѧ́ющѧ своѧ̑ стыдѣ̑нїѧ: ѕвѣ́зды пре́лєстныѧ, и҆̀мже мра́къ тьмы̀ во вѣ́ки блюде́тсѧ. 13. свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки814.
д҃і. Прⷪ҇ро́чествова же и҆ ѡ҆ си́хъ седмы́й ѿ А҆да́ма Е҆нѡ́хъ, глаго́лѧ: сѐ прїи́детъ Гдⷭ҇ь во тьма́хъ ст҃ы́хъ А҆́гг҃лъ Свои́хъ, 14. О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих –
є҃і. сотвори́ти сꙋ́дъ ѡ҆ всѣ́хъ и҆ и҆з̾ѡбличи́ти всѣ́хъ нечести́выхъ ѡ҆ всѣ́хъ дѣ́лѣхъ нече́стїѧ и҆́хъ, и҆́миже нече́ствоваша, и҆ ѡ҆ всѣ́хъ же́стокихъ словесѣ́хъ и҆́хъ, ꙗ҆́же глаго́лаша на́нь грѣ̑шницы нечести́вїи. 15. сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»815.
ѕ҃і. Сі́и сꙋ́ть ропотницы̀, ᲂу҆кори́тєли, (ча́сть поро́чна,) въ по́хотехъ свои́хъ ходѧ́ще нече́стїемъ и҆ законопрестꙋпле́нїемъ: и҆ ᲂу҆ста̀ и҆́хъ глаго́лютъ прегѡ́рдаѧ: чꙋдѧ́щесѧ ли́цамъ по́льзы ра́ди. 16. Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти816.
з҃і. Вы́ же, возлю́бленнїи, помина́йте глаго́лы преждеречє́нныѧ ѿ А҆пⷭ҇лъ Гдⷭ҇а на́шегѡ І҆и҃са Хрⷭ҇та̀: 17. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
и҃і. занѐ глаго́лахꙋ ва́мъ, ꙗ҆́кѡ въ послѣ́днее вре́мѧ бꙋ́дꙋтъ рꙋга́тєли, по свои́хъ по́хотехъ ходѧ́ще и҆ нече́стїихъ. 18. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
ѳ҃і. Сі́и сꙋ́ть ѿдѣлѧ́юще себѐ (ѿ є҆ди́ности вѣ́ры, и҆ сꙋ́ть) тѣле́сни 817, дꙋ́ха не и҆мꙋ́ще. 19. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа818.
к҃. Вы́ же, возлю́бленнїи, ст҃о́ю ва́шею вѣ́рою назида́юще себѐ, Дх҃омъ Ст҃ы́мъ молѧ́щесѧ, 20. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,
к҃а. са́ми себѐ въ любвѝ Бж҃їей соблю́дайте, ждꙋ́ще млⷭ҇ти Гдⷭ҇а на́шегѡ І҆и҃са Хрⷭ҇та̀ въ жи́знь вѣ́чнꙋю. 21. сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни819.
к҃в. И҆ ѻ҆́вѣхъ ᲂу҆́бѡ ми́лꙋйте разсꙋжда́юще, 22. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,
к҃г. ѻ҆́вѣхъ же стра́хомъ спаса́йте, ѿ ѻ҆гнѧ̀ восхища́юще: ѡ҆блича́йте же съ боѧ́знїю, ненави́дѧще и҆ ꙗ҆́же ѿ пло́ти ѡ҆скверне́нꙋю ри́зꙋ. 23. а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью820.
к҃д. Могꙋ́щемꙋ же сохрани́ти вы̀ без̾ грѣха̀ и҆ без̾ скве́рны и҆ поста́вити пред̾ сла́вою Свое́ю непоро́чныхъ въ ра́дости, 24. Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,
к҃є. є҆ди́номꙋ премⷣромꙋ Бг҃ꙋ и҆ Сп҃сꙋ на́шемꙋ, І҆и҃сомъ Хрⷭ҇то́мъ Гдⷭ҇емъ на́шимъ, сла́ва и҆ вели́чїе, держа́ва и҆ вла́сть, пре́жде всегѡ̀ вѣ́ка, и҆ нн҃ѣ, и҆ во всѧ̑ вѣ́ки. А҆ми́нь. 25. Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь821.

* * *

806

После обозначения себя, как слуги Господня и брата достоуважаемого епископа Иерусалимского, Апостол Иуда указывает, кому он шлет свое послание; но это указание самое общее, оно касается всех христиан, пребывающих верными Богу. На основании вышеуказанного сходства описания еретиков с изображением их во 2-м послании Апостола Петра, полагают обыкновенно, что Иуда писал свое послание по преимуществу Малоазийским христианам, но вместе с тем назначал его и для всех христиан, ревнующих о святости жизни, над которою издевались развратные люди и лжеучители.

807

В приветствии Апостола высказываются в кратких словах столь великие христианские пожелания, что они могли быть примером для одного из литургических священных благословений, в котором испрашивается благодать (милость) Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Духа Святого, прежде всего выражающиеся в мире с Богом, потом в мире совести и мире со всеми людьми, срвн. (2Кор.13:13).

808

Имея в виду писать для поддержания стремящихся к спасению чрез святость жизни, Апостол, после краткого выражения своем цели, прямо приступает к обличению противодействующих сему нечестивцев, особенно возмущающих ревнителей благочестия тем, что они все общее дело спасения и многие частные благодатные установления обращают через перетолкование и злоупотребления в повод к нечестию. Один из таких случаев, именно злоупотребление вечерею любви, Апостол указывает далее (ст. 12). Общее же злоупотребление благодатью спасения заключалось в том, что еретики (николаиты) считали себе все позволенным. Второе страшное злоупотребление еретиков состояло в отвержении Самого Бога, как Единого Творца и Промыслителя мира, и третье – в отвержении Иисуса Христа, как Божественного лица и Спасителя. Второе из заблуждений отчасти указывалось в еретиках и Апостолом Петром, но не столь ясно (2:1; 3:4). Можно сказать, что еретики, обличаемые Иудою, были полные нечестивцы, которые, прикрывая гнусность своих деяний свободою христианскою, предавались всякому распутству и учили не так, как учит Слово Божие и как изъясняет оное святая Церковь, а как им нравилось и требовалось по духу жизни их. Речь о древнем назначении еретиков к погибели можно понимать в том смысле, что все отступники, по древнему закону и примерам, должны быть подвергнуты наказанию, что в судьбах предведущего Судии, конечно, уже и определено. Это представление о древнем законе, как обрекающем на погибель нечестивых отступников, и подтверждается прежде всего событием из жизни Подзаконного народа Еврейского, судьбы которого так хорошо были известны христианам из Евреев. В светских судилищах «предуставленными к осуждению» назывались те, имена коих, как обвиненных, вывешивались на публичном месте и наказание коих не могло замедлить, срвн. (2Петр.2:3).

809

Примеры приводятся не в исторической последовательности, а в такой, которая ближе подходит к христианам, и потом уже передаются другие два примера, разительно доказывающие, как Господь наказал за презрение к своему положению даже высших духов, и как целые города и области подверглись погибели за противоестественные грехи. Тою же участью угрожается и всем растлевающим тело свое греховною жизнью и горделиво-сумасбродно отрицающим всякую власть вообще и всякое чиноначалие в отдельности, начиная с власти Господней, Ангельской и оканчивая человеческой, в лице пастырей и учителей Церкви, которых поносил, например, Диотреф, срвн. (2Петр.2:4); (3Ин.9–10). День всеобщего суда Апостол называет великим (в 6 ст.) по величию событий этого дня и потому, что этим днем начнется бесконечная вечность, срвн. (2Петр.2:9).

810

препира́ѧсѧ

811

растлѣва́ютсѧ

812

Архангел Михаил, называемый великим военачальником в книге Даниила (Дан.12:1, 10:13), приводится в пример того, как даже высшие лица не злословят других великих сил, хотя бы они были нехороши и несправедливы, как были несправедливы злые духи, требуя в свой удел тления тело Моисея. Судьба Моисея, умершего на горе Навав (Втор.34:3–7), ввиду того, что место погребения его осталось неизвестно, была вообще предметом многих толков у Евреев, утверждавших, что Моисей был погребен Ангелами, срвн. у Епифания в 9 и 24 кн. о ересях. К этому еще Иуда, вместе с преданием, сообщает, что у Ангела была борьба из-за тела Моисея, в которой Архистратиг воинств небесных не сказал ничего в порицание злых духов, предоставив суд Богу. И суд окончился торжеством добрых Ангелов, ибо мы знаем, что Моисей являлся на горе Преображения вместе с Илией, тело которого не подверглось тлению. Торжество Ангелов могло быть и в том, что Евреи не могли обоготворить Моисея, как сие могло бы случиться, если бы известно было, где находится тело Моисея.

Относя пример Архистратига Михаила к еретикам, Апостол в особенности указывает на то, что Архистратиг Михаил знал, что он имеет дело с злыми силами и однако не хулил их, а еретики относятся с презрением и хулою к тому, о чем не имеют правильного понятия: все христианские догматы недоступны для их кичливого разума; они даже и к тому, что видят, не относятся, как должно, т. е. к своему телу, злоупотребляя его естественными стремлениями, через противоестественные пороки.

813

Ряд примеров заканчивается сравнением жизни еретиков с жизнью братоубийцы ненавистника Каина, срвн. (Ин.3:15), мздоимца Валаама и противника власти Корея, восстание которого против богоустановленной иерархии и порядков ветхозаветного богослужебного строя особенно было сходно со свободным учением еретиков о безразличии всякого рода жизни.

Из многих случаев нарушения еретиками святости богослужебных порядков Нового Завета Апостол указывает один, но важнейший, происходивший на вечерях любви, на которых в первые времена христианства могла с особенною поразительностью выражаться братская любовь христиан. И это-то величайшей важности установление оскверняли нечестивцы своим невоздержанием, которое повело к отмене самых вечерей любви, срвн. (1Кор.11:29).

814

От живых примеров и образов еретиков Апостол переходит к сравнению их с предметами и явлениями природы и называет их безводными облаками, от которых не бывает никакой пользы, кроме обольщения и мрака; – деревьями, от которых никоим образом нельзя ждать плода и которые готовы только на сожжение; – попусту пенящимися свирепыми волнами, готовыми погубить других, и звездами, падающими в бездну тьмы. Некоторые из сих сравнений упоминаются у Апостола Петра, но Апостол Иуда приводит целостный ряд явлений, сколько величественных, столько же и страшных, возбуждая тем ужас христиан к увлечению нечестием еретиков. Под «мраком», который блюдется еретикам, должно разуметь, как ослепление их здесь – предание их в неискусен ум творити неподобная, так и лишение лицезрения Божия в вечности и осуждение на адский мрак, срвн. (2Петр.2:17).

815

Упоминаемое здесь пророчество Еноха не записано в книгах священных Ветхого Завета, но оно взято из предания. Это пророчество вполне сообразно с положением Еноха среди нечестивцев своего времени и с истинным учением о последнем суде над всеми людьми и, в частности, с учением о мздовоздаянии за злословие. «Всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный», говорит Сам Иисус Христос (Мф.12:36), а тем более дадут ответ хулящие Бога и Христа Его, срвн. 8 ст. и (Пс.2:3).

816

Характеризуя еретиков прямо, без сравнений, Апостол называет их ропотниками, велеречивыми, лицемерами и беззаконниками, во всем преследующими свои корыстные цели. О появлении таких еретиков предсказал и Апостол Петр, а посему Апостол Иуда почти буквально воспроизводит его предсказание (2Петр.3:3). Наконец, он называет их людьми бездушными, подобными тем, о которых Господь сказал: «не имать дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть» (Быт.6:3). По изъяснению Экумения, Апостол, называя еретиков ропотниками и укорителями, показывает, что они стараются порицать и злословить все и всегда; или, как говорит другой толковник, «они жалуются и ропщут на строгость законов и властей, которые воспрещают их бесчинные собрания; жалуются на пастырей Церкви, которые со всяким тщанием стараются раскрыть всю их срамоту и бесстыдные дела и сим предостеречь верующих, чтобы они не только не слушались их, но даже изгоняли из своих домов и не говорили им приветствий (2Ин.1:10). Они жалуются на Божественные учреждения в Церкви и гражданские постановления в обществе; жалуются наконец на Самого Бога, на строгость Его правосудия, на неровное участие Его святого Промысла о людях» (см. «Воскресное Чтение» 1877 г., стр. 67). Выражение: «Уста их глаголют прегордая» заимствовано из книги пророка Даниила (Дан.7:8), где говорится о гордых речах Навуходоносора против Бога. Так говорили гордо о себе и низко о Боге и гностики, называвшие Симона волхва богом (Деян.8:9:10). Но перед сильными людьми гностики напротив льстили. Это делал даже Симон, льстивший Феликсу и Нерону, а равно и другие еретики, как свидетельствует о сем святой Ириней (кн. 1, гл. 9); срвн. (2Петр.2:14).

817

дꙋше́вни

818

С 17-го стиха, можно сказать, начинается вторая, нравоучительная часть послания. Здесь сначала даются христианам правила, руководствуясь коими они могут предохранить себя от действия лжеучителей. Первое из сих правил заключается в том, чтобы помнить Апостольские предсказания и предостережения относительно еретиков. Эти предсказания были высказываемы Апостолами устно и письменно (2Петр.3:2–4); (Деян.20:29); (1Тим.4:1:3). Из свойств, которыми Апостолы определяли еретиков, особенно достойна внимания их обособленность от прочих членов Церкви. Это – отщепенцы от единства веры и жизни христианской, не принимающие участия в самых священных союзах и собраниях церковных, срвн. (Деян.11:46); (1Кор.11:20); (Евр.10:25). Апостолы предсказывали, что такие люди явятся в последнее время. И действительно, такие отщепенцы непрерывно являлись и являются до последнего времени; так что и ныне многие, увлекаемые духом века, подвергают священные таинства христианской веры пытливости лжеименного разума, отвергают их, а вместе с тем и себя отторгают от единства Церкви, увлекая за собою неискусных в вере. Переставая считать святую Церковь матерью своею, они лишаются и Отца Бога, становятся плотскими и душевными, чуждыми всех высших духовных интересов, ибо душевный человек не приемлет яже суть Духа Божия (1Кор.2:14).

819

Противопоставляя плотской жизни еретиков жизнь христианскую, Апостол советует христианам жить душою, назидаясь, т. е. основываясь на главных правилах веры и жизни христианской и вручая себя постоянно водительству Духа Божия, особенно в молитве, через которую совершается христианское возрастание в вере, надежде и любви и подаются великие милости Божии, столь необходимые для грешников в пути их к Царству Небесному. Так как мы нередко не знаем, о чем и как молиться нам, то Апостол заповедует молиться Духом Святым, т. е. при помощи Духа Святого, срвн. (Рим.8:26), и просить о том, что Ему благоугодно, а не того, что приятно для плоти нашей или что составляет суету мирскую, не приводящую ко спасению ни нас, ни ближних.

820

Отделению гностиков от единства веры и Церкви Апостол противополагает христианскую любовь и, в частности, показывает, как это великое начало христианской жизни может быть применяемо по требованию лиц и обстоятельств. Так он советует действовать на одних снисхождением, а на других угрозами, и с осторожностью пользоваться обличением, срвн. (Гал.6:1), чтобы «всяко некия спасти» и себя не погубить. Боязнь сего последнего должна удалять христиан не только от всякого общения с еретиками (2Ин.1:10), но даже от всего, носящего на себе признак скверны, ибо ничто, даже по-видимому самое малое (например, оскверненная одежда), не безразличное дело по отношению к непорочной жизни. Давая правила о неприкосновении к одежде, оскверненной плотью, Апостол, быть может, имел в виду ветхозаветный закон о неприкосновении ко всему нечистому (Лев.13:47 –48). Но, вернее, как выражается один наш толковник, сим образно дает разуметь христианам, чтобы они виссон оправдания святых, полученный ими в купели святого крещения, сохраняли в неприкосновенной святости и чистоте, и не помрачали студными делами и плотскими вожделениями, дабы потом с неукоризненной совестью могли явиться в нем на великий брачный пир Агнца (см. «Воскресное Чтение» 1877 г., стр. 131).

821

Заканчивает свое послание Апостол Иуда славою Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Которому принадлежит ни с чем не сравнимое Божественное достоинство, всеми прославляемое (слава), чудное проявление Его в творении (величие), а вместе и вечное господство во всем и над всеми (сила и держава). Славословие это Апостол противопоставляет хульным словам и нелепому учению гностиков, по коему они отнимали всю славу у Господа нашего Иисуса Христа, утверждая, что они спасаются своими силами, а не благодатью Христовой, допуская безразличие действий добрых и злых, отвергая всеобщий суд, вечные муки и т.п. Наконец, слава всемогущему и премудрому Богу возсылается потому, что Он один может спасти нас от падения и дать вечную славу всем соблюдшим себя в нравственной чистоте и непорочности. Да соблюдет Господь в непорочности и нас всех, да внидем и мы в радость Его со всеми святыми! Аминь.


Источник: Толковый Апостол / Сост. епископ Никанор. – Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1904-. / Часть 1: Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий. – 1905. – 639 с.

Комментарии для сайта Cackle