Объяснение соборного послания святого Апостола Иуды
О послании святого Апостола Иуды
Писатель послания
Писатель послания сам называет себя Иудою, преданным человеком Иисусу Христу и братом Иакова. Нам уже известен святой Апостол Иаков, имевший брата Иуду. Это – писатель первого соборного послания, первый епископ Иерусалимский, Иаков Малый. Как известно, он был сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. Таким образом и Иуда, как и Иаков, мог называться братом Господним; но он, подобно ему, считал справедливее называться рабом Иисуса Христа. Как великим именем патриарха Иакова украшались многие Апостолы, так и славное имя Иуды, родоначальника царского рода в Иудее, украшало не одного Иуду, писателя послания. Два Иуды были в числе 12 Апостолов. И об одном из них замечается, что он (Иуда не Искариотский) спросил Иисуса Христа: «что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови?». На что Иисус Христос ответил: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима» (Ин.14:21–23). По свидетельству многих, Апостол Иуда проповедовал Евангелие во Иудее, Самарии, Сирии, Идумее, Месопотамии и даже в Армении и Персии. По преданию, сохраненному в истории Евсевия, сей Апостол Иуда был преемником своего брата Симеона по епископству в Церкви Иерусалимской и дожил до времени Домициана (81–96 г.). Память его ублажается 19 и 30 июня.
Обстоятельства написания послания
Чистота жизни первенствующих христиан уже при жизни первых Апостолов нередко омрачалась; но еще в большей мере должно было совершиться это печальное явление в будущем, как об этом предсказывали Апостолы. Будучи епископом матери Церквей, Церкви Иерусалимской, Иуда около конца своей жизни увидел, что предсказание Апостолов о появлении лжеучителей, отвергающих самый закон, сбылось (ст.17–18); поэтому он счел своим долгом и обязанностью написать увещание всем призванным в христианство, чтобы все они мужественно пребывали в святой вере и не отступали от уготованного всем спасения (ст.1–3). По преимуществу это были еретики гностики, отвергавшие Иисуса Христа (ст.4) и считавшие, что им, как людям высшего знания и освобожденным от греха, все позволительно. О появлении этого рода еретиков особенно ясно предсказывал Апостол Петр, поэтому Апостол Иуда в своем изображении еретиков употребляет черты одинаковые с теми, которые употреблял Апостол Петр; но ко всему он присоединяет свои особенные черты и на все смотрит с особенной своей точки зрения. То же должно сказать относительно доводов и примеров, которые у Иуды обильнее и берутся не из одной только библейской области, но и из области предания (ст. 9, 14:15).
Содержание послания
Содержание послания соответствует цели его.
После надписания послания, Апостол Иуда излагает побуждения к написанию послания и показывает главный предмет как послания, так и деятельности тех христиан, к которым пишет – подвизаться за святую веру, издревле им преданную (ст.3); далее Апостол показывает, почему необходимо христианам подвизаться за веру: потому что вкрались в среду их опасные лжеучители, причем дает краткое описание их свойств, лжеучения, действий, жизни и судьбы, подобной судьбе неверовавших Иудеев, злых Ангелов и жителей Содома и Гоморы (ст. 4–16). В заключительной части послания дается наставление, как предохранить себя от лжеучителей, и как христиане должны поступать в отношении к себе самим и к другим (ст. 17–23). Наконец, воссылается слава Богу, могущему соблюсти христиан (ст. 24–25).
Подлинность послания
Одно из преданий, указанных в этом послании (относительно предсказания Еноха), вошло в апокрифическую книгу «Еноха», а другое (о борьбе Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея) – в книгу «Восхождение Моисея»; поэтому подлинность послания Иуды подвергалась сомнению. Но упоминание о том или другом предмете апокрифических книг не может делать недостойными те богодухновенные книги, в которых говорится о том, что действительно было, и о чем сохранилось предание, которое лить нескоро вошло в богодухновенное писание, поэтому и упоминание в послании Иуды о предсказании Еноха и борьбе о теле Моисея не может быть достаточным основанием для отвержения подлинности сего послания, так как эти события несомненно были, но сохранялись в предании, и потом вошли в писания отреченные (апокрифические), а после и в канонические. Первое упоминание о послании Иуды находится у писателей еще II-го века: Климента, епископа Римского, у Тертуллиана и потом у Оригена. В каталоге Муратория это послание относится к соборным Апостольским посланиям.
Церковное употребление послания.
В Православной Церкви из послания Апостола Иуды читается за богослужением:
1–10 стихи во вторник Сырной недели;
11–25 стихи в четверток той же недели.
Соборное послание святого Апостола Иуды
Глава 1
а҃. І҆ꙋ́да, І҆и҃са Хрⷭ҇та̀ ра́бъ, бра́тъ же І҆а́кѡва, сꙋ́щымъ ѡ҆ Бз҃ѣ Ѻ҆ц҃ѣ̀ ѡ҆свѧщє́ннымъ, І҆и҃съ Хрⷭ҇то́мъ соблюдє́ннымъ зва̑ннымъ: | 1. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом806: |
в҃. млⷭ҇ть ва́мъ и҆ ми́ръ и҆ любы̀ да ᲂу҆мно́житсѧ. | 2. милость вам и мир и любовь да умножатся807. |
г҃. Возлю́бленнїи, всѧ́ко тща́нїе творѧ̀ писа́ти ва́мъ ѡ҆ ѻ҆́бщемъ спⷭ҇нїи ва́шемъ, нꙋ́ждꙋ воз̾имѣ́хъ писа́ти ва́мъ, молѧ̀ подвиза́тисѧ ѡ҆ пре́даннѣй вѣ́рѣ ст҃ы̑мъ є҆ди́ною. | 3. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. |
д҃. Привнидо́ша бо нѣ́цыи человѣ́цы, дре́вле пред̾ꙋста́вленнїи на сїѐ ѡ҆сꙋжде́нїе, нечести́вїи, Бг҃а на́шегѡ блгⷣть прелага́ющїи въ скве́рнꙋ, и҆ є҆ди́нагѡ Влⷣки Бг҃а и҆ Гдⷭ҇а на́шегѡ І҆и҃са Хрⷭ҇та̀ ѿмета́ющїисѧ. | 4. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа808. |
є҃. Воспомѧнꙋ́ти же ва́мъ хощꙋ̀, вѣ́дꙋщымъ и҆ ва́мъ є҆ди́ною сїѐ, ꙗ҆́кѡ Гдⷭ҇ь лю́ди ѿ землѝ Е҆гѵ́петскїѧ сп҃сѐ, послѣдѝ невѣ́ровавшыѧ погꙋбѝ: | 5. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, |
ѕ҃. а҆́ггелы же не соблю́дшыѧ своегѡ̀ нача́льства, но ѡ҆ста́вльшыѧ своѐ жили́ще, на сꙋ́дъ вели́кагѡ днѐ ᲂу҆́зами вѣ́чными под̾ мра́комъ соблюдѐ. | 6. и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. |
з҃. Ꙗ҆́коже Содо́ма и҆ Гомо́рра и҆ ѡ҆кре́стнїи и҆́хъ гра́ды, подо́бнымъ и҆̀мъ ѡ҆́бразомъ преблꙋди́вше и҆ ходи́вше в̾слѣ́дъ пло́ти и҆ны́ѧ, предлежа́тъ въ показа́нїе, ѻ҆гнѧ̀ вѣ́чнагѡ сꙋ́дъ под̾е́мше, | 7. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – |
и҃. та́кожде ᲂу҆̀бо и҆ сі́и, сѡ́нїѧ ви́дѧще, пло́ть ᲂу҆́бѡ сквернѧ́тъ, госпо́дства же ѿмета́ютсѧ, сла́вы же хꙋ́лѧще (не трепе́щꙋтъ). | 8. так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти809. |
ѳ҃. Мїхаи́лъ же А҆рха́гг҃лъ, є҆гда̀ со дїа́воломъ разсꙋжда́ѧ 810 глаго́лаше ѡ҆ Мѡѷсе́овѣ тѣлесѝ, не смѣ́ѧше сꙋда̀ навестѝ хꙋ́льна, но речѐ: да запрети́тъ тебѣ̀ Гдⷭ҇ь. | 9. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». |
і҃. Сі́и же, є҆ли̑ка ᲂу҆́бѡ не вѣ́дѧтъ, хꙋ́лѧтъ: є҆ли̑ка же по є҆стествꙋ̀ ꙗ҆́кѡ безсловє́снаѧ живѡ́тнаѧ вѣ́дѧтъ, въ си́хъ сквернѧ́тсѧ 811. | 10. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя812. |
а҃і. Го́ре и҆̀мъ, ꙗ҆́кѡ въ пꙋ́ть Ка́їновъ поидо́ша, и҆ въ ле́сть Вала́амовы мзды̀ ᲂу҆стреми́шасѧ, и҆ въ прерѣка́нїи Корре́овѣ погибо́ша. | 11. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей (Быт.4:8); (Числ.22:23; 31:16). |
в҃і. Сі́и сꙋ́ть въ любва́хъ ва́шихъ скверни́тєли, съ ва́ми ꙗ҆дꙋ́ще, без̾ боѧ́зни себѐ пасꙋ́ще: ѡ҆́блацы безво́дни, ѿ вѣ̑тръ преноси́ми: древеса̀ є҆сє́нна, безплѡ́дна, два́жды ᲂу҆мє́рша, и҆скоренє́на: | 12. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя813; это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; |
г҃і. вѡ́лны свирѣ́пыѧ мо́рѧ, воспѣнѧ́ющѧ своѧ̑ стыдѣ̑нїѧ: ѕвѣ́зды пре́лєстныѧ, и҆̀мже мра́къ тьмы̀ во вѣ́ки блюде́тсѧ. | 13. свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки814. |
д҃і. Прⷪ҇ро́чествова же и҆ ѡ҆ си́хъ седмы́й ѿ А҆да́ма Е҆нѡ́хъ, глаго́лѧ: сѐ прїи́детъ Гдⷭ҇ь во тьма́хъ ст҃ы́хъ А҆́гг҃лъ Свои́хъ, | 14. О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – |
є҃і. сотвори́ти сꙋ́дъ ѡ҆ всѣ́хъ и҆ и҆з̾ѡбличи́ти всѣ́хъ нечести́выхъ ѡ҆ всѣ́хъ дѣ́лѣхъ нече́стїѧ и҆́хъ, и҆́миже нече́ствоваша, и҆ ѡ҆ всѣ́хъ же́стокихъ словесѣ́хъ и҆́хъ, ꙗ҆́же глаго́лаша на́нь грѣ̑шницы нечести́вїи. | 15. сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»815. |
ѕ҃і. Сі́и сꙋ́ть ропотницы̀, ᲂу҆кори́тєли, (ча́сть поро́чна,) въ по́хотехъ свои́хъ ходѧ́ще нече́стїемъ и҆ законопрестꙋпле́нїемъ: и҆ ᲂу҆ста̀ и҆́хъ глаго́лютъ прегѡ́рдаѧ: чꙋдѧ́щесѧ ли́цамъ по́льзы ра́ди. | 16. Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти816. |
з҃і. Вы́ же, возлю́бленнїи, помина́йте глаго́лы преждеречє́нныѧ ѿ А҆пⷭ҇лъ Гдⷭ҇а на́шегѡ І҆и҃са Хрⷭ҇та̀: | 17. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. |
и҃і. занѐ глаго́лахꙋ ва́мъ, ꙗ҆́кѡ въ послѣ́днее вре́мѧ бꙋ́дꙋтъ рꙋга́тєли, по свои́хъ по́хотехъ ходѧ́ще и҆ нече́стїихъ. | 18. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. |
ѳ҃і. Сі́и сꙋ́ть ѿдѣлѧ́юще себѐ (ѿ є҆ди́ности вѣ́ры, и҆ сꙋ́ть) тѣле́сни 817, дꙋ́ха не и҆мꙋ́ще. | 19. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа818. |
к҃. Вы́ же, возлю́бленнїи, ст҃о́ю ва́шею вѣ́рою назида́юще себѐ, Дх҃омъ Ст҃ы́мъ молѧ́щесѧ, | 20. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, |
к҃а. са́ми себѐ въ любвѝ Бж҃їей соблю́дайте, ждꙋ́ще млⷭ҇ти Гдⷭ҇а на́шегѡ І҆и҃са Хрⷭ҇та̀ въ жи́знь вѣ́чнꙋю. | 21. сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни819. |
к҃в. И҆ ѻ҆́вѣхъ ᲂу҆́бѡ ми́лꙋйте разсꙋжда́юще, | 22. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, |
к҃г. ѻ҆́вѣхъ же стра́хомъ спаса́йте, ѿ ѻ҆гнѧ̀ восхища́юще: ѡ҆блича́йте же съ боѧ́знїю, ненави́дѧще и҆ ꙗ҆́же ѿ пло́ти ѡ҆скверне́нꙋю ри́зꙋ. | 23. а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью820. |
к҃д. Могꙋ́щемꙋ же сохрани́ти вы̀ без̾ грѣха̀ и҆ без̾ скве́рны и҆ поста́вити пред̾ сла́вою Свое́ю непоро́чныхъ въ ра́дости, | 24. Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, |
к҃є. є҆ди́номꙋ премⷣромꙋ Бг҃ꙋ и҆ Сп҃сꙋ на́шемꙋ, І҆и҃сомъ Хрⷭ҇то́мъ Гдⷭ҇емъ на́шимъ, сла́ва и҆ вели́чїе, держа́ва и҆ вла́сть, пре́жде всегѡ̀ вѣ́ка, и҆ нн҃ѣ, и҆ во всѧ̑ вѣ́ки. А҆ми́нь. | 25. Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь821. |
* * *
После обозначения себя, как слуги Господня и брата достоуважаемого епископа Иерусалимского, Апостол Иуда указывает, кому он шлет свое послание; но это указание самое общее, оно касается всех христиан, пребывающих верными Богу. На основании вышеуказанного сходства описания еретиков с изображением их во 2-м послании Апостола Петра, полагают обыкновенно, что Иуда писал свое послание по преимуществу Малоазийским христианам, но вместе с тем назначал его и для всех христиан, ревнующих о святости жизни, над которою издевались развратные люди и лжеучители.
В приветствии Апостола высказываются в кратких словах столь великие христианские пожелания, что они могли быть примером для одного из литургических священных благословений, в котором испрашивается благодать (милость) Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Духа Святого, прежде всего выражающиеся в мире с Богом, потом в мире совести и мире со всеми людьми, срвн. (2Кор.13:13).
Имея в виду писать для поддержания стремящихся к спасению чрез святость жизни, Апостол, после краткого выражения своем цели, прямо приступает к обличению противодействующих сему нечестивцев, особенно возмущающих ревнителей благочестия тем, что они все общее дело спасения и многие частные благодатные установления обращают через перетолкование и злоупотребления в повод к нечестию. Один из таких случаев, именно злоупотребление вечерею любви, Апостол указывает далее (ст. 12). Общее же злоупотребление благодатью спасения заключалось в том, что еретики (николаиты) считали себе все позволенным. Второе страшное злоупотребление еретиков состояло в отвержении Самого Бога, как Единого Творца и Промыслителя мира, и третье – в отвержении Иисуса Христа, как Божественного лица и Спасителя. Второе из заблуждений отчасти указывалось в еретиках и Апостолом Петром, но не столь ясно (2:1; 3:4). Можно сказать, что еретики, обличаемые Иудою, были полные нечестивцы, которые, прикрывая гнусность своих деяний свободою христианскою, предавались всякому распутству и учили не так, как учит Слово Божие и как изъясняет оное святая Церковь, а как им нравилось и требовалось по духу жизни их. Речь о древнем назначении еретиков к погибели можно понимать в том смысле, что все отступники, по древнему закону и примерам, должны быть подвергнуты наказанию, что в судьбах предведущего Судии, конечно, уже и определено. Это представление о древнем законе, как обрекающем на погибель нечестивых отступников, и подтверждается прежде всего событием из жизни Подзаконного народа Еврейского, судьбы которого так хорошо были известны христианам из Евреев. В светских судилищах «предуставленными к осуждению» назывались те, имена коих, как обвиненных, вывешивались на публичном месте и наказание коих не могло замедлить, срвн. (2Петр.2:3).
Примеры приводятся не в исторической последовательности, а в такой, которая ближе подходит к христианам, и потом уже передаются другие два примера, разительно доказывающие, как Господь наказал за презрение к своему положению даже высших духов, и как целые города и области подверглись погибели за противоестественные грехи. Тою же участью угрожается и всем растлевающим тело свое греховною жизнью и горделиво-сумасбродно отрицающим всякую власть вообще и всякое чиноначалие в отдельности, начиная с власти Господней, Ангельской и оканчивая человеческой, в лице пастырей и учителей Церкви, которых поносил, например, Диотреф, срвн. (2Петр.2:4); (3Ин.9–10). День всеобщего суда Апостол называет великим (в 6 ст.) по величию событий этого дня и потому, что этим днем начнется бесконечная вечность, срвн. (2Петр.2:9).
препира́ѧсѧ
растлѣва́ютсѧ
Архангел Михаил, называемый великим военачальником в книге Даниила (Дан.12:1, 10:13), приводится в пример того, как даже высшие лица не злословят других великих сил, хотя бы они были нехороши и несправедливы, как были несправедливы злые духи, требуя в свой удел тления тело Моисея. Судьба Моисея, умершего на горе Навав (Втор.34:3–7), ввиду того, что место погребения его осталось неизвестно, была вообще предметом многих толков у Евреев, утверждавших, что Моисей был погребен Ангелами, срвн. у Епифания в 9 и 24 кн. о ересях. К этому еще Иуда, вместе с преданием, сообщает, что у Ангела была борьба из-за тела Моисея, в которой Архистратиг воинств небесных не сказал ничего в порицание злых духов, предоставив суд Богу. И суд окончился торжеством добрых Ангелов, ибо мы знаем, что Моисей являлся на горе Преображения вместе с Илией, тело которого не подверглось тлению. Торжество Ангелов могло быть и в том, что Евреи не могли обоготворить Моисея, как сие могло бы случиться, если бы известно было, где находится тело Моисея.
Относя пример Архистратига Михаила к еретикам, Апостол в особенности указывает на то, что Архистратиг Михаил знал, что он имеет дело с злыми силами и однако не хулил их, а еретики относятся с презрением и хулою к тому, о чем не имеют правильного понятия: все христианские догматы недоступны для их кичливого разума; они даже и к тому, что видят, не относятся, как должно, т. е. к своему телу, злоупотребляя его естественными стремлениями, через противоестественные пороки.
Ряд примеров заканчивается сравнением жизни еретиков с жизнью братоубийцы ненавистника Каина, срвн. (Ин.3:15), мздоимца Валаама и противника власти Корея, восстание которого против богоустановленной иерархии и порядков ветхозаветного богослужебного строя особенно было сходно со свободным учением еретиков о безразличии всякого рода жизни.
Из многих случаев нарушения еретиками святости богослужебных порядков Нового Завета Апостол указывает один, но важнейший, происходивший на вечерях любви, на которых в первые времена христианства могла с особенною поразительностью выражаться братская любовь христиан. И это-то величайшей важности установление оскверняли нечестивцы своим невоздержанием, которое повело к отмене самых вечерей любви, срвн. (1Кор.11:29).
От живых примеров и образов еретиков Апостол переходит к сравнению их с предметами и явлениями природы и называет их безводными облаками, от которых не бывает никакой пользы, кроме обольщения и мрака; – деревьями, от которых никоим образом нельзя ждать плода и которые готовы только на сожжение; – попусту пенящимися свирепыми волнами, готовыми погубить других, и звездами, падающими в бездну тьмы. Некоторые из сих сравнений упоминаются у Апостола Петра, но Апостол Иуда приводит целостный ряд явлений, сколько величественных, столько же и страшных, возбуждая тем ужас христиан к увлечению нечестием еретиков. Под «мраком», который блюдется еретикам, должно разуметь, как ослепление их здесь – предание их в неискусен ум творити неподобная, так и лишение лицезрения Божия в вечности и осуждение на адский мрак, срвн. (2Петр.2:17).
Упоминаемое здесь пророчество Еноха не записано в книгах священных Ветхого Завета, но оно взято из предания. Это пророчество вполне сообразно с положением Еноха среди нечестивцев своего времени и с истинным учением о последнем суде над всеми людьми и, в частности, с учением о мздовоздаянии за злословие. «Всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный», говорит Сам Иисус Христос (Мф.12:36), а тем более дадут ответ хулящие Бога и Христа Его, срвн. 8 ст. и (Пс.2:3).
Характеризуя еретиков прямо, без сравнений, Апостол называет их ропотниками, велеречивыми, лицемерами и беззаконниками, во всем преследующими свои корыстные цели. О появлении таких еретиков предсказал и Апостол Петр, а посему Апостол Иуда почти буквально воспроизводит его предсказание (2Петр.3:3). Наконец, он называет их людьми бездушными, подобными тем, о которых Господь сказал: «не имать дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть» (Быт.6:3). По изъяснению Экумения, Апостол, называя еретиков ропотниками и укорителями, показывает, что они стараются порицать и злословить все и всегда; или, как говорит другой толковник, «они жалуются и ропщут на строгость законов и властей, которые воспрещают их бесчинные собрания; жалуются на пастырей Церкви, которые со всяким тщанием стараются раскрыть всю их срамоту и бесстыдные дела и сим предостеречь верующих, чтобы они не только не слушались их, но даже изгоняли из своих домов и не говорили им приветствий (2Ин.1:10). Они жалуются на Божественные учреждения в Церкви и гражданские постановления в обществе; жалуются наконец на Самого Бога, на строгость Его правосудия, на неровное участие Его святого Промысла о людях» (см. «Воскресное Чтение» 1877 г., стр. 67). Выражение: «Уста их глаголют прегордая» заимствовано из книги пророка Даниила (Дан.7:8), где говорится о гордых речах Навуходоносора против Бога. Так говорили гордо о себе и низко о Боге и гностики, называвшие Симона волхва богом (Деян.8:9:10). Но перед сильными людьми гностики напротив льстили. Это делал даже Симон, льстивший Феликсу и Нерону, а равно и другие еретики, как свидетельствует о сем святой Ириней (кн. 1, гл. 9); срвн. (2Петр.2:14).
дꙋше́вни
С 17-го стиха, можно сказать, начинается вторая, нравоучительная часть послания. Здесь сначала даются христианам правила, руководствуясь коими они могут предохранить себя от действия лжеучителей. Первое из сих правил заключается в том, чтобы помнить Апостольские предсказания и предостережения относительно еретиков. Эти предсказания были высказываемы Апостолами устно и письменно (2Петр.3:2–4); (Деян.20:29); (1Тим.4:1:3). Из свойств, которыми Апостолы определяли еретиков, особенно достойна внимания их обособленность от прочих членов Церкви. Это – отщепенцы от единства веры и жизни христианской, не принимающие участия в самых священных союзах и собраниях церковных, срвн. (Деян.11:46); (1Кор.11:20); (Евр.10:25). Апостолы предсказывали, что такие люди явятся в последнее время. И действительно, такие отщепенцы непрерывно являлись и являются до последнего времени; так что и ныне многие, увлекаемые духом века, подвергают священные таинства христианской веры пытливости лжеименного разума, отвергают их, а вместе с тем и себя отторгают от единства Церкви, увлекая за собою неискусных в вере. Переставая считать святую Церковь матерью своею, они лишаются и Отца Бога, становятся плотскими и душевными, чуждыми всех высших духовных интересов, ибо душевный человек не приемлет яже суть Духа Божия (1Кор.2:14).
Противопоставляя плотской жизни еретиков жизнь христианскую, Апостол советует христианам жить душою, назидаясь, т. е. основываясь на главных правилах веры и жизни христианской и вручая себя постоянно водительству Духа Божия, особенно в молитве, через которую совершается христианское возрастание в вере, надежде и любви и подаются великие милости Божии, столь необходимые для грешников в пути их к Царству Небесному. Так как мы нередко не знаем, о чем и как молиться нам, то Апостол заповедует молиться Духом Святым, т. е. при помощи Духа Святого, срвн. (Рим.8:26), и просить о том, что Ему благоугодно, а не того, что приятно для плоти нашей или что составляет суету мирскую, не приводящую ко спасению ни нас, ни ближних.
Отделению гностиков от единства веры и Церкви Апостол противополагает христианскую любовь и, в частности, показывает, как это великое начало христианской жизни может быть применяемо по требованию лиц и обстоятельств. Так он советует действовать на одних снисхождением, а на других угрозами, и с осторожностью пользоваться обличением, срвн. (Гал.6:1), чтобы «всяко некия спасти» и себя не погубить. Боязнь сего последнего должна удалять христиан не только от всякого общения с еретиками (2Ин.1:10), но даже от всего, носящего на себе признак скверны, ибо ничто, даже по-видимому самое малое (например, оскверненная одежда), не безразличное дело по отношению к непорочной жизни. Давая правила о неприкосновении к одежде, оскверненной плотью, Апостол, быть может, имел в виду ветхозаветный закон о неприкосновении ко всему нечистому (Лев.13:47 –48). Но, вернее, как выражается один наш толковник, сим образно дает разуметь христианам, чтобы они виссон оправдания святых, полученный ими в купели святого крещения, сохраняли в неприкосновенной святости и чистоте, и не помрачали студными делами и плотскими вожделениями, дабы потом с неукоризненной совестью могли явиться в нем на великий брачный пир Агнца (см. «Воскресное Чтение» 1877 г., стр. 131).
Заканчивает свое послание Апостол Иуда славою Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Которому принадлежит ни с чем не сравнимое Божественное достоинство, всеми прославляемое (слава), чудное проявление Его в творении (величие), а вместе и вечное господство во всем и над всеми (сила и держава). Славословие это Апостол противопоставляет хульным словам и нелепому учению гностиков, по коему они отнимали всю славу у Господа нашего Иисуса Христа, утверждая, что они спасаются своими силами, а не благодатью Христовой, допуская безразличие действий добрых и злых, отвергая всеобщий суд, вечные муки и т.п. Наконец, слава всемогущему и премудрому Богу возсылается потому, что Он один может спасти нас от падения и дать вечную славу всем соблюдшим себя в нравственной чистоте и непорочности. Да соблюдет Господь в непорочности и нас всех, да внидем и мы в радость Его со всеми святыми! Аминь.