Источник

ГЛАВА XX. О СТРАХЕ

И страх разделяется на шесть видов: на нерешительность623, стыдливость, совестливость (стыд), изумление, ужас и беспокойство. Нерешительность есть боязнь предстоящей деятельности; изумление же – страх от представления чего-либо великого624; а ужас – страх от представления чего-либо необыкновенного625; беспокойство есть боязнь ошибки, то есть неудачи: так, боясь, что не будем иметь успеха в деле, мы испытываем беспокойство; стыдливость – страх вследствие ожидания порицания, и это чувство626 прекраснейшее; совестливость же (стыд) есть страх вследствие совершённого постыдного дела; но и это чувство не безнадёжно в отношении к спасению627. Стыдливость отличается от совестливости тем, что совестящийся покрывает себя в том, что он сделал, а стыдливый боится впасть в бесславие628. Древние, злоупотребляя словами, часто называют стыдливость совестливостью и совестливость – стыдливостью.

Страх происходит вследствие охлаждения, когда вся теплота стекается к сердцу как629 к главному центру подобно тому, как народ, когда находится в страхе, убегает к архонтам630. Органом печали631 служит устье (пасть) желудка: в нем именно, во время печали (огорчения) чувствуется колотье, – как говорит об этом Гален в 3-й книге «О доказательстве» приблизительно следующее: «у печалящихся оттекает в желудок много желтой желчи, что причиняет им колотье, и они освобождаются от огорчения и колотья не ранее, чем изрыгнут желчь». Колотье происходит у них ниже хряща, находящегося в средней груди, который называется «мечевидным»632. Сердце лежит гораздо выше. Действительно, по отношению к диафрагме633 желудок находится ниже, а сердце – выше634. Древние обычно называют сердцем и устье желудка, как например, Гиппократ и Фукидид, в сочинении о моровой язве635 рассказывающий следующее: «когда болезнь действовала на сердце, то поворачивала его в разные стороны, и происходили все выделения желчи, какие только известны врачам»636. Но, ведь, поворачивается в разные стороны устье желудка, когда вынуждается изблевывать, а не внутренность, сердце.

* * *

623

В Заглавие во всех код. и у Con. обычное.лат. Ant. pigritia (лень).

624

Иначе: «от какого-либо великого явления», так как φαντασία может означать в данном случае не только представление, но и самое явление, его вызвавшее.

625

Иначе: «от явления (φαντασία) необыкновенного».

626

Букв, πάθος – – «состояние».

627

Т.е., спасению человека, если иметь в виду нравственную ценность этого чувства, предохраняющего человека от совершения постыдных поступков. На этом оканчивается глава «О страхе» у Дамаскина (ibid. гл. 15-я).

628

В лат.: «допустить что-либо неприличное». – Вышеизложенное деление φόβος на шесть видов, а равно – определение и характеристику каждого вида, Немесий берет у стоиков: см. Diog. Laert. VII, 1 и Stob. Eel, II, 6, 178 (Domanski, Op. cit. S. 123–124); cp. Plotin Ennead., III, 6, § 3; ср. Aristotle Ethic. Nicomach., IV, 15; ср. Plato Leges, I , 646 E.

629

Con. и Vall, удачно вставляют ώς, которого нет в нашем подлиннике.

630

Подобное физиологическое объяснение страха как душевного состояния, вызываемого охлаждением теплоты (κατά περίψυξιν τόύ θερμού) на поверхности тела и сосредоточением пневмы и крови внутри, в сердце, находим у Галена в De Hippocrat. et Platonis decretis II, 7 и в De sympt. caus. II, 5 (См. Domanski, Op. cit. S. 124).

631

В латинском – «страха».

632

Поскольку имеет вид меча; греч. название ξιφοαδές.

633

Перегородка, отделяющая грудь от желудка.

634

См. параллели к этому из сочин. Galenl De Hippocrat. et Platonis decretis II, 8, приведенные у Domanski на стр. 125 в примеч. Ср. Григория Нисского «Об устроении человека», гл. 12.

635

Εν τφ λοιμφ: λοιμός, по Matth., есть название сочинения («трагедии или комедии») Фукидида, в котором он описывает моровую язву, бывшую в Афинах.

636

«Это место из Фукидида цитирует Galen в De Hippocrat. et Platonis decretis и в др. сочинениях (Domanski Die Psychologic des Nemesius, S. 125, примеч. 1).


Источник: О природе человека / Епископ Немезий Емесский ; Пер. с греч. Ф.С. Владимирского, сост., послесл., общая ред. М.Л. Хорькова. – Москва : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 464 с. (История христианской мысли в памятниках).

Комментарии для сайта Cackle