ГЛАВА XIX. О ПЕЧАЛИ616
Видов печали четыре: тоска, горе617, зависть, сострадание. Тоска (грусть) есть печаль, сопровождающаяся безмолвием; горе (скорбь) – печаль удручающая618; зависть – печаль из-за чужих благ; сострадание же – печаль из-за чужих бедствий619. Всякая печаль есть зло (κακόν) по своей природе620. Ведь если и благородный (честный) муж опечалится подчас, когда погибают полезные люди или дети, или когда опустошается отечество, то – не наперед и не преднамеренно, но в силу обстоятельств. Но и при этих обстоятельствах созерцательная натура остается совершенно бесстрастной, отдаляя себя от всего такого и предаваясь Богу. Дельный муж в таких случаях страдает в меру и не переходит границы; он не побеждается ими, но, скорее, побеждает их. Печаль противоположна умеренному удовольствию, как зло – добру, и чрезмерному удовольствию как зло – злу621. Чрезмерность свойственна одним только телесным удовольствиям, потому что созерцательные удовольствия, будучи в некоторой степени высочайшими и абсолютными622, не допускают излишества; им не противополагается печаль, и они не возникают по устранении предшествовавшей печали.
* * *
Общее заглавие: «Περί λύπης», – De aegritudine. Λύπη понимается здесь в смысле огорчения, неудовольствия как противоположность ήδονή. У Con. начин. 12-я гл. 4-й книги: «De tristitia et ejus speciebus».
Αχός άχθος.
Βαρύνουσα, иначе: причиняющая боль, муку.
См. то же у Дамаскина гл. 14, стр. 86. – Различение (у пер.: деление на – ред.) λύπη четырех видов и определение каждого вида в отдельности заимствовано Немесием у стоиков: Stob. Eel., II, 6, 178 и Diog. Laert. VII, 1 приводят все эти определения как учение стоиков (Domanski, Op. cit. S. 121). Matth. замечает: Λύπη et novem (?) ejus species definiuntur apud Diog. Laert. in Zenone, pag. 275» (См. Var lectiones. et animadvers.», p. 229 ).
Cp. Aristotle,. Ethic. Nicomach., VII, 14.
Т.е., как меньшее зло – большему.
Точнее с греч.: «целесообразными» (τό τελειον έχουσαι).