Великий пост

Источник

Желание спасения было у первенствующих христиан так сильно, что они старались с ревностью исполнять в своей жизни все, что находили возможным для подражания в жизни Спасителя. Так, сорокадневный пост и усиленная молитва Иисуса Христа наводили древних христиан на мысль, что если Сам Господь находил нужным укрепить Себя на труды для спасения людей постом и молитвою, то тем более это необходимо для каждого последователя Христова. Потому-то с самых древних времен христиане считали своим спасительным долгом поститься более или менее продолжительное время в подражание Господу Иисусу. – Святую «четыредесятницу», или так называемый «Великий пост», Церковь установила в воспоминание 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне и к этому присоединила еще одну неделю в память крестных страданий и смерти Сына Божия.

Как это всегда случается между людьми – не все христиане верно понимали пост: многие смотрели на него только как на воздержание от мясной и рыбной пищи и не соединяли с ним исправления своей жизни и дел благочестия. Против такого одностороннего и неправильного понимания поста строго высказывались св. отцы и учители Церкви. Они приводили на память верующих слова Самого Бога в книге пророка Исайи: «Вот пост, который Я люблю: сними оковы неправосудия, разреши узы и измученных отпусти на свободу. Когда голодному будешь преломлять хлеб твой и скитающихся несчастных будешь принимать в дом, когда увидишь нагого и оденешь его, когда не станешь исполнять прихотей своих в святой день Мой и будешь называть праздник отрадою, днем, посвященным Господу Богу, уважаемым, и почтишь его тем, что не будешь угождать своей прихоти и пустословить, – тогда будешь иметь радость в Господе» (58, 6–7, 13–14). Блаженный Августин учил: «Воздержание в пище полезно для нашего тела, но, чтобы оно принесло пользу и душе, необходимо при телесном посте посещать больных, отыскивать заключенных в темницах и облегчать своею помощью участь этих страдальцев, принимать странников и примирять враждующих – и этим питать душу свою: это лучшая пища для нее» (Августин, беседа 56-я).

Святые отцы хвалили современных им христиан за благочестивое обыкновение во время поста часто собираться в храм Божий, но и учили, что этого прекрасного дела недостаточно. Св. Иоанн Златоуст говорил: «От нас требуется не то только, чтобы во время св. четыредесятницы каждый день собираться во храме, беспрерывно слушать богослужение и поститься. Потому что, если из собраний во храме, из пастырских увещаний и самого поста мы не извлекаем никакой пользы, то «все это будет для нас не только бесплодно, но послужит поводом к большему осуждению. Если мы, при таком попечении о нас Церкви, останемся те же: если вспыльчивый не делается тихим, негодующий кротким, завидующий другом; если до безумия привязанный к богатству не отстает от этой страсти и не занимается раздачей милостыни и пропитанием бедных; если невоздержный не делается целомудренным; если честолюбец не презирает суетную славу и не учится искать славы истинной, – то, хотя бы собирались здесь каждый день, хотя бы непрестанно поучались во храме, – какое нам будет прошение, какое оправдание» (Беседа 11-я).

Такое всестороннее понимание поста св. отцы выразили и в церковном богослужении: в нем они, в продолжение нескольких недель, занимают внимание благочестивых христиан самыми поучительными воспоминаниями, могущими возбудить и воспитать в человеке жажду покаяния и добродетельной жизни.

За три недели до Великого поста св. Церковь начинает напоминать о покаянии песнопением:

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», которое на русский язык переводится так: «Податель жизни, Христос Спаситель! открой мне двери покаяния, ибо дух мой, живущий в оскверненной храмине моей телесной, с раннего утра стремится в Твой святой храм, и Ты, щедрый, очисти меня благоутробною Твоею милостию!»

Как воеводы перед сражением возбуждают воинов примерами и речами, отгоняя от них леность, боязнь и уныние и убеждая их храбро бороться за свободу своего отечества, так и Церковь приготовляет нас примерами и убеждениями к борьбе со злыми наклонностями. В первую приготовительную к посту неделю на литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее.

Один гордый человек вошел во храм и, став на первом месте, хвалился своими добрыми делами: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи». В это же время молился во храме мытарь, т. е. сборщик податей; он стал у порога храма, не смел даже поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, повторял: «Боже, будь милостив ко мне грешному»! Фарисей, не находивший в себе недостатков, хотя на самом деле их было очень много, пошел из храма осужденным, а смиренный мытарь – оправданным. На этом примере Церковь объясняет нам, что мы во время молитвы должны избегать осуждения других людей, забыть о всех своих добрых поступках и с полным смирением молиться, чтобы Господь помиловал нас по Своему милосердию: человек спасается единственно по милости Божией.

Желая возбудить в нас чувство искреннего сокрушения о наших грехах и полного раскаяния в них, Церковь напоминает нам, что милосердие Господа к людям неистощимо, что для нашей искренней молитвы открыт доступ к Его престолу; еще есть время раскаяться нам в грехах наших и исправиться. Это беспредельное милосердие Господа к раскаявшемуся грешнику изображается в евангельской притче о блудном сыне, которая читается в следующий воскресный день.

Сын, получив от отца богатое наследство, ушел от него в чужую землю и там предался разгульной жизни, промотал свое имение и впал в крайнюю нищету. Бедность, голод и унижение заставили его обратить внимание на дурно проведенную жизнь; луч Божьей благодати проник в душу его, осветил и согрел ее, и тогда-то представилась ему вся глубина его падения. Оглянувшись на свое прошедшее, он с ужасом вспомнил безрассудное свое поведение. Так пробуждается в грешнике сознание греховности пред Отцем Небесным, и это сознание есть уже шаг к исправлению. Блудный сын, сознав свою вину пред отцом, узнал вместе с тем высокую цену мирной жизни, потерянной им по уходе из дома родительского: он вспомнил, что в дом отца его каждый наемник имеет для себя кров и одежду, тогда как он умирает с голоду; он понял, что лишился всего, единственно благодаря своему распутству. Тогда он решился возвратиться в родительский дом, надеясь на милосердие своего отца, сердце которого тронется состраданием при виде сына в рубище и страшной нищете. Так грешник, раскаиваясь в своих грехах пред Господом Богом и веруя в Его милосердие и помощь, спешит излить душу свою пред Ним и молить о прощении... Вот скиталец уже на родине своей. Отец издали увидел и узнал его. Забыв о неблагодарности сына своего, он поспешил к нему навстречу и, не сказав ему ни одного укоризненного слова, обнял его, прижал к сердцу своему и облобызал его. В этом трогательном изображении любви родителя к сыну ясно выражается любовь Отца Небесного к падшему человеку. С радостью встречает Он каждого раскаявшегося грешника, прощает его и забывает его прежнюю дурную жизнь. Притчей о блудном сыне Церковь указывает нам на то, что мы, раскаиваясь в грехах своих, не должны отчаиваться в помиловании и спасении: Господь Бог, как милостивый и любящий Отец, принимает обращенную к Нему молитву грешника, радуется его исправлению и прощает ему все грехи его.

В воскресенье третьей приготовительной недели Церковь чтением пророчества Спасителя о втором Его пришествии и страшном суде напоминает, что если человек не раскается, не обратит внимания на свою дурную жизнь, то нельзя ему ожидать вечного спасения, потому что милостивый Господь есть в то же время праведный Судия, Который в последний день суда воздаст каждому по заслугам его. «Когда приидет Сын человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним (говорится в Евангелии о последнем дне мира), тогда сядет Он на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы. Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит одних по правую, других по левую сторону. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, которое назначено для вас от создания мира; потому что, когда Я был голоден, вы накормили Меня, хотел пить – вы напоили, был странником и вы приютили Меня, был наг и вы одели Меня, в темнице был и посетили Меня». Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили, или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли, или нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? – И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Стоящим же по левую сторону Царь скажет: «Идите от Меня в огонь вечный, уготованный диаволу и слугам его; потому что когда Я был голоден, вы не накормили Меня, хотел пить и не напоили Меня, странником был и не приняли, нагим – не одели Меня, болен и в темниц – и не посетили Меня... Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мнѣ»; И пойдут праведники в жизнь вечную, а грешники в муку вечную.

Из этого мы видим, что человек Самого Христа призревает и посещает в лице своего несчастного брата. Оказывая дела милосердия нуждающимся людям, мы можем надеяться на милость к нам Господа Бога. Он даст нам время раскаяться в грехах наших, простит нам наши прегрешения ради нашего милосердия к бедным и на последнем суде радостно скажет нам: «Придите, благословенные Отца Моего, в Мое небесное царство, которое даю вам за вашу любовь и милосердие к меньшим братьям Моим».

Последнее воскресенье пред постом называется «прощальным», потому что в это воскресенье мы имеем обыкновение просить друг у друга прощения. Обыкновение это чисто христианское. Чем приличнее встретить пост, как не взаимным прощением друг друга? В Великий пост мы, исповедуя пред Господом наши грехи, испрашиваем у Него прощения себе. Но можем ли мы ожидать прощения себе от Бога, если мы сами не простим ближним нашим? «Если вы не отпустите людям согрешения их, сказал Спаситель, то не отпустить и вам Отец ваш Небесный». Если мы раскаиваемся искренно, то можем ли помнить обиды и оскорбления от наших ближних? Мы будем думать только о тяжести наших грехов и о том, чтобы заслужить прощение у Господа. Правда, иногда не легко бывает простить обиду, забыть оскорбление, нанесенное нам; но вспомним, как иногда тяжки бываютъ наши грехи, которыми мы оскорбляем нашего Отца. Небесного.

Настает первая неделя Великого поста, к которому Церковь приготовляет верующих в продолжение трех недель. Главная цель поста – очищение души от грехов и примирение ее с Господом Богом. Для этого требуется, во-первых, воздержание от пищи, и в особенности от дурной жизни и от нехороших мыслей и желаний, и во-вторых, усиленная молитва и раскаяние во грехах. Вот почему великопостные Богослужения отличаются и продолжительностью, и особенным складом священных песней и молитв. В них слышится или призыв к покаянию, или усердная мольба к Господу Богу о помощи в трудном подвиге, или же вспоминаются события из жизни мучеников и святых, чтобы показать верующим, как спасались люди, как каялись они в грехах своих, какие великие, трудные подвиги совершали они для умилостивления Господа, и как Господь видимо оказывал содействие в деле их спасения. В продолжение поста часто слышится молитва, составленная св. Ефремом Сириным и сопровождаемая тремя великими поклонами до земли: «Господи! владыко жизни моей. Не дай мне духа праздности, уныния, властолюбия и пустословия; но даруй мне дух целомудрия, смирения, терпения и любви. О. Господи, Царь мой! дай мне видеть мои собственные грехи, а другого не осуждать, потому что Ты благословен во веки. Аминь».

На первой неделе Великого поста, в начале вечернего Богослужения (великого повечерия), обыкновенно читается великий канон св. Андрея Критского. Церковь дала ему название «великого» по обширности его и преимущественно по внутренней его силе и достоинству: в нем умиление невыразимое, и так он силен и трогателен, что может смягчить самую загрубелую душу и вдохнуть в нее бодрость и силы к спасительной деятельности. Все, что только может побудить человека к раскаянию, собрано и приведено в этом каноне. Пред нами проходит вся Священная история Ветхого и Нового завета: с одной стороны мы видим людей грешных, не раскаявшихся в своих дурных поступках; с другой – людей благочестивых, которые находили успокоение в Господе Боге и посвятили Ему жизнь свою. Св. Андрей Критский, сравнивая свою жизнь с жизнью праведников, говорит то, о чем приходите? сказать и нам, если обратим внимание на себя самих и сравним жизнь святых со своею жизнью и деятельностью. Вот для примера несколько песен из этого канона:

«Помощник и Покровитель сделался моим Спасителем. Вот Он – мой Бог и прославлю Его, – Бог отца моего и вознесу Его, потому что Он торжественно прославился.

Боже, мой Спаситель! услышь меня по Своему милосердию и приими мое искреннее раскаяние. Согрешил я больше всех людей: только я один и мог нагрешить столько пред Тобою; но, как Бог и Спаситель, будь милосерд к Своему творению.

«Душа моя, душа моя! восстань, что ты спишь! Конец приближается и как же смутишься ты! Проснись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, вездесущий и всеисполняющий.

«Судия мой, знающий всего меня! Ты, имеющий опять прийти с ангелами судить весь мир, тогда, воззрев на меня милостиво, Иисусе, пощади и умилосердись надо мною, согрешившим больше всех людей».

Великий канон читается по частям в первые четыре дня первой недели Великого поста, а в полном составе – на пятой неделе в четверг, на утрени.

В среду первой недели совершается литургия «преждеосвященных Даров», которая получила свое название от того, что на ней не совершается самое Таинство, а выносят для поклонения и причащения верующих св. Дары, прежде освященные на литургии воскресной. Учреждение этой литургии относится к первым векам христианства. Первые христиане обыкновенно причащались на каждой литургии и не могли долго оставаться без этой Божественной пищи. Но так как в дни поста – дни сокрушения о грехах и покаяния – не полагалось совершать торжественное служение литургии, кроме субботы и воскресенья, то Церковь, снисходя верующим, разрешила в два дня недели, посвященные памяти о предании Спасителя Иудою и о распятии Его, т. е. в среду и пятницу, выносить святые Дары для причащения верующих, и для этого освящать их на предшествующей литургии и хранит в ковчеге (особый священный сосуд).

Трогательно в литургии преждеосвященных Даров – пение священной песни: «Да исправится молитва моя». Певец или певцы выходят на средину церкви и начинают петь эту песнь, в которой слышатся: голос грешника, сознавшего грехи свои, его молитва Господу о помощи, и надежда, что Господь услышит эту молитву и не замедлит явить Свою помощь: «Да исправится, т.е. приидет, молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, возношение рук моих, как вечернее приношение. Господи, взываю к Тебе, услышь меня, внимай гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Поставь, Господи, стражу при языке моем, охраняй двери уст моих. Да не уклонится сердце мое к помышлению злому, к деланию дел беззаконных, с людьми, поступающими неправедно». Сильно действует на душу молящихся и священная песнь, которая поется, вместо Херувимской песни, при перенесении св. Даров с жертвенника на престол: «Теперь невидимо служат с нами небесные силы, потому что вот идет Царь славы, вот жертва тайная, совершенная дориносится (благоговейно охраняется). Приступим с верою и любовию, чтобы сделаться причастниками жизни вечной. Аллилуйя». Священник переносит Дары на св. престол; верующие в доказательство глубокого благоговения к ним преклоняются до земли и поднимаются только тогда, когда святая жертва уже на престоле. Литургия преждеосвященных Даров совершается в среды и пятницы Великого поста и в первые три дня Страстной недели.

В пятницу первой недели, за преждеосвященной литургией, обыкновенно посреди церкви ставится коливо, т. е. пшеница с сушеными плодами, и воспеваются над ними хвалебные песни в честь святого великомученика Феодора Тирона. Этот день посвящается воспоминанию торжества христиан над язычниками. После Константина Великого, который, как известно, сделал христианскую веру главною во всей Римской империи, и после сына его Констанция империя Римская досталась родственнику их Юлиану. Насколько Константин был добр и благочестив, настолько Юлиан был нечестив и жесток. Он отрекся от Христа и обратился к идолам. Хотя он не поднимал явного гонения на христиан, но втайне употреблял всевозможные средства для их унижения и оскорбления, лишал их имущества, запрещал им учиться в школах, и проч. Наступал Великий пост. Зная, с каким уважением относятся христиане к посту, он чрез начальника города Константинополя повелел продавать христианам припасы, окропленные кровию жертв, принесенных идолам. Никто из христиан не знал этого. Ночью епископу Константинопольскому во сне явился муж, который объявил ему о распоряжении Юлиана и повелел дать знать об этом всем христианам Константинопольским; в пищу же, в продолжение этой недели, посоветовал употреблять коливо, т. е. пшеницу; те, у которых был запас пшеницы, должны были, по повелению этого чудесного посланника, поделиться с неимущими. «Кто же ты, спросил патриарх, что так заботишься о благосостоянии христиан?» – «Мученик Феодор», отвечал явившийся. Святитель исполнил повеление великомученика Феодора, и таким образом христиане Константинопольские сохранились от осквернения. Священнодействием над коливом сохраняется в Церкви память о благодеянии Божием и приносится от лица всех верующих благодарение святому Феодору Тирону, который не только при жизни бестрепетно исповедывал свою веру в Спасителя, но и по смерти не перестает быть помощником для людей, подвергающихся ради Христа какой-либо опасности.

Другое, еще более славное торжество Церковь совершает в воскресный день первой недели. Было время, когда люди, поклонявшиеся св. иконам, были гонимы и мучимы, когда иметь образ Спасителя или Его Пречистой Матери считалось тяжким преступлением. Время это продолжалось около ста лет. В VIII веке по P. X. появились лжеучители, которые проповедывали, что иконопочитание есть идолопоклонство, что надо умом и мыслию своею обращаться к Богу, а не изображать Его, потому что Он, как существо бестелесное, не изобразим. Это лжеучение (иконоборство) нашло последователей даже между императорами, которые воздвигали жестокие гонения на почитателей икон. Епископы подвергались изгнаниям, как и другие православные; иноки и священники особенно много терпели от иконоборцев. Хотя православные представляли много примеров и доказательств древности иконопочитания, как например, нерукотворенный образ Спасителя, икону Богоматери, написанную Евангелистом Лукою, но их не слушали, гнали, а иконы истребляли. VII Вселенский собор осудил ересь иконоборческую и утвердил иконопочитание, но гонение продолжалось. Особенно жестоким гонителем иконопочитания был император Феофил. Но это был последний император-иконоборец. По его смерти благочестивая супруга его, царица Феодора, управлявшая вместо малолетнего сына своего Михаила, избрала патриархом св. Мефодия и вместе с ним созвала собор в Константинополе, который успокоил Церковь, подтвердив иконопочитание. Тогда, с великим торжеством, были возвращены иконы, расхищенные гонителями. В честь этого радостного для Церкви события были произнесены молитвы о живых и умерших ревнителях православия. И до сих пор Церковь молится об этих благочестивых людях, которые, отстаивая православие, одержали победу над врагами его. Церковь, поминая благочестивых членов своих, в то же время «анафематствует», т. е. отлучает от единения с собою врагов православия, отрицающих бытие Божие, не признающих бессмертия души, кончины мира, последнего суда, Таинств Христовых и ругающихся над св. иконами, которые приняты Церковью, чтобы по ним воспоминали о делах Господа Бога и Его святых угодников. Св. Церковь отлучает от себя всех изменников отечества и мятежников против Помазанника Божия – Государя, как недостойных членов, вредных для внутреннего и внешнего спокойствия.

Воскресенье второй недели Великого поста посвящено памяти св. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникского. До епископства он был подвижником на горе Афонской и, в сане епископа, прославился защитою иноков Афонских от незаслуженной ими обиды и клеветы. Многие, не понимая строгой жизни подвижников, стали разглашать, что они – еретики, увлекаются самообольщением и гордостью и совсем не так святы, как кажутся. Как ученик и воспитанник Афона, на опыте познавший образ жизни тамошних подвижников, св. Григорий вступил в борьбу с врагами иноков, преследовал каждую клевету, против них возбуждаемую, и показал в самом лучшем свете многотрудную жизнь Афонских подвижников.

Для подкрепления и утешения верующих среди трудных подвигов и лишений во время поста, в третье воскресенье четыредесятницы св. Церковь выносит для поклонения св. крест и оставляет его пред взорами верующих до пятницы. От этого четвертая неделя Великого поста получила название «крестопоклонной». «Подобно тому, как проходящие долгий, тяжелый путь, утомленные трудом, найдя где-либо тенистое дерево, покрытое густыми листьями, садятся под ним и отдыхают, а отдохнувши, продолжают свое путешествие: так точно и в Великий пост, среди тяжелых подвигов для верующих, является пред ними животворящий крест, чтобы подать им утешение и подкрепить в подвигах на следующую половину четыредесятницы» (Синаксарий).

Такое важное значение имеет для христиан священный обряд, совершаемый на утрени в воскресенье третьей недели Великого поста после пения великого славословия. При протяжном пении «Святый Боже» священник в предшествии диакона со свечою и кадилом выносит из алтаря на голове св. крест, украшенный цветами, и полагает его посреди храма на заранее приготовленном аналое. Во время пения трогательного стиха: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», все покланяются пред ним. Такое поклонение совершается в понедельник, среду и пятницу четвертой недели Великого поста. В пятницу, по окончании часов, после поклонения, св. крест относится в алтарь.

В воскресный день четвертой недели Церковь представляет постящимся верующим образец для подражания в лице св. Иоанна Лествичника. Св. Иоанн, живший в VI веке, был родом из Сирии. Он еще на семнадцатом году жизни удалился на Синайскую гору и постригся в монахи. Он жил там 19 лет под руководством благочестивого старца и, после смерти своего руководителя, удалился в пустынное место, тоже на горе Синае, и здесь предался всецело молитве, посту и разного рода лишениям. Желая показать христианам, как должны они проводить жизнь свою на земле, чтобы достигнуть вечного блаженства на небе, он написал книгу под названием: «Лествица рая». Эта книга содержит в себе тридцать размышлений о христианских добродетелях, вводящих в рай. Размышления эти названы «ступенями», а вся книга «Лествицею рая». В Евангелии этого воскресения Церковь указывает верующим на силу поста и молитвы: только молитвою и постом христианин может оградить себя от лютого врага своего – диавола.

В продолжение пятой недели Великого поста Церковь в Богослужении утешает и ободряет верующих тем, что они уже перешли половину поста, побуждает их с радостью и усердием исполнять подвиг и в следующую половину, напоминает им, что они много грешны пред Господом и только чрез усиленную молитву и пост могут надеяться на Его милосердие. В четверг на этой неделе, на утреннем Богослужении, исполняется весь великий канон св. Андрея Критского. Это Богослужение называется «стоянием Марии Египетской», так как в этот же самый день воспоминается жизнь св. Марии Египетской для того, чтобы показать христианам, какое великое значение имеют покаяние и молитва.

Святая Мария родилась в Египте. Едва только минуло ей 12 лет, она оставила родительский дом и ушла в Александрию, где стала вести самую порочную жизнь, так что в 17 лет она стала уже известна своими пороками. Так проходили лета ее молодости. Но Господь не отвернулся от погибавшей Марии; Он Сам показал ей путь ко спасению, который привел ее к святой, беспорочной жизни.

Однажды она увидела толпу народа, спешившую к морскому берегу. На ее вопрос некоторые из этой толпы сказали ей, что спешат на корабль, который должен отплыть в Иерусалим, к празднику Воздвижения Креста Господня. Она побежала за народом и упросила взять и ее с собою на корабль. Ей было весело в этой многолюдной, шумной толпе и она поражала всех своими нескромными разговорами и бесстыдством. Когда корабль с путешественниками прибыл в Иерусалим, все отправились в церковь, и вместе с толпою пошла и Мария. Но она никак не могла войти в самую церковь: не народ останавливал ее, но какая-то невидимая сила, которую она не могла преодолеть никаким образом. Изнемогая от усталости, она отошла в сторону, остановилась на церковной паперти и стала размышлять о том, отчего не может она войти в храм Божий, как другие ее спутники? Тогда-то свет Божий коснулся ее сердца: ей представилась вся ее порочная жизнь, которую она вела с ранних лет; она поняла, что тяжкие грехи не пускают ее в церковь. Долго и горько плакала она от ужаса и горя о своих грехах. Вдруг, случайно подняв глаза, она увидела на стене образ Богородицы. Тогда она со слезами обратилась к образу: «Пречистая Богоматерь! Я знаю, что я такая великая грешница, что недостойна смотреть на образ Твой и молиться Тебе; но я слышала, что Сын Твой – Спаситель мира – для того и пришел на землю, чтобы призвать грешников к покаянию. Помоги мне, дай мне силу войти в церковь, чтобы увидеть тот святой Крест, на котором Он пострадал. Если Ты услышишь мою молитву и поможешь мне, то я оставлю грешную жизнь мою и пойду туда, куда Ты велишь». Так молилась Мария, и вдруг явилась к ней надежда, что молитва ее услышана. Дрожа от волнения и страха, она опять подошла к церковным дверям и теперь без всякого труда вошла в церковь, где приложилась ко Кресту Господню и молилась с горькими слезами. Потом снова возвратилась к иконе Божией Матери и здесь, в своей усердной молитве, просила Пречистую Деву не оставлять ее на пути ко спасению, молила быть ей руководительницей и заступницей.

Вдруг ей послышался голос, который говорил: «Иди за Иордан, там ты найдешь покой и спасение душе твоей». Мария послушалась этого голоса и тотчас отправилась в путь; дорогой кто-то дал ей денег, на которые она могла купить себе хлеба. Она шла три дня и наконец остановилась у монастыря св. Иоанна Предтечи, близ самой реки Иордана. Выкупавшись в реке, она вошла в монастырскую церковь, удостоилась здесь причаститься св. Таин и в тот же день, переправившись на другой берег Иордана и помолившись Пресвятой Богородице, пошла бесплодною, безлюдною пустынею. Здесь-тο она поселилась и нашла себе покой от душевных бурь и искушений. Часто терпела она страшный голод, питалась только кореньями; часто здесь не было воды для утоления мучившей ее жажды. В эти минуты испытания Мария сильно скорбела, вспоминая о сладкой пище и дорогих винах, которые прежде без меры употреблялись ею. Часто, против желания, повторяла она те безумные речи и слова, которые прежде утешали ее. Платье ее истлело от времени, а тело содрогалось от холода или горело от сильного зноя; целые дни лежала она без чувств. Упав от изнеможения на землю, она громко молила Господа о помощи и не вставала до тех пор, пока не чувствовала в себе какого-то чудного, небесного успокоения и мира, за что искренно благодарила она свою небесную Заступницу.

Когда исполнилось уже 47 лет жизни ее в безлюдной пустыне, привелось ей встретить там живого человека. В одном из Палестинских монастырей жил благочестивый старец Зосима. Еще ребенком поступил он в обитель и с тех пор не переставал трудиться, молиться и вести богоугодную жизнь. Однажды его смутила такая мысль: «Есть ли на свете человек, который показал такие подвиги, каких я не совершил?» Но в это время явился ему ангел Господень и сказал: «Напрасно ты возгордился так своею жизнию; есть подвиги, совершенно неизвестные тебе: если хочешь узнать о них, иди в монастырь, стоящий у реки Иордана». Зосима тотчас же вышел из своего монастыря и пошел в указанную ему обитель. Пришедши туда, он объявил инокам, что он пришел разделить вместе с ними их тяжелые подвиги. Они встретили его очень радушно, и Зосима остался жить в их монастыре. Он часто удивлялся их трудовой, святой жизни: они постоянно работали, молились, добровольно налагали на себя пост и терпели разные лишения. В четверг, на первой неделе Великого поста, вся братия причащалась св. Таин, и после обеда все уходили к Иордану. Там они прощались друг с другом и после этого каждый из них, взяв с собою немного пищи, удалялись на весь пост в пустыню. К страстной неделе все снова собирались в монастырь, но никто не спрашивал друг у друга, как провел он время отлучки, не случилось ли с ним чего-нибудь особенного, – совесть каждого из них была свидетельницей проведенной им жизни. По примеру братии и Зосима вышел из монастыря, чтобы пожить в пустыне. Он отправился за Иордан и там проводил время в различных подвигах поста. Остановившись однажды для молитвы, Зосима с удивлением увидел невдалеке от себя человека. Он стал звать незнакомца, но тот, заметив Зосиму, стал так быстро удаляться, что Зосима никак не мог догнать его. Наконец, он закричал неизвестному человеку, чтобы тот не уходил от него, и услышал в ответ на свою просьбу: «Зосима, не иди за мной, но если хочешь благословить меня, то брось мне свою верхнюю одежду: я бедная женщина, платье мое давно истлело в пустыне». Зосима, удивившись, что отшельница знает его имя, исполнил ее желание. Тогда отшельница, прикрывшись его рясою, подошла к нему, поклонилась ему в ноги и просила его благословения. Смущенный старец сам упал пред ней на колени. Они стали вместе молиться Господу о прощении грехов всем людям и, после усердной молитвы, на вопрос Зосимы, каким образом попала она в такую безлюдную пустыню и как могла жить в ней, Мария рассказала ему всю свою жизнь с самого раннего возраста, описала ему прежний образ жизни своей, призвание ко спасению, искушения и страдания в пустыне и, наконец, просила его принести св. Дары для причащения ее на следующий год, так как, по предсказанию ее, они должны были увидеться снова. После этого святая Мария попросила у старца благословения и удалилась.

На следующий год, в великий четверг, Зосима, взяв с собою св. Дары, пошел к Иордану. Долго ждал он и молился Богу о том, чтобы снова увидеть святую. Вдруг он увидел, что св. Мария идет по самой реке Иордану, как по суше, и наконец подошла к нему. Изумленный старец хотел поклониться ей, но она остановила его. Помолившись, отшельница причастилась св. Таин и, подняв глаза к небу, сказала: «Ныне отпускаешь рабу Твою, по слову Твоему, с миром», и потом, обратясь к Зосиме, просила его на следующий год снова прийти на то место, где он ее встретил в первый разе. Помолившись, она простилась с Зосимой и, снова перешедши Иордан, скрылась. Через год Зосима пришел в пустыню, где в первый раз встретил святую; долго искал он ее и наконец нашел мертвою, лежащею на земле; руки ее были сложены, как на молитве. Много сожалел Зосима, что он не слышал ее последнего желания, не знал, где похоронить ее. Вдруг он заметил слова, написанные на песке: «Отец Зосима! похорони здесь тело смиренной Марии, умершей первого апреля». Из этих слов Зосима заключил, что она скончалась в тот самый день, когда причастилась св. Таин. Со слезами и молитвой похоронил ее старец и, возвратясь в монастырь, рассказал братии о необыкновенных подвигах Марии. Таким, образом, со слов Зосимы, описали жизнь св. Марии Египетской и положили совершать память ее в день ее кончины – 1-го апреля.

Вспоминая подвиги св. Марии, Церковь старается расположить нас к терпению в трудах и бедности, к борьбе со злыми наклонностями, укрепить в этой внутренней борьбе, и указывает нам на то, что если мы сумеем победить наши дурные мысли и желания, то этим духовным подвигом мы так же угодим Господу Богу, как угодила Ему св. Мария Египетская глубоким раскаянием в грехах и трудною жизнью в пустыне.

В субботу, на 5-й же неделе, совершается акафист, или похвала Пресвятой Богородице «Одигитрии», то есть путеводительнице. Она называется путеводительницей потому, что три раза спасала Константинополь в минуту сильной опасности от врагов. Чрез Ее содействие побеждались православными враги видимые, точно так помогает Она людям и в борьбе с невидимыми врагами: Марии Египетской, например, помогла Она одержать победу над невидимыми врагами – нечистыми мыслями и грехами. Потому мы в этот день священными песнопениями прославляем Ее, как Заступницу и Помощницу, которая избавляет нас от всех бед и скорбей.

В пятую же неделю, для утешения и ободрения верующих, Церковь напоминает им о приближающейся радости воскресения Христова словами Самого Христа, которые читаются в Евангелии этой недели: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Марк. X, 33 и 34).

На шестой неделе Великого поста воспоминаются великие события: воскрешение Господом Лазаря и торжественный вход Господа в Иерусалим. Господь Иисус Христос, в точности исполняя закон, повелевавший иудеям приходить в Иерусалим на праздник Пасхи, приходил для празднования этого дня в храм Иерусалимский. Точно так же поступил Он и в последний год Своей земной жизни, в тот год, когда злобные враги предали Его суду и распяли Его, как разбойника.

Одно из событий, особенно прославивших Господа в это время – было воскрешение Лазаря. Лазарь был друг Христа; он жил в Вифании вместе со своими сестрами, Марфой и Марией, и часто принимал у себя Господа. Он сделался болен. Сестры, в полной уверенности, что Господь, так любивший их брата, не оставит его без помощи, послали известить Его о болезни Лазаря. Но Иисус Христос еще два дня медлил, как бы позабыв о Лазаре, и только на третий день отправился в Вифанию вместе со своими учениками. Лазарь, между тем, умер и, когда Иисус Христос подходил к Вифании, он уже четыре дня находился во гробе. Когда Господь увидел горесть сестер его, Сам смутился духом и прослезился, так что присутствовавшие стали говорить: «Смотрите, как Он любил Лазаря». Между тем, Господь, узнав о месте, где похоронен любимый им человек, пошел к этой пещере и велел отнять камень, закрывавший вход в нее. Когда камень отвалили, Иисус Христос, подняв глаза к небу, воскликнул громким голосом: «Лазарь, выходи оттуда!» Во входе пещеры показался четырехдневный мертвец, обвитый пеленами по рукам и ногам и с покрывалом на лице. Когда все стояли в страхе и изумлении, Господь сказал: «Развяжите его, пусть идет». Этим великим чудом Иисус Христос сильно возбудил против Себя фарисеев и начальников иудейских, которые тогда же поклялись убить Его. Воскрешение Лазаря Церковь празднует в субботу шестой недели.

В воскресенье шестой недели Великого поста воспоминается вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим пред крестными страданиями. Когда Иисус Христос, прославившись воскрешением четырехдневного мертвеца, сидя на осле, окруженный Своими учениками и множеством народа, вступал в Иерусалим, весь город пришел в движение: все знали, что это необыкновенный чудотворец, которому повинуются даже мертвые. Тогда-то все жители Иерусалимские и их дети, с пальмовыми ветвями в руках, бежали за Ним и кричали: «Осанна Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне!» Воскресенье его называется «неделею ваий» т. е. ветвей, или «цветною», а также «вербным» воскресеньем и принадлежит к числу двунадесятых (главных) праздников. На всенощном бдении Церковь, в воспоминание торжественной встречи Христа Иудеями, благословляет и раздает верующим вербные ветви, напоминая этим о тех пальмовых ветвях, которые держали в руках Иерусалимские жители, когда с радостными кликами встречали Господа.

Вспомним при этом случае, что те же самые люди, которые восклицали: «Осанна Сыну Давидову!», чрез несколько дней кричали начальнику иудейскому, Пилату: «распни, распни Его!» – и повели Его на распятие. Какой урок для нас! Обратясь к самим себе, мы увидим, что нередко и с нами случается то же самое. Наше ежегодное покаяние, причащение св. Таин не есть ли то же прославление славы Божией, каким встречали Сына Божия иудеи? Как они восклицали: «Осанна Сыну Давидову!», так говорим и мы пред причащением Его пречистого Тела и Крови: «Верую, Господи, и исповедую». Казалось бы, нельзя сомневаться в полном раскаянии в грехах, в искренности произносимых слов. Но как часто случается, что уже чрез несколько дней тот человек, который с таким искренним убеждением и радостью исповедовал свою веру и каялся в своих грехах, снова впадает в прежние грехи, предается заботам о житейских благах, забывает искреннее покаяние свое и обещание пред Господом Богом исправиться. Этим он уподобляется иудеям, которые сначала радостно встречали Спасителя, а чрез несколько же дней забыли эта торжество и кричали: «распни, распни Его!»

Седьмую неделю Великого поста Церковь, со времен апостольских, посвятила воспоминанию о последних днях жизни нашего Спасителя, о Его страданиях, смерти и погребении, почему эта неделя называется «страстною». Дни этой недели называются великими потому, что в эти дни великие дела совершены Господом: разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, побежден грех, снято проклятие; небо сделалось доступно человеку; люди соединились с Ангелами, Господь Бог примирил небесное и земное. С самых первых времен христиане особенно почитали страстную неделю. В продолжение ее усиливался пост, умножались благодеяния. В эти великие дни милосерднее и человеколюбивее к бедным и несчастным становились христиане: прощали должников, примирялись с врагами, выкупали пленных, уделяли щедрую милостыню бедным. Но более всего отличали эту неделю строгим постом и продолжительной молитвой.

В первые три дня страстной недели прочитываются благовествования четырех Евангелистов о событиях с Рождества Господа Иисуса Христа до Его крестной смерти, чтобы показать верующим, что Он – Богочеловек, что все время Своей земной жизни Он был посредником между Своим Отцем Небесным и людьми, что Он пострадал невинно, добровольно, за то, что возлюбил людей и желал их спасения, желал ввести их чрез Свою крестную смерть в вечное, небесное Царство.

В великий понедельник Церковь приводит на память верующим бесплодную смоковницу, которая, по повелению Господа, засохла. После торжественного входа в Иерусалим, Иисус Христос в тот же день, ушел в Вифанию, где жило семейство Лазаря. На другой день, идя в Иерусалим, Он почувствовал голод и, увидя близ дороги смоковницу, подошел к ней. Смоковница была покрыта листьями, но на ней не было плодов. Тогда Господь сказал: «Пусть никогда не будет от тебя плода» – и смоковница тотчас же засохла. Это дерево походило на фарисеев, т. е. тех людей, которые думали только о наружной набожности, тогда как в душах их не было веры в Бога и любви к ближним, не было сострадания и добра. Спаситель часто, открыто пред всем народом, обличал их недостатки; за это они и возненавидели Его и возбудили против Него Иудеев. На утрени этого дня, после Евангелия, в котором рассказывается об иссохшей смоковнице, поется трогательная песнь, где слышится мольба души кающейся, считающей себя недостойной спасения и надеющейся только на милость Божию: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». По-русски эта песнь читается так: «Спаситель мой! Я вижу Твой чертог украшенный, но не имею одежды, чтобы войти в него. Податель света! соделай светлою одежду души моей и спаси меня!» Основанием этой песни послужила притча Спасителя о царе, который сделал пир по случаю брака сына своего, и когда, на его приглашение, званые не пришли, то он послал своих слуг на перекрестки, чтобы созвать всех встречных на этот пир. Когда пир наполнился гостями, царь пришел посмотреть на гостей и, заметя одного из них не в брачной одежде, подошел к нему с кротким вопросом: «Друг мой, почему ты не в брачной одежде?» И когда виновный ничего не мог сказать в свое оправдание, царь велел бросить его в темницу. Этот царский пир – царство небесное. Сначала Господь Бог призвал к спасению иудеев, но они не хотели воспользоваться этим призванием: они убили Его единородного Сына, и за это Господь наказал их; вместо иудеев были призваны язычники со всех стран света. Но не все заслуживают спасения: есть много людей, которые, называя себя христианами, исповедуя веру во Христа, преданы суете этого мира, забывают заповеди Божии и своими делами походят на того званого, который не оказал уважения царскому пиру и, явившись не в брачной одежде, справедливо заслужил гнев царский и был наказан. Христианин представляется в священной песни «Чертог Твой вижду, Спасе»... видящим тот небесный чертог, в который призваны все искренно верующие и поступающие по заповедям Божиим. Блаженство этих людей привлекает его, он всею душою желал бы войти вместе с ними на Божественную вечерю; но он помнит несчастную участь того, кто осмелился войти на пире царский, не имея брачного одеяния, чувствует, что его душа не облечена в такую драгоценную одежду, что его дела, жизнь – мрачны и грешны. И вот он обращает из глубины сердца прошение к Тому, кто Своим Божественным светом может осветить его душу, может очистить и возвысить ее: «Спаситель мой! сделай чистой одежду души моей», чтобы я мог войти в тот небесный чертог, где блаженствуют избранные Твои, «и спаси меня».

В великий вторник, слушая Евангелие, мы вспоминаем притчу Спасителя о десяти девах, в которой Он указывает на внезапность Своего второго пришествия. Царство небесное, говорит Спаситель в этой притче, подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, готовились встретить жениха. Из них пять мудрых взяли с собою в запас масла для светильников, а пять неразумных не взяли. Но жених замедлил, и все девы задремали и уснули. В полночь раздался крик: жених идет! Тогда мудрые девы подлили масла в светильники свои, а неразумные пошли покупать его, так как им не достало. В это время пришел жених, и мудрые девы вошли с ним на пир; затем двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: «Господи, Господи, отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас». Под видом этого таинственного жениха Иисус Христос подразумевает Самого Себя. Притчей этой Он хочет научить людей как можно внимательнее относиться к своим поступкам, чтобы всегда быть готовыми отдать в них отчет и оправдаться пред Господом. «Бодрствуйте, сказал Спаситель, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын человеческий». Притча эта послужила основанием священному песнопению, которое поется в первые три дня страстной недели: «Се Жених грядет во полунощи». В русском переводе это песнопение читается так: «Вот в полночь идет Жених, и блажен тот слуга, которого Он найдет бодрствующим, точно так, как негоден тот, кого Он застанет дремлющим. Душа моя, смотри, не отяготись сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне Царствия, но сбрось дремоту, воспрянь, со словами: свят, свят, свят Ты, Боже, Богородицею помилуй нас». Жених, являющийся в полночь, есть Господь наш Иисус Христос. Между многими названиями, усвоенными Ему святою Церковью, есть также название «Жениха», потому что наша душа обручена Ему, как невеста жениху. Когда Он явится – неизвестно для нас, потому-то мы и должны быть всегда готовы ко встрече с Ним, не делать ничего такого, что помешало бы нам с радостью и торжеством встретить Его. Те, которые, памятуя о втором пришествии Господа, всегда на страже, всегда готовы оставить дела мирские, чтобы идти навстречу ожидаемому Жениху, – это рабы бодрствующие, которым довольно услышать голос: «Се Жених грядет», чтобы с радостью и со спокойною совестью встретить Его. Они подобны тем мудрым девам, которые с зажженными светильниками встретили возлюбленного жениха своего. Но есть в числе обрученных и такие, которые забыли о Женихе своем, о Его внезапном приходе. Они всецело предались житейским заботам, не думают о спасении души своей, об очищении ее от тяжких грехов. Напрасно Церковь учит их бодрствовать и приготовляться к достойной встрече Жениха: они глухи к этому учению, они пристрастились к земным благам и удовольствиям, отдали сердце свое миру и его заботам. Но за то как горько будет им услышать от Господа в последний день суда: «истинно говорю вам, Я не знаю вас».

Великая среда – это день воспоминания о предательстве Иуды, день печальный, почему Церковь положила в среду пост в продолжение всего года. В этот день один из учеников Господа, Иуда Искариотский, явился к первосвященникам иудейским и предал им за 30 сребренников своего божественного Учителя, т. е. обещал указать им место, где Он будет находиться. В этот страшный грех несчастного ученика Христова ввела корысть; страсть к деньгам довела его до вечной погибели. Иуда был в числе 12-ти апостолов и носил при себе ящик с деньгами для нищих, причем нередко утаивал их. Наконец, его сребролюбие дошло до того, что он за деньги предал своего Учителя первосвященникам. Никто из учеников Христовых не знал об этом предательстве, один божественный Учитель видел и знал все, и употреблял все меры для спасения и вразумления Своего ученика. Но ничто не могло, тронуть сердце Иуды: его страсть к деньгам заглушила все его добрые чувства. Увидя же потом, что его Учителя влекут на страдания, поняв, как велик его собственный грех и что нет уже надежды на прощение, Иуда в ужасе бежит к убийцам Христа, бросает им их деньги и с сокрушением сердца говорит им: «Я согрешил – предал кровь неповинную». Затем, в отчаянии, Иуда удавился, повесившись на дереве. Пример Иуды научает нас как можно более остерегаться страсти сребролюбия. Человек, привязанный к деньгам, забывает все, кроме них, в нем заглушены все добрые чувства, все хорошие проявления сердца.

В среду страстной недели кончается великопостное богослужение: в последний раз служится литургия преждеосвященных Даров и читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего»...

В великий четверток Церковь благоговейно воспоминает последнюю, Тайную вечерю Господа с учениками, во время которой Он установил святейшее Таинство Причащения. В великий же четверток вечером или, по церковному уставу, в великий пяток на утрени верующие возжигают свечи, и священник посреди церкви читает 12 Евангельских повествований о страдании и смерти Спасителя. Мы слышим Его чудную предсмертную беседу с учениками, в которой открылась для них тайна искупления людей, открылась Его любовь к миру и самоотвержение, с которым шел Он на крестные страдания и смерть. В этой беседе мы видим необыкновенное величие Его в те страшные минуты, когда Он, зная всю тяжесть страданий, ожидавших Его, всю горечь чаши, которую приходилось Ему испить, не потерял бодрости духа, утешал Своих учеников, ободрял их Своим божественным учением. Далее описывается Его последняя молитва в саду Гефсиманском, предание Его Иудою, суд над Ним начальников иудейских и истязания Его. Наконец слышится рассказ о Его шествии на Голгофу, т. е. на место, где обыкновенно казнили преступников. Начальники иудейские выбрали самую ужасную, томительную и вместе с тем самую позорную казнь для того, чтобы отомстить Христу за Его обличения их: они распяли Его, и крест, на котором висел Христос, поставили между крестами с двумя разбойниками. Вся природа как бы возмутилась этим страшным делом: сделалась тьма на несколько часов. В предсмертную минуту божественный Страдалец, доведенный до сильнейшего изнеможения ужасными мучениями, возопил «Боже Мой, Боже Мой! зачем Ты Меня оставил?», и наконец громким голосом воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой»!.. Тогда все содрогнулось и потряслось: земля заколебалась, завеса церковная разорвалась надвое, камни расселись, гробы раскрылись и многие умершие воскресли. Даже язычники, бывшие при кресте, признали в умершем Страдальце существо необыкновенное, высшее; и лишь для первосвященников и начальников иудейских эти знамения прошли бесследно: так сильна была их злоба на Спасителя. И вот кончился этот страшный, мрачный день! Вечером, один из учеников Христа, Иосиф Аримафейский, получив позволение на погребение тела Христа, пришел на Голгофу и вместе с другим учеником Спасителя, Никодимом, снял с креста пречистое тело Господа, помазал Его благовонными мазями, обвил Его чистою плащаницею, т. е. полотном, положил тело в пещере и приложил камень к отверстию пещеры. Начальники же иудейские, из боязни, чтобы ученики не взяли тело Иисуса, приложили печать ко гробу и приставили к нему стражу. Таково содержание 12-ти Евангельских чтений. Пред нами ясно проходят картины крестных страданий и смерти Иисуса Христа. Мы как будто переживаем эти страшные минуты, душа наша страдает с распятым Христом; она возмущается жестокостью Иудеев и страдает от сознания, что наши грехи и преступления вознесли на крест Христа Спасителя и потребовали такой ужасной цены для нашего вечного спасения.

Пятница страстной недели посвящена воспоминанию о страданиях и смерти Спасителя, а в субботу Церковь воспоминает погребение Его. Необыкновенные события этих дней так велики, что первые христиане отличали эти дни особенными подвигами. Все это время проводили они в молитве. Вкушать что-нибудь в эти дни запрещалось; только самые старые и сильно больные, после захождения солнца, вкушали хлеба с водой. Это были дни общей скорби, молитвы, удаления от всего мирского, от всего, что могло бы помешать воспоминанию о страданиях и смерти Спасителя. В пятницу, около 3-го часа пополудни, в час смерти Христа, совершается вечерня, на которой, после чтения Евангелия, священник, при пении певчими священных песен, кадит вокруг св. престола, на котором лежит плащаница с изображением Христа во гробе, поднимает ее с престола и переносит на средину церкви, на нарочно устроенный стол, при пении умилительной песни: «Тебя, облекшегося светом, как ризою, Иосиф, снявши с древа с Никодимом, и видя мертвым, нагим, непогребенным, облился слезами и, рыдая, говорил: о, сладчайший Иисусе, солнце лишь увидело Тебя висящим на кресте, облеклось мраком, а земля поколебалась от страха и церковная завеса разодралась. Но вот теперь вижу, что Ты ради меня добровольно принял смерть. Как же погребу Тебя, Боже мой! Какой плащаницей обовью? Как прикоснусь руками к Твоему нетленному телу? Или какими песнями провожу Тебя, Милосердый? Благоговею пред страданиями Твоими, прославляю и погребение Твое с воскресением, взывая: Господи, слава Тебе!» Затем поются стихи, в которых описывается погребение Господа, и во время пения их верующие прикладываются к плащанице. На вечернем же богослужении в пятницу, или утреннем в субботу, при самом начале славословия, священник поднимает плащаницу, вносит в алтарь и кладет на св. престол, в знак того, что Христос, хотя умерший и погребенный, быв телом во гробе, в то же время, вместе с Богом Отцом и Св. Духом, восседал на Своем небесном престоле. При пении трисвятой песни, плащаницу выносят из алтаря и обносят три раза вокруг церкви, в воспоминание тридневного пребывания Спасителя во гробе. Затем плащаница снова вносится в церковь для поклонения верующих.

В великую субботу совершается литургия Василия Великого и после нее благословение хлебов и вина. Такое священнодействие бывает только раз в году и берет свое начало от первых веков христианства. В первые века христиане не расходились в этот день после литургии, но оставались во храме, чтобы тут встретить пасхальную полночь. Для того, чтобы мысли их не развлекались ничем посторонним, начиналось чтение книги Деяний апостольских. Но так как телесные силы христиан от подвигов и воздержания в продолжение страстной недели ослабевали, то Церковь, заботясь о том, чтобы они с бодрым духом могли услышать радостное «Христос воскресе», подкрепляла их благословенным хлебом и вином. Отсюда и берет начало это священнодействие, которое совершается Церковью и ныне, как доказательство единства ее членов с первенствующими христианами.

Таким продолжительным путем приготовляет Церковь христиан ко встрече глубоко радостного дня – Воскресения Христова.


Источник: Товарищество "Печатня С. П. Яковлева". Санкт-Петербург, 1895 г.

Комментарии для сайта Cackle