30. Пение стихов «Господи воззвах», пение стихир на «Господи воззвах» и «Богородична». Вечерний вход, пение гимна «Свете тихий», прокимен и паремии
После малой ектении бывает пение стихов: «Господи воззвах к Тебе услыши мя» и »Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою».
Перевод | |
Господи воззвах к Тебе услыши мя, услыши мя, Господи, Господи воззвах к Тебе услыши мя вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя Господи. | Господи! к Тебе взываю: услышь меня, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе; услыши меня, Господи! |
Да исправится молитва моя; яко кадила пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя, услыши мя Господи. | Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя. |
К этим стихам прибавляются «стихиры», т.е. песнопения в честь празднуемого события. Эти стихиры называются: Стихирами на Господи воззвах. Последняя стихира называется Богородичным догматиком, потому что в ней прославляется Божия Матерь и содержится догмат или учение о рождестве Иисуса Христа. Во время пения догматика совершается «вечерний вход». Диакон отверзает царские врата и выходит с кадилом через северную дверь; впереди несут свечу, сзади идет священник. Выход священника из алтаря напоминает нам предсказание пророков о пришествии на землю Иисуса Христа для спасения людей. Диакон с кадилом изображает Иоанна Предтечу, приготовлявшего людей к принятию Господа, Встав на амвон, священник благословляет этот вечерний вход, а диакон кадит через царские врата алтарь и произносит «премудрость прости».
Это значит стойте прямо, внимая слову Божию и священнодействиям, в которых открывается премудрость Божия.
Перевод | |
Свете тихий Святыя славы Бессмертного Отца Небесного, Святого Блаженного Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена – пет быти гласы преподобными Сыне Божий живот даяй: тем же мир Тя славит. | Иисусе Христе! Тихий Свет святой славы Бессмертного Небесного Отца, Святого и Блаженного. Мы, доживши до захода солнца, и видя вечерний свет, воспеваем Отца, Сына и Св. Духа Бога. Достойно, воспевать во все времена благоговейными голосами, Тебя, Сыне Божий, дающего жизнь. Потому мир и прославляет Тебя. |
На клиросе после этого поют гимн «Свете тихий».
Во время этого пения священник и диакон входят в алтарь и, обратясь к народу, становятся около горнего места. После пения «Свете тихий» диакон произносит прокимен, т.е. краткий стих, который повторяют пением на клиросе. Под храмовые и двунадесятые праздники после вечернего входа и пения прокимна на всенощной бывает чтение паремий. Паремиями называются избранные места из книг Ветхого, а иногда Нового Завета. В паремиях выражается значение праздника или похвала празднуемому святому. Паремии служат для нас наставлениями к вечной жизни.
Для беседы с учащимися: Какие стихи поют после малой ектении? Что называется «Богородичным?» Когда совершается вечерний вход? Что изображает выход священника из алтаря? Кого изображает диакон во время выхода? Что означают слова «Премудрость прости?»