Источник

29. Понятие о всенощном бдении, начало его и предначинательный псалом, великая ектения, пение стихов „Блажен муж», малая ектения

Всенощное бдение, или всенощная, есть такая церковная служба, которая совершается с вечера накануне воскресных и праздничных дней. Эта служба получила свое название потому, что древние христиане совершали ее под воскресные и праздничные дни в продолжение всей ночи. Слово «бдение» значит бодрствование. Всенощное бдение означает молитвенное бодрствование в продолжение всей ночи. Основанием для всенощной службы послужили примеры из жизни Господа

Иисуса Христа, который нередко ночи посвящал на молитву Богу Отцу. Всенощное бдение было установлено в 4 веке святым Иоанном Златоустом, архиепископом Константинопольским, который желая отвлечь истинно верующих от посещения незаконных языческих собраний, установил собираться православным в свои храмы для Богослужения ночью. Христиане любили посвящать ночь молитве, особенно перед днем воскресным или праздничным. Всенощное Богослужение перешло к нам в Россию из Константинополя и дополнено песнопениями, составленными св. Иоанном Дамаскиным, Феодором Студитом. Всенощная состоит из трех служб: вечерни, утрени и первого часа. На вечерни воспоминаются ветхозаветные события. На утрени воспоминаются новозаветные события. На первом часе воспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата.

Начало всенощной совершается так: отворяются царские врата, священник с кадилом, а диакон со свечей кадят алтарь. Это каждение алтаря напоминает сотворение мира и человека; затем диакон со свечей выходит на амвон и произносит: «Восстаните, Господи благослови». Этими словами диакон повелевает христианам встать и приготовиться к Богослужению и просит Господа благословить начало всенощной. Священник в алтаре, стоя пред престолом, прославляет Святую Троицу такими словами: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». В это время молящиеся полагают крестное знамение с малым поклоном. Затем священник призывает всех поклониться Господу Иисусу Христу. После этого призывания священник с кадилом, а диакон со свечей ходят по храму и совершают каждение пред иконами и народом. Прославлением Святой Троицы и хождением по храму воспоминается то блаженное состояние первых людей, когда они ходили по раю и восхваляли Святую Троицу. Свет от свечи изображает свет, появившийся при творении мира. Во время каждения на клиросе поют стихи псалма «Благослови душе моя Господа«14. Этот Псалом называется предначинательным потому, что им начинается вечерня и все службы. После каждения храма священник и диакон входят в алтарь и царские врата затворяются. Это изображает изгнание первых людей из рая и закрытие дверей рая после грехопадения. По окончании пения псалма диакон выходит на амвон и произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся». В этой ектении изображается моление кающихся грешников. После Великой ектении бывает пение стихов: Блажен муж иже не иде на совет нечестивых»15. Затем малая ектения: «Паки и паки миром Господу помолимся».

Для беседы с учащимися: Что называется всенощным бдением? Почему так называется? Что служило основанием для всенощной? Из скольких частей она состоит? Как называются составные части всенощной? Что воспоминается в каждой части всенощной? Как начинается всенощная? Что изображает каждение алтаря? Какие первые слова произносит диакон? Что эти слова означает? Что произносит священник после слов диакона? Что воспоминается прославлением Святые Троицы и каждением всего храма? Что напоминает в это время свет свечи? Что поют на клиросе во время каждения храма? Почему псалом называется «предначинательным»? Куда входят священнослужители после каждения храма? Что изображает закрытие царских врат? Что произносит диакон на амвоне после пения псалма? Что изображается в великой ектении?

* * *

14

стр. 137.

15

стр. 138.


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle