Глава 20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков
Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г.
Андроник (Никольский), архиепископ Пермский, убит 4 июня 1918 г.
Гермоген (Довганев), архиепископ Тобольский, утоплен в реке 19 июня 1918 г.
Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский, расстрелян в Перми.
Ефрем (Кузнецов), епископ Селенгинский, викарий Забайкальский, расстрелян 23 августа 1918 г. (Епископ Ефрем (Епифаний Кузнецов) – из забайкальских казаков. На сироту мальчика-пастуха обратил внимание местный священник, сделал чтецом в церкви, отправил в Читинское духовное училище, а потом в Иркутскую духовную семинарию. Сделавшись священником и овдовев, тот поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой стал начальником Забайкальской духовной миссии в Чите. Много обратил в христианство монголов, бурят и особенно корейцев, которых переселил в Читу и основал приход. Горячий проповедник, любимец народа, в 1916 г. стал епископом. В начале революции был арестован, но в Москве выпущен и участвовал на Соборе. Расстрелян вместе с протоиереем Восторговым (см. дальше).
Феофан (Ильшенский), епископ Соликамский, утоплен в реке Каме 11 декабря 1918 г.Исидор (Колоколов), епископ бывший Михайловский, викарий Новгородский, умерщвлен в Самаре, будучи посажен на кол.
Амвросий (Гудко), епископ Серапульский, викарий Вятский, умерщвлен в Свияжске, будучи привязан к хвосту лошади.
Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский, сброшен с высокой стены и разбился на смерть.
Леонтий (Вимпфен), епископ Енотаевский, викарий Астраханский, по убиении брошен в яму и не выдан на погребение.
Платон (Кульбуш), епископ Ревельский, убит в Юрьеве 14 января 1919 г.
Тихон, архиепископ Воронежский, повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофатия в декабре 1919 г.
Иоаким (Левицкий), архиепископ Нижегородский, повешен головою вниз в соборе Севастополя.
Никодим (Кононов), епископ Белгородский, замучен и изуродован ударами по голове железным прутом и брошен в сорную яму и предан погребению лишь через полгода, будучи узнан среди трупов по монашескому параману. По другой версии, после издевательств был заживо засыпан негашеной известью.
Макарий (Гневушев), епископ Вяземский.
Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский, викарий Нижегородский.
Пимен, епископ Верненский, викарий Туркестанский.
Герман, епископ Камышинский.
Варсонофий (Вихвелин), епископ Кирилловский, викарий Новгородский.
Иустин, архиепископ Омский и Павлоградский, умер в Омской тюрьме в марте 1920 г.
Мефодий, епископ Петропавловский Акмолинской области, убит весною 1921 г., в штыковую рану в груди убийцы воткнули крест.
Симон (Шлеев), епископ Уфимский, застрелен в своей квартире 6 июля 1921 г.
Назарий, митрополит Кутаисский, взят с одра болезни и расстрелян за обращение к Генуэзской конференции с просьбой о спасении родины от большевистского насилия.
Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, убит 12 августа 1922 г.
Филарет, епископ Костромской, замерз в ссылке в Архангельской губернии в 1922 г.
Серафим, епископ Елуторовский Тобольской епархии, умер в ссылке в Пермском крае около 1925 г.
Иерофей (Афоник), епископ Велико-Устюжский, викарий Вологодский, в мае 1928 г. убит огнестрельным оружием в голову при аресте, когда народ не давал его арестовать за отказ повиноваться митрополиту Сергию и поминать советскую власть.
Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, умер в Соловецком лагере 27 января 1929 г.
Иларион (Троицкий), архиепископ, викарий Московский, умер в Петроградской тюрьме 15 декабря 1929 г.
Сергий, епископ Ефремовский, расстрелян в Бузулуке в 1929 г.
Серафим (Мещеряков), митрополит Кавказский, расстрелян в Ростове-на-Дону в тюрьме в 1932 г.
Афанасий (Сахаров), архиепископ Старобельский, расстрелян в Харьковской тюрьме в 1932 г.
Агапит (Вишневский), архиепископ Екатеринославский, умер в тюрьме от голода и тифа.
Александр (Белозеров), архиепископ, умер в Ростовской тюрьме в 1932 г.
Амвросий (Полянский), архиепископ Подольский, умер в 1934 г. от солнечных ожогов и желудочных заболеваний в «Голодной степи» Казахстана, по дороге из Чимкента в отдаленное селение.
Филипп (Гумилевский), епископ, расстрелян в Красноярской тюрьме в 1934 г. за непризнание митрополита Сергия.
Арсений (Жадановский), архиепископ Серпуховский, расстрелян 17/30 июня 1935 г.
Дамаскин (Цедрик), епископ Глуховскии, викарий Черниговский, умер в Сибири в 1935 г.; по одной версии – в ссылке, от холода, на пароме, при переправе через реку, по другой – в тюрьме, от гангрены отмороженных ног.
Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, умер в заключении в декабре 1936 г.
Варфоломей (Ремов), епископ, викарий Московский, расстрелян 26 июня 1936 г.
Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский, умер в заключении 10 февраля 1938 г. (Сергиевской юрисдикции).
Иосиф (Петровых), митрополит Петроградский, расстрелян в конце 1938 г. за поощрение тайных странствующих священников.
Димитрий (Любимов), архиепископ Гдовский, расстрелян в 1938 г. за то же. По другой версии умер в Новгородской тюрьме около 1936 г.
Алексий, епископ, викарий Петроградский, расстрелян в 1938 г. за то же.
Серафим, епископ, расстрелян в Актюбинске в 1938 г.
Питирим (Крылов), архиепископ, викарий Московский, бывший соловчанин, расстрелян в 1938 г.
Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский, расстрелян в 1938 г.
Никон (Пурлевский), епископ Белгородский, расстрелян в 1938 г. .
Никон (Лебедев), епископ, расстрелян в 1938 г.
Никандр (Феноменов), митрополит Одесский, умер в ссылке.
Арсений (Стадницкий), митрополит Новгородский, умер в ссылке в апреле 1936 г.
Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский, умер в ссылке в 1936 г.
Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский был болен, во время ареста горлом хлынула кровь, унесли на носилках, около года был в тюрьме, где умер или расстрелян в 1930–1932 гг.
Макарий, схиепископ, убит в Псково-Печерском монастыре 1 апреля 1944 г. во время воздушного налета большевиков. (Он – бывший настоятель Макарьевской пустыни Новгородской губернии, обслуживал катакомбную церковь в пределах Новгородской, Тверской и Петроградской епархии. По его свидетельству, он в течение 10 лет не ночевал в одной квартире подряд две ночи. У него была своя духовная академия и духовная семинария для подготовки священников, которых и рукополагал тайно, как и постригал в монашество. Во время налета на монастырь, когда монахи спустились в укрытие, он остался в келье и молился и был убит осколком в сонную артерию. Молитвенник и Евангелие на аналое были залиты кровью. Часы остановились и показывали момент его смерти.)
Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский, может быть внесен в этот список как умученный большевиками же за границей, около Риги, 12 октября 1934 г.
Здесь указана судьба немногих (немногим более 50) епископов, тогда как существующий с 1927 г. список всего российского епископата, в целом претерпевшего всеразличные репрессии, содержит имена более 250 епископов. Из числа таковых под властью Московской Патриархии в настоящее время находится на свободе всего 5 человек (включая и самого нынешнего патриарха). Случайные показания бывшего чекиста открывают нам, что в Пермских лагерях, например, в 1945 г. было заключенных десять епископов и из них только один вышел на свободу на каких-то определенных условиях. Таким образом, судьба 200 епископов определенно неизвестна, но в итоге мы должны считать, что более 250 епископов частью погибли уже, а частью погибают в местах заключения и ссылки.
Говоря о мучениках и исповедниках в нашу эпоху, необходимо здесь вкратце вспомнить и о «падших во время гонений». Как и в первых веках христианства, и ныне их явилось несколько разрядов. Одни отреклись совсем от Христовой и всякой веры, как Никон (Бессонов), епископ Красноярска, и Зосима, архиепископ Иркутский, и ушли в стан безбожников. Между ними, как падший, особо стоит Феофил, епископ Екатеринодарский и Кубанский, который по требованию ГПУ дал списки монашествующих своей епархии, а когда их арестовали, он повесился (1930 г.). Надлежало не давать списков и самому быть арестованным. Но таково зло компромисса.
Другие, как уже видим, входили в компромиссы с безбожниками и, в одних случаях, приносили духовные жертвы их нечестию полным извращением Христовой правды, говоря всякую ложь и даже оправдывая самые гонения на Церковь, в других случаях, являлись предателями своих христиан и оклеветателями пред властями своих мучеников и исповедников.
Это прежде всего епископы обновленческого раскола – лжемитрополиты Александр Введенский, Антонин и множество других, – а затем сама Московская Патриархия сначала митрополита Сергия, а потом патриарха Алексия, целиком ставшая в этом смысле на платформу обновленцев и их полностью заменившая и фактически их собою исключившая из бытия выполнением их роли у безбожных властей. Виновность в таком падении падает на самое возглавление Церкви, которое в 1927 г. перешло к самочинным действиям, превысило свои полномочия и без согласия епископата и вопреки его протесту приняло уже отвергнутую всей Церковью обновленческую позицию. Часть епископата, попадавшая на свободу, оказывалась в безвыходном положении и принуждена была признавать эту самочинную власть, пока в гонениях 1937 г. не была полностью уничтожена. Московская же патриархия продолжала и продолжает существовать ценою оправдания всех злодеяний безбожной власти и поругания памяти мучеников своей Церкви: ложь якобы может служить пользе Церкви и цель оправдывает средства.
Так, конечно, можно думать, будучи не только врагом Евангелия, но и истории Церкви, как единой, святой, соборной и апостольской, исключающей и осуждающей на своем пути расколы, преступления, узурпацию, ложь, неправду и прочие грехи и утверждающей для своего созидания всякую добродетель и непременное исповедание Христовой правды.