Глава 23
Обличительная речь Господа против фарисеев (Мф.23:1–36) Скорбь об Иерусалиме (Мф.23:37–39).
Мф.23:1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
«Народу и ученикам»: посрамив неоднократно фарисеев и сделав их безответными, Господь перед учениками и народом, для предостережения их от духа и направления фарисеев, произносит против них грозную обличительную речь, в которой изобличает главнейшие заблуждения фарисеев как относительно их учения, так и относительно жизни. Евангелисты Марк (Мк.12:38–40) и Лука (Лк.12) передают лишь кратко эту грозную речь.
Мф.23:2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
«На Моисеевом седалище» и пр.: образное выражение, означающее, что книжники и фарисеи во времена Христовы были истолкователями для народа закона Моисеева, как бы занимали место законодателя, изъясняя закон его. Образ взят, вероятно, от синагогальных кафедр, на которые по преимуществу книжники и фарисей входили читать определенное место из закона (или пророков) и садились, когда начинали изъяснять прочитанное место. Таким образом, сидеть на Моисеевом седалище значит обладать властью и правом должностного учителя или истолкователя закона Моисеева народу. Как Моисей научал народ, давая ему законы, так книжники и фарисеи во времена Христовы научали народ, изъясняя ему сии законы.
Мф.23:3. итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
«Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте»: слово «все» здесь очевидно требует ограничения, ибо сам Спаситель нередко обличал иудеев, и особенно книжников и фарисеев, в неправильном понимании и истолковании заповедей закона, а таким неправильным толкованиям, конечно, следовать не должно (ср. Мф.15:1–6). Ограничить это слово нужно в двояком отношении, именно – должно соблюдать 1) все, что только сообразно с законом и 2) что не отменено из сего закона. «Под словом все должно разуметь именно то, в чем книжники не превращают закона... Когда слышишь слово все, не разумей здесь всего закона, как, например, постановлений о пище, о жертвах и т.п. Ибо как Он мог говорить теперь о том, что отменил еще прежде? Но под словом все разумеет Он предписания, служащие к исправлению нравов, улучшению образа жизни, согласные с правилами Нового Завета и освобождающие от ига закона. Почему же Он повелевает руководствоваться в жизни не законом благодати, а законом Моисеевым? Потому что еще не время было говорить об этом ясно прежде креста» (Злат.). – «По делам же их не поступайте»: не делайте так как они делают, ибо они только «говорят», что должно делать по закону, а сами «не делают», т.е. не исполняют того, чему сами учат. Общая мысль такая: не смотрите на их дурную жизнь, не подражайте им в ней, но что они говорят вам сообразного с законом, исполняйте. Предписывает (Христос) оказывать такое уважение к закону, что велит держаться оного, несмотря на развращение учителей закона; ... повелевает соблюдать то, что наиболее споспешествует спасению, именно – не презирать учителей и не восставать против священников; ... у развращенных оных учителей не отнимает должного уважения и таким образом подвергает их большему осуждению, а у слушающих Его учение отнимает всякий предлог к преслушанию, дабы кто не сказал: я потому ленив, что учитель мой худ. Посему-то Спаситель, несмотря на развращение книжников, так твердо ограждает права их власти... И всякий преступник достоин обвинения, тем более тот, кто имеет власть учить. Таковый заслуживает вдвое и втрое более осуждения, во-первых, потому, что преступает закон; во-вторых, потому, что, имея обязанность исправлять других, сам храмлет и подвергает себя большему наказанию по важности своего сана, и, в-третьих, потому, что он, как учитель, сильнее увлекает других к пороку своим худым примером» (Злат.). «Итак, нужно слушать того, кто учит чему-нибудь по божественному закону, хотя бы он сам и не исполнял этого» (Феофил.).
Мф.23:4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
«Связывают бремена тяжелые» и пр.: образ выражения взят из обычая обыденной жизни – носить или накладывать на животных ноши и поклажи. Под этими тяжелыми ношами разумеются не суетные многочисленные предания фарисеев, которые Господь не одобрял и не предлагал народу исполнять, но вообще вся совокупность разнообразных и многочисленнейших постановлений Моисеева закона, которые Апостол Петр называет «игом, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деян.15:10). Фарисеи строго и сурово требовали от народа исполнения всех законных предписаний, «принуждая его исполнять мелкие и трудно исполнимые заповеди закона» (Феофил.); а сами не хотели споспешествовать ему в этом нисколько: пальцем не дотрагивались до возлагаемой на других ноши. «Сими словами Он обнаруживает двоякое зло в их действовании, именно то, что они от подчиненных требуют полной и совершенной исправности в жизни, а сами без всякого опасения делают, что хотят; между тем как доброму начальнику надлежало бы поступать иначе: т.е. к самому себе быть судьею строгим и взыскательным. Но фарисеи поступали противно сему. Таковы и все любомудрствующие на словах. Они без милости строги и взыскательны к ближним, потому что не испытали, сколь трудно учить других делами... Не сказал: не могут, но – «не хотят»; не сказал – нести, но – «перстом двинуть»: т.е. не хотят даже и приблизиться, даже и прикоснуться» (Злат.). «Ибо когда учащий не только учит, но и делает, то он вместе с учащимся несет бремя и вместе с ним трудится. Но когда он возлагает на меня тяжкое бремя, а сам ничего не делает, то он более обременяет меня, показывая своим бездействием невозможность исполнить то, чему учит» (Феофил.).
Мф.23:5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
«Чтобы видели их люди»: книжники и фарисеи не исполняли сами строго того, что повелевали исполнять народу; а что исполняли, то делали из тщеславия, чтобы показаться исполнителями закона народу (см. прим. к Мф.6:2,5,16), то есть – лицемерно. – «Расширяют хранилища свои»: хранилищами назывались кожаные мешочки, в которые вкладывались листики из папируса или из пергамента, на которых написаны были известные слова из закона Моисеева и которые прикреплялись к головной повязке и к одежде на левой руке (против сердца). Обычай носить таковые хранилища произошел из буквального понимания и исполнения повелений Божиих, данный чрез Моисея, – иметь евреям пред глазами и на руке слова закона (Исх.13:9; Втор.6:8,11:18). Эти хранилища были, с одной стороны, напоминанием о законе, с другой – предохраняли, как верили, от злых духов. Они были различны по виду, употреблялись не всегда, большею частью при утренней и вечерней молитвах, и когда собирались в синагогах. Фарисеи в этом случае отличались от народа тем, что эти хранилища делали шире, чем обыкновенно, чтобы отличиться от других и показать свое особенное благочестие. – «Увеличивают воскрилия одежд своих»: воскрилиями назывались у иудеев кисточки (четыре), которые пришивались к краям верхней одежды и идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонтового цвета. Их делать и носить повелено было законом (Чис.15:38–40; Втор.22:12) для того, чтобы иудеи, смотря на них, помнили заповеди Божии; этим также они отличались от других народов. Фарисеи эти кисти и нити делали больше обычных по той же причине, по которой расширяли хранилища свои, что свидетельствовало также о их тщеславии (ср. Злат., Феофил.).
Мф.23:6–7. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
«Предвозлежания на пиршествах»: иудеи во времена Христовы вкушали трапезу не сидя, а полулежа. Стол, довольно высокий, как и у нас, располагался при пиршествах в виде буквы П; с внешней стороны к нему прикладывались длинные в рост человека циновки или подушки, на которых полулежали пирующие, а с внутренней стороны подносилось кушанье; иногда эти циновки или подушки делались широкие, так что на одной могли возлежать трое (триклиния, ср. Ин.2:8). Возлежали на левом боку, так что ноги отдалялись от стола, и к каждому из возлежащих можно было подходить даже неприметно для возлежащего. Голова одного возлежащего могла быть легко наклонена к груди рядом возлежащего; такое положение свидетельствовало о тесной взаимной дружбе возлежащих. Это называлось – возлежать на персях другого (Ин.13:23; Лк.16:22–23). Главные или почетные места были места в средине стола, и их-то особенно любили и добивались фарисеи, в чем и выражалось их тщеславие. – «Председания в синагогах»: первые места в синагогах близ кафедры (ср. прим. к Мф.4:23), которые обыкновенно занимали старцы. – «Приветствия на площадях»: публичное выражение или знак особенного почтения и уважения. – «Чтобы люди звали их: учитель! учитель!»: почетное титло, выражающее их авторитет. Они любили, когда их величали этим титлом, сознавая свое превосходство пред другими. Три слова у иудеев были для названия учителя: рав, равви и равван, означавшие разные степени учености и учительства. – «Предвозлежания – учитель, учитель»: «может быть, все сие сочтет кто-либо за малость, но сии малости бывают причиною великих зол. От них разрушались целые города и церкви... Учителю надлежит быть образцом, чтобы другие взирали на него с уважением. Он должен быть таков не только в церкви, но и везде... говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает; во всем должен показывать себя образцом – и в походке, и во взоре, и в одежде, и вообще во всем» (Злат.).
Мф.23:8–10. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.
«Вы не называйтесь учителями» и пр.: в том смысле, в каком назывались так тщеславные фарисеи и книжники. «Христос не запрещает называться учителями, но запрещает страстно желать этого названия, всеми способами стараться о приобретении его; ибо учительское достоинство в собственном смысле принадлежит одному Богу. И словами: «отцем себе не называйте» – не возбраняет почтения к родителям, ибо желает, чтобы мы почитали родителей, особенно же духовных отцов, но возводит нас этими словами к познанию истинного Отца, т.е. Бога, поскольку отец в собственном смысле есть Бог, а плотские родители не суть виновники бытия, но только содействователи и слуги Божии» (Феофил.). «Один Бог есть виновник всех и учителей и отцев» (Злат.).
Мф.23:11–12. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
«Больший из вас» и пр.: см. прим. к Мф.20:26. – «Кто возвышает себя» и пр.: самонадеянная гордость смиряется Богом, а смирение возносится – это основное правило нравственного христианского самоусовершенствования (ср. Феофил.).
Мф.23:13. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхóдите и хотящих войти не допускаете.
«Горе вам»: несчастию, бедствию, наказанию подвергнетесь вы. – «Книжники и фарисеи»: см. прим. к Мф.3:7. – «Лицемеры»: см. прим. к Мф.7:2. – «Затворяете Царство Небесное»: Царство Небесное (см. прим. к Мф.3:2) представляется под образом здания (ср. Мф.16:18–19), которого двери отворены для входа в него людей. Фарисеи и книжники затворяли двери этого царствия, не входя и сами, и не допуская хотящих войти в него. Имея сами ложное понятие о Мессии и внушая его народу, подчиняя игу измышленных преданий, противодействуя Господу и выставляя Его пред народом как льстеца, книжники и фарисеи препятствовали готовым и способным из народа войти в Царство Небесное, т.е. в церковь Христову, и сделаться членами ее (ср. Феофил.)
Мф.23:14. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мóлитесь: за тó примете тем бóльшее осуждение.
«Поедаете домы вдов»: присвояете себе или выманиваете имущество у вдов или вообще бедных людей, обманывая их своею мнимою набожностью, и чрез то втираясь в их доверие, бессовестно, под предлогом благочестия, обираете их. – Напоказ «молитесь долго»: см. прим. к Мф.6:5. – «За это»: за то, что обираете бедных, и за лицемерные молитвы, «примете» тягчайшее осуждение», как здесь на земле, так и по смерти (ср. прим. к Мф.6:5). Не продолжительные молитвы осуждаются здесь Господом, но то, если они делаются только напоказ, чтобы видели люди.
Мф.23:15. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
«Обходите море и сушу» и пр.: употребляете всякие усилия и средства, чтобы обратить кого-либо в свою веру. – «Обратить хотя одного»: собственно – приобресть хотя одного прозелита. Прозелитами назывались обращающиеся в иудейскую веру из язычников. Было два рода прозелитов: 1) прозелиты правды, которые вполне принимали иудейскую веру, были обрезываемы или крещаемы и подчинялись вполне Моисееву закону, и 2) прозелиты врат, которые, отрекшись от язычества, не вполне принимали закон Моисеев, не обрезывались и не крестились. – «Делаете его сыном геенны»: сын геенны значит повинный геенне, достойный вечного наказания (ср. прим. к Мф.5:22); «сын геенны тот, кто совершает дела, за которые достоин сожжения в геенне» (Феофил.). – «Вдвое худшим вас»: писатели иудейские сами говорят, что прозелиты были «язвою Израиля», что они замедляли даже пришествие Мессии. Фарисеи приобретали их частью и по ревности к своей вере, частью из своекорыстных целей, и, приобрев, не заботились об их наставлении в вере и об исправлении их нравов, а еще более развращали их своим примером лицемерной жизни. «Здесь Иисус Христос показывает, что книжники и фарисеи сугубо виновны: виновны, во-первых, в том, что ничего не могут сделать для спасения многих, и что им великого стоит труда привлечь к себе хоть одного человека; во-вторых, в том, что совершенно не радят о сохранении того, кого приобрели, и не только не радят, но еще бывают его предателями, когда порочною своею жизнью развращают его и делают еще хуже себя. Ибо когда ученик видит порочных учителей, то делается еще хуже их, потому что он не останавливается на той точке зла, до которой дошел его учитель... Слова: «вдвое худшим вас» – сказаны для того, чтобы и порочных учеников устрашить, и книжников поразить сильнее за то, что они не только были учителями беззаконной жизни, но и еще старались вложить в учеников своих больше зла и вовлекали их в большую порочность, нежели какой подвержены были сами, что служит признаком в высшей степени развращенной души» (Злат.).
Мф.23:16–17. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
«Вожди слепые»: руководители других, сами лишенные духовного зрения; указатели другим пути в Царство Небесное, сами не видящие этого пути. – «Кто поклянется храмом»: ср. прим. к Мф.5:33–37. – «То ничего»: т.е. клятва такая необязательна; нарушивший ее не подлежит осуждению, неповинен. – «Золотом храма»: золотыми украшениями храма, как-то: сосудами, священными принадлежностями и пр., или – золотом, которым покрыты были врата и разные части храма, или наконец золотом, бывшим в храмовой сокровищнице. Видно, что это золото храма фарисеи считали более священным, чем самый храм, хотя и неизвестно, почему именно. – «Повинен»: обязан непременно сдержать клятву, а если не сдержит, то подлежит известному наказанию, как виновный в нарушении клятвы. – «Храм, освящающий золото»: освящать значит делать священным, назначать для особенного религиозного употребления. Золото храмовое потому делается священным, что находится в храме; будь оно в другом месте, оно не имело бы такого значения. Следовательно, безумно считать более священным то, что само освящается, нежели то, чем оно освящается.
Мф.23:18–19. Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
«Жертвенником»: или алтарем всесожжений, находившимся во дворе храма, где приносили жертвы (см. прим. к Мф.21:12). Он был из неотесанных камней, четвероугольный, длиною и шириною при основании около 10 сажень и вышиною около 10 аршин. На нем приносились жертвы или дары во всесожжение (ср. прим. к Мф.5:23). – «То ничего»: см. прим. к ст. Мф.23:16. – «Повинен»: «по учению фарисеев тот, кто клялся золотым сосудом или волом, или овцою, назначенными для жертвы, а потом нарушал клятву, тот присуждался представить во храм то, чем он клялся; дар они предпочитали алтарю ради прибыли, получаемой от жертв. А если кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, то поскольку он не мог создать ничего подобного храму, разрешался от клятвы; посему клятва храмом становилась незначительною по причине любостяжания фарисеев» (Феофил.). – «Жертвенник, освящающий дар»: жертвенник, посвященный Богу, сообщал освящение полагаемому на него дару или жертве; следовательно, он важнее и священнее, чем дар освящаемый от него; следовательно, клянущийся жертвенником и нарушающий клятву повиннее, чем клянущийся только даром одним.
Мф.23:20–22. Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
«Клянущийся жертвенником» и пр.: что клятва жертвенником священнее и обязательнее клятвы даром на жертвеннике, то несомненно видно из того, что кто клянется жертвенником, тот вместе клянется и жертвами, так как жертвы назначены для принесения их на жертвеннике. А что клятва храмом священнее и обязательнее клятвы жертвенником, это видно из того, что клянущийся храмом клянется вместе и Живущим в нем, т.е Богом. Ибо храм есть место Его особенного присутствия среди народа Своего. В первом храме Соломоновом Бог являл особенное присутствие Свое на кивоте завета во Святом Святых, видимым знаком чего было облако (3Цар.8:10–13; Пс.81:1). Во втором храме, хотя уже кивота завета не было, но Господь и в нем особенным образом являл Свое присутствие, почему во Святое Святых входил один только первосвященник, один раз в год, с кровью умилостивительной жертвы (Евр.9:7). Клянущийся храмом таким образом – то же, что клянущийся небом (ср. прим. к Мф.5:34–35), который «клянется престолом Божиим» и пр.: небо есть также место особенного присутствия Божия, где является вся Его слава, почему и говорится, что там престол Божий, на котором Он восседает во всем величии и славе и свете неприступном. Всеми этими изречениями Господь показывает, что клясться чем бы то ни было – значит клясться Богом, иначе клятва не имеет смысла. Существенное в клятве есть призвание Бога во свидетели правоты и искренности клянущегося; в противном случае клятва – ничто. Впрочем вообще о клятве см. прим. к Мф.5:33 и дал.
Мф.23:23–24. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
«Даете десятину» и пр.: закон обязывал иудеев давать десятую часть всего на жертвы и содержание левитов (Чис.18:20–24; Втор.14:22–24). По прошествии трех лет еще десятина назначена была для бедных и сирот (Втор.14:28,29). Закон, говоря о десятине земли (Втор.14:22), не упоминает собственно о травах – платить ли десятину с них. Фарисеи, представлявшиеся строгими блюстителями закона, давали десятину и с них, с мяты, аниса и тмина. Господь указывает им, что они, соблюдая строго мелочи, точно неопределенные законом, оставляют без исполнения важнейшее в законе, как-то: «суд», или справедливость в разбирательстве судебных дел, «милость» – снисходительность в отношении к бедным и несчастным «и веру», или верность Богу и Его святому закону. – «Сие надлежало делать и того не оставлять»: Спаситель не укоряет их за исполнение закона относительно десятины, но показывает, что это – не важнейшее в законе; этого только «оставлять» не следовало, – а «делать», исполнять должно важнейшее, тогда как фарисеи поступали наоборот, делали маловажное, а важнейшее вовсе оставляли, не исполняли. – «Оцеживающие комара» и пр.: кажется, народное присловие, указывающее на людей, занятых мелочами, в них полагающих всю важность и из-за них опускающих из внимания более важное и даже важнейшее (у арабов есть пословица: слона проглотил, а комаром подавился). В приложении к фарисеям в данном случае оно значит: вы с мелочною заботливостью стараетесь исполнять самые маловажные требования закона, чтобы избежать нарушения его, тогда как опускаете из внимания самые важные требования его, и как бы не замечаете нарушения их, и таким образом подобитесь по пословице тем людям, которые отцеживают из напитка попавшего в него комара, а проглатывают верблюда (св. Златоуст под комарами, соответственно мысли 25 стиха, разумеет внешние наружные очищения, а под верблюдами – действия, очищающие душу).
Мф.23:25–26. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
«Очищаете внешность чаши и блюда»: фарисеи, следуя своим преданиям, с мелочною заботливостью старались о чистоте посуды при столе, придавали сему религиозное значение (Мк.7:4). – «Внутри полны хищения и неправды»: наполнены яствами и питиями, которые приобретены неправедным способом. – «Очисти прежде внутренность» и пр.: сделай так, чтобы пища в блюде твоем и питие в чаше твоей были приобретены не хищением и неправдой, а честным трудом и тогда (и только тогда) можешь достигнуть того, что и внешность блюда и чаши будет действительно чиста, иначе и при внешней чистоте блюда и чаши они не будут действительно чисты внутренно, действительно, так сказать, нравственно. – Св. Златоуст разумеет здесь не только очищение блюда и чаши, но – очищение тела и души, под внешностью разумея тело, а под внутренностью – душу. «Если в блюде важно внутреннее, то тем более в тебе. Но вы, говорит Он, поступаете напротив: соблюдая маловажное и внешнее, не радите о важном и внутреннем. Отсюда происходит тот величайший вред, что вы, почитая себя все исполнившими, прочее пренебрегаете, а пренебрегая, не заботитесь или не принимаетесь исполнять то... Наружные очищения были предписаны законом ради внутренних, а между тем книжники и фарисеи, оставив сие последнее, заботились только о первом; от этого и не выходило никакого добра, потому что внутреннее очищение не следовало за внешним, тогда как, наоборот, внешнее необходимо уже следует за внутренним» (Злат.).
Мф.23:27–28. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
«Уподобляетесь окрашенным гробам» (об устройстве гробов см. прим. к Мф.8:28). Гробницы ежегодно 15 числа месяца Адара подбеливали не ради красоты, а чтобы обозначить для проходящих место их, дабы они не прикасались к ним, так как по закону (Чис.19:16) прикосновение ко гробу делало прикоснувшегося нечистым; некоторые подбеляли гробницы и украшали памятниками, конечно, и для красоты их. Обеленные гробы казались красивыми, внутри же, конечно, были полны костей и нечистоты. Так и фарисеи по наружности казались праведниками, а в самом деле были лицемеры и беззаконники.
Мф.23:29–30. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
«Строите гробницы пророкам», которые были убиты прежде их; книжники и фарисеи, поступая так, показывали, по-видимому, уважение к убитым пророкам и праведникам и являли тем свое благочестие. При этом, как видно, они порицали предков своих, избивавших пророков и праведников, и отрицались от участия в их преступном пролитии пророческой крови. Их усердие в устроении и украшении гробниц и памятников пророкам и праведникам, по-видимому, подтверждало их слова и – обманывало народ. Но Сердцеведец говорит им, что они и в этом случае оказываются лицемерами; на самом же деле они еще хуже отцов своих. «Иисус Христос говорит: горе книжникам и фарисеям не потому, что они строят гробницы и осуждают отцов своих, но потому что, как в том случае, так и в притворном осуждении отцов своих, они поступают хуже их» (3лат., ср. Феофил.).
Мф.23:31–32. таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.
«Таким образом»: из самых слов их Господь показывает им, что они лицемерно украшают гробницы и памятники пророков и праведников, а на самом деле они таковы же, как и отцы их, или еще хуже их, «ибо они хотели убить самого Господа пророков» (Феофил.) – «Вы сыны тех, которые избили пророков»: и как сыны наследовали испорченность ваших отцов и предков, и в этом подобны им. «Но какое преступление быть сыном убийцы, если этот сын не участвует в намерении отца? Никакого. Отселе очевидно, что Христос говорит это для того, чтобы дать знать об участии их в злодеянии отцов их... и что они притворно говорили: мы не были бы сообщниками их; ибо те, кои не удержались от убиения Господа, как бы пощадили рабов?» (Злат.). – «Дополняйте же меру отцов ваших»: это не повеление, а пророчество, что они еще превзойдут отцов своих в злодеянии, в пролитии неповинной крови (дополнять меру – довершить то, что начато, доводить до крайности). Это исполнилось в убиении иудеями Господа и преследовании Его апостолов. Убиение Господа переполнило меру долготерпения Божия, и Бог предал народ Свой, избранный некогда, на поругание язычников.
Мф.23:33. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
«Змии, порождения ехиднины» и пр.: см. прим. к Мф.3:7,12:34. – «Осуждения в геенну»: вечного мучения (ср. прим. к Мф.5:22).– ««Змии, порождения ехиднины», т.е. злые дети злых родителей и еще злее их. Ибо Христос показывает, что они отваживаются на гораздо большие злодеяния и в жестокости превосходят даже отцов своих, хотя и хвалятся, что они не поступили бы так в подобном случае. И действительно, они оканчивают и довершают злодеяния. Ибо те умертвили пришедших в виноградник рабов, а сии убили и самого Сына, и тех, которые звали их на брак» (Злат.).
Мф.23:34. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
«Вот Я посылаю» (пошлю – настоящее вместо будущего) «к вам пророков» и пр.: разумеется послание апостолов и их сотрудников (Еф.4:11), которые в церкви Христовой были тем же, чем в ветхозаветной церкви были пророки, а потом мудрые и книжники. Названия эти употреблены здесь потому, что иудеи привыкли к ним, так как этими названиями обозначались у иудеев вообще учители религии. – «Иных убьете»: как, например Стефана (Деян.7:59) и Иакова Зеведеева (Деян.12:1–2). – «И распнете»: как, например Симеона брата Господня (Евсев. Церк. Ист. 3, 32). – «Иных будете бить в синагогах» (ср. прим. к Мф.10:17). Это также исполнилось на апостолах (ср. Деян.22:19–24; 2Кор.11:24–25). – «Гнать из города в город» (ср. прим. к Мф.10:23): это общая участь почти всех апостолов.
Мф.23:35–36. да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
«Да приидет на вас вся кровь»: да постигнет вас наказание за кровь, невинно проливаемую (ср. Мф.27:25). Речь не об одних только фарисеях и книжниках, но вообще о всем народе иудейском (ст. Мф.23:36), убившем Спасителя и Его посланников, исполнившем меру преступлений отцов своих и потому повинном во всей пролитой невинно крови пророков и праведников. Бог не наказывает добрых детей за грехи отцов, и если Господь грозит современному Ему роду иудейскому наказанием за всю неповинно пролитую отцами их кровь, это значит, что сей современный Христу род сам по себе достоин сего наказания, что и действительно, ибо он совершил величайшее из всех преступлений – убиение Мессии. – «От крови Авеля праведного», убитого неповинно братом его Каином (Быт.4:8). – «До крови Захарии, сына Варахиина» и пр.: это, вероятно, тот Захария, который, по повелению царя Иоаса, был побит камнями во дворе дома Господня (2Пар.24:20). Господь берет примеры невинно пролитой крови пророков и праведников из первой и последней священных исторических еврейских книг, примеры – первый и последний. Правда, Захария сей называется в книге Паралипоменон сыном не Варахии, а Иоддая; но это, может быть, было другое имя отца Захарии, так как у евреев был обычай носить два имени (например, Матфей – Левий, Симон – Кифа пр.). Некоторые из древних (Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофилакт) полагают, что речь здесь идет о Захарии отце Иоанна Предтечи. Но не известно исторически, был ли он сын Варахии; притом сведения о смерти его, заимствованные из апокрифических источников, не одинаковы. Впрочем, вероятно, не без основания помянутые отцы говорили так. Мнение, что это был Захария Варахиин, один из 12 меньших пророков (Зах.1:1), трудно принять, ибо нельзя указать, почему Христос мог указать именно на него, тогда как о мученической кончине его ничего неизвестно ни из истории, ни из предания. Мнение же, будто это тот убитый зилотами Захария, о котором говорит Иосиф Флавий (Bel. jud. 4, 6, 4), принять совершенно нельзя: 1) потому, что убиение случилось долгое время спустя после смерти Христовой (около времени разрушения храма), а Христос говорит в прошедшем времени – «убили»; 2) потому, что Флавий называет этого Захарию сыном Варуха (Βαρου’χου вар. Βαρασ’χαι’ου), а Варахия и Варух не одно и то же. – «Убили между храмом и жертвенником»: между святилищем и жертвенником, или алтарем всесожжений (см. прим. к Мф.21:12). Захария Иоддаев, или Варахиин, был убит «во дворе дома Господня». У раввинов сохранилось воспоминание об этом убийстве, как особенно позорном и богопротивном деле (Targum. Плач 2, 20. Lightf, в толковании на это место). – «Все сие придет на род сей»: все мщение Божие за невинно пролитую кровь. Разрушение Иерусалима, случившееся лет около 36 спустя после сего, рассеяние народа и при сем ужасные бедствия, испытанные им, были точным исполнением этого пророчества. «Тот, кто видел многих согрешающих и не вразумился, но сам поступает так же, и не только так же, но гораздо хуже, должен подвергнуться наказанию жесточайшему. Ибо, если бы он захотел, то сделался бы лучшим, имея так много примеров в других; но как он не исправился, то достоин большего наказания за то, что имел много случаев к вразумлению себя от людей, прежде согрешивших и уже наказанных, но без всякой для себя пользы» (Злат.).
Мф.23:37–38. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст.
«Иерусалим, Иерусалим»: «что значит это сугубое воззвание? Это – голос милосердия, сострадания и великой любви. Как будто пред любимою женщиною, которую постоянно любили, но которая презрела любившего ее и чрез то заслужила наказание, Он оправдывается, тогда как намерен уже был поразить казнью» (Злат.). – «Сколько раз»: это было целью всей Его деятельности; для этого Он часто посещал Иерусалим и проповедывал в нем и чудодействовал. – «Собрать чад твоих»: обратить жителей твоих к Себе, чтобы они признали Меня своим Мессиею вступили в царство Мое. – Как птица (курица) собирает и пр.: «сравнением изъявляет Свою любовь, потому что эта птица горячо любит своих птенцов» (Злат.). – «Не захотели»: не от Меня зависело то, что вы не обратились ко Мне, но от вашей злой воли – не захотели вы. – За то, «се оставляется дом ваш пуст»: дом, т.е. храм, святилище Божие, лучшее украшение Иерусалима. Отнимется от него Божие попечение и охранение, и он запустеет, будет оставлен Богом; а с ним запустеет и город святой и земля святая, ибо отнимется от него и от нее имя Божие. Так и было: храм и город разрушены римлянами; земля опустошена.
Мф.23:39. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
«Не увидите Меня отныне»: день милосердия прошел для вас, и вы не увидите Меня более, как милосердного Избавителя вашего, – Я буду для вас грозным Судьей. «Говоря «отныне», Он указывает не на этот самый час, но на все время, которое протекло до Его страданий» (Злат., ««отныне» значит – после распятия, а не после того часа, в который Он говорил это» – Феофил.); в храме, действительно, уже не был Господь отныне, по воскресении же Своем Он являлся «не всему народу», но только «свидетелям предызбранным от Бога» (Деян.10:41). – «Доколе не воскликнете: благословен» и пр.: «Здесь Он говорит о будущем дне Своего второго пришествия... давая разуметь самым неверующим, что они тогда (невольно) поклонятся Ему» (Злат., ср. Феофил.). Вероятно также, что во время страшного таинственного пришествия Спасителя на суд с народом Своим, при разрушении Иерусалима, не малое число иудеев, видя в сем знамение гнева Божия за отвержение Мессии, невольно обращались к Нему с верою и, уверовав, благословляли духом это таинственное пришествие Его.