Михаил Дмитриевич Хмыров

(13.09.1830–08.12.1872)
Михаил Дмитриевич Хмыров
Михаил Дмитриевич Хмыров

Русский историк, публицист, библиофил.

Биография

Потомок старинного дворянского рода Тульской губернии. Родился в селе Локотки Глуховского уезда Черниговской губернии 1 сентября 1830 года. Воспитывался в 1-м Московском кадетском корпусе, где служил воспитателем его отец, и, как один из лучших по успехам воспитанников, выпущен в 1848 году прапорщиком лейб-гвардии в Измайловский полк.

По собственным словам, «начал печататься подневольно, написав по приказанию кадетского начальства стихотворение на случай 50-летнего юбилея службы и жизни великого князя Михаила Павловича», напечатанное без ведома и без согласия автора в «Журнале военно-учебных заведений» в 1848 году; оно было положено на музыку Г. Д. Ломакиным и затем издано отдельно. В 1849 году Хмыров принимал участие в Венгерской кампании. В 1850 году он написал стихотворение, вызванное 50-летним юбилеем службы императора Николая в Измайловском полку, и это дало автору-прапорщику чин подпоручика (1850). 20 апреля 1851 года он был прикомандирован к 1-му Московскому корпусу репетитором математических наук; освобождённый таким образом от строевой службы, он получил возможность обратиться к занятиям отечественной историей, к которым он, по собственному выражению, имел «внутреннее влечение». Однако уже 28 ноября 1852 года Хмыров получил приказание возвратиться в свой полк; в 1854 году он был произведён в поручики и во время Крымской войны находился в составе войск, охранявших Петербургское побережье.

В 1858 году, следуя своему влечению к историческим работам, Хмыров задумал, по словам его биографа П. А. Ефремова, написать историю полка, в котором служил, и добился разрешения работать как в архиве Измайловского полка, так и в других петербургских и московских архивах. С 1860 года стал печатать исторические статьи.

Говоря о Хмырове, нельзя не упомянуть о его богатейшей библиотеке, на составление которой он не жалел своих скудных заработков; она состояла из 12 тысяч номеров одних только журналов и вырезок из них и приобретена в 1873 году при посредничестве С. Н. Шубинского (за 3000 рублей) для Исторического музея в Москве. Однако поступление включало в себя только около трёх тысяч изданий, наибольшую ценность представляли так называемые «хмыровские портфели»: 832 папки (конволюты) с тематически подобранными (свыше 300 тем) вырезками. Большую ценность представлял портфель с материалами для библиографического словаря «Русские люди». Библиотека Хмырова стала первым поступлением в фонды Российского Исторического музея.

Необеспеченный материально, существуя только литературными заработками, Хмыров под конец своей жизни сильно нуждался и даже должен был по частям продавать свою библиотеку, приводившую в восторг такого знатока книжного дела, как П. А. Ефремов, и всегда радушно открытую для всех, желавших в ней заниматься. Он задолжал за квартиру около 800 рублей известному заводчику и издателю «Биржевых ведомостей» В. А. Полетике, в доме которого на Моховой улице в Москве жил несколько лет. Полетика вытребовал с должника расписку, предъявил её ко взысканию, и библиотеке Хмырова грозила продажа с молотка, но ссуда А. А. Краевского в размере 800 рублей временно избавила его от уплаты долга. Правда материальное положение от этого не улучшилось. Оставшись один (жена с детьми уехала в деревню к родным) он питался лишь чаем со студнем, покупаемом в мелочной лавочке.

Частная помощь не могла поддержать Хмырова, явился упадок сил, и он 27 ноября 1872 года после трёхмесячной тяжкой болезни скончался в Петербурге от скоротечного воспаления мозга, оставив семье лишь рубль денег из вспомоществования, выданного ему Литературным фондом. Погребён Хмыров в Сытинском погосте Каширского уезда Тульской губернии.

Приятели (П. А. Ефремов, С. Н. Шубинский) похоронили его на собранные в складчину деньги. Вот как характеризует Хмырова его друг П. А. Ефремов:

Он был добр, прямодушен, готов на всякую услугу; в убеждениях своих был твёрд, не менял их и не скрывал, так что каждый мог знать, с каким человеком имеет дело, и смело на него положиться в случае нужды. Вместе с этим он был, однако, человеком крайне непрактичным во всём, что касалось его личных интересов, и часто терял там, где другой на его месте мог бы только выигрывать.

А вот мнение С. Н. Шубинского:

умер Хмыров, бедствовавший всю свою жизнь, иногда, впрочем, по своей вине, или, вернее, по своему необычайному упрямству... мы особенно негодовали на Семевского. Нам обоим казалось возмутительным то обстоятельство, что Семевский, старый приятель Хмырова, издавая «Русскую старину», не хотел поддержать его, дав ему какую-нибудь постоянную работу в своём издании, и пробавлялся преимущественно даровым материалом.