Слово в день сретения иконы Божией Матери Боголюбской. (21 мая 1880 г.)

Отрадно видеть, как ежегодно в нынешний день массы верующих и усердных чтителей царицы небесной собираются в наш город для сретения чудотворной иконы ее Боголюбской. Отрадно в особенности по нынешнему времени, ослабевшему в вере, осуетившемуся и наклоняющемуся более к плотским и житейским помыслам, чем к религии и к Господу Богу. Некогда св. пророк Илия, видя всеобщее развращение современного ему общества Израильского, полагал было, что погас совсем светильник истинной религии на земле, и что пришел конец и самому существованию народа Божия. В сильном огорчении возопил он на небо: Господи! сыны Израилевы оставили завет твой, разрушили твои жертвенники и пророков твоих убили мечем; остался я один... Довольно уже Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцев моих (3Цар. 19:10). Оказалось, однако ж, что не погасла среди людей св. религия под таинственным смотрением промысла Божия. Господь открыл в утешение своему пророку, что сбережен святой остаток благочестивых сынов Израиля, коих колена не преклонялись пред Ваалом и уста не лобызали его (3Цар. 19:18). И мы, видя сегодня, как тысячи благоговейных и верующих христиан и христианок преклоняют колена пред заступницей рода человеческого и с любовию лобызают ее икону, можем успокоительно сказать себе: не погас еще среди нас светоч веры и благочестия, несмотря на все действие темных вражеских сил, стремящихся отуманить умы и развратить сердца слабых и колеблющихся членов нашего общества. С любовию и милостию взирает конечно и сама царица небесная на смиренное и благоговейное поклонение, творимое ей от душ верующих и благочестивых, днесь сошедшихся во святой храм сей. Какой же дар принесем мы матери Господа и Спасителя нашего? Каким приветствием почтить нам царицу небесную, посетившую сегодня град наш? Лучшего и более подобающего для нее приветствия нет и быть не может, как то, которое она в первый раз услышала на земле от ангела, пришедшего благовестить ей о рождении от нее Сына Божия. Слова этого приветствия знакомы нам с детства и ими обыкновенно начинается наше первоначальное молитвенное обучение в семьях и школах. Повторим же теперь с благоговейным размышлением эту всеобщую и самую раннюю нашу молитву пред царицей небесной, к ней же молитвенно прибегая, да не возгнушается она этим посильным даром нашим в сей день и час.

"Богородице дево! радуйся благодатная Мария, Господь с тобою»! Вот первые слова приветствия, которые мы ежедневно повторяем матери Божией со слов архангела Гавриила. В первом слове сокрыто все величие ее, и потому это слово заслуживает преимущественного нашего внимания. Величие это в том именно и состоит, что пречистая дева Мария родила самого Бога, творца и зиждителя всей вселенной, Господа и повелителя всех существ небесных и земных, а потому и стала именоваться Богородицей или Богоматерию. Людям, не изучающим таинств веры Христовой, не ведущим писания ни силы его и не верующим, может показаться несообразным такое наименование: как тварь Божия и дщерь человеческая могла сделаться материю Бога, от вечности существующего? И много было в древности (и теперь есть) лжеучителей, которые то отвергали вовсе, то искажали вероучение христианское о воплощении Бога-Слова от девы Марии, и чрез это унижали ее высочайшее достоинство. Так иные думали, что Бог был только в особенности близок к ней своею любовию и благоволением, как святейшей личности, подобно тому, как он бывает близок и к прочим святым угодникам и угодницам Божиим. Да будет же всем известно, что это не так. По учению веры христианской, второе лице св. Троицы Сын Божий неким и особенным образом всецело нисходил в утробу девы Марии – и девять месяцев чревоносим был ею, питался ее грудью, покоился в святых ее объятиях и был яко младенец руконосим, пользовался ее нежными ласками и возрастал под ее материнским попечением – совершенно так же, как это бывает со всеми младенцами человеческими. Конечно не самое божество зачалось во чреве девы Марии, ибо оно вечно и безначально, и не по божеству своему родился от нее Христос Господь, ибо по божеству своему он не имеет вовсе матери, а только одного превечного Отца-Бога, от которого родился он прежде всех веков; но от девы Марии он заимствовал свое человечество, т. е. душу и тело человеческое, а с этою душею и телом человеческим божество Сына Божия так непостижимо, неслитно и в то же время так близко и тесно сочеталось, что составило одну личность, одного Бого-человека Иисуса Христа. И поскольку это единение божества с человечеством никогда не прерывалось в лице Христа Спасителя, ни в зачатии его, ни в чревоношении, ни во всей остальной земной жизни его, ни по вознесении на небо к Богу отцу своему, и не прервется потом во веки вечные то достойно и праведно св. церковь величает св. деву Марию родительницею Сына Божия, Богородицею или Богоматерию, – и это не почетное только или хвалебное наименование, а соответствующее самой сущности дела. Она есть действительно матерь Божия в самом прямом и буквальном смысле. Некоторые лжеучители говорили также, что Христос Иисус родился от девы Марии простым человеком, а божество соединилось с ним после; так что ей подобает будто бы только название Христородицы. Но и это несправедливо и нечестиво; ибо не простым человеком, как мы сказали, зачался и родился от благодатной Марии Господь наш, но с человечеством его во утробе девы было в неслитном соединении и божество, и из девственных ложесн Марии произошел не просто человек, а Бого-человек, и матерь его таким образом есть воистину Богородительница. Были и такие лжеучители, которые полагали, что Господь Иисус заимствовал от матери своей только тело человеческое, душу же человеческую заменяло в нем божество, которое прошло чрез св. деву лишь внешним и поверхностным образом, как вода чрез канал, по их собственному выражению. Но и это не верно и нечестиво, ибо по учению св. церкви не только тело, но и душу человеческую заимствовал Господь от пренепорочной матери своей, и с этой душею, равно как и с телом всегда неразлучно было божество и притом в личном соединении; так что будучи предвечным Сыном Божиим, он родился, как отроча младо, от пречистой матери своей, и был действительным в полном смысле ее сыном. Поэтому-то высочайшему достоинству матери Божией, святая церковь и ублажает деву Марию как честнейшую херувимов и без сравнения славнейшую серафимов, т. е. самых высших и приближенных к Богу существ. Тем не менее если бы кто, в порыве преданных и благоговейных чувств, стал воздавать ей божеское поклонение, как богине, то погрешал бы по язычески, и молитвенные жертвы такого поклонника или такой поклонницы пред царицей небесной были бы не угодны и неприятны ей, как молитвы грешные и неразумные. Будучи материю Сына Божия, благоволившего воплотиться из нея, присноблаженная дева Мария есть однако же создание Божие, только возвеличенное и превознесенное пред всеми тварями Господними на земле и на небе.

О, братие и сестры о Христе! Имея такую всесильную ходатаицу за род наш пред престолом Божиим, с каким дерзновением и надеждою мы можем прибегать под ее защиту и покровительство! Ибо ничье ходатайство не может быть так сильно, как матернее пред сыном. Значит со всеми своими нуждами, со всеми, скорбями сердечными мы с верою и любовию должны обращаться к матери Божией; и если мы окажемся достойны ее милости и благоволения, то без сомнения она не замедлит нам явить их. Лишь бы в сердце нашем горела искра благоговейной любви к ней и веры, а равно и смиренной преданности ее могущественному покровительству. Будем же блюсти и взгревать эти чувства размышлением о том великом и несравненном ее достоинстве, о котором напоминает нам столь часто слышимое в церковных песнопениях, а особенно в приветственной молитве к ней слово «Богородица». «Богородице дево»! – Бот еще необычайное качество и достоинство матери Божией, – это ее девственность, оставшаяся целою и неприкосновенною как до рождения от нее Спасителя мира, так и в самом рождении, а равно и после рождения так что св. церковь величает ее приснодевой. Рожденная от неплодных до старости и святых родителей лишь по усиленным молитвам их, впрочем по обыкновенным законам естества человеческого, пренепорочная отроковица Мария еще в трехлетнем возрасте отдана была на воспитание в Иерусалим и введена в храм Божий по обету, данному родителями еще до рождения ее. Здесь вся жизнь ее до 14-ти летнего возраста была не что иное, как непрерывное молитвенное созерцание и приближение к Господу Богу. Предание повествует, что благодатию Божиею она столько была предочищена от общей для всех сынов и дщерей Адамовых наследственной порчи и первородного греха, и столь высока стала духом, что ангелы Божии, прозревавшие конечно ее дивное назначение быть материю самого Сына Божия, видимо являлись и служили ей. По окончании воспитания, когда пришло ей время оставить храм Божий, священники Иерусалимские, не понимавшие конечно таинственной высоты и величия своей воспитанницы, хотели было выдать ее в замужество; но вдруг услышали из уст ее неожиданный обет навсегда оставаться девою. Не понимая смысла этого необычайного по тогдашнему времени обета, но не смея и нарушить его, так как он дан был пред лицем самого Бога, – священники решили все-таки обручить деву Марию, после смерти ее родителей, святому старцу Иосифу, дабы он был ее попечителем, а равно и хранителем ее девства по обету. Когда затем послан был к ней в Назарет архангел Гавриил благовестить о рождении от нее Спасителя мира, то первый вопрос из уст ее был такой: как будет сие, ибо мужа не знаю? Посланник Божий тотчас успокоил ее, объяснив: Дух Святый найдет на тя и сила вышняго осенит тя, темже и рождаемое свято наречется Сын Божий! Таким образом Спаситель наш, Богочеловек Иисус Христос, хотя был действительным сыном человеческим и заимствовал от пречистой матери своей не иную какую-нибудь, а ту же самую человеческую природу, какая и у нас, но самое зачатие его совершилось не по законам естества человеческого, а сверхъестественным и чудесным образом, т. е. бессменно от неискусобрачной отроковицы, и потому он чужд был первородного греха в своем рождении и не наследовал от своей матери прародительской Адамовой порчи. При сем всякому православному чтителю и чтительнице пренепорочной и приснодевственной матери Господней надо иметь в виду два противоположные по характеру своему, но одинаково ошибочные и неправильные о ней мнения, существующие у христиан римско-католических и лютеранских. Первые неправильно учат, что и сама матерь Божия так же бессменно и чудесно Духом Святым зачата и рождена от своих родителей, как рожден от нее Сын Божий. Между тем как чистое и непогрешительное учение православной церкви состоит в том, что рождение самой матери Божией произошло обыкновенным и естественным образом; так что в своем рождении она не чужда была первородного греха, что однако же ничуть не омрачает ее славы и величия ибо впоследствии она совершенно предочищена была и от всякого греховного влияния и стала избраннейшим сосудом благодати и вместилищем невместимого Бога-Слова. Напротив, лютеранские учители и богословы дерзновенно посягают на святейшее имя Богоматери девы, не признавая приснодевства ее с тою решительностию и строгостию, как это делает православная церковь. По нашему православному учению, пречистая дева Мария и по смерти своего обручника старца Иосифа не причастна была узам брачным, и Христос Господь был ее единственным чудесным сыном. Упоминаемые в евангелии братья Христовы были ему двоюродные по плоти. Это были, как гласит христианское предание или дети Иосифа обручника от первой его жены, или дети Иоакима и Анны – родителей матери Божией. Таким образом одни лжеучители (католические), думая возвеличить паче надлежащего Матерь Господню, оскорбляют ее лживостию своего учения о сверх-естественном ее зачатии и рождении; другие (лютеранские богословы), думая приблизить ее личность как можно больше к нашему человеческому обществу, и таинства, окружающие ее жизнь, к обыкновенному человеческому разумению, богохульствуют на самого Сына Божия, унижая приснодевство чистейшей матери его. Тем драгоценнее должно быть для нас неповрежденное и чистое учение православной церкви о дивном лице матери Господней. «Как тебя назвать, о благодатная! – восклицает она молитвенно пред нею, – ты и матерь, ибо имела еси на святых своих объятиях сына, всех Бога; но ты и дева, ибо пребыла еси нетленна и непорочна»! Или в другом месте: «Все выше нашего смысла и понимания суть великие и преславные твои таинства, о Богородице! При чистоте запечатанной и девстве хранимом, ты и мати позналася еси не ложно, Бога рождши истинного».

Православные и благочестивые слушатели! Углубляясь мыслию и сердцем в христианский догмат о неизглаголанном девстве и чистоте преблагословенной Богородицы-девы, поревнуем и мы об очищении своего сердца и о целомудренности своих душ и телес; ибо ничто так не любезно пречистой деве, как эта добродетель, и ничто так не приближает к ней ее чтителей и поклонников, как трезвенность и непорочность помыслов сердечных и целомудренность души и тела. Юноши и девы, возрастающие в невинности и чистоте! Дорожите, как величайшей святыней своею невинностию и непорочностию, и помните, что вы избранные и любезнейшие чада пречистой девы Марии. Равно и вы, избранные мужи и жены, произнесшие ради Господа обет девственности и целомудрия, укрепляйтесь в своем великом подвиге примером неискусобрачной матери Господней и утешайте себя в борьбе с плотию тою отрадною мыслию, что непрерывно взирает на вас с любовию и небесным благоволением святая дева Мария. Но и вы, вступившие в брак честен и блюдущие святыню супружества, не думайте, что при ваших обязанностях вы лишены возможности стоять в близком благодатном союзе с пречистою девою Богородицею. О, будьте уверены, что велик пред очами ее будет и ваш подвиг, если вы сумеете господствовать над своими страстями, если чисты и целомудренны будете в своих помыслах, воздержны и верны в своих супружеских отношениях. Ибо как есть целомудрие девственности, так есть и должна быть в своем роде и в известной степени целомудренность супружества. И если нельзя всем стоять на одинаковой высоте подвига, то всем можно стяжать полное благоволение царицы небесной посильным подвигом внутреннего самоочищения и трезвенности. Напротив, ничто так не гнусно пред очами царицы небесной и ничто так скоро не удаляет нас от ее милости и благоволения, как сладострастные мечты, испорченность сердца и непотребство поведения. Не от того ли такою неустроенною и нездоровою представляется современная жизнь нашего общества, что мутной и грязной струей отвсюду врывается в нее развращение, и что животные инстинкты берут верх и господствуют над умами и сердцами большинства нынешних людей. Как часто наше юношество и молодость ходят уже с печатью преждевременного растления; как ослабела строгость нравственных начал в наших семьях, и как мало и редко вообще стала примечаться наклонность к подвигам благочестия и жажда высоких духовных наслаждений! О, как-бы не отвратила вовсе своего взора от нас грешных матерь Божия, как некогда Господь отвратил взор свой от развращенных допотопных людей, потерявших все духовное и обратившихся в плоть, по выражению писания! Да не будет, да не будет сего! Но обратим опять свою мысль к словам архангельского приветствия Богоматери.

«Радуйся благодатная Мария Господь с тобою, благословенна ты в женах»! Когда услышала в первый раз св. дева это приветствие из уст Архангела, то смутилась, как повествует евангелие. Смущение это произошло от того, что кротчайшая и смиреннейшая из дщерей человеческих, хотя и царственная отрасль дома Давидова, не зримая никем кроме Бога в тиши назаретского уединения, недоумевала, за что и как она будет благословена или превознесена пред всеми женами в мире. Предание гласить что в минуту появления пред ней Архангела, она размышляла о словах пророка Исаии, возвещавшего рождение Спасителя мира от безмужной девы, и мысль ее и сердце благоговейно устремлены были к личности этой дивной и блаженнейшей девы. Приветственные слова Архангела имели очевидно прямое отношение к тому, чем занята была тогда душа ее, и внезапно намекали ей, что она сама, назаретская девственница, и есть та избранная из всего рода человеческого жена, которой в предвечном совете назначено быть материю Спасителя рода человеческого. Смутилась кротчайшая и смиреннейшая дева Мария, мысленно отрицая от себя эту недосягаемую честь и величие, и лишь только после того, как небесный посланник объяснил ей, как все это будет, она покорилась воле Божией, сказав: се раба Господня, буди мне по глаголу твоему! А поспешив к родственнице своей Елизавете, она в пророческом восторге воскликнула: «призрел Господь на смирение меня, рабы своей; ибо отныне станут называть меня блаженною все племена и роды»! Так это и есть на самом деле. Пророчество матери Господней о себе оправдалось вполне. Ибо блажим тя, о заступница наша, блажим тя вси роди, Богородице дево! в тя бо невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи.

И понятно теперь, почему из всех хвалебных словес и приветствий наших царице небесной наиболее угодным для нее должно быть то, которое мы повторяем со слов архангела Гавриила. Всякий раз, когда из уст наших исходят эти архангельские слова: «радуйся благодатная Марие, Господь с тобою, благословенна ты в женах»! – мы напоминаем ей, так сказать, самые лучшие минуты в ее земной жизни, когда она в первый раз узнала о своем великом назначении и поняла тайну воплощения от нее Сына Божия. То, что было некогда предметом ее смущения и страха, теперь стало неиссякаемым источником ее премирного блаженства. Конечно, ничего не можем мы прибавить к этой радости своими приветствиями и хвалебными восклицаниями; но за то мы сами можем приобщаться этой радости по мере своей приемлемости, когда вместе с молитвенными и приветственными словами и сердце наше будет устремляться к царице небесной. Если будет она видеть, что понимаем мы верно и ясно великое дело, совершившееся чрез нее для всего рода человеческого, и если потому высшее свое счастие будем полагать в благодатном союзе с нею, и конечную цель всех наших желаний – в спасении наших душ, по вере в воплощенного из нее Сына Божия; то конечно и она примет нас, как чад своих веселящихся о ней, в свое невидимое покровительство, и своим ходатайством пред Сыном своим скоро воздаст нам радость спасения нашего, и радости нашея никто же возмет от нас. «Се любящие чада мои, верующие и смиренные – скажет она Сыну своему о нас, и сам Господь возлюбит нас, придет к нам своею благодатию, и обитель сотворит в сердце нашем. О, когда бы так было, а не иначе! О, когда бы тленные радости и удовольствия мирские не приковали к себе сердца нашего и не охладили его для высших и духовных радостей. О, когда бы в суете житейской не позабыть нам вовсе того дела, ради которого приходил Господь Иисус Христос на землю, восприяв естество наше от богомужной девы матери своей! Пусть же чаще напоминают нам о сем великом деле эти приветственно-хвалебные слова св. деве: «Радуйся благодатная Мария, Господь с тобою! Благословенна ты в женах»!

К этим словам архангельского приветствия прибавлены еще следующие заключительные слова молитвы церковной: «Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Слова эти значат то же, что и предыдущие с некоторым только пояснением или дополнением к общей мысли в них заключающейся. «О, как счастливы мы, пресвятая дева, что ты стала материю, – как бы так говорили мы! Потому что плод чрева твоего – есть Спаситель наш, и если бы Он не благоволил сделаться сыном твоим, – мы погибли бы»! Искренно сказать это может только тот, кто всей душой и сердцем верует в таинство воплощения Сына Божия, кто понимает, что в этом таинстве вся сущность веры христианской, кто дорожит более всего счастием быть истинным христианином и принадлежать не по имени только, а на самом деле к числу живых и спасаемых членов церкви Христовой. Этой то искренности веры и теплоты христианского чувства и ждет от нас Матерь Божия, как самой лучшей нашей жертвы и самого драгоценного дара, когда мы молимся ей, ищем ее милости, и произносим пред ее иконами хвалебные приветствия. Пусть же и всякий испытает свою совесть и проверит свои религиозные убеждения: куда они направлены, какого они характера и выражаются ли какими-нибудь добрыми плодами веры и любви к воплощенному из нее и пострадавшему за нас Господу Иисусу Христу? Не в устах ли только вся наша вера, а все наши молитвенные возвания и приветствия Матери Господней не суть ли только привычный лепет языка, заучившего молитвенные слова? О, братие и сестры о Христе! Зная, сколько издревле было и теперь есть врагов у Спасителя нашего, замышляющих разрушить вконец то великое дело, ради которого Он сходил на землю и зрак раба принял, – видя, до какой ожесточенности достигла злоба противников христианской веры в настоящее время и с каким успехом умеют они посевать холодность к религии и нравственное легкомыслие в людях, – не чувствуем ли мы особенной нужды как можно более беречь свое сердце от влияния этих врагов Христа Спасителя, а ум – от их льстивой и ядовитой философии? Не поколеблют они, конечно, дела Христова, если бы все силы ада пришли к ним на помощь, и исконная брань Агнца, т. е. Спасителя нашего, со змием, т. е. с диаволом, завершится окончательным сокрушением дьявольской силы и размождением главы змииной; но много и погибших будет в этой брани из среды людской, как говорится в книге св. откровения. Что если враги Христа Спасителя, которым кажется все евангельское учение юродством, соблазном и безумием, и которые самую кровь завета нового вменяют в скверну, что, если они сумеют охладить в конец наше сердце, отвратить от Господа и поставить на путь, вводящий в пагубу?! Да не допустит сего благосердая матерь Господа нашего, всесильная заступница и ходатаица наша пред престолом Сына своего! О, спаси от таких бед нас рабов твоих, Богородице! Ибо к тебе после Бога мы все прибегаем, яко к нерушимой стене и предстательству. Аминь.

***

Комментарии для сайта Cackle