Поучение воспитанникам владимирской гимназии в день храмового праздника св. благоверного великого князя Александра Невского. (23 ноября 1874 года)

Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… (Гал. 5:22, 23).

Я хочу, дети, остановить ваше нарочитое внимание на сих примечательных словах св. апостола Павла, которые церковь предлагает в назидание всем православным христианам в настоящий день, посвященный памяти св. благов. и велик. кн. Александра Невского. Апостол исчисляет те прекрасные плоды, которыми сопровождается правильное развитие человеческого духа, и по которым безошибочно можно узнать, в каком человеке и даже в каком обществе это развитие идет успешно, и в каком нет. Главная и существенная цель всех ваших учебных трудов и вашего пребывания в школе есть, как известно, правильное и стройное развитие ваших сил духовных; равно как и завершительная цель всех наших стараний и усилий насчет вас, это – указать вам надлежащий путь к вашему духовному развитию, поставить и укрепить вас на этом пути, дабы потом вы сами, когда выйдете из под нашей опеки, могли самостоятельно держаться на нем и с успехом продолжать свое движение по сему благому пути. Значит и для нас, и для вас весьма важно знать и видеть, есть ли какой успех в наших усилиях? И можно ли приметить в вас появление, или по крайней мере некоторые задатки тех прекрасных плодов, которыми характеризуется по Апостолу надлежащее духовное развитие. Прислушайтесь же к словам Апостола: плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание!... Какие, в самом деле, прекрасные и благовонные плоды! Нарисуйте в своем воображение человека любящего, кроткого, трудящегося, терпеливого, верующего, сострадательного, воздержного, непрестанно радостного и благодушного: какой светлый и привлекательный образ! И в то же время какой сильный и могучий образ! И заметьте, как все эти привлекательные и блестящие черты нравственного совершенства родственны тому именно возрасту, в котором находитесь пока вы. Как будто бы Апостол, рисуя богоподобный идеал самого лучшего человека в мире, имел в мысли именно правильно развивающееся дитя. Да оно так и есть на самом деле; ибо и сам Спаситель сказал: аще не обратитеся, и не будете яко дети, не внидете в царствие небесное (Мф. 18: 3). И в самом деле чья душа всего способнее любить, веровать и смиряться, как не душа благонравного дитяти? Чье сердце доступнее состраданию, дружественным и бескорыстным чувствам, и чья воля способнее на самоотвержение и энергический труд, как не воля благородного юноши? Растленный свет с его гнилыми и любострастными обычаями, с которыми поминутно приходится сталкиваться людям уже изведавшим жизнь, не может произращать тех прекрасных райских плодов, которые исчисляет Апостол и которые так успешно произрастают в невинном детстве и чистой юности! Что же, дети, если бы пригласили вас приноровить к себе апостольский идеал правильного развития духовного и сравнить его с собою, по нему проверить ваш душевный строй, ваши убеждения и ваши привычки, – нашли-ли бы вы в себе некоторый образ и подобие сего святого и христианского идеала? Предоставляем это вашей собственной совести. Мы же ни хвалить, ни порицать вас не хотим. Порицать не имем поводов по благоприличию вашего внешнего поведения вообще, на сколько оно нам известно. Хвалить же опасаемся, ибо известное дело, что по внешности судить окончательно нельзя, а ваш внутренний душевный мир вполне известен только вам, то есть вашей совести, да сердцеведцу Богу. Одного хотелось бы нам, это воспламенить в вашем сердце любовь к святому и чистейшему идеалу нравственного совершенства, который рисует нам св. Апостол Павел, и воодушевить вас на то, чтобы святость сего идеала вы искали усвоить сердцем и осуществить в жизни; ибо действительно более высокого, более чистого и святого идеала нигде нельзя найти и изобресть невозможно. Но как овладеть этим идеалом, – вот в чем тайна! Где взять сил и средств, чтобы себя возвысить до него, – вот в чем существенный вопрос и задача не только вашей, но и вообще человеческой жизни. Не сомневаемся, что в вас горит святая искра любви к добру, да и вообще натура человеческая ищет и жаждет его по самому существу своему, и все мы грешные не прочь умилиться душою и с благоговением преклонить колена пред священным образом добродетели, рисует ли его ваше собственное сердце и совесть, или же закон Божий. Это самая лучшая и дорогая блесточка образа Божия, уцелевшая в нашей падшей и испорченной природе. Но как нередко эта блесточка совсем тускнеет и пропадает в разном хламе страстей и пороков, совершенно засоряющих человеческое сердце! Не дай Бог, чтобы с кем-нибудь из нас это случилось! Итак, хотите ли знать, как зреет в человеке плод духовный; что мешает и благоприятствует его созреванию? Послушайте того же Апостола Павла!

Обратите внимание, что исчисливши вышеозначенные качества человека, правильно резвившегося по духу, как-то: любовь, радость, мир, долготерпение веру, кротость и проч., Апостол называет все это плодом духовным, а известно, что плод является уже последствием многих предварительных работ и растительным процессов. Нужно, чтобы приготовлена и удобрена была почва, на которой посажено растение, – нужно, чтобы оно прежде выросло и расцвело, а потом уже можно от него ждать и плода. Точно тоже бывает и с нашею душою. Нужно предварительно заняться ею, не мало походить и усердно похлопотать около нее, а потом уже откроется надежда и плоды пожинать. Вот эти то предварительные хлопоты Апостол и обозначает своими дальнейшими богодухновенными словами: а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Болезненное и прискорбное для нашего самолюбия распинание плоти с ее страстями и похотями, – вот всеобщая, неизбежная и единственно верная мера к тому, чтобы человеческое сердце и душу делать способными к произрастанию истинных, а не фальшивых плодов духовных. Люди, не имеющие христианских понятий о душе человеческой и не желающие знать печальной истории падения и испорченности нашей природы, проповедуют разные неосновательные и обманчивые теории воспитания. Им кажется, что достаточной при свете науки разъяснить и указать человеку, что хорошо и что дурно, а тщательным воспитанием развить в нем живое сознание долга и нравственных обязанностей, и человек будет хорош. О нет, и тысячу раз нет! Никакое разъяснение долга и нравственных обязанностей не даст человеку сил исполнять эти обязанности, и никакое, самое прекрасное и самое тщательное воспитание не сбережет его от нравственного растления, если человек не получит благодатного освящения свыше, если не возродится он водою и духом и не пройдет болезненной школы распинания своей плоти с ее страстями и похотями. Рожденное от плоти – плоть есть, сказал Спаситель (Ин. 3:6). Т. е. по естественному своему рождению мы существа грешные, чувственные и страстные. И потому если бы чье-либо воспитание сложилось таким образом что стали бы только развивать, холить, нежить и укреплять то, что дала человеку его природа, то можно опасаться, что из человека, возрастающего по правилам этой односторонней и фальшиво-гуманной теории воспитания, выйдет препорочное и злое существо. Это потому, что все мы, по слову писания; в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся (Пс. 50:7), – и значит уже самим рождением полагается в нас много грешных и злых семян, которые не развивать и холить нужно, а напротив подавлять и с корнем вырывать. Отсюда открывается нужда так называемых строгих, принудительных и наказательных мер воспитания, сущность которых состоит в том вообще, что с одной стороны – естественному потоку детских желаний и порывов полагается преграда, а с другой стороны питомцы побуждаются и даже понуждаются ко многому такому, чего им не хочется, что им кажется трудно, неприятно и ненужно. Пока дети находятся в семье или в школе, то это делают с ними их родители и воспитатели: они стараются регулировать, как говорится, волю их, т. е. дать ей надлежащее направление, и не позволяют никаких искривлений и уклонений ее в сторону разными понудительными и дисциплинарными мерами. По выходе же из-под опеки родительской и из школы, воспитанник уе сам должен работать над собою все в этом же духе и направлении, т. е. воздерживаясь и удаляясь от всего грешного и непотребного, и понуждая и приневоливая себя ко всему доброму, честному и святому. Только таким способом непрерывного обуздания своей падшей и испорченной воли, склонной ко всему грешному, может человек укрепить себя на царском пути добра и нравственного совершенства. До этого, собственно, мы и хотели договориться с вами, дети! Цель нынешнего слова нашего в том и состоит, чтобы, показавши вам словами апостола Павла прекрасные духовные плоды нравственного совершенства, разъяснить, что плоды эти приобретаются не задаром и не без подвига, что подвиг сей главным образом должен состоять в ваших свободных усилиях над своею волею и что все наши воспитательные и дисциплинарные меры суть только пособия вашей еще не созревшей и не укрепившейся воле.

Возвращаясь снова к апостольскому исчислению плодов духовных, я хочу вам в заключение указать хотя вкратце несколько приемов тех свободных усилий над своею волею, о которых шла у нас речь и под условием которых созревает плод духовный. Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – вот плоды духовные по апостолу! Итак встречается ли вам, дети, среди товарищей или в посторонней среде, личность почему-нибудь вами не нравящаяся? постарайтесь найти в ней что-нибудь хорошее (а оно есть непременно), заставьте себя сделать что-нибудь в пользу этой личности, вспомните, что все люди братья, все дети в одной великой семье отца небесного, – и в вас затеплится огонек христианской любви. Неприятность или невзгода какая-нибудь вас посетит, а впереди может быть и еще вы опасаетесь разных невзгод, положитесь во всем на Господа и скажите в сердце своем: «да будет воля Божия! Он все видит и попечется обо мне», – и осенит вас радость и мир христианский. Оскорбил вас кто-нибудь, уронил ваше достоинство, затронул вашу честь и уязвил самолюбие, постарайтесь не дать места своему гневу и раздражительности, вспомните, что Иисус Христос претерпел безвинно в тысячу раз более нашего и нам заповедал любить самых врагов наших, – это будет опыт христианского долготерпения и благости! Видите вы нужду, горе или слезы чьи-нибудь, примите участие в этом горе и в этих слезах, утешьте, успокойте и помогите чем-нибудь, хоть сочувственным и братским словом, если не в состоянии помочь делом, – и к вам приблизится христианское милосердие. Нападет ли на вас дух сомнения и отрицания относительно некоторых предметов христианского вероучения, или вы слышите дерзкие речи людей неверующих и развращенных, – прогоните и рассейте все эти сомнения смиренною мыслию, что человеку, существу ограниченному, всего понять и обнять своею мыслию невозможно, и что Спаситель рода человеческого в своем евангелии сказал нам конечно одну чистую и святую истину, – и согреет ваше сердце теплота веры христианской. Покажутся вам тяжелыми, скучными и бесцельными какие-нибудь предписания и узаконения, церковные ли то, или гражданские, или начальственные, – не давайте разыгрываться своей самости, гордости и нетерпению, раззудите и вспомните, что высшая и конечная цель всех этих предписаний и узаконений есть ваше благо и ваше нравственное совершенство, хоть в данную минуту вы и не совсем уразумеваете эту цель, – и этими усилиями вы приобретете себе драгоценную добродетель христианской кротости и воздержания. И так далее, и так далее... С каждым шагом вперед по этому не сладкому конечно и тернистому пути вы все ближе и ближе будете подвигаться к великому и светоносному идеалу христианского совершенства, и каждая добродетель при помощи благодати Господней будет делаться все легче, легче и приятнее, пока наконец не сделается потребностию вашей воли, – и выдут из вас не пустоцветы какие-нибудь, с одними претензиями на звание честных и благородных людей, а на самом деле – честные и благородные люди с волею, окрепшею в добре и уготованною на всякое благое дело. И пышно расцветут, и созреют в вас не фальшивые и поддельные, а действительные и драгоценные плоды духовные, и наречетесь вы сынове вышняго, и благословенные дети отца небесного. Благодатию Господнею да будет сие с вами! Аминь.

Комментарии для сайта Cackle