Источник

Отдел III. Отношения государства к церквам и вероисповеданиям по действующему русскому законодательству

Общее начало, выражающее отношение государства к религиозным обществам, вероисповеданиям по действующему Русскому праву, изображено в следующем законе: все подданные государства и иностранцы, как в Российской империи, так и в Царстве Польском и Великом Княжестве Финляндском, пользуются каждый повсеместным свободным отправлением своей веры и богослужения (осн. зак. 40, 44 и 48 ст.), и никто не подвергается преследованию за мнения о вере (устав о пред. и пресеч. прест. Св. зак. т. XIV ст. 60). Наше законодательство, допуская свободу веры, религии и богослужения лицам всех религиозных обществ, разделяет религии на следующие группы: 1) господствующую, 2) покровительствуемые, 3) дозволенные, 4) терпимые и 5) недозволенные. Это различие в юридическом положении религий основано: 1) на различной исторической связи религии с государством, 2) на различии принципов, 3) на различии отношения религиозных обществ к католической свободе государства. Господствующая религия – Православная, Восточно-Католическая церковь. Покровительствуемые: Римско-Католическая, Евангелическо-Лютеранская, Реформатская, Армяно-Грегорианская и исповедания нехристианские: еврейское, магометанское и ламаитское.

Дозволенные или признаваемые – раскольничьи секты на основании закона 1883 года: Анабаптисты (с 1876 года), Менониты, Генгутеры. Терпимые – раскольничьи секты, менее вредные, секты выделившиеся без дозволения государственной власти из протестантской и еврейской религий, языческая религия. Нетерпимыми признаются особенно вредные секты, исповедующие такие принципы, которые признаны государственной властью преступными, а именно: скопцы, иуддействующие (с XVI века) молокане, беспоповцы, секты, не признающие брака и отказывающиеся молиться за царя.

Рассмотрим теперь отношения государства к религии отдельно.

1. Православная религия признана господствующей и первенствующей; господство ее состоит в том, что она занимает в ряду других вероисповеданий первое место: 1) она может везде открыто совершать богослужение и религиозные процессии; 2) ей исключительно дозволяется убеждать лиц, принадлежащих к другим вероисповеданиям, принять ее, но без принудительных мер; всякие принудительные меры строго запрещаются; 3) православная вера охраняется и защищается верховной властью; 4) к календарю ее применяются все табельные дни и праздники; 5) по ее обрядам совершается богослужение по случаю государственных событий.

Господство православной веры понимается не в смысле преобладания ее над другими религиями, но выражается в том, что: 1) православная вера есть лишь религия большинства подданных государства; 2) она не может служить причиной ограничения гражданских и политических прав; 3) венчание смешанных браков и крещение детей, происходящих от таких браков, совершается по ее обрядам, преимущество ее состоит в особых отношениях государя к ней: а) Император Всероссийский не может исповедывать иной веры, кроме православной; б) государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующего вероисповедания, блюститель правоверия и всякого в церкви благочиния; в) при вступлении императора на престол коронование и миропомазание совершается по чину православной церкви; по чину же православной церкви подданные разных христианских вероисповеданий могут приводиться к присяге на верность службы государю; православная церковь устанавливает особое моление о здравии и спасении государя, празднует дни их тезоименитства и др., г) верховная власть в управлении Православной церкви действует по основным законам Российской империи через посредство Св. Синода, а в отношении к другим вероисповеданиям по началам территориальной системы. Устройство каждого вероисповедания основано на началах государственных законов, во главе неправославных исповеданий стоят особенные правительственные лица и учреждения (коллегии, консистории). Стало быть, верховная власть в России по отношению к православной церкви, в ее управлении, действует непосредственно, а в других вероисповеданиях, через предназначенных духовных властей и особенных правительств. Но так как непосредственное отношение верховной власти к Св. Синоду, а через него и ко всей церкви, во многих случаях невозможно и неудобно, то верховная власть переносит часть своих прав на своего представителя в Синоде, на обер-прокурора, который получает особое значение в ведомстве православного вероисповедания.

2. Отношения государства к покровительствуемым религиям выражаются в следующем: покровительствуемые религии находятся под покровительством и охраной государственных законов, имеют устройство, соответствующее принципам вероисповедания и государственной жизни; никакой новый закон, относящийся к одной из покровительствуемых религий, не вводится без предварительного истребования мнения от ее правительства – русского, а иногда и иностранного.

Распоряжения и действия религиозных правительств, лиц и учреждений имеют силу и поддерживаются мерами государственными на общем основании. Духовные лица сих исповеданий пользуются правами лиц, на государственной службе находящихся. Духовные дела ведаются особыми установлениями, Высочайшей властью учрежденными: для Римско-Католической церкви – Духовная Коллегия в Петербурге, митрополиты, епископы с состоящими при них консисториями и т. д.; Евангелической – Генеральная консистория, суперинтендент, главное церковное попечительство и т. д. и Армяно-Грегорианской церкви – Патриарх, Эчмиадзинский, Грегорианский Синод с состоящим при нем обер-прокурором. Еврейские духовные дела ведаются – Раввинскими комиссиями при Министерстве Внутренних Дел; Магометанские – Духовными правлениями, не везде, впрочем, организованными и муфтиями; Ламаитское вероисповедание управляется своим духовенством. Все эти учреждения должны действовать согласно законам и должны охранять священные права Монарха. Они состоят в ведомстве Министерства Внутренних Дел, в Департаменте Духовных дел иностранных исповеданий. Изменения и дополнения в законах, касающиеся сих религий, делаются на общем основании. Высшие духовные лица назначаются верховной властью или, по ее уполномочию, Министром Внутренних Дел. При всех учреждениях имеются органы правительственного надзора. Покровительствуемые религиозные общества пользуются полной религиозной свободой. Они могут иметь храмы особой архитектуры, могут созывать народ к богослужению колокольным звоном, или иным способом, совершать публичные богослужения, на площадях совершать крестные ходы, но только в тех местах, где исповедники сих религий составляют большинство населения, могут обладать недвижимым имуществом на правах коренных учреждений. Содержание религиозных правительств происходит или на счет казны, или указаны законом источники. Последователи покровительствуемых религий могут дать своим детям воспитание, согласно с правилами своего вероучения, если они не состоят в браке с православными. Они могут свободно участвовать в богослужении своей религии и не могут быть принуждаемы к участию в богослужении господствующей церкви. Брак и погребение, совершенные по обрядам сих религий, считаются законными. Присягу на верность престолу и государству и свидетельскую могут принимать по обрядам своей религии.

3. Исповедникам дозволенных религий разрешено отправлять свое богослужение в частных домах, не имеющих внешних признаков храма (кроме креста над входными дверями), но внутреннее устройство молитвенных домов законом не определено. Ни строить вновь, ни ремонтировать старых молелен без надлежащего разрешения не могут. (Это правило относится ко всем религиям, не исключая и православной). Здание этих молелен и самые молельни не пользуются правом священного места. Они не могут совершать публичных богослужений, крестных ходов и т. п. обрядов на улицах и площадях городов и селений. Воспитание детей, брак и погребение усопших могут быть совершены по обрядам сих религий. Духовные лица сих исповеданий не имеют никаких отличий от мирян перед лицом государства и содержание их последним не обеспечено.

4. Терпимые – это те религии, которые не дозволены еще правительством, но и не запрещены. Они состоят под надзором местной полиции. Они не пользуются охраной закона, но и не преследуются, если не обнаруживают вредного влияния на исповедующее их население. Относительно последователей терпимых религий наше законодательство держится следующего начала: не делая им никакого насилия совести, терпит их, но не дозволяет им «оказательства», т. е. совершения каких-либо религиозных обрядов под открытым небом и публично.

5. Наконец, некоторые секты признаются вредными и поэтому нетерпимыми, запрещенными. За личные мнения последователи этих сект не преследуются, но религиозные убеждения не освобождают их от ответственности за поступки, предусмотренные уголовными законами. (С целью предупредить распространение этих сект, их последователям запрещено принимать христианских детей на воспитание, иметь православную прислугу и т. п., особенно это относится к скопцам).


Источник: Церковное право : Лекции, читанные засл. профессором М.И. Горчаковым в 1901-1902 ак. году. - [Машинопись]. - [СПб., 1902]. - 536 с.

Комментарии для сайта Cackle