Отдел II. Имущественное право церкви
Состав учения о церковно-имущественном праве исчерпывается следующими вопросами: I) об основаниях обладания церкви имуществом и о значении в ней имущества; II) о том, какое законодательство должно определять имущественное право церкви; III) о субъектах его; IV) об объектах; V) о праве приобретения; VI) о праве пользования; VII) расторжения; VIII) о льготах церковных имуществ и IX) о праве управления и отчуждения. То, что будет сказано здесь о церковно-имущественном праве, относится не только к православной церкви, но и к другим.
I. Об основаниях имущественной правоспособности церкви
Общие основания. Церковь, как учреждение и общество, имеет надобность для проявления и осуществления своих целей в имущественных средствах. Для отправления богослужения нужны: здание – храм, ризы, книги и прочее; должностные лица церкви нуждаются в содержании. Необходимость имущества для проявления и осуществления целей служит первым основанием имущественной правоспособности церкви. Затем, всякий общественный союз, более или менее организованный и преследующий определенную цель, должен выражать себя во внешней какой-либо форме. Да и невозможно представить себе общество, которое бы не имело вещественных предметов, принадлежащих ему. Поэтому, церковь, как общество, должна обладать имуществом. Сверх всего этого, во всех странах, где только лишь допускается, дозволяется или пользуется покровительством христианская церковь, она должна иметь организацию. Ее организация проявляется в виде учреждения и общества. В состав такой организации входят церковные установления и союзы (приходские общества). Для существования этих последних (установлений и союзов) необходимы имущественные средства. Государство, допускающее существование таких союзов, допускает и церковь, в состав которой они входят; признавая церковь, должно признавать за нею имущественную правоспособность, без которой невозможна ее организация. Во всех странах, где только признавалась церковь, она обладала имуществом.
Особенные основания церковно-имущественного права
Имущество церкви, необходимое для нее, не составляет, однако же, такой принадлежности, которой бы обусловливалось самое существование ее: оно необходимо, но если его нет в собственности общества, то это не значит еще, что и самое общество не существует.
Имущество есть средство для достижения целей церкви, но это средство может не составлять ее собственности, а быть доставлено ей извне; например, государство может объявить, что оно обеспечивает церкви все необходимое. Церковь нуждается в имущественных средствах на столько, на сколько она этими средствами достигает своих истинных целей, своего истинного назначения – служить религиозно-нравственному совершенствованию людей. Этим назначением определяется для церкви, как степень необходимости, так и правоспособность в обладании имуществом.
Церковь может быть обеспечена, но лишь на столько, на сколько необходимо; лишнего церкви не нужно ничего. Но если имущество для церкви необходимо, то она должна постоянно обладать необходимым имуществом. Отношением имущества к целям и назначению церкви и различным пониманием этого отношения и определяются все особенности церковно-имущественного права в различных странах.
II. Какое законодательство должно определять имущественную правоспособность церкви
Имущественная правоспособность церкви, как и всякого физического или юридического лица, должна быть определяема государственным законодательством. Законодательство это должно развиваться в отношении к церкви на тех же основаниях, на которых оно развивается вообще по отношению к правоспособным личностям. Нормы, которыми определяется имущественная правоспособность церкви, во всех странах определяются обычаем и положительным законодательством. Пользование и управление правоспособной личности имуществом зависит вполне от собственника, который действует в пределах, не запрещенных законом. Церковь, признаваема в данном государстве обществом, получает имущественную правоспособность по указаниям государственного законодательства. Имущественная правоспособность церкви устанавливается государством точно так же, как правоспособность всякого лица, признаваемого законодательством правоспособным. Но заведывание и управление имуществом церкви должно определяться правилами церкви, хотя и под надзором государства, так как всякое лицо вольно в управлении и заведывании своим имуществом. Но так как церковь есть общество, и так как обладание имуществом может быть направлено им или в пользу общества, или, напротив, в ущерб ему, то государство имеет право надзора за управлением церковным имуществом. Если государство имеет право следить за тем, чтобы каждое существующее в государстве общество в своей деятельности не шло в разрез с государственными интересами, то оно имеет такое же право и по отношению к церкви.
III. Субъект церковно-имущественного права
Субъектом или собственником всякого определенного имущества может быть и признается или физическое или юридическое лицо, которое имущество это законными средствами приобрело, и которое обладает им на законных основаниях. Учреждения и общества приобретают имущественную правоспособность юридических лиц по признании за ними государством этой правоспособности. По законодательству всех стран, известная корпорация или общество только могут приобретать имущество, когда они государством признаются за юридическое лицо. Поэтому субъектом или собственником церковного имущества следует признавать те церковные установления, которые по законодательству государства признаются в качестве юридических лиц, правоспособных обладать имуществом, и которые на законных основаниях приобретают это имущество. Государственное законодательство в России признает значение юридических лиц за такими церковными установлениями, которые по началам устройства церкви обладают известной самостоятельностью и имеют необходимость для своих целей обладать имуществом. В частности собственниками признаются: церкви – приходские (сельские и городские), соборные, кладбищенские и домовые, церковные попечительства, монастыри, архиерейские дома, консистории, попечительства в епархиях, духовно-учебные заведения, попечительство о бедных духовного звания и духовное ведомство, т. е. поместная русская церковь. Все эти установления – собственники тех имуществ, которые достались им по праву приобретения на законных основаниях.
В истории и отчасти в современных понятиях некоторых вероисповедных обществ, а также и ученых, разрешение вопроса о собственнике церковного имущества представляется довольно разнообразным, а иногда – странным. Так в Римско-Католической церкви собственником имущества считается вся вселенская церковь, а папа признается распорядителем его. Выводом из такого воззрения является положение, что никто не в праве распоряжаться церковным имуществом кроме папы, ни даже общество и государство. Затем, в некоторых странах собственником церковного имущества считается поместная церковь. Это проявляется отчасти у нас и у протестантов. Люди религиозные, не владеющие юридическими понятиями, часто считают церковное имущество собственностью Бога и святых, которым оно посвящается. Но ведь Богу и без того принадлежит все, и нет смысла в принадлежности имущества святым. Эти взгляды нужно, очевидно, понимать так: имущество должно принадлежать тем установлениям, которые носят название от имени святых. Существуют и другие воззрения на этот предмет.
IV. Объект церковно-имущественного права
Объектами церковно имущественного права служат вещи: 1) священные, 2) освященные употреблением при богослужении и 3) церковные.
1) Священными называются такие вещи, которые назначаются для непосредственного употребления при богослужении, или составляют предметы религиозного почитания, освящены по церковному чиноположению, принадлежат церковным установлениям и изъяты из обращения в частной жизни. К священным предметам относятся: антиминс, дарохранительница с запасными св. Дарами, сосуд с вс. миров, св. мощи, потир, дискос, лжица, копие, крест, евангелие, образа, покрывала священных сосудов, одежды престола и жертвенника. Священные предметы пользуются преимущественной защитой государства, так за похищение их из церкви, виновные приговариваются к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу на время от 10 до 12 лет (Улож. о нак. ст. 221). Священные вещи – res sanctae – есть и в Римско-Католической церкви. В протестантской церкви священных вещей нет никаких.
2) Освященными вещами называются такие, которые назначаются для употребления при богослужении, освящаются и составляют собственность церкви, таковы, например, купель для совершения крещения, чаши для водоосвящения, ковши, кропила, одеяния налоев, ризы, кадила, паникадила и свечи в поставленные лампады, богослужебные книги и прочее. Виновные в похищении освященных вещей подвергаются уголовному наказанию по ст. 222 Улож. о нак.
В Римско-Католической церкви есть также освященные вещи – res benedictae.
3) Церковные вещи составляют с одной стороны, вещи, необходимые для церковного употребления, но неосвященные употреблением при богослужении, а с другой – все недвижимые имущества и капиталы, принадлежащие церковным установлениям и заведениям.
К вещам церковным, неосвященным употреблением при богослужении, относятся: воск, свечи, непоставленные на подсвечники и паникадила, ладан, церковное вино, мука на просфоры, церковная библиотека и прочее. Сюда же относятся церковные деньги, поступающие из различных источников (Улож. о наказ. ст. 225). Деньги, поступающие в пользу церкви считаются поступившими в состав церковного имущества только с того момента, когда они записаны в церковные книги. (Ук. Син. 21 авг. 1861 г.). Наравне с церковными деньгами считаются также и деньги, находящиеся в столбцах, выставленных с образами или крестами для сбора на церковь (Улож. о нак. ст. 227).
К недвижимым имуществам относятся: загородные дворы, рыбные ловли, земли и другие угодья, принадлежащие архиерейским домам и монастырям, земли церковные как отведенные по распоряжению правительства, так и благоприобретенные, дома для духовенства и др. (Зак. о сост. ст. 383, 386, 398), здания, занимаемые присутственными местами духов. ведомства, также центральными учреждениями дух. вед. и проч. К церковным имуществам наравне с недвижимыми – относятся суммы, ассигнуемые по штатам и иным положениям из государственного казначейства, сборы и доходы по духовному ведомству, специальные средства Св. Синода и др. Существенное отличие этого рода имуществ (недвижимых и капиталов) от имуществ священных, освященных и церковных первого рода состоит в том, что присвоение себе этих последних имуществ есть святотатство, тогда как первые рассматриваются как имущества казны (Улож. о нак. ст. 219–228, Уст. гр. суд. ст. 1282).
Церковные земли по своему происхождению различаются двух родов: 1) земли, принадлежащие церквам по прежним дачам и писцовым книгам, или по новейшим укреплениям, и 2) земли усадебные для церковных причтов и отводимые к ним для довольствия от прихожан в установленной межевыми законами пропорции (Зак. о сост. ст. 400). Земли по писцовым книгам – это приобретенные давно и занесенные в писцовые книги; актов на их приобретение никаких не сохранилось.
Церковные установления, признаваемые правоспособными, могут приобретать в свою собственность все виды объектов.
V. Право приобретения
Право приобретения не всегда и не везде признавалось за церковью в одинаковых размерах. В первые века христианской веры право это за церковью вовсе не признавалось. При Константине Великом и особенно при Юстиниане право приобретения не только было признаваемо, но и обставлялось разными льготами в видах возможно большего его облегчения. Пользуясь льготами, церковные установления в разных странах стали приобретать к чрезмерному обогащению церкви имущество в огромных размерах. Скопление имущества в церковных руках, с течением времени, стало отзываться невыгодно, как для гражданской и экономической жизни народа, государства, так и для самой церкви. Многие имущества, поступая в распоряжение церкви, выходили из обращения, становились мертвым капиталом, переходили, как говорили в средние века, in manus mortuas. Такое изъятие имущества из экономического оборота отражалось невыгодно на благосостоянии народа с одной стороны, а с другой – и сама церковь стала больше заниматься управлением своего имущества, чем делом, к которому она призвана. Поэтому со стороны государства было найдено необходимым законодательством ограничить право приобретения церковью имуществ. В средние века законы эти получили название leges de manu mortua. Leges de manu mortua в каждой стране имели свое особое развитие. И в настоящее время такие законы существуют во всех странах и в России. Таким образом, в законодательствах есть, с одной стороны, такие законы, которые покровительствуют церкви в приобретении имущества, с другой – ограничивают это ее право. Это внешнее противоречие объясняется именно тем, что государство, признавая церковь, облегчает ей приобретение необходимого имущества, но ограждает ее от обременения себя излишним имуществом законами, ограничивающими ее свободу в приобретении такового.
Русская церковь в первые века своего существования пользовалась не только полной свободой, но и обширными льготами в праве приобретения имущества. Церковные установления могли приобретать имущество всеми признанными способами. Но когда церковное имущество скопилось при монастырях, архиерейских домах и т. п. в слишком значительных размерах, государство стало издавать ограничительные законы. В XVI веке ограничено было право монастырей приобретать имущество тем, что они не могли приобретать его без доклада о том царю в каждом отдельном случае, и притом самый доклад царю мог быть представлен только тогда, когда данный монастырь был беден и нуждался. При Петре вовсе было запрещено архиерейским домам и монастырям приобретать земли, а церквам – населенные имения. Екатерина II установила в основе начала действующего ныне права.
По действующему праву церковь, кроме наделения от государства имуществами земельными и денежными, имеет право приобретать имущество разными способами, как безмездными (пожертвование, отказ по завещанию), так и возмездными (купля и мена). Приобретение недвижимых имений в церковную собственность совершается только с Высочайшего соизволения, испрашиваемого на каждый случай через епархиальное начальство и Св. Синод. В отношении к духовно-учебным заведениям существует исключение: укрепление в их собственность недвижимых имуществ разрешается самим Св. Синодом, без испрошения Высочайшего соизволения. Кроме того, по разъяснению Прав. Сената (реш. гр. Кассац. Департ. 1882 г. №50), не требуется предварительного испрошения Высочайшего соизволения для приобретения недвижимости в церковную собственность по давности владения.
В некоторых случаях церковь может приобретать имущество путем наследования, так, например, монастыри имеют право наследования в имуществе монашествующих, настоятелей и архиереев (Зак. о сост. ст. 363, 393–395 Зак. гражд. ст. 1187).
Но церкви не могут раздавать своих капиталов под залог, но имеют отсылать оные для приращения процентов в кредитные учреждения (Зак. о сост. ст. 399).
VI. Право пользования
Право пользования церковным имуществом определяется той целью, тем назначением, для которого каждое из них приобретается церковью. Церковно-приходские земли и дома состоят в непосредственном пользовании причта; но они могут быть и отдаваемы в аренду. Распределению имущества по частям между членами причта определяется положением каждого в причте.
Земли монастырей и архиерейских домов предназначаются для непосредственного пользования монашествующих и архиерея. Но они также могут быть сдаваемы в оброк и аренду с непременным, однако, условием, чтобы на них не открывалось трактиров, питейных заведений и проч. Но само церковное установление от своего имени не может открыть на своих землях или в своих зданиях какой-либо торговли.
VII. Право распоряжения
Право распоряжения принадлежит органам того установления, которому принадлежит имущество, но под надзором и отчетностью церковной власти. Объем распорядительной власти каждого органа управления определяется частью правилами, частью зависит от отношения высшей власти к низшей. Распоряжение имуществом производится органами управления в одних случаях самостоятельно, в других с ведома или с разрешения высшей власти и притом или по сметам, заранее представленным, или особо на каждый случай.
VIII. Льготы, церковным имуществам предоставленные
Церковным имуществам у нас предоставлены законом финансовые и судебные льготы. При приобретении капиталов, например, по завещанию, церковные установления у нас не платят крепостных пошлин. Относительно церковных земель существует такой закон: если земли приобретаются на содержание приюта, то крепостные пошлины взыскиваются; если же – на содержание церковных установлений, то не взыскиваются. Церковные земли не могут быть занимаемы под казенные здания, свободны от повинностей. В судебном отношении церковное имущество охраняется наравне с казенным.
IX. Право отчуждения
Церковное имущество – неотъемлемая и неотчуждаемая собственность тех установлений, которыми оно законно приобретено. Неотчуждаемость церковного имущества основывается на предположении, что оно приобретается для достижения постоянных, вечно продолжающихся целей. Но если окажется, что приобретенное имущество для церкви не нужно или что оно необходимо для общества, то оно может быть отчуждаемо: 1) продажей или меной движимого имущества с разрешения администрации церкви, недвижимого – с Высочайшего соизволения, испрашиваемого через Комитет Министров; 2) отводом земель – expropriation – с вознаграждением (например, для постройки железных дорог) и 3) секуляризацией, или переводом имущества в ведение государства; основание секуляризации церковного имущества всегда политическое: церковь, приобретая имущества более, чем ей нужно, обременяет себя и отвлекается от своего назначения; приносить невыгоды для экономического состояния страны; – обогащаясь, духовные лица приобретают слишком много самостоятельности, ведут недостойную жизнь и т. п.
Но церковная собственность не может быть отчуждаема силой давностного завладения ею сторонним лицом. Священные и освященные вещи, как внеоборотные предметы или не подлежащие гражданскому обороту, не могут и не должны поступать в частное владение, за исключением случаев выкупа пленных, и то лишь с переменой их внешнего вида, т. е. с обращением, напр., священной чаши и др. в бесформенный слиток. Вещи, или предметы недвижимые, принадлежащие церкви (земли, дома и т. п.) по аналогии с священными и освященными, также не подлежат отчуждаемости и составляют неотъемлемую, не отчуждаемую и неприкосновенную церковную собственность; хотя они могут быть в ограниченном гражданском обороте, но не теряют при этом своего назначения – навсегда служить нуждам и пользам церкви. Уже в римском праве res sanctae, sacrae et religiosae были изъяты от действия usucarionis – приобретательной давности сторонним завладением. Положение римского юриста Гая об изъятии священных и религиозных предметов от действия usucapionis перешло с его именем в сборник греко-римского законодательства о церкви в формулах, подобных следующим: res sacras, non aequirimusper longui temporis usucapionem; Nemo possessionis suffragio res sacras usucapit. В России церковные недвижимости всегда считались неотъемлемым во веки имуществом церкви и не подлежали отчуждению посредством давностного завладения сторонним лицом. Самая приобретательная давность совершенно чужда русскому законодательству до первого издания Свода гражданских законов и внесена сюда в такой форме и в таком смысле, что не может быть применена к церковной собственности, которая признается в законодательстве «навсегда неприкосновенной и защищаемой от всяких сторонних притязаний, а следовательно и от давностного самовольного завладения». Мнение – будто сенатской практикой допущено отчуждение церковных земель давностным завладением, приобретенных без ведома церковной администрации – вовсе не оправдывается наведенными справками и опровергается решительными определениями Сената, основывающим свои решения на 401 ст. IX т. Св. Зак. и признающим неприкосновенными церковные земли навсегда. Мнение о допустимости завладения церковными землями на основании приобретательной давности есть результат смешения понятий: погасительной и приобретательной давности; подтверждается софистическими силлогизмами и толкованиями законов и противоречит как русскому, так и иностранным современным законодательствам, а равно и современным воззрениям на существо приобретательной давности и на юридические свойства церковной собственности, ограниченной в отчуждении и назначенной для вечного достижения целей церкви, имеющих вечное значение на земле.