священномученик Михаил Чельцов
Апологетика
Воспоминания
История Русской Православной Церкви
Педагогика
священномученик Михаил Чельцов
Апологетика
Воспоминания
История Русской Православной Церкви
Педагогика
Потомственный священнослужитель, богослов, преподаватель, миссионер. Неоднократно подвергался гонениям, расстрелян в 1931 году.
Чельцов Михаил Павлович родился в селе Кикино Рязанской губернии, 27 мая 1870 года. По своему происхождению он принадлежал к фамилии потомственных священнослужителей: его прадед служил, в своё время, священником, дед — диаконом, а отец, Павел Михайлович, — тоже священником.
Мать Михаила, Агриппина Сергеевна, была человеком глубокой и искренней веры. Она, как могла, помогала любимому мужу, вела домашнее хозяйство. В воспитании Михаила принимала активное участие.
С малых лет Михаил приучался жить по закону Божьему, любить Бога и ближних, полагаться на Промысл. В целом он был послушным ребёнком и к наказам своих воспитателей относился с завидной серьёзностью.
В юности Михаил отличался вдумчивым и ответственным отношением к собственной жизни, и уже тогда размышлял о возможности посвятить свои силы пастырскому служению.
Пройдя полный курс обучения в Рязанской семинарии, в 1890 году, он продолжил учёбу в Казанской духовной академии. В академии зарекомендовал себя с лучшей стороны, как и подобало сыну потомственного священнослужителя. Помимо учёбы он занимался миссионерской работой.
Из академии М. Чельцов выпустился со степенью кандидата богословия. Это было в 1894-м году.
Учитывая личное желание и высокий уровень подготовленности Михаила, руководство благословило его на преподавательскую работу в Калужской духовной семинарии. Здесь он читал лекции по Обличительному Богословию. В семинарии он трудился в продолжении четырех лет.
В этот период он вступил в Калужское Братство, занимавшееся просветительством и миссионерством. В рамках участия в Братстве ему приходилось много беседовать, отвечать на вопросы, причём, встречался он не только с единоверцами, но и с раскольниками. Кроме того, в это время Михаил Павлович публиковался в епархиальной печати.
Уместно заметить, что деятельность М. Чельцова как Православного миссионера была до того яркой и эффективной, что Калужский губернатор счёл справедливым оповестить об этом (в специальном отчёте) самого государя.
В 1898-й году Михаил Павлович получил назначение на работу по линии миссионерства в Санкт-Петербургской епархии. И здесь одной из главных задач ставилась борьба с сектантскими и раскольническими движениями.
В 1899-и году М. Чельцов успешно защитил свою работу на степень магистра богословия.
Однажды, во время поездки на малую родину, к родному отцу, Михаил познакомился с благонравной девушкой, принадлежавшей к старинной священнической фамилии, Анной Агломазовой; тогда она гостила у сестры. Анна так поразила его сердце, а он — её, что между ними вспыхнуло настоящее, нежное чувство. Что удивительно, до знакомства Анна всерьёз задумывалась о монашеской жизни, но встреча с Михаилом заставила её пересмотреть свои планы на жизнь. В 1902 году, по благословению родителей, молодые заключили брачный союз, соединив себя узами верности. Впоследствии в их счастливой семье родилось семеро детей: четверо братьев и три сестры.
В сентябре 1903 года М. Чельцов был возведён в сан иерея и удостоился должности настоятеля храма при Институте гражданских инженеров. В это же время он получил в институте место преподавателя. Здесь он трудился вплоть до 1918 года.
По свидетельствам современников, отец Михаил пользовался уважением у студентов и как священник, и как учитель. Как священника его уважали за ревность о Господе, любовь к своему делу, чуткость и внимательность; как преподавателя — за умение изложить материал ёмко, доступно и интересно.
В 1903-1905 годах отец М. Чельцов сотрудничал с изданием «Православный путеводитель», исполнял обязанности соредактора.
Кроме того он находил время преподавать Закон Божий в частных гимназиях, в реальном училище.
Нередко отец Михаил выступал перед широкой открытой аудиторией. По воспоминаниям очевидцев, эти вступления привлекали большое количество слушателей, в том числе совершенно неверующих людей.
С началом подъёма народных волнений, а особенно после январских событий 1905 года, отец Михаил стал призывать духовенство ответственней относиться к обязанностям перед Богом и паствой, побуждал священников к активному диалогу с народом. Он был убеждён, что проповедь не должна ограничиваться монологом с амвона, что священникам надлежит быть рядом с людьми; им просто необходимо идти на заводы и фабрики, объяснять, к какими страшными последствиями может привести революционный хаос в стране.
В 1907 году иерей М. Чельцов принял руководство над группой активных молодых священников, составивших своего рода кружок (со временем получивший известность под именем: «Кружок тридцати двух»).
В мае 1914 года отец Михаил был возведён в сан протоиерея.
Грянувшая в России Октябрьская революция сопровождалась кровавыми бойнями и разрухой. Вместе с приходом на сцену политики большевистских властей господствующей идеологией в государстве был назначен марксизм. Большевикам, конечно же, было понятно, что одной идеологической пропагандой вековые Православные традиции не победить. Начались жесточайшие гонения на Церковь, преследования духовенства.
Домовой храм, где служил протоиерей М. Чельцов, закрыли. В результате его семья не только осталась без материальной поддержки, но и лишилась казенной жилплощади. Ситуация несколько выправилась, когда отца Михаила назначили настоятелем Свято-Троицкого Измайловского собора.
Между тем репрессии в отношении священников, а особенное таких ревностных, каким был отец Михаил, набирали силу. В январе 1918 года в его квартире, к ужасу близких, был произведён обыск. Это был первый сигнал со стороны властей, а летом его арестовали. На сей раз арест не обернулся ни длительным заключением, ни казнью. Однако власти этим арестом не ограничились.
В дальнейшем отца М. Чельцова заключали под стражу неоднократно. Как однажды он сам вспоминал, во время одного из арестов он был готов внутренне к расстрелу. Ко всему этому безобразию он относился как к Божьему попущению, смиренно перенося тяготы и страдания, связанные с давлением, унижением и заключением.
В ноябре 1919 года отца Михаила избрали на должность председателя Епархиального Совета.
С 1925 года он служил настоятелем Ленинградском храма Михаила Архангела. Одновременно с этим служением протоиерей М. Чельцов исполнял обязанности преподавателя на Высших богословских курсах: читал лекции по Новому Завету и Догматическому Богословию.
К 1930 году Советская власть достигла определенных успехов в деле строительства монолитного государства. В виду того, что в основе государственного управления лежали принципы партийного тоталитаризма, Церковь, как мощная автономная религиозная организация (к тому же сумевшая выстоять в период лихолетья), вновь оказалась в фокусе внимания высшего политического руководства.
Поднялась очередная волна гонений на духовенство, заработали жернова репрессивной машины. Под эти жернова попал и отец Михаил. В сентябре 1930 года его, в какой уже раз, арестовали. Этот арест (по некоторым подсчётам — шестой) стал для него последним.
2 января 1931 года отца Михаила приговорили к расстрелу. Через несколько дней (предположительно 7 января) приговор привели в исполнение.
От его пастырских и богословских трудов до нас дошло несколько произведений, среди них: Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь, Христианское миросозерцание. Основные религиозные истины, Воспоминания „смертника“ о пережитом.