Источник

Общие понятия

Предмет исследования

Елеосвящение, как и всякое другое таинство св. Православной Церкви, имеет две стороны: догматическую (теоретическую или научную) и  литургическую (богослужебную или совершительную). Обе сии стороны существенно связаны между собою и составляют одно целое, как душа и тело в человеке. Догматическое учение составляет основу таинства, а богослужебная часть – осуществление и применение его к потребностям членов св. Церкви. Но в теории, в науке обе части таинства разделяются и наследуются отдельно одна от другой: учение о нем излагается в Догматическом Богословии, а образ совершения его – в Литургике, науке о богослужении. Предметом настоящего исследования будет собственно литургика или богослужение Елеосвящения. Но, по причине тесной связи учения о таинстве с его совершением, Догматическое Богословие обращается, для уяснения своих положений, в совершительной его части 1. Тем более, мы, при исследовании литургики Елеосвящения, будем иметь надобность постоянно обращаться к догматическому учению о нем, так как это учение служит основою совершительной части таинства. Если составные элементы литургики Елеосвящения не будут сопоставляемы с догматическими его источниками, то они не только не будут понятны, но и будут казаться установлениями произвольными, не имеющими надлежащих оснований.

Различные наименования таинства Елеосвящения

 Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия.

1) В церковно-богослужебных книгах оно именуется: а) просто Елеем , по переводу греческого слова ’Ελάιον, что значит масло, напр., таинство Елея 2 , б) св. Елеем , также, по переводу с греческого: ’'Αγιον ’Ελάιον – святое масло, напр., в Требнике чин таинства озаглавлен так: «Последование св. Елея » 3 , в) молитвоиелеем или молитвомаслием , по переводу, также, греческого слова: ’Ευχελάιον – от ’Ευχὴ – молитва и ’Ελάιον – масло, т. е. молитвенное масло 4 и г) маслосвящением 5 , древнерусский, не совсем точный перевод того же слова: ’Ευχελάιον. Вместо слова: маслосвященный , с заменою в нем русского слова: масло , греческим: елей , вошло в употребление нынешнее название: Елеосвящение 6 , очевидно, вполне однозначещее с ним. Таким образом, все сии наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX в., обнародованном у Гоара 7.

2) На языке богословском и, вообще, литературном в нашем отечестве таинство cиe обыкновенно называется Елеосвящением. Слово это сложено из греческого: ’Ελάιον – масло и русского: освящение, и усвоено таинству по тому существенному признаку, что в нем веществом служит елей, освященный , по установлению св. Церкви, молитвами. Называется еще таинство cиe Елеопомазанием , каковое наименование образовалось на основании слов св. Писания о помазании елеем больных (Map. 6:13. Иак. 5:14). Эти два названия означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они, вообще, безразлично употребляются для означения всего целого. В системах же богословских принято называть cиe таинство преимущественно Елеосвящением , ибо слово cиe, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович, весьма хорошо соответствует (optime respondet) как греческому наименованию: ’Ευχελάιον, так и обряду освящения елея 8.

3) В обыденном наречии, таинство Елея называется в нашем отечестве соборованием 9 , маслособорованием , – откуда происходят и употребляются слова: соборовать, собороваться, пособороваться. Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XII в. 10 и усвоено таинству народным говором по тому внешнему признаку, что оно совершается, по чину, соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих. В настоящее время, слово: соборование, в значении таинства, употребляется и в письменности, как гражданской, так и богословской.

В Римско-Католической Церкви, таинство св. Елея в древности называлось sacramentum unctionis infirmornm et sacramentum exeuntium 11 (таинством помазания немощных и таинством отходящих из Mиpa сего). Но после XII в., по свидетельству Martene 12 , таинству сему, вместо означенного древнего, усвоено новое наименование: Extrema Unctio (последнее помазание). Тридентский собор (1543–1563 гг.) окончательно утвердил за таинством это название на том основании, что помазание сего таинства совершается над верующим, при его жизни, последним из тех четырех помазаний, которые Спаситель предал Церкви 13. Посему, Extrema Unctio совершается, по римско-католическому уставу, лишь тогда, когда больной находится в опасности смерти 14.

Были примеры, что и православное Елеосвящение называли иногда последним елеопомазанием и относили его к напутствованию умирающих 15. Но для нашего таинства такое наименование и отнесение его к напутствию – вполне неверно. В православном елеосвящении испрашивается болящему исцеление от болезней и отпущение грехов и нет ни малейшего намека на приготовление его к смерти. Напут-ствием же в Православной Церкви служит собственно причащение умирающего св. Тайн, с предварительною исповедью и разрешением грехов. И ежели, при сем, совершается над ним Елеосвящение, то никак не в смысле напутствия, а в силе православного значения таинства 16. Это со всею ясностью видно из нынешней молитвы елеопомазания. «Отче святый.... пославый Единороднаго Сына Твоего... всякий недуг исцеляющаго и  от смерти избавляющаго ! Исцели раба Твоего от... телесныя и душевныя немощи и оживотвори его благодатию Христа Твоего»... Оживотвори – значит: не допусти умереть, избави от смерти, сотвори здоровым, живым, живущим. У греков Елеосвящение также не называется ни последним помазанием, ни напутствием.

Что касается до других христианских вероисповеданий, то у древнейших из них, отделившихся от Православной Церкви, нaпp.. Несториан и Монофизитов, таинство св. Елея приемлется и носиг на их наречии наименование Елеопомазания. Вероисповедания же новейших времен, как рационалистические, так и мистические, таинства сего не имеют. У них употребляются молитвы о болящих, чтения пред ними различных мест св. Писания, утешения, советы 17.

О помазаниях св. Елеем, наружно сходных с таинством Елеосвящения, но не имеющих сакраментальной сущности

Кроме таинства св. Елея, в Православной Церкви в историческое время существовали и ныне имеются другие роды елеопомазаний. наружно сходные с ним, но не имеющие мистириального характера. Сюда относятся елеопомазания: 1) религиозно-обычные и 2) церковно-обрядовые. В настоящем исследовании необходимо разъяснить существенные их различия, чтобы с точностью показать сакраментальное достоинство таинства Елея, совершаемого ныне по «Последованию» Православной Церкви.

1) О религиозно-обычных помазаниях св. Елеем

Миряне Православной Церкви берут елей в св. храмах из лампад у св. мощей, чудотворных и, вообще, чтимых икон, и им с верою и молитвою крестообразно помазуют себя и ближних своих 18. Сиe елеопомазание получило свое начало в глубокой древности, ибо еще в IV в. св. Иоанн Златоуст увещевал слушателей пользоваться им для своего блага и спасения 19. Оно и ныне существует в Православной Восточной и нашей отечественной Церкви 20 и имеет очень обширное распространение. Св. Златоуст свидетельствует, что в его время те, которые с верою и благоговением помазывались таковым елеем, получали исцеления 21 , – что и ныне наблюдается в жизни верующих и благочестивых христиан.

Это помазание имеет внешнее сходство с елеопомазанием св. таинства. В том и другом случае употребляется св. Елей, крестообразное помазание, и получается, если Господу Богу угодно, исцеление. Тем не менее, помазание елеем из лампад не есть ни таинство (μυστὴρον, sacramentum), ибо оно не установлено Господом Иисусом Христом в св. Писании, ни даже обряд церковный ἰερά τελετή, vitus ecclesiasticus), обо и св. Церковь такого обряда не учреждала, а есть простой благочестивый обычай (συνηθεία, consuetude, mos) верующих возникший из предания, образовавшийся по примеру церковного елеопомазания и вошедппй в силу по употреблению (ех usu).

Елей, который употребляется при обычных помазаниях, не есть простой елей, но не есть и елей мистириальный, ибо он не был освящаем пресвитерами по чину таинства, а елей, по выражению св. отец и учителей Церкви, святый , но свое освящение он получает чрез употребление во св. храме, при священных богослужениях, в лампадах пред св. мощами и иконами святых, по ходатайству сих святых, при усердных молитвах к ним верующих 22. Блаженный Симеон, apxиеп. Фессалоникийский, говорит: «елей лампады... освящен , горя пред Господом» 23.

Самое помазание сим елеем совершается не пресвитерами, как в таинстве св. Елея, а мирянами, и если оно приносит душевную или телесную пользу, то не по силе и существу своего действия, а по особому Божию милосердию в вере и благочестии приемлющих помазание 24.

Еще более, по видимости, сходны с таинством св. Елея те елеопомазания, которые в древности совершались и ныне совершаются подвижниками веры и благочестия. Св. Палладий, еп. Еленопольсый, повествует, что, в его время (388–404 гг.), в горе Нитрйской, в Египте, жил один чудный муж, Вениамин. Его добродетельная жизнь продолжалась 80 лет. За высокие подвиги добродетели, он удостоился дара исцелений, так что только возлагал на больного руку или давал елея, им благословенного , и тот выздоравливал совершенно 25. О помазаниях таким же елеем и исцелениях упоминает блж. Феодорит в сказании о подвижнике Афраате 26 и блаж. Иероним в «житии» Илария 27. Такое елеопомазание и ныне употребляется подвижниками на Востоке и в нашем отечестве. В «житии» иеромонаха Серафима, Саровского подвижника нашего века, сообщается, что он, беседуя с приходящими, принимал от некоторых покаяние, читал над ними разрешительную молитву и в заключение помазывалъ их на челе крестообразно елеем из лампады, горевшей пред св. иконою, в его келлии 28.

Но сиe помазание, при видимом сходстве с сакраментальным, не есть, также, ни таинство, ибо не установлено Господом, ни даже – обряд церковный, ибо и св. Церковь не учреждала его, а есть простой благочестивый обычай подвижников, возникший и ныне употребляемый по преданию.

Елей, который употребляли подвижники, не был мистириальным. ибо они, не имея пресвитерского сана, или сами освящали его молитвою и благословением, как Вениамин, Афраат и др., или брали от св. икон, как Серафим. Самое помазание подвижники совершали крестообразно, но без всяких литургических молитвословий и обрядов.

Помазание, которое совершали подвижники, оказывало благотворное влияние, но не по существу и силе своего действия, как в таинстве, а или по силе чудотворного дара, как говорится о древних подвижниках, или, вообще, по особому милосердию Божию к молитвам и благочестию помазующих и к вере приемлющих помазание 29.

Что помазания подвижников не были сакраментальными, это доказывается еще с одной стороны тем, что они, кроме елея, употребляли, напр., воду, ими благословенную, и ею исцеляли болезни тяжкие и неизлечимые 30 , – чего не могло быть допущено при таинстве св. Елея, с другой – тем, что посредством елея, и св. жены, напр., Архелая 31 , пострадавшая при Диоклитиане, исцеляли больных 32 , а женщины не могли совершать таинства св. Елея 33.

Религиозно-обычные помазания св. Елеем в нашей церкви совершаются и пресвитерами над болящими, по желанию их, или без всяких молитвословий, с произнесением лишь краткой формулы: во имя Отца и Сына и св. Духа , или в соединении с «молебным пением» об исцелении недугов. Так, 20 октября 1894 г. протоиерей г. Кронштадта Андреевского Собора о. Иоанн (Сергиев), прочитав  молитвы об исцелении Благочестивейшего Государя Императора Александра III-го Александровича от недугов, помазал, с Его разрешения, больные части тела Его свящ. Елеем, взятым из лампады от чудотворной 34 иконы.

2) О церковно-обрядовых помазаниях св. Елеем

В нашем отечестве, в XIV–XVII вв. существовал чин елеопомазания над болящими и совершался следующим образом. Обычное начало, несколько просительных и покаянных тропарей, апостол из послания св. ап. Иакова о призвание пресвитеров к болящему, евангелие об исцелении при овчей купели, затем – молитва над главою болящего: Отче святый , потом священник помазывал болного елеем, с произнесением слов: «Благословение Господа Бога, Спаса нашего, на исцеление души и тела». Помазание сопровождалось второй молитвой: «Благоутробне Господи, милостиве Боже наш»... в которой священник молился, чтобы Господь, через возложение его грешной руки, даровал, по милости Своей, исцеление больному. Чин оканчивался сугубою ектеньею и отпускной молитвой: Многомилостиве Господи Ииcyce Христе... 35 Очевидно, это елеопомазание не было простым благочестивым обычаем, ибо совершалось пресвитерами и по церковному чину, но, также, не было и таинством св. Елея, ибо, кроме отсутствия многих признаков таинства, напр., моления об оставлении грехов, в нем нет самого существенного акта его: освящения елея , – это был уже обряд церковный (ῖερὰ τελετή, vitus ecclesiasticus) 36.

В настоящее время, отдельного чина елеопомазания в Православной Церкви нет, а есть чины елеосвящения, входящие в состав других «Последований», именно: при крещении совершается благословение елея и помазание им крещаемого перед погружением в волу, и на всенощных бдениях в воскресные и праздничные дни, также бывает благословение елея вмксте с хлебами, пшеницею и вином, и моляпциеся помазуются сим елеем. Но эти установления, имеющие некоторое сходство, особенно – крещальное с таинством св. Елея, не суть только благочестивые обычаи, ибо совершаются в св. храмах, при собрании верующих, по установленным чинам, но и – не таинства, ибо не были установлены Господом, а суть обряды церковные, совершаемые для блага, назидания и освящения верующих. Ниже будет объяснено с надлежащей подробностью) существенное различие между таинством св. Елея и сими обрядами 37. В Западной же Церкви и ныне существует особый обрядовый «чин» благословения больных елеем из лампады, горящей перед образом какого-либо святого 38.

О том, что Елеосвящение и помазание, совершаемое по «Последованию» Православной Церкви, есть таинство

«Последование св. Елея», совершаемое в Православной Церкви, не есть религиозно- обычное христианское деяние (συνηθέια, consuentudo, mos), ибо оно совершается пресвитерами по особому церковному чину, также – не есть только обряд церковный (ῖερὰ τελετή, vitus ecclesiasticus), потому что сущность его: освящение елея и помазание им, установлена не авторитетом св. Церкви, а есть именно, в собственном и точном смысле, таинство (μυστήριον, sacramentum). Ибо существо «Последования» установлено Господом Иисусом Христом через св. апостолов, а св. Церковью, по данной ей власти, облечено только в «Последовании», сообразно с существом, в стройный и благолепный, богослужебный чин молитв, чтений, песнопений и обрядов.

Принадлежностями всякого таинства почитаются: 1) божественное установление, 2) какой-либо чувствам подлежащий или видимый образ и 3) сообщение таинством невидимой благодати душе верующего 39. Все cии принадлежности имеет в основе своей наше «Последование св. Елея».

1) По «Последованию» совершается в Православной Церкви не иное какое-либо елеопомазание, а то самое, которое установил Господь Иисус Христос через св. апостолов для исцеления недужных. «Ты, Господи, обращаются к Нему молитвенно пресвитеры – совершители св. Елея, Ты, человеколюбие, милостивно заповедал апостолам Твоим совершати священное Твое помазание на немоществующия рабы Твоя: тех (апостолов) мольбами вся печатию Твоею (т. е. совершаемым помазанием) помилуй» 40. Здесь указывается на евангельскую заповедь (mandatum, institution sacramenti) Спасителя св. апостолам исцелять больных (Мф. 10:8), на исполнение ими сей заповеди (Марк. 6:18) посредством помазания елеем и на совершение сего апостольского помазания «Последованием».

2) В «Последовании» пресвитерами употребляются те чувственные образы: елей (materia sacramenti), помазание (modus conficiendi) и молитва (forma verborum), которые установлены Господом и св. апостолами переданы пресвитерам для сообщения верным исцелений. «Ты, блаже и человеколюбче, молятся пресвитеры в «Последовании», Ты, Отче щедрот и Боже всякаго утешения, Ты укрепил нас св. Твоими апостолами елеем с молитвою немощи людей целити 41. Из сей молитвы следует, что пресвитеры, по божественному полномочию, сими образами: помазанием елея с молитвою, совершают для исцеления немощей то елеопомазание, которое установлено Господом чрез св. апостолов (Марк. 6:13. Иак. 5:14–16).

3) Священнодействием «Последования» испрашивается свыше и усвояется недужному благодать Божия 42. И cия благодать, свыше сходящая через елеопомазание с молитвой на недужных, заключается, по «Последованию», в исцелении их от болезней и отпущении rpехов. «Помазанием елея Твоего, поется в «Последовании», и священников, человеколюбие, осязанием, раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя же скверны очисти, омый, Спасе, и многоплетенных соблазнов избави, болезни утиши, обстояние отжени и скорби потреби, яко щедр и благоутробен» 43. В другой молитве делается такое обращение к Господу: «рабу Твоему, в немощи душевней и телесней сущему, исцеление даруй, подая ему оставление грехов и прощение согрешений вольных и невольных» 44. Здесь «Последованием» испрашивается у Господа исполнение тех спасительных обетований (ргоmissio sacramenti), которыя соединены с елеопомазанием, как таинством, в св. Писании, где сказано: и воздвигнете его (болящего через помазание елеем с молитвой) Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5:14–16). А что через совершение «Последования» и на самом деле душе верующего сообщается благодать Божия, являющаяся в исцелении его недугов душевных и телесных, о сем ниже, по плану исследования, предложено будет особое рассуждение 45.

 Сакраментальное достоинство «Последования св. Елея» ясно открывается, также, через сравнение его с «Последованиями» других таинств, напр., крещения, св. Мира, причащения...

1) Так приступая к совершению таинств, пресвитеры непременно молятся о даровании им благодатной силы в совершению сих священнодействий. Приступая, напр., к св. крещению, священник молится: «ниспосли мне (Господи) силу с высоты и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго»... 46. Такое же моление пресвитеров находится в «Последовании св. Елея»: «сам, Владыко Господи, даждь благодать нам в служение Твое сиe... Сотвори нас быти служителей Новаго Твоего Завета над Елеем сим, его же усвоил еси честною кровию Христа Твоего». И самое священнодействие Елея, в молитве о сем, древней по происхождению, поставляется, в значении таинства, наравне с крещением и миропомазанием 47.

2) К принятию таинств, напр. покаяния и друг., верующие приготовляются постом, молитвами и т. п. Напр. для причащения св. Таин, обязательно требуется, между прочим, участие причастника в предшествующих литургии службах вечерни и утрени. Так и для принятая св. Елея совершается особый приготовительный чин: молебное пение , составленное по образцу утреннего богослужения 48.

3) Всякое таинство совершается благодатию св. Духа. Посему, молитва о ниспослании св. Духа, призывании Бго и освящении им видимых образов или чувственных знаков таинства (’Ερίχλσηις Πνεύματος ’'Αγου, invocatio, coneecratio) есть отличительно-существенный признак сакраментальности священнодействия. В чине, напр., литургии пресвитеры молятся Богу Отцу: ниспосли Духа Твоего святаго на ны и на предлежащия Дары сия... 49. Такое же моление к Богу Отцу о ниспослании св. Духа на елей и освящении его, для уврачевания немощей и отпущения грехов помазуемым св. Елеем, составляет сущность двух совершительных молитв, положенных в «Последовании» в первом акте освящения елея 50.

Итак, православное «Последование св. Елея» имеет священно-таинственную или мистириальную сущность. Посему, чиносовершение, сего елеопомазания, в отличие от помазаний обрядовых, с древнейших времен называлось таинством (μυστὴςιον, sacramentum). Так называют его современник св. Златоуста, папа Иннокентай I-й, 51 св. Григорий Двоеслов 52 , древние чины Елея и др. Блаж. Симеон, apxиeп. Фессалоникийский, XV в., говорит: «св. Елей – один, а не много (разумея обрядовые чины своего времени), и священнодействие его – одно, и одно из семи таинств» 53. Древние называли так, т. е. таинством, чины своего времени, но наименование таинства принадлежит, поэтому же, и нашему «Последованию св. Елея», ибо «Последование» cиe есть ничто иное, как последняя наисовершеннейшая ступень развития прежних православных чинов, с сохранением всех их существенных элементов и качеств.

О Последовании св. Елея

 Под титулом «Последования св. Елея» содержится в Требнике (гл. 13) органически, стройный и связный состав всех свящ. молитв, песнопений и чтений, с текстуальным их изложением, в том порядке, в каком пресвитеры должны совершать Елеосвящение над болящими, с подробным указанием обрядов, которыми совершение таинства сопровождается.

 Св. Церковь, трудами св. и богомудрых Отцев своих, созидала «Последование» cиe в течение многих столетий. Отсюда «Последование» имеег свою историю, которая и составляет предмет настоящего исследования. Но исследование наше не будет полным и удовлетворительным, если, изложив историческое развитие «Последования», мы оставим нынешнее совершение его без всяких объяснений. Поэтому исследование cиe будет состоять из двух частей. В первой – изложим истopию постепенного развития и образования нынешнего чиносовершения таинства св. Елея, а во второй – предложим подробное изъяснение сего чиносовершения по «Последованию».

* * *

1

Филарета, Догмат. Бoгoсловиe, II, 310–923.

2

Первый отв. патр. Иеремии на Август, испов., гл. VIII.

3

Малый Требн. гл. 13.

4

Общ. церковно-славяно-русский словарь. Спб., 1834 г. ч. 1, стр. 1423. Требн. гл. Д пред молитвою освящения елея.

5

Павлова, Номоканон при Б. Требн. прав. 164, где  ’Ευχελαἰα переведено: маслосвящение.

6

Слово: Елеосвящение есть и в Требн. в конце «Последования».

7

Evcholog. р. 408 и 417.

8

Theolog. t VIII, 1. XII, cap. X, pag. 751–752.

9

Общ. церковно-славяно-русийй слов. ч. II, стр. 1295.

10

Истор. Карамзина, т. XII, гл. IV, стр. 126, примеч. 524.

11

Cathech. Roman. II, 6. 2.

12

Pellicia, de Obristianae Eccleslae Polltia, 1» II, 1. VI, sect II, pag. 304.

13

Cathech. Roman. II. 6. 2. Первое помазание совершается при крещении, второе – при конфирмации, третье – при ординации, последнее при смерти.

14

Gnettee, Exposition de la Doctrine.... Paris, 1866, p. 216–217.

15

Поуч. к новопостав. иepeю, М. 1852 г., стр. 33. В наших XVIII в.латинских «догматических богословиях», начиная с Феофана Прокоповича, седьмое таинство носило название: Extrema Unctio , хотя учение под сим наименованием преподавалось чисто православное.

16

1 Всел. пр. 13. Св. Григория Нисск. пр. 7. Maкapия, Догматич. Богословие, IV. 305–306.

17

Guettee, Exposition, р. 217.

18

Нов. скрижаль, Спб. 1857 г. IV, 160–161.

19

Слова и беседы на разн. случаи, Спб. 1864 г. т. I, стр. 33–34.

20

Церк. Ведом. 1802 г. М 9, стр. 349.

21

Бесед. на Матф. М. 1846 г. беседа 32, стр. 65. Примеры см. в житии пpеп. Афанасия († 980 г.). Афонский Патерик, Спб. 1860 г. ч. I, стр. 134.

22

Беседы св. Златоуста на разн. случ. I, 33–34.

23

Писания… к истолк. богослужения, Спб. 1856 г. т. II, стр. 367.

24

Нов. скриж. IV, 161.

25

Лавсаик, Спб. 1874 г. стр. 47 и другие примеры, стр. 165, 172 и 223.

26

История боголюбцев, Спб. 1853 г., стр. 103.

27

Pellicia, t II, 1. VI, sect II, р. 311–312.

28

Житие его, Спб. 1863 г., стр. 103–104.

29

О Нов. Скриж. IV, 161.

30

Феодорита, Ист. боголюбцев, стр. 134–135.

31

Христ. чт. 1880 г. июль – авг., стр. 95–96.

32

Месяцеслов всех святых, по благословению св. Синода, Спб. 1891 г. под 6 числом июня.

33

К обычным елеопомазанииям относят еще помазания миром, которое чудесно источается от св. мощей некоторых чудотворцев, именуемых по сему мироточнвыми (Нов. скриж. IV, 161). Но это миро не есть елей , и потому cии помазания, по причине различия вещества, не отнесены здесь к елеопомазаниям.

34

Газ. «Новости», 1894 г. 21 ноября № 314, перв. изд., стр. 3, столб. 2-й.

35

Тв. св. От. 1888 г. кн. III, прибавлений, стр. 118.

36

О других церковно-обрядовых елеопомазаниях, см. ниже в ст. «О несовершении таинства Елеосвящения над умершими».

37

См. во 2 части статьи: «Об освящении елея и о помазании им».

38

Серединского, О богослуж. Западн. Церкви, IV, 256.

39

В «Последовании» пресвитерами употребляются те чувственные образы: елей (materia sacramenti), помазание (modus conficiendi) и молитва (forma verborum), которые установлены Господом и св. апостолами преданы пресвитерам для сообщения верным исцелений.

40

Mакария, Догматич. Богocлoвиe, стр. 261. Канон св. Елея, песнь II, троп. 3.

41

Молитва после 4 еванг. См.: канон, 4: 3.

42

Канон, песнь III, тр. 1.

43

«Последование», стих. 3 после ексапостил.

44

Там же, молитва после 5 еванг.

45

См. ниже во втором отделении 2-й части: «о проявлении благодатных действий чиносовершения св. Елея в жизни помазуемых им».

46

«Последование» св. крещения, молитва 1-я после ектении.

47

«Последование св. Елея», молитва после 1-го еванг. и ектении.

48

См. первую часть «Последования св. Елея».

49

В чинах литургии св. Златоуста и Василия Великого.

50

Требник, гл. 13.

51

Макария, Догматич. Богословие, IV, 299.

52

Там же, стр. 300.

53

Писания… II, 369.


Источник: О тайне святого Елея : [Исслед. об ист. развитии чиносовершения Елеосвящения] / Прот. Михаил Архангельский. – С.-Петербург : Тип. Тренке и Фюсно, 1895. - 264 с.

Комментарии для сайта Cackle