Источник

Последняя беседа Петра с Господом

(Ин. 21:20–33)

Свящ. М. Трухманов. «Симон Петр, апостол Господа»

Высказав пророчество о мученичестве Симона Петра, Господь обращается в Своему ученику с требованием: «Иди за Мною». Просто, ясно и определенно это требование, которым повторяется только то, что до сих пор не раз уже Господь требовал от него и на что не раз уже с полным усердием он решался. Еще после первой чудесной ловли на озере Геннисаретском, когда ученики получили сильнейшее впечатление от Божественного могущества и величия Спасителя, они и особенно Петр оказались готовыми оставить все и последовать за Ним. К этому же последованию Он снова приглашает помилованного апостола; и последний прежде уже с большою радостью присоединился к Господу и в обращении и общении с Ним нашел высочайшее счастие своей жизни, в союзе с Ним чувствовал себя блаженным, испытав невыразимую любовь и величие Иисуса. Потому мало стоило ему труда по Его зову пожертвовать всем, оставить все и последовать за Ним. Но нынешнее последование было выше, чем простое присоединение к Воскресшему, чем простое внешнее общение с Ним. Без сомнения, оно прежде всего состояло в том, что Он сопровождал прославленного Спасителя, пока Он пребывал еще на земле в кругу учеников; но мы знаем, как скоро Он лишил их Своего видимого присутствия, чтобы возвратиться к Отцу, от Которого Он исшел и явился в мир, дабы снять с нас проклятие греха. Посему последование, к которому Он призывал Петра, должны мы понимать преимущественно как внутреннее, которое проявлялось бы у ученика в неотступном стремлении уподобляться своему Божественному Наставнику и Господу в мысли, желании и действии.

Слова Господа «Иди за Мною» стоят здесь в тесной связи с предыдущим. Эта связь указывает нам, очевидно, на последование Петра за Господом в страдании и мученической смерти. Воскресший только что открыл Своему ученику, «какою смертью Он прославит Бога», открыл ему будущую судьбу его жизни и непосредственно за этим говорит ему: «Иди за Мною». Ясно отсюда, что жизнь Петра будет подобна жизни Самого Господа, что она пройдет путем борьбы, страдания и мученической смерти. Этим путем шел Спаситель, и этим же путем пойдет за Ним и ученик. Что у него не будет недостатка в мужестве, терпении и смелости, об этом частью уже позаботился Господь посредством опытов, которые имел случай сделать Петр в Его обществе, частью позаботился еще позднее чрез послание Святого Духа, Который должен быть ему, равно и всем прочим ученикам, могущественнейшим Утешителем и Помощником на свидетельском пути, проложить который они были призваны. История показывает нам также, с какою преданностью, с какою самоотверженною любовью, с какою смелою верою, с каким постоянным мужеством следовал Петр за воскресшим Господом в страдании и смерти, как он терпелив был в страдании, к которому он был призван (1Пет. 2:20–21), и как он оставался непоколебимым даже в виду смерти, которою он должен был прославить Господа.

Апостол Петр услышал и принял это требование, тотчас же готов был идти за своим Господом и Учителем, как и куда бы Он ни повел его. Он был уже не Симон, а Петр, сердце его стало твердо, как скала; он готов на смерть, чтобы только повиноваться голосу, который сказал ему: «Иди за Мною». Господь пошел из Галилеи, Петр шел за Ним, всецело исполненный мысли о своей мученической смерти. Оглянувшись назад, он увидел Иоанна, всегдашнего своего товарища и любимого Иисусом ученика, который тихо следовал за ними. Указывая на него, он спросил: «Господи! А он что?»

Почему Петр предлагает своему Господу и Учителю такой вопрос? Этот вопрос можно решать различно, как и делается это толкователями. Можно сказать, что это было излишнее и необдуманное любопытство, побудившее Петра к этому вопросу. Не довольно ему было знать, к чему он призван, какая определена была ему судьба, он хотел бы также получить достоверное известие о будущей судьбе жизни и своего соученика, тяжелее или легче будет Иоанну в жизни, чем ему. Это, конечно, излишнее любопытство. Можно далее сказать, что, может быть, в основании вопроса Петра заключалась не совсем-то чистая мысль: это было движение зависти. Он только что узнал, что ему предстоит тяжелый и трудный путь в служении Господу, что он окончит свою жизнь в борьбе и страдании, что этот путь, может быть, будет наказанием за грех отречения, которому он подпал. Между тем Иоанну ничего подобного не было возвещено, и отсюда он заключал, что на долю этого ученика падет легкий и приятный жребий, что, следовательно, он некоторым образом предпочтен ему. Поэтому он желал бы знать, тяжелее или легче, чем ему, будет Иоанну в его апостольской деятельности и жизни. Может быть, в том вопросе Петра к Господу относительно Иоанна сказалась у него минутная гордость, высокомерие. К нему только Господь обратился: «Иди за Мною», а к Иоанну такое определенное требование не относилось. Как легко могла возникнуть в сердце склонного к тщеславию и надменности ученика мысль: ты избранный; тебя, тебя преимущественно хочет привлечь к себе Господь; ты будешь Его доверенным преимущественно пред всеми другими. В этом случае вопрос его: «Господи! А он что?» был бы как бы требованием к Господу отослать назад Иоанна, запретить ему идти вместе с ними. Можно дать, наконец, и еще одно объяснение вопросу Петра, которое можно вывести из приложения слов об ученике, шедшем вслед: «Петр же, обратясь, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонясь к груди Его, сказал: Господи, кто предаст Тебя?» Почему Иоанн делает еще это приложение, которое, казалось бы, вовсе не относится сюда? Почему он упоминает о том вопросе на вечери: «Господи! Кто предаст Тебя?» Ответ: потому что этот вопрос сделан был тогда по желанно и знаку Петра. Петр и Иоанн были искренние и верные друзья; во всем Евангелии и в Деяниях Апостольских обнаруживается их взаимная любовь. Здесь мы можем также искать основания для вопроса Петра: он очень любил Иоанна, и сердечная дружба, сострадательная любовь к своему соученику внушила Петру тот вопрос. Ему стало жаль, что этот ученик не получил от Иисуса никакого слова, никакого обещания. Он охотно желал бы доставить и ему такое слово и такое обещание. Ему, Петру, высказана вся судьба до конца, и столь решительно и столь ясно, а о любимом его друге ничего. Посему естественно, что при виде Иоанна он желал бы соединить с полною уже известностью собственной участи, считавшейся, может быть, им величайшею милостию Божией для себя и величайшей славой своей, соединить известность участи и его друга, и как Иоанн на вечери спрашивал за Петра: «Господи! Кто предаст Тебя?» так и Петр взамен этого, может быть, по знаку также Иоанна, когда первый взглянул назад, спросил за него: «Господи! А он что?» поскольку Христос предсказал Петру величие, вручил ему вселенную, предвозвестил мученичество и засвидетельствовал, что его любовь больше любви других учеников; то Петр, желая иметь общником и Иоанна, говорит: Сей же что? Не пойдет ли и он одним с нами путем? Как прежде, не дерзая сам спросить Господа, поручил это Иоанну, так теперь, платя ему тем же и думая, что он хотел бы спросить о себе, но не смеет, сам берет на себя предложить о нем вопрос.

Как бы мы ни рассматривали дело, выводим ли вопрос Петра из любопытства, или из движения зависти, или из гордости, или, наконец, из любви к Иоанну, во всяком случае не можем не признать, что Петр, предлагая тот вопрос Господу, не имел на это права; что вопрос его был бесполезен и бесцелен. К чему он заботился об Иоанне, когда ему уяснилось назначение его! Он должен был следовать за Иисусом и это только иметь в виду; он не должен был смотреть ни направо, ни налево, но только думать о Господе и в своем следовании за Ним ничему не позволять останавливать себя. На это указал ему Господь в Своем ответе на его вопрос: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». Этими словами Господь как бы так хочет наставить Петра: «Я иду из Галилеи; ты идешь за Мною; и ты заботишься о друге нашем Иоанне, что он остается. Какое тебе дело до судьбы других Моих учеников? Помни свою и никогда не теряй ее из виду; не думай ни о чем ином, как о том, что ты идешь за Мною и непоколебимо пребываешь в общении со Мною; заботься только об одном – всегда быть послушным Мне и следовать за Мною, ты по Мне гряди. А об Иоанне предоставь заботу Мне, поскольку и он, как ты, Мой ученик. Я его люблю и не забуду. Путь его в Моей власти и предопределен Мною. Я поведу его в жизни его, может быть, и не таким путем, как тебя. Иоанн, может быть, пребудет, пока Я приду: коротко ли, долго ли это продолжится, это тебя не касается. По духу евангельской покорности судьбам, никогда в жизни не следует тебе входить в то, что скрыто в судьбах и тебя не касается. Ты по Мне гряди по пути страданий и смерти Моей». Св. Иоанн Златоуст говорит: «Христос говорит Петру: тебе поручено дело; заботься о нем, совершай его, терпи и подвизайся. Что тебе, если Я хочу, чтобы Иоанн здесь пребывал? Ты смотри за своим делом и о нем заботься». Таким образом, Своими словами Господь показывает Петру, что он не имеет права и цели спрашивать о судьбе Иоанна. Эти несколько темные слова Господа ввели первоначальную Церковь в недоразумение, что Иоанн не должен умереть до второго пришествия. Христа, и служили с самого начала предметом различных сказаний и толкований. Мы ограничимся показанием простейшего их смысла. Если именно обращенное к Петру требование Господа «Иди за Мною» относилось к особенному назначению ученика следовать за Спасителем путем борьбы и страданий, который должен кончиться крестом, мученическою его смертью на кресте, то слова Господа «Я хочу, чтобы Иоанн пребыл», очевидно, означают противное и относятся к тихому и спокойному образу жизни этого ученика. Ему не было определено идти в жизни таким трудным путем, как Петру. Деятельность его в служении Спасителю меньше будет полна борьбы и опасности, и он прославит Бога не мученическою смертью, но в спокойном терпении будет ждать той минуты, когда, Господь придет отозвать его к Себе от земных трудов его посредством обыкновенной естественной, не мученической кончины. Что Иоанн не умрет, на это нет ни малейшего указания в словах Господа, как и сам евангелист говорит: «Иисус не сказал ему, что не умрет». Они показывают только, что в противоположность трудной, богатой испытаниями жизни Петра, Иоанн будет идти в жизни спокойным, тихим путем. Пылкий, огненный, решительный и нередко надменный Петр должен проходить терновый путь, должен получить венец славы в жестокой борьбе среди бедствий и страданий. Напротив, Иоанн хотя и вступает в тесные врата и узкий путь (Мф. 7:14), но его жизнь останется пощаженною тяжкою борьбою и сильными потрясениями; тише и спокойнее, чем у Петра и Павла, протечет его жизнь, пока он не перейдет в вечность посредством тихой и спокойной смерти.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle