Источник

Явления Иисуса Христа по воскресении

«Воскресное чтение», 1804

Марии Магдалине

Мария, пришедши рано ко гробу и видя его отверстым, неутешно плачет, думая, что тело Господа кем-либо взято; видит двух ангелов при гробе; потом, обратясь назад, видит Самого Иисуса Христа, принимает Его за вертоградаря и спрашивает: не он ли взял тело Господа? Тогда глагола ей Иисус: Марие! Она же обращшися глагола ему: Раввуни, еже глаголется, учителю. Глагола ей Иисус: не прикасайся Мне, не убо взыдох ко Отцу Моему: иди же ко братии Моей и рцы им: восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20:11–17; Мк. 16:9).

Магдалине и Марии Иаковлевой и другим мироносицам

Слышав при гробе благовестие ангела, они идут с радостною вестью к апостолам. Егда же идясте возвестити учеником Его, и се, Иисус срете я, глаголя: радуйтеся! Оне же приступльше, ястеся за нозе Его и поклонистеся Ему. Тогда глагола им Иисус: не бойтеся: идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят (Мф. 28:1–10; Мк. 16:1; Лк. 24:10).

Двум ученикам, шедшим в Еммаус

В первый же день по воскресении Клеопа и другой ученик, шедши из Иерусалима в селение Эммаус, беседовали о том, что они слышали от мироносиц. На пути присоединяется к ним Сам Господь, вступает с ними в разговор и изъясняет пророчества о воскресении Мессии; но они не узнают Воскресшего. Наконец, упрашивают Его зайти с ними в селение для отдохновения. И бысть яко возлеже с нима, и приим хлеб благослови, и преломив даяше има. Онема же отверзостеся очи, и познаста Его: и Той невидимь бысть има (Лк. 24:13–31).

Апостолу Петру

Ученики, сподобившиеся видеть Воскресшего в Эммаусе, тот же час возвращаются в Иерусалим к апостолам. И обретоста совокупленных единонадесяте, и иже бяху с ними, глаголющих, яко воистину воста Господь, и явися Симону (Лк. 24:33–34).

Всем апостолам, кроме Фомы

Сущу позде в день той,дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани, страха ради Иудейска, прииде Иисус и ста посреде и глагола им: мир вам! И сие рек, показа им руце и нозе и ребра Своя. При сем Господь в Своем дуновении преподал им Святого Духа и власть пастырскую (Ин. 20:19–23).

Апостолам же вместе с Фомою

Апостол Фома, по некоторому случаю не бывший с прочими апостолами в час явления им Господа, не хотел верить Его воскресению, пока сам не увидит и не осяжет ран Распятого и Воскресшего. И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его, и Фома с ними. Прииде Иисус дверем затворенным, и ста посреде их и рече: мир вам! Потом глагола Фоме: принеси перст твой семо и виждь руце Мои, и принеси руку твою и вложи в ребра Моя, и не буди неверен, но верен. Фома в восторге восклицает к Нему: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20: 26–29).

Петру, Фоме, Нафанаилу, Иакову, Иоанну и двум другим ученикам в Галилее, на озере Тивериадском

Когда ученики сии, пришедшие в Галилею по повелению Господа, в одну ночь занимались здесь ловлею рыб, поутру увидели на берегу озера Самого Иисуса Христа; сначала не узнали Его, а узнали уже тогда, как Он даровал им чудесную ловитву рыб. После сего Господь благоволил предложить им обед и беседовал с ними. Се уже третие явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых. В сие время, по троекратном вопросе к Петру: Любиши ли Мя? – Спаситель троекратно повелевал ему пасти овец Своих и предрек мученическую смерть его (Ин. 21:1–22).

Одиннадцати апостолам в Галилее же

Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему: овии же усумнешася. Господь, приступив к ним, объявил власть Свою на небеси и на земли, а им преподал власть проповедания и священнодействия, обещав Свое благодатное присутствие с Церковию до скончания века (Мф. 28:16–20).

Более нежели пятистам братиям

Здесь же, вероятно, в Галилее, Господь явился однажды великому собранию верующих, как свидетельствует апостол Павел: Посем же явися боле пятисот братиям единою, от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша (1Кор. 15:6).

Апостолу Иакову

Неизвестно, где и когда было еще особенное явление апостолу Иакову; как свидетельствует тот же апостол Павел: Потом же явися Иакову (1Кор. 15:7).

Всем апостолам на горе Елеонской

В последний раз Господь, многократно являвшийся апостолам в продолжение сорока дней и беседовавший с ними о Царствии Божий, изводит их из Иерусалима до Вифании; обещает им крещение Святым Духом и силу свыше для свидетельствования о Нем – до последних земли. Потом, воздвиг руце Свои, благослови их. И бысть, егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо, и облак подъят Его от очию их.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle