О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа
Как убеждались первые ученики Господа в истине воскресения Его?
Архим. Варфоломей. «Воскресное чтение», 1829
Радость светлого воскресения Христа Спасителя не вдруг овладевала сердцами последователей и учеников Его; не все и не в одно время равно убедились в Его воскресении и одинаково возрадовались. Так, апостол Фома до восеми дней не был удостоен лицезрения воскресшего Господа, а иные, и увидя Его, на первый раз усомнились (Мф. 28:17). И впоследствии, во времена апостольские были и такие верующие, которых ублажает святой апостол Петр за то, что они, не видевши Иисуса Христа, любят Его и на Негоже ныне зряще, веруют в Него и радуются радостью неизглаголанною и прославленною (1Пет. 1:8). Но были и такие в обществе самых христиан, которые сомневались в возможности воскресения мертвых, а тем самым отвергали и действительность Христова воскресения. Таких христиан укорял в свое время апостол Павел: Како глаголют нецыи в вас, яко воскресение мертвых несть? И аще воскресение мертвых несть, то ни Христос воста (1Кор. 15:12–13). Опыты прошедшего и настоящего убеждают, что недуги сомнения и маловерия, даже болезни совершенного неверия в Иисуса Христа или спасительное Его воскресение могут всегда рождаться и находить место между христианами.
Недуги сомнения и неверия в истину о воскресении Христовом при первом благовестии о нем в обществе апостолов врачевались и уничтожались Самим Господом различно, у одних такими средствами, у других иными. Посмотрим, нельзя ли в благовестии о явлении воскресшего Господа верующим, сомневающимся и коснеющим в сомнении ученикам Своим, указать уроки вразумления для веры, сомнении, маловерия и неверия нашего времени.
Воскресший рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине (Мк. 16:9). Мария очень рано, когда было еще темно (Ин. 20:1), пришла ко гробу Спасителя и, не нашедши в нем тела Господня, горько плакала, стоя вне гроба. В скорби и слезах, а может быть, еще и от темноты, она приняла явившегося ей Господа за вертоградаря; но на зов Его: Марие! – вдруг обратилась к Нему с радостным восклицанием: Учитель! – и пала к стопам Его (Ин. 20:17). Спустя несколько минут подошли и другие жены-мироносицы; но они там не видели Господа, а получили уверение в воскресении Его от ангелов. Возвращаясь домой от гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить о том, что слышали от ангелов, ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, воскресший Господь встретил их и сказал: Радуйтесь. Они поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь: пойдите, возвестите братиям Моим (Мф. 28:8–10). Таким образом, жены-мироносицы, пришедшие очень рано ко гробу помазать тело Господне, первые удостоились собственными очами видеть воскресшего Господа Иисуса и собственными руками осязать прославленные стопы Его. Не очевидно ли отсюда для всякого, что святая любовь, любовь живая и деятельная, сильнее всего влечет сердце к Богу и скорее всего соединяет с Возлюбленным? Не ясно ли для всякого, что простота веры прежде всяких умствований и изысканий открывает живого Бога, беседует с Ним в чистоте сердца и невозмутимо радуется обретению Его? Святые жены не могли бы первые встретить воскресшего Господа, если бы любовь не возбудила их очень рано на служение Почившему. Так воскресши, всегда живый и повсюду сущий, Господь Иисус открывает Себя и доселе сердцам, искренно любящим Его и в простоте верующим Ему.
Но в той же первый день воскресения, повествует Святое Евангелие, Господь в ином образе явился двум из учеников Своих. Они шли в селение Эммаус и разговаривали между собою о всех событиях последних дней. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, в то время и Сам Иисус приблизясь пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Господь спросил их: О чем вы это рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Ученики рассказывают неведомому спутнику об Иисусе Христе Назарянине, какой Он был великий пророк, сильный делом и словом, как архиереи осудили его и предали на смерть; мы же, говорят они, надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля: но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Тогда Господь сказал им: О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании (Мк. 16:12; Лк. 24:13–17). Как сильны были Его доводы из Священного Писания, как от света слова Божия мало-помалу рассеивался мрак всех их сомнений и недоразумений и вместо тяжкого уныния возгорелись в сердце радость и надежда, – это выразили сами ученики, узнавши Господа после за трапезою. Они сказали друг другу: Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24и 35). Вот иной путь к живому Богу, путь медленный и нелегкий, путь сомнений и расследований, религиозных изысканий и разумного убеждения! Недоверчивый разум не всегда соглашался на общую веру простосердечных христиан, что Господь Иисус, распятый на кресте, умерший и погребенный, воскрес в третий день по Писанию. Но если это разум, искренно ищущий верного пути к истине и спасению, то Господь не оставит его блуждать во мраке мучительных сомнений: Он Сам в лице друга или доброго наставника, или даже в образе случайно встретившегося незнакомца, сблизится с ним духовно, примет живейшее участие в его душевном положении и научит, где искать Того, Который есть верный путь и истина и живот. Он покажет, что вера в воскресшего Спасителя мира основана на свидетельстве не одних жен-мироносиц, но более, нежели пятисот самовидцев и служителей Слова, запечатлевших кровию свое благовестие; что с первого дня по воскресении до наших времен и до конца мира эта святая вера исповедуется не только одними простодушными и неучеными людьми, но твердыми в своих убеждениях людьми учеными, и даже такими, которые были прежде жестокими гонителями ее, что основанием нашей веры мы имамы известнейшее пророческое слово: и ему внимаем якоже светилу в темнем месте (2Пет. 1:19). Это пророческое и евангельское слово – живое и действенное слово Божие, и острейше паче всякаго меча обоюдуостра, проходящее до разделения души и духа, разрешит всякие недоумения в душе, рассеет всякий мрак сомнений и заблуждений и озарит сердце светоносною истиною светлого воскресения Христа Спасителя.
В тот же первый день, то есть в день воскресения Господа, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус и стал посреди и говорит им: мир вам! Ученики обрадовались, увидя Господа… (Ин. 20:19–20). Кто может изобразить радость убитых горем и страхом учеников, когда они внезапно, сверх всякого ожидания, узрели в кругу себя воскресшего и прославленного своего Господа, Учителя, Благодетеля, свою надежду и жизнь! Они сами не могли опомниться от прилива внезапной Радости; когда же они от радости еще не верили и дивились, Господь Иисус сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на Руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня… Есть ли у вас здесь какая пища? Они же дали Ему часть печеней рыбы и сотового меда. И взяв, ел перед ними… (Лк. 24:39–45). Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав то, дунул и говорит им: приимите Духа Святаго (Ин. 20:21, 22). Тогда отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24:45); даровал им власть отпускать грехи; показал, какие знамения последуют уверовавшим в Него: Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не вредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16:17–18). Многое и другое сотворил Иисус пред учениками Своими для убеждения и наставления их (Ин. 21:25). Вот самое осязательное явление воскресшего Господа Иисуса – явление, не оставляющее ни малейшего сомнения в воскресении Господнем и для тех, которые не хотели скоро верить благовестию других. Не довольно того, что Господь явился в кругу многих учеников Своих, показал им Свои руки и ноги, вкусил пищи пред ними, беседовал с ними, Он еще оставил им вечные знамения Своего воскресения и явления им: даровал им Духа Святого, разумение Писаний, дар языков, чудотворений и прочее. Могли ли после этого святые апостолы не свидетельствовать пред целым светом, что Господь Иисус хотя и умерщвлен был плотию, как истинный человек, но ожил вместе с плотию Духом (1Пет. 3:18), как вечно живое Слово Божие, еже бе исперва, еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом и руки наша осязаша (1Ин. 1:1)!
Было ли когда в последующие времена и бывает ли теперь такое очевидное явление воскресшего Господа Иисуса? Для великих целей – для спасения народов, для обращения великих мужей, для укрепления великих мучеников, Господь видимо открывал Себя и тем свидетельствовал о Себе, что Он всегда жив, всегда один и тот же: вчера и днесь тойже и во веки! Но и всякой искренно верующей душе Своих братий Господь Иисус по бесконечной любви и благости Своей являет Себя так же ощутительно, хотя и невидимо, также чудодейственно и живо, хотя духов ной таинственно! Когда гонимая злобою врагов Христовых любовь ко Христу заключится в храмине верующего сердца со всеми своими надеждами и желаниями и почувствует томление одиночества, горесть беззащитного уединения, жажду утешения от Господа, тогда дверем заключенным неожиданно приходит Он – Любовь и Надежда – и подает мир скорбящей душе! Тогда верующая душа видит Его очами веры, она встречает Его святою надеждою, она касается Его благоговейною любовию. И что это – Сам Он, Царь и Бог ее, а не мысль только об Нем, не воображаемый призрак, она узнает по свойству бесценных даров Его, даров, каковых не может дать ей целый мир. Мир Свой даю тебе! – говорит Царь душе. – Не так, как мир дает, Я даю тебе! (ср. Ин. 14:27). И душа чувствует, что сей Богодарованный мир превосходит всяк ум, – всякое представление. Тогда увидит она ясно, что все Священные Писания непререкаемо свидетельствуют о Сыне Божием, что глаголы Его Самого дух суть и живот суть, что она восприяла силу творить чудеса: она не говорит на новых языках, когда это не бывает нужно, но зато родным языком громко возвещает величия Божия; не исцеляет недужных возложением рук, но воскрешает мертвых душою, закоренелых грешников одним благодатным словом своим! «Вот самые великие чудеса! Вот дивные знамения!» – восклицает святой Иоанн Златоуст (в Беседе 32 на Мф.).
Были и еще свидетели воскресения Христова, невольные, но несомненные; это воины, распявшие Его и хранившие гроб Его. Но сребреники довольны, то есть сребролюбие и человекоугодие, изменили истину свидетельства их в ложь, в ту ложь, будто ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали! И пронеслось слово сие между иудеями до сего дня (Мф. 28: 12–15). Истина продана ими.
Повторяется ли это с религиозными убеждениями в мире христианском? Бывает: из выгод и земных расчетов переменить веру или религиозные убеждения значит сделать то же, что сделали воины. Но чаще всего это бывает на суде, где за сребреники продают истину и говорят не то, что видели.