О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа
Кому прежде всех явился Господь Иисус Христос по воскресении?
В. Певчицкий. «Воскресное чтение», 1883
По евангельским сказаниям, первое явление Господа по воскресении было Марии Магдалине. Евангелист Марк прямо говорит: Воскрес Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини, из неяже изгна седмь бесов. От же шедши возвести с Ним бывшим, плачущимся и рыдающим (Мк. 16:9–10). Со свидетельством Марка согласуются повествования о явлениях воскресшего Господа, читаемые нами в Евангелиях Иоанна (20:11–18) и Матфея (28:9–10).
Но Святая Церковь хранит благочестивое предание о другом явлении воскресшего Господа, бывшем раньше явления Его Мари и Магдалине. По ее верованию, прежде всех по воскресении из гроба Господь явился Пресвятой Богоматери, и Ей же прежде других сообщена была ангелом радостная весть о восстании Сына Ее из гроба. Она ближе всех из земнородных была к Господу Иисусу Христу, и сердце Ее более других было поражено невыразимою сердечною скорбью, когда Она видела на кресте Спасителя мира, по Своему человечеству Ею рожденного и воспитанного и связанного с Нею самыми тесными кровными узами. По предречению праведного Симеона, во дни страданий Господних оружие пронзило Ее душу, и раны Ее сердца были гораздо тяжелее тех кровавых ран, какие наносит меч или стрела. Господь видел со креста страдания Своей Матери, и в нежной сыновней заботливости о Ней в предсмертные минуты поручил Ее попечениям Своего возлюбленного ученика. Можно ли предположить, чтобы этот необыкновенный Сын необыкновенной Матери забыл о Ней, когда открылся и настал день Его славы и когда Он с торжеством явился на земле победителем смерти и ада? Можно ли думать, чтобы Ему угодно было продлить минуты страданий Той, от Которой Он принял плоть Свою, которая Им жила и дышала и в Которой Он находил утешение и отраду в дни земной жизни Своей?
В Иерусалиме, в храме Воскресения, до сих пор указывают место явления воскресшего Спасителя Пресвятой Богоматери, недалеко от кувуклии, или бывшего гроба Господня. На этом месте стоит католический придел явления Спасителя Богоматери. Предание, освященное веками, конечно, имеет в основании своем несомненные факты. Святая Церковь в своих пасхальных песнопениях очень часто возвращается к этому событию и то воспоминает ангельское приветствие Богоматери, то указывает на явление Ей Самого Воскресшего. В этих песнях есть прямое указание на то, что именно Богоматери, а не кому-либо другому повелено было ангелу сообщить первую радостную весть о воскресении. Со второго дня Святой Пасхи к пасхальному канону, поемому в первый день, присоединяется другой канон в честь Богородицы, творение Феофана и Иосифа, и этот канон есть не что иное, как воспроизведение и подробное раскрытие того радостного приветствия, с каким обратился к Богоматери ангел во утрие дня воскресения Христова. Всем известен припев девятой песни пасхального канона: Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба. Несколько раз повторяется это приветствие с разными добавлениями в пасхальном Богородичном каноне, к сожалению, не так у нас известном. Например: Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная чистая, и еже радуйся, первее, яко всех радости вина, восприяла еси, Богомати всенепорочная (канон Богородице, 2 ст. 1 песн.). Бога, егоже родила еси плотию из мертвых, яхоже рече, воставша видевши, чистая, ликуй (канон Богородице, 2 ст. 2 песн.), Егоже родила еси Христа, прекрасна из мертвых возсиявша, чистая, зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со Апостолы радующися. Того прославляй (канон Богородице, 2 ст. 4 песн.).
Отчего же нет упоминания о явлении Спасителя Богоматери и об ангельском благовестии Ей о воскресении Ее Сына в сказаниях евангелистов? Но в Евангелиях не изображены очень многие из деяний Господа Иисуса Христа и из обстоятельств Его земной жизни. Евангелисты не имели в виду представить подробную запись всех слов, сказанных Господом, всех дел, Им совершенных, и всех случаев, какими ознаменовано было Его пребывание на земле. Из многого, совершенного Иисусом Христом, они передали потомству на память то, что наиболее могло внушить веру в Божественное посланничество Господа и что показывало Его вышечеловеческую силу и вышечеловеческое достоинство. Евангелист Иоанн два раза указывает на то, что в Евангелиях далеко не все записано, что видели и слышали от Господа Иисуса Христа люди, бывшие свидетелями Его дел и чудес и воспринимавшие сердцем слова благодати, текшие из уст Его. Суть же и ина многа, говорит он в заключение своего Евангелия, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана Быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг (Ин. 21:25). Многа и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими (читаем мы в другом месте Евангелия от Иоанна), яже не суть писана в книгах сих. Сия же писана Быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его (Ин. 20:30–31). Оба эти замечания евангелиста Иоанна сделаны в тех главах его Евангелия, где он рассказывает о явлениях Господа Иисуса Христа по воскресении, одно после рассказа о явлении Иисуса Христа ученикам в комнате, при затворенных дверях в вечер дня воскресения, и потом в восьмой день по воскресении, для уверения апостола Фомы в истине Своего воскресения, и другое после описания явления Его ученикам на море Тивериадском и Его беседы с Симоном Петром. Включение этих замечаний в историю явлений Господа Иисуса Христа по воскресении дает нам право заключать, что именно здесь, по отношению к явлениям воскресшего Господа, не все записано апостолами, что было известно, а многое хранилось в живом устном предании. В частности, о Божией Матери в Евангелии говорится очень мало, и даже упоминается о Ней очень редко. После того как Она послужила тайне воплощения Единородного Сына Божия, Она как бы совершенно скрывается из вида и пребывает в неизвестности. Ее имя мы встречаем в Евангелии, когда евангелисты описывают обстоятельства, относящиеся к рождеству Господа Иисуса Христа. Затем упоминается о Ней (причем Она не называется по имени), когда Господь Иисус, будучи двенадцатилетним Отроком, был с родителями в Иерусалиме на празднике Пасхи и не пошел с ними в обратный путь, и когда родители, не видя Его в толпе возвращавшихся богомольцев, должны были вернуться в Иерусалим и после долгих поисков нашли Его в церкви сидящим посреди учителей (Лк. 11:43–51). Еще упоминается о Ней, когда Господь Иисус Христос совершил первое чудо на браке в Кане Галилейской, где Он был вместе с Материю (Ин. 11:1–5). Наконец, евангелист Иоанн указывает Ее в числе стоящих у креста Христова, когда Господь поручил Ее на хранение этому Своему возлюбленному ученику (Ин. 19:25–27). И только. Между тем, живя постоянно со Своим единственным Сыном, окруженная Его вниманием, вся посвященная Своим материнским заботам и чтимая всеми, видевшими в Ее Сыне необыкновенного чудотворца, Она могла бы дать материал для многих страниц священной истории.
Но, видно, Ей Самой неугодно было, чтобы разглашали о Ней и выставляли напоказ тайну Ее жизни. Смирение было одним из главных и отличительных Ее качеств. Господь, по Ее собственным словам, призрел на смирение Рабы Своея (Лк. 1:48), когда избрал Ее послужить искуплению рода человеческого чрез восприятие от Нее пречистой плоти, – и этому смирению Она не изменила во все годы Своей жизни, как во дни скорби, так и во дни славы Своего Сына и Господа. Ей желательна и приятна была тихая, скромная, сосредоточенная жизнь, далекая от всякого общественного шума, и больно, тяжело чувствовалось на Ее сердце, когда кто-либо нарушал сокровенную тишину, в какой любила пребывать Она. Апостолы с благоговением относились к этому необычайному смирению величайшей из матерей, свято берегли Ее желания и не хотели говорить о Ней, когда Она более всего любила молчание.