В Гефсиманском саду
Как согласить виновность Иуды-предателя и беззаконных судей Иисуса Христа с Божественным предопределением об искупительных страданиях Его?
Архимандрит Августин. «Воскресное чтение», 1872
Тако писано есть, говорил Сам необыкновенный Страдалец по Своем Воскресении, и тако подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущение грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима (Лк. 24:46–47). Этим объясняется многое, что может иногда показаться непонятным при чтении или слушании евангельских рассказов о страданиях Христовых: например, то, почему Иисус Христос так легко дал взять Себя посланному за Ним отряду воинов и так мало и как будто неохотно защищался на суде; почему за Него не вступились люди, Им облагодетельствованные, исцеленные и воскрешенные; почему Он не сотворил ни одного чуда и даже не сказал ни одного слова во дворце Ирода, куда привели Его от Пилата, тогда как Ирод с большим удовольствием принял Его и того только и ожидал, что вот Он вдруг сотворит пред ним какое-либо поразительное чудо, и от одного этого, может быть, зависело бы Его освобождение; почему Он не сошел со креста, когда толпа кричала: «Сойди с креста, и мы уверуем в Тебя», и т. п. На все эти и подобные им недоумения – один ответ: Тако подобаше пострадати Христу, Он должен был пострадать, и именно так, как пострадал.
Но хотя все это так должно было быть и иначе не могло быть, однако этим нисколько не оправдывается неправда и не извиняется злоба и ненависть ко Христу Его предателей, судей, распинателей. Иногда можно услышать между людьми такого рода суждение: чем же виноват Иуда-предатель и за что осуждать его, когда своим предательством он только исполнил предопределение Божие о Христе, помог, так сказать, Иисусу Христу совершить то дело, для которого Он пришел? А тем виноват Иуда-предатель, что: 1) живя три с половиною года с таким кротким, мудрым и любовным Учителем, он не только не проникся любовью и благоговением к Нему, а, напротив, еще воспитал в сердце своем чувство неприязни и недоброхотства к Нему, – кто его знает уже, из-за чего и за что; 2) тем, что прельстился 30 сребрениками и из-за них коварно выдал врагам если уж не любимого, то по крайней мере невинного и ничем не обидевшего его Учителя. Отсюда видно, что он имел сердце недоброе, душу низкую; по этим-то дурным качествам своим, а совсем не с тем, чтобы исполнить предопределение Божие о Христе, он и совершил свой предательский поступок, и за это осуждается. Наконец, 3) тем еще виноват Иуда, что, сознав гнусность своего поступка, он не залился слезами покаяния, подобно, например, Петру, отвергшемуся и плакавшемуся горько, но поспешил покончить с собой. Подобно Иуде, виноват и Пилат уже тем одним, что сознательно и намеренно совершил суд неправый, из личных видов и расчетов предал на казнь и смерть Того, Кого сам признал невинным праведником, – виноват, говорим, что бы там ни вышло потом после этой казни и смерти. Виноваты и достойны осуждения и эти архиереи и старцы, книжники и фарисеи, решившиеся погубить Иисуса из зависти и злобы, но старающиеся придать этому делу вид законный. Виновата, наконец, и эта толпа, по наущению и подкупу, или только чтобы прислужиться старшим, измышляющая ложные свидетельства, бьющая по ланитам, ругающаяся, издевающаяся, то и дело кричащая: Распни, распни Его, предпочитающая разбойника своему высочайшему Благодетелю и, наконец, с глупою радостью ведущая и возносящая Его на крест. Все эти люди, конечно, сделали то, что должно было совершиться, но не потому они сделали это, что так должно было совершиться, а по своим низким страстям, лукавым целям, нечистым видам, мелким расчетам. Они действовали, не имея в виду Божественного предопределения, которого они и не знали и которое исполнили лишь слепо и бессознательно, сами не понимая, что делают; но все же они действовали худо, лукаво, несправедливо, бессовестно и за это, за свое лукавство и нечестие, они и виновны и достойны осуждения. Всеблагий и Премудрый и из зла умеет извлекать добро, и посредством злобы людской часто достигает Своих высочайших спасительных целей; но от этого зло нисколько не перестает быть злом, не теряет своей мерзости в очах Божиих и в понятиях добрых людей и все-таки заслуживает осуждения и наказания. Итак, обо всех этих людях, обо всем этом беззаконном соборище нечестивых судей, обвинителей и распинателей Иисуса следует сказать то же самое, что сказал Он Сам об Иуде-предателе: Сын убо Человеческий идет, якоже есть писано о Нем, горе же человеку тому, имже Сын Человеческий предается (Мф. 26:24). Горе и этому беззаконному соборищу, хотя оно своими руками совершило то, что имело совершиться со Христом по Писаниям и было предопределено о Нем от вечности.