Источник

О Вознесении Господа на небо

(Мк. 16:19–20)

Св. Григорий Двоеслов. «Христианское чтение», 1846

Ст. 19. Господь же убо по глаголании Его к ним вознесеся на небо и седе одесную Бога. В Ветхом Завете Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного, ибо оно ближе к земле (почему птиц, летающих по воздуху, мы называем небесными), так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти, потому что Бог, по премудрым судьбам Своим, только отсрочил ему время смерти, но не избавил его вовсе от оной; между тем как Спаситель победил смерть и Своим славным Воскресением истребил ее, а в Вознесении явил славу Воскресения Своего. Здесь нужно заметить и то, что Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, яко человек, не мог быть без внешних пособий. Это пособие сделали ему ангелы, когда он восходил на воздушное небо, ибо он сам собою не мог вознестись и туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделяться от земли; между тем как Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо, потому что Он возвратился туда, откуда сошел; вошел туда, где от века имел пребывание; ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом, и землею.

При сем не излишне обратить внимание и на то, почему Марк сказал о Господе, что Он седе одесную Бога; а первомученик Стефан видел Его одесную Бога стояща (Деян. 7:56); то есть почему евангелист Марк говорит, что Он сидит, а Стефан, что Он стоит? Для разрешения сего предварительно заметьте, что сидение принадлежит судье, а стояние помощнику; посему евангелист Марк потому описывает Господа сидящим, что Он после Вознесения Своего явится во всей славе Своей яко Судия, ибо Спаситель, вознесшись на небо, восприял над всем суд; а Стефан потому видел Его во время мученического своего подвига стоящим, что Он помогал, ибо, чтобы победить неверие мучителей, Спаситель Сам ратовал за Стефана Своею благодатию.

Ст. 20. Они же изшедше проповедаша всюду, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьми. Здесь достойно замечания те, что со стороны апостолов за заповедью тотчас последовало повиновение, а за повиновением последовали чудеса.

Займемся беседою и о торжестве настоящего праздника.

При сем прежде всего надобно исследовать, отчего это, когда Господь наш Иисус Христос родился, то хотя ангелы являлись, но не в белых ризах; а во время вознесения Его они являлись в ризах белых и блестящих; ибо в Писании говорится, что зрящим им взятся и облак подъят Его от очию их. И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се, мужа два стаста пред ними в одежде беле (Деян. 1:8–9). Ангелы во время вознесения Господня были одеяны в одежду белую в знамение того, что вознесение Господа во плоти составляло величайшее торжество для них, потому что белая одежда есть знак веселия и радости сердечной; а по рождестве Его они потому не явились в белых ризах, что во время плотского рождения Его Божество уничижалось, тогда как в вознесении человечество Его обожалось.

Но при настоящем торжестве особенно мы должны размышлять о том, что ныне разорвано рукописание грехов и осуждения нашего и изменилось определение о нашем осуждении, потому что то самое естество, которому было сказано: Земля еси в землю отъидеши, ныне вознесено на небо. Псалмопевец о настоящем торжестве говорит следующее: Яко взятся великолепие Твое превыше небес (Пс. 8:2); взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 44:6); возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех (Пс. 67:19). Восшед на небеса, Он подлинно пленил плен, ибо силою Своего нетления истребил наше тление и даровал даяние человеком, потому что ниспослал Святого Духа на апостолов, даровав иному слово премудрости, другому дух разума, иному дух ведения, другому силу исцелений; одному знание языков, а другому сказание языков. Об этой славе вознесения Его и пророк Аввакум говорил следующее: Воздвижеся солнце и луна ста в чине своем (Авв. 3:11). Здесь под именем солнца разумеется не иной кто, как Сам Господь, а под именем луны Святая Церковь; ибо пока Господь не вознесся на небо, Святая Церковь непрестанно страшилась бедствий со стороны мира; а когда Он вознесся, то она утвердилась и всюду начала проповедовать веру свою, а таким образом действительно сбылись слова: Воздвижеся солнце и луна ста в чине своем; ибо как скоро Господь восшел на небеса. Церковь с дерзновением стала проповедовать. Посему-то Соломон от лица Церкви говорил: Се Той идет, скача на горы и прескоча на холмы (Песн. 2:8). Спаситель, идя на избавление нас, действительно делал как бы некие скачки. Вам желательно знать, какие это скачки? Вот они: во-первых, Он с неба снисшел в девическое чрево, из девического чрева пришел в ясли; потом от яслей восшел на крест; с креста снисшел во гроб, из гроба восшел на небо. Таким образом, проходя все степени человеческой жизни, Он пролагал нам путь, чтобы следовали за Ним. Поэтому Дух Святой устами пророка говорил: Возрадуется, яко исполин тещи путь (Пс. 18:6), дабы и мы могли сказать с Премудрым: Привлекоша Тя: вслед Тебе, в воню мира Твоего течем (Песн. 1:3).


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle