II. Церковь Христова в иерусалиме (III-VII гл.).Глава III
О речи Ап. Петра по исцелении хромого
Ф. Яковлева
Прежде всего Апостол позаботился отстранить всякое ложное понятие и толки о себе и своем спутнике; объявил всем, что чудо сделано не их силою или благочестием, но всемогущим именем Иисуса Христа. – Тут же с большей свободой и ясностью, нежели в первой своей речи, назвал Иисуса Христа не Мужем, засвидетельствованным от Бога, но прямо Отроком, т.е. Сыном Божиим, Сыном Бога отцов их, Бога Авраама, Исаака и Иакова. Неустрашимо высказал им горькую истину, что они от Сего-то, Святого и Праведного, Сына Божия отреклись, и, когда Пилат хотел Его освободить, просили даровать им убийцу, а Начальника жизни убили. Слова громовые, сокрушительные! При таком напоминании, в какой трепет и ужас должен придти каждый из слушавших, представляя себе всю черноту, гнусность и вероломство свое против такого священного Лица, Которого одно имя исцеляет неисцелимое! Многие с тоскою и содроганием должны сознаваться в душе своей: «и я подавал голос на Его умерщвление, – и я кричал: возьми, возьми, распни Его – и я безумно призывал кровь Его на себя и детей своих, – а это Сын Бога отцов моих, это Начальник моей жизни, Которого я променял на гнусного убийцу, испрашивая помилование Варавве».
Могли ли укрыться от зорких глаз ап. Петра такие или тому подобные скорбные чувства? Переполненный благодатью Святого Духа, он их видел и, дорожа спасением своих соплеменников, тотчас переменил грозный голос свой; сильные его укоризны тотчас заместились словами отрадными; – это роса, падающая на иссохшую землю, – это веяние ветра, освежающее от палящего зноя. – «Знаю, – продолжал Апостол, – вы и начальники ваши сделали все это по неведению – все это предопределено Богом, предсказано пророками; а вы только жалкие и несчастные исполнители пророчеств Божиих. – Итак, покайтесь и обратитесь загладить грехи свои». Потом Апостол простирает еще далее свой привет и снисходительность, – удовлетворяет ожиданию их Мессии, предвещая будущее явление Иисуса Христа, которое последует после исполнения всех пророчеств, – заверяет, что Иисус Христос есть Обетованный Божий, о Котором предсказывали Моисей и все пророки, – ласкает их, называя сынами пророков и завета, и утешает, что к ним первым послан Богом воскресший Сын Божий Иисус благословить их на всякое доброе дело.
Какая же речь могла подействовать на душу убедительнее, нежели эта – простая, но сильная и неизъяснимо трогательная?
Помилование всегда вожделенно преступнику. А тут предлагается не только помилование, но и благоволение – и каким преступникам! – за какую цену, за какие жертвы и возмездия? За одно только искреннее раскаяние и признание своих заблуждений. – Чье же сердце будет упорствовать в своем ожесточении против такой благости. – Ее и почувствовали около пяти тысяч сердец, обратившихся к Иисусу Христу в незабвенный тот день. Так совершил и второй свой подвиг ап. Петр! (Апостолы. М. 1849 г. Вып. I, стр. 63).