Избранные места из свято-отеческих толкований на 5-ю главу Евангелия от Матфея.
Толкование св. Афанасия Александрийского на 8-й стих 5-й гл. Евангелия от Матфея.
Творения свв. отцов.
Тв. святого Афанасия Александрийского
Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят, потому что очистивший сердце свое от всякого страстного расположения в собственной лепоте своей видит образ Божия естества. А душевная чистота достаточна к тому, чтобы, как в зеркале, изображать в себе Бога. А если сказано: никтоже чист от скверны, аще и един день жития его (Иов. 14:4), то еретики не знают, что разумеется сие о скверне естественной, какую младенец приносит с собою, исходя из матерней утробы. Посему и законописатель Моисей сказал, что жена рождающая нечиста, и родив мужеский пол, нечиста сорок дней, и родив женский пол, по причине большей удобоподвижности естества, нечиста восемьдесят дней (Лев. 14:3:5).
Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: блаженны миротворцы (Мф. 5:9).
Творения свв. отцов.
Тв. св. Исидора Пелусиота Спаситель ублажил миротворцев и возвестил, что сделаются сынами Божиими, во-первых, пребывающие в мире с самими собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающее внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу, низшее убеждают быть в рабстве у высшего, в таком рабстве, которое лучше всякой свободы и царской власти; потом водворяющие мир и в других, живущих в раздоре и с самими собою, и друг с другом. Но никто не вправе указывать другому в том, чего сам не имеет. Посему удивляюсь ни с чем не сравнимой щедрости Божия человеколюбия; потому что обещает блага воздаяния не только за труды и пролитие пота, но и за некоторый род наслаждения, так как верх всего увеселяющего нас есть мир, а без него, когда нарушен он войною, ничто радостотворное не будет иметь силы. Хорошо также сказано, что миротворцы сынове Божии нарекутся; и такая награда назначена за сей подвиг. Поскольку Сам Он, как истинный Сын, умиротворил всяческая, соделав тело орудием добродетели, двоякого рода людей, то есть уверовавшего из иудеев и уверовавшего из язычников, сотворив одним новым человеком, небесное совокупив с земным; то справедливо сказал, что делающие по возможности то же самое, будут удостоены того же наименования и возведены в достоинство сыноположения, которое и есть самый высший предел блаженства.
Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: да просветится свет ваш (Мф. 5:16) и о том, что сие не противоречит сказанному: внемлите милостыни вашея и т.д. (Мф. 6:1).
Творения свв. отцов.
Тв. св. Исидора Пелусиота
Ничего, досточудный, нет лучше доброй славы, разносящейся всюду, проходящей и сушу и море; и сокровищ Крезовых никто не сравнит с нею. Почему как приточник сказал: лучше имя доброе, нежели богатство многое, паче же сребра и злата благодать благая (Притч. 22:1), так и Христос повелел: да просветится свет ваш пред человеки – не для того, чтобы мы жили для любочестия (да не будет сего! Христос искореняет оное, повелевая и молитву и милостыню творить не всенародно, и от одной руки утаивать, что сделано другою), но для того, чтобы никому не подавали мы справедливого повода к соблазну. В таком случае и против воли нашей свет дел озарит видящих и обратит к славословию Божию. Ибо, что сие разумеет Христос, видно из того, что не сказано: да прославитесь вы, но: да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех.
Толкование св. Василия Великого на 23–24 ст. 5-й главы Евангелия от Матфея.
Творения свв. отцов.
Тв. св. Василия Великого Одним ли только иереям, или и всем сказано: аще принесеши дар твой ко алтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф.5:23–24)? И как может всякий из нас приносить дар к алтарю?
Преимущественно и первообразно следовало бы принять сие за сказанное иереям. А поскольку написано: вы же свяшенницы Господни наречетеся служителие Богу все (Ис. 61:6), и жертва хвалы прославит мя (Пс. 49:23), и еще; жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19); да и апостол говорит: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим.12:1); все же это для всех есть общее, то каждому из нас необходимо исполнять сказанное.
Толкование св. Василия Великого на 25-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея.
Творения свв. отцов.
Тв. св. Василия Великого
Кто соперник каждому из нас, или как нам мириться с ним?
Здесь Господь называет соперником в собственном смысле того, кто намерен отнять что-нибудь полезное нам. Помиримся же с ним, если соблюдем заповедь Господа, сказавшего: хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (ст. 40); а подобно сему надобно поступать и в рассуждении всякой вещи.
Толкование св. Исидора Пелусиота на 25-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея.
Творения свв. отцов.
Тв. св. Исидора Пелусиота
Господь, руководствуя нас к предусмотрительности, что с падением нашим ходим (Сир. 13:16), и посреде сетей минуем (9:18), повелел внимати от кваса фарисейска (Мф. 16:11) и от соблазнов, и увещаватися с соперником скоро, дóндеже мы на пути с ним, а под соперником боголепно разумел пожелание тела, противное духу, и путем назвал жизнь, которую род наш проходит нетвердо, совещанием же нашим с телом нарек сознание его восстания, которое должно быть усматриваемо нами скоро, чтобы иначе, подчинившись его велениям и сделав что-либо недостойное вышнего звания (Флп. 3:14), не были мы преданы им Судии, когда приидет Он дела и слова наши собрать воедино и воздать комуждо по деяниям его (Мф. 16:27).
Толкование св. Афанасия Александрийского на 28-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея
Творения свв. отцов.
Иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем. Любодействует с женою в сердце, кто согласен на дело, но препятствуют ему в том или место, или время, или страх гражданских законов. В том же, что многие, не совершив злочестивого дела, наказаны как прелюбодеи, нетрудно удостовериться всякому примером Олоферна. Когда спешил он совершить ненавистное дело, тогда Иудифь, как закон правды, извлекши меч, отсекла ему голову, призвав на помощь и в защиту как законодателя и споспешника целомудрию Бога. Так и два старца, сказавши Сусанне: се в похотении твоем есмы (Дан. 13:20), хотя не сделали сего, однако наказаны и подверглись смерти как прелюбодеи. Посему, если кто таков и ныне, то есть похотлив, невоздержан, вожделевает чужих жен, то любодействует он в мысли своей. А кто владеет страстями, блюдет себя чистым от нарушения долга и от осквернения, тот не прелюбодей, но властелин страстей; он Божиим страхом останавливает стремительность сластолюбия, как морской волне препятствует твердая и незыблемая скала.
Толкование св. Исидора Пелусиота о том, как должно разуметь слова: аще око твое и рука твоя соблазняет тя (ст. 29–30)…
Творения свв. отцов.
Тв. Исидора Пелусиота
Оком и рукою десною всеблагий Христос наименовал близость к нам друзей и преданных нам за их благорасположение искренно содействовать, назвав именами тех членов, которыми приводим в исполнение, что нам приятно. Посему, как скоро кто-либо из них делается виновником соблазна, погрязает в каком-либо грехе, который и нас подвергает укоризне, и ему приносит бесчестие, надлежит отсечь такового; иначе и ты, подобно ему делаясь вредоносным, утратишь телесную чистоту, сообщив недуг свой тем, которые не заражены еще подобными страстями.
Творения свв. отцов.
Тв. Исидора Пелусиота.
Не лишено разумности евангельское изречение, а, напротив того, исполнено смысла и рассудительности. Взять верх над вожделением и признается великим, и действительно великое дело, но гораздо важнее быть предусмотрительным, чтобы не одолела эта болезнь. Сие-то самое предустрояя, Христос сказал: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем, называя прелюбодеем не того, кто увидел мимоходом и внезапно уязвился, извлек стрелу и уврачевал язву. Ибо не сказал кто «воззрел», но «кто взирает», намеренно привлек на себя страсть, питает ее в себе, постоянно посещает ту, которую увидел, с любопытством смотрит на чужую красоту и от частого лицезрения вкушает некоторый род удовольствия.
Если кто не убеждается сам, то пусть послушает хотя приточника, который сказал прежде евангельского изречения: «Не останавливай на ней ока своего, но иди прочь и не медли на месте», и этого преукрашенного добродетелями писателя, который в одном месте говорит: добротою женскою мнози прельстишася (Сир. 9:9), и в другом: не надзирай чуждыя доброты (Сир. 9:8). Не сказал: не смотри (это бывает иногда и случайно), но: не надзирай, устраняя внимательное наблюдение, пытливое рассматривание, воззрение с вожделением. Ибо сказано: от сея дружба яко огнь разгорается (Сир. 9:9), то есть от сего зарождается срамная любовь. Даже и внешним мудрецам, не очень заботившимся об этой строгости нравов, казалось сие благоприличным и истинным. И Сократ (приведу и их изречения, потому что возбуждают к целомудрию), увидев, что некто поцеловал благообразного юношу, сказал: «Этот легко бросится на мечи и кинется в огонь, как осмелившийся поцелуем зажечь в себе такой костер». А Диоген, увидев юношу, наряженного роскошнее, нежели как свойственно мужу, сказал: «Если пойдешь к мужчинам, то беда тебе; а если к женщинам, то наделаешь бед; потому что нарядами мужчины уловляют женщин, а женщины и женоподобные – мужчин». Агизелай же прекрасному отроку, которого любил, когда хотел поцеловать его, воспретил это. И Александр не согласился даже видеть жену Дариеву, признав делом постыдным тому, кто берет в плен мужей, уступать над собою победу женам. Если же надобно воспользоваться примерами, взятыми не только у язычников, но и у варваров, то не откажусь и это сделать. Персидский царь Кир не осмелился видеть Панфию, которая ему предназначалась, и о которой свидетельствовали, что красота ее чрезвычайна даже тому, кто видел ее часто, и говорил, что не терпит ничего худого, советовал нечасто смотреть на нее, говоря: «Огонь жжет тех, которые близко, а красота и тех, которые далеко стоят». Итак, если евангельское изречение и писатель Притчей, и сочинивший книгу Премудрости, и эллинские и персидские примеры согласны в этом, то всеми силами должно обуздывать очи, избегать пытливого и невоздержного лицезрения как уязвляющего смертельно; потому что от него вторгается в душу самый важный порок, овладевая существенными ее частями, и, изгнав рассудок, всецело делает ее добычею страсти.
Толкование блж. Августина о клятве (Мф. 5:33)
«Воскресное чтение», 1815
Не грех клясться истинно; но поскольку тяжко грешит тот, кто клянется ложно, тот, кто вовсе не клянется, тот не подвергается опасности ложной клятвы; а кто клянется, хотя бы то и истинно, тот подвергается опасности и ложной клятвы. Посему Господь наш Иисус Христос, запрещая всякую клятву, хотел чрез это устранить от тебя и самую опасность, чтобы тебе не преткнуться на пути скользком и не пасть. Однако Господь все же клялся, скажешь ты. Тот может клясться без всякого опасения, кто не подлежит опасности погрешить. Пусть тебя не соблазняет то, что Господь клялся; потому что один только Бог и может клясться. Ты, когда клянешься, что делаешь? Призываешь Бога во свидетели. Ты – Его; а Он – Самого Себя. Но ты как человек во многом можешь ошибаться и потому часто можешь свидетельствоваться истиною во лжи. Человек иногда как бы поневоле делается клятвопреступником, принимая за несомненную истину то, в чем клянется, хотя мнимая его истина может оказаться ложью.. Впрочем, грех клятвы в сем случае не так еще велик, как в том, когда человек клянется во лжи по сознанию, то есть когда уверен в том, что он клянется ложно. Итак, много лучше поступает и от этого греха во всяком случае безопаснее тот, кто, по заповеди Спасителя, вовсе не клянется.
«Воскресное чтение», 1811
Если же кто побудит тебя к клятве, думая, будто тем удовлетворит себе, когда ты клятвою подтвердишь, что не сделал того, в чем он тебя подозревает; то ты, дав клятву для устранения худого подозрения, не так согрешишь, как тот, кто понудил тебя. Ибо Господь сказал: буди слово ваше: ей, ей; ни, ни; лишние же сею от неприязни есть (Мф. 6:37). Говоря о клятве, Он хотел научить нас, что самая клятва бывает от неприязни. Если ты принужден другим к клятве, то она от его неприязни, а не от твоей. Можно сказать, что это порок всего рода человеческого, то есть это бывает оттого, что мы не можем видеть сердец наших. Ибо, если бы мы видели сердца, то кому клялись бы? Кто заставлял бы нас клясться, если бы видны были и мысли другого?
Напишите в сердцах ваших, что скажу вам. Тот, кто понудил другого к клятве, зная, что он поклянется ложно, хуже человекоубийцы. Ибо человекоубийца убивает тело, а тот душу, даже две души, – и того, кого понудил клясться, и свою. Ты уверен в истине того, что утверждаешь, и в ложности того, что говорит другой; и как понуждаешь его клясться? Вот он клянется, вот согрешает ложною клятвою, вот погибает; какая тебе от того польза? Нет, ты и сам погиб, потому что захотел удовлетворить себя погибелью брата. Берегитесь ложной клятвы, берегитесь и клятвы безрассудной. А всего лучше избежите и того и другого зла, если удалите от себя привычку клясться.
Толкование св. Иоанна Златоуста о клятве
«Беседы на Евангелие от Матфея»
Не клянитесь ни небом, яко престол есть Божий:
ни землею, яко подножие есть ногама Его:
ни Иерусалимом, яко град есть великого Царя.
Древние имели обыкновение клясться то небом, то землею, то Иерусалимом. Господь возвышает оные предметы не по собственной их природе, но по особенному отношению к ним Самого Бога, сообразно с нашим понятием. Ибо так как тогда сильно владычествовало идолослужение, то, чтобы оные предметы не показались сами по себе достойными уважения, для сего Спаситель выставил на вид славу Божию. Он не сказал: поскольку хорошо и велико небо; не сказал: поскольку полезна земля; но; поскольку небо есть престол Божий, земля – подножие; и таким образом Своих слушателей повсюду побуждал к прославлению Господа. Ниже головою твоею кленися, яко не можеши власа единого бела, или черна сотворити. И сии слова Христос присоединил не по уважению к человеку, иначе бы и сам человек был достоин поклонения; но потому, дабы воздать славу Богу и показать, что ты не властен и над собою, а потому не имеешь власти клясться головою. Если никто не согласится отдать сына своего другому, то кольми паче Бог не уступит Своего творения тебе. Хотя голова и твоя, но она есть собственность другого, и быть не может, чтобы ты был ее господином, когда не можешь сделать для нее и самомалейшего. Ибо Иисус Христос не сказал, что ты не можешь сделать волоса, но что не можешь даже переменить его качества. Что ж, скажешь ты, если кто-нибудь требует клятвы и даже принуждает к сему? Страх к Богу да будет сильнее такового принуждения. Если ты станешь представлять таковые предлоги, то не сохранишь ни одной заповеди. Ибо ты скажешь и о жене: велено было чтить Бога туком жертв, что весьма недостойно Его, так, как и недостойно философа пустословить. Итак, ныне, когда добродетели возросли, отпущение жены вменяется в прелюбодеяние, и клятва производится от неприязни. А если бы законы касательно развода и клятвы сначала были законами диавола, то они не были бы столько полезны и действительны. С другой стороны, если бы не предшествовали оные законы, то не столь бы легко было принять Христово учение о них. Итак, не ищи силы в сих законах, когда употребление их прекращено. Они нужны были при тогдашних обстоятельствах; ежели угодно, нужны и ныне. Ибо ныне показывается их сила, особенно тем, что их унижают. Поскольку то, что они ныне представляются таковыми, служит для них важнейшею похвалою. Они, конечно, не показались бы нам таковыми, если бы не воспитали нас надлежащим образом и не сделали способными к принято высших законов. Сосец, когда исполнит свое дело, и младенец сделается способным вкушать более совершенную пищу, делается уже бесполезным. И родители, которые прежде почитали сосец необходимым для своего младенца, делают его предметом шуток; а многие намазывают его каким-нибудь горьким веществом, дабы, если словами не могут отучить от него младенца, то уже самым делом обуздать в нем стремление к сосцу.
Так и Христос, когда сказал, что клятва происходит от неприязни, то сказал не потому, будто древний закон произошел от диавола, но дабы слушателей сильнее отвлечь от древнего несовершенства.
Толкование Ефрема Сирина о клятве
Творения свв. отцов, 1859
Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: паки слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам не клятися всяко: ни небом, яко престол есть Божий: ни землею, яко подножие есть ногама Его: ни Иерусалимом, яко град есть великого Царя. Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единого бела, или черна сотворити. Буди же слово ваше: ей, ей; ни, ни: лишше же сею от диавола есть. Как же осмеливаемся мы преступать заповеди Сотворившего нас, по слову сказавшего: положиша на небеса уста своя, и язык их прейдено земли (Пс. 72:9)? И ты осмеливаешься небоязненно отверзать уста свои и пускать слова на небо, произнося клятвы и хулы? Или не боишься, что огненный серп, виденный пророком, вселится в доме твоем (Зах. 5:4), пока не истребит тебя в поднебесной за то, что на Бога Вседержителя, на Которого не смеют взирать ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, предстоят же Ему со страхом и трепетом, песнословя страшное, славное и досточтимое имя Его, осмеливаешься ты отверзать уста, как написано: продерзателе, себе угодницы, славы не трепещут хуляще: идеже ангели крепостию и силою больши суще, не произносят на ся укоризненна суда. Сии же, яко скоти животни, естеством бывше в погибель и тлю, в нихже не разумеют хуляще, во истлении своем истлеют, приемлюще мзду неправедну (2Петр. 2:10–13)? Ужели ты, будучи человеком, не познаешь сам себя? Или думаешь, что дело сие обратится тебе в доблесть? Нет, сказываю тебе; но к пагубе и погибели твоей послужит оно; потому что сквернишь ты и души других, став содейственником сатаны. Апостол говорит: учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных поюще в сердце вашем Господеви (Кол. 3:16); и ты вместо сего учишь противному: хулам и клятвам; и как себя, так и подражающих твоему неразумению делаешь сынами геенны; потому что горечью наполнил ты те уста, которые создал Бог на славословие Его. Перестань, наконец, человек; чтобы это самое слово, которым пренебрегаешь ты, не сделалось пламенем в устах твоих и не сожгло языка твоего. Если человек, быв в ссоре с другим человеком, и по заключении мира стыдится встретиться с ним; то как же ты, который сегодня в мире, а завтра предстанешь судилищу Его, осмеливаешься выговорить такие слова и не боишься, что может сойти с неба огонь и пожрать тебя за то, что отверзаешь уста на Вседержителя? И в мысли не держишь, что внезапно может разверзнуться под тобою земля и поглотить тебя? Не обманывайся, человек; ибо невозможно избегнуть из рук Создавшего нас. Послушай того, кто говорит: хуляще: иже воздадят слово Богу, имеющему судити живых и мертвых (1Петр. 4:4–5). Долго ли будем прогневлять Того, Кто даровал нам столько благ, Кто, взяв перст от земли, создал человека и вдунул в него дыхание жизни, Кто все покорил под ноги его; Кто спящих нас охраняет, восстающих от сна покрывает, алчущих питает, нагих одевает, малодушествующих утешает, вразумляет и милует, Кто и Единородного Сына Своего предал за жизнь всех, между тем как мы за благодеяние Его приносим терния и волчцы, годные только на сожжение?
Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: око за око и т.д.
Творения свв. отцов.
Тв. Исидора Пелусиота
Законодатель обоих Заветов один; но закон иудеям как необузданным запрещал только дела; а Евангелие, преподавая нам учение как любомудрым и самые мысли, от которых рождаются действия, преграждает, как источники зла, не только наказывая строго грехи учиненные, но и полагая надежные преграды их совершению. Если угодно тебе, займемся и подлинными словами; всего лучше слышать самое Писание. Господь говорит: речено бысть древним: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам не противитися злу. Закон мерою наказания полагает равенство страдания, дозволив обиженным делать столько же зла, сколько сами потерпели, чтобы опасением потерпеть то же самое предотвратить злое дело. Вот объяснение, касающееся глубокой мысли законодателя. А Евангелие кротостию страждущего препятствует пороку простираться на худшее. Поскольку справедливо полагался предел несправедливости отмщающих, и дан был закон, чтобы не делано было ничего худого; то воздавалось подобным за подобное. Всякий делал то же, в чем обвинял обиженный. Но это было не прекращением прежних худых дел, но вызовом новых, более ужасных, когда один раздражался и делал зло вновь, а другой усиливался отомстить за старое и не знал никакого предела во зле. Отмщение служило не концом, но началом больших бед, когда обидчик и отмщающий впадали в какой-то непримиримый раздор, и что было премудрого в законе, что законодатель установил к предотвращению грехопадений, то принуждали сделаться напутаем ко греху. Итак, поскольку столько породил ось зол, то Евангелие, подобно огню, угасив начало, остановило стремление зла вперед.
Толкование св. Григория Богослова на 45-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея
Творения свв. отцов.
Тв. св. Григория Богослова
Последуем высочайшему и первому закону Самого Бога, Который посылает дождь на праведных и грешных и велит солнцу восходить одинаково над всеми, Который без всякого стеснения, предоставив всем, обитающим на суше, и землю, и источники, и реки, и леса, пернатым – воздух, живущим в водах – воду, Который всем человекам даровал в изобилии первые потребности жизни, и кои ни власти не подлежат, ни законом не ограничиваются, ни пределами государств не преграждаются, но предложены всем и каждому в богатой мере, и между тем нисколько от того не оскудевают. Так щедро всех людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным раздаянием даров Своих показать и одинаковое достоинство нашей природы, и богатство благости Своей. А люди, зарыв в землю золото, серебро, дорогие и лишние одежды, самоцветные камни и другие подобные драгоценности, – сии свидетельства брани, междоусобий и древнего насильства восхитителей Верховной власти, – после того, безумные поднимают еще брови и бедствующим сродникам своим по естеству отказывают в милосердии, не желая даже излишками своими помочь им в нуждах их. Какое невежество! Какая глупость!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К 5 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ И 6 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ (21–36 СТ.)
Святоотеческие толкования
1) Св. Григорий Нисский о блаженствах. «Творения свв. отцов». Тв. Григория Нисского.
2) Св. Лев, Папа Римский. Изъяснение изречений о блаженствах. «Воскресное чтение», 1807.
3) Св. Василий Великий о кротости. В ком она есть? Плоды оной; Как с кротостию совместно негодование?
4) Св. Иоанн Златоуст. Смерть души. «Духовная беседа».
5) На ст. 20; Преп. Максим Испов. «Воскресное чтение», 1833.
6) Преп. Исидор Пелусиот. на тот же стих. «Творения свв. отцов».
7) Св. Григорий Богослов. Гнев позволителен нам на одного диавола.
8) Исидор Пелусиот на ст. 23; «Творения свв. отцов».
9) Его жена ст. 28. «Творения свв. отцов», т. 35 и т. 36.
10) Его же. на ст. 29–30; Как должно разуметь сказанное: аще око твое или рука твоя соблажняют тя.
11) Его же о том, что душа бессмертна; «Творения свв. отцов», т. XXXV. Его же на ст. 11.
12) Его же о том, что Евангельское учение не противоречит ветхозаветному законоположению.
13) Преп. Исидор Пелусиот о клятве.
14) Св. Григорий Богослов. И давать клятву, и требовать оной значит оскорблять правду.
15) Св. Василий Великий. Не должно доводить людей до клятвы. Давший клятву в злом деле должен принести в этом покаяние и не поддерживать худого намерения под предлогом клятвы. Наказание клятвопреступнику.
16) Преп. Исидор Пелусиот об ударяемом в ланиту, ст. 39.
17) Его же на слова: бьющему тя в десную ланиту подаждь и другую. Лк. 6:29.
18) Преп. Максим Исповедник. Учение о совершенной любви. «Воскресное чтение», 1821.
19) Св. Дмитрий Ростовский о любви ко врагам.
20) Св. Иоанн Лествичник. О кротости. Лествица, сл. 24.
Новейшие толкования в духовных журналах
21) Митр. Гавриил. О блаженствах. «Христианское чтение», 1837.
22) О 8 блаженствах (ст. 3–10). «Христианское чтение», 1825.
23) Евангельские блаженства (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1853.
24) Архиеп. Анатолий. Слова о 9 евангельских блаженствах (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1855.
25) Прот. Нечаев. Блаженны в литургии оглашенных (ст. 3–12). «Душеполезное чтение», 1868.
26) Евангельские блаженства, «Домашняя беседа», 1862.
27) Ст. 1–12. «Воскресное чтение», 1815.
28) Блажени нищии духом (ст. 3). «Воскресное чтение». «Христианское чтение».
29) Блажени плачущие (ст. 4). «Воскресное чтение». «Христианское чтение», 1823.
30) Свящ. А. Покровский. Утешительный плач и горестный смех. «Духовная беседа», 1863. «Душеполезное чтение», 1871.
31) Истинно христианская скорбь. «Душеполезное чтение», 1871.
32) Утешение в скорби. «Христианское чтение», 1847.
33) На ст. 2–5, 3–9. «Воскресное чтение», 1807.
34) Блажени кротции (ст. 5). «Воскресное чтение», 1824.
35) Блажени алчущии… милостивии (ст. 6–7). Там же; «Христианское чтение», 1833; «Христианское чтение», 1848, 1832.
36) Блажени чистии сердцем (ст. 8). «Воскресное чтение», 1824.
37) Ф. Надеждин. О христ. чистоте сердца. «Христианское чтение», 1862.
38) Ст. 8–12. «Христианское чтение», 1848.
39) Ст. 12. «Христианское чтение», 1833.
40) Ф. Смирнов. Евангельское учение о блаженствах в нравственно-социальном отношении. «Воскресное чтение», 1882.
41) Прот. Н. Фаворов. О христианской нравственности. Заповеди блаженства. Труды Киев. дух. акад. 1879.
42) О нравственном евангельском законе. «Христианское чтение», 1837.
43) Гизо. Иисус Христос и Его заповеди. Размымл. о сущности христ. веры. «Православное обозрение», 1865.
44) Свящ. Воздвиженский. Идеал нравственно-христианской жизни (в ст. Характер новозаветного законодательства и сравнение его с ветхозаветным). «Православное обозрение», 1872.
45) П. Образцов. Христианское богословие в книгах Нового Завета. «Воскресное чтение», 1872.
46) А. Гусев. Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям Евангелия. «Христианское чтение», 1873.
47) Царство Небесное. «Воскресное чтение», 1810.
48) Иннокентий, архиеп. Херсонский. Мысли о бессмертии. «Странник», 1864.
49) Мысли христианина о бессмертии. «Воскресное чтение», 1834.
50) Архиеп. Амвросий. Мысли о бессмертии. Там же.
51) Мысли о бессмертии души. Там же. 1831.
52) Какое бессмертие дорого для человека? «Христианское чтение», 1876.
53) Свящ. Г.П. Самостоятельность и бессмертие души. «Душеполезное чтение», 1881.
54) В.Н. Карпов. О бессмертии души. «Странник», 1861.
55) Берсъе. О бессмертии души. «Странник», 1878.
56) Свящ. Морошкин. Бессмертие души. «Домашняя беседа», 1871.
57) Прот. И. Бурлуцкий. Душа по понятиям стихийных мудрецов и по учению слова Божия. «Домашняя беседа», 1873.
58) Свящ. М. Благодаров. О душе человеческой. «Домашняя беседа», 1873.
59) И. Крестосельский. Вера в бессмертие души у древних. Тр. Киев. дух. ак.
60) Ив. Нильский. Об утешениях, какие доставляет человеку вера в бессмертие души. «Духовная беседа», 1859.
61) На ст. 13, О важности пастырского служения в Церкви Христовой. Руков. для п. ц., 1881.
62) Ст. 14. «Воскресное чтение», 1824.
63) Ст. 22. О гневе. «Христианское чтение», 1833.
64) Гнев как смертный грех. «Воскресное чтение», 1885′.
65) К тому же ст. Геенна. Библ. пол. сл. «Воскресное чтение», 1874; Там же. 1877.
66) Мысли свт. Феофана на ст. 28; 171.
67) На ст. 29. «Воскресное чтение», 1809.
68) Н. Б. На ст. 31–32. Нерасторжимость брака (из ст. «Учение о браке вопреки неправильным взглядам на него»). Руков. для сел. п., 1878.
69) Т. Барсов. О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния. Закон о разводе. «Христианское чтение», 1882.
70) Певницкий. Присяга и ее значение. «Воскресное чтение», 1883.
71) Наст. 37. Христианские размышления. «Христианское чтение», 1833.
72) Мысли свт. Феофана на Матфея 5:39.
73) На ст. 42 и парал. Луки 6:30. Благотворительность но учению Иисуса Христа. «Воскресное чтение», 1833. 2. Благотворительность и право собственности по учению свв. отцов. Там же .
74) Л. Воскресенский. Современный социализм и собственность. «Воскресное чтение», 1880.
75) Любовь ко врагам. «Христианское чтение», 1857.
76) Свящ. Б. Нечаев. Нечто о любви ко врагам. «Душеполезное чтение», 1870.
77) На Еванг. Лк. 6:22–23. Радость небесная на земле. «Домашняя беседа», 1871.
78) На ст. 27. Еп. Макария о любви ко врагам. «Странник», 1878.
79) На ст. 31–36. «Воскресное чтение», 1825. Нед. 19 по Пятидесятнице.
80) Ст. 32. «Воскресное чтение», 1820.
81) Мысли свт. Феофана на 22–31 ст.
82) На ст. 35. «Воскресное чтение», 1886.
83) А. Анатолий на слова: любите враги ваша (35 ст.). «Воскресное чтение», 1818.
84) На ст. 36. Христианское милосердие. «Христианское чтение», 1856.
85) Белюстин. Закон жизни. «Воскресное чтение», 1833.
86) Не мсти за обиду, а Богу предоставляй дело отмщения. «Достопамятные сказания о подвигах свв. отцев».
87) А. Орфано. Изъяснение 5 гл. Еванг. Матфея в статье: В чем должна заключаться истинная вера, по поводу книги графа Л.Н. Толстого «В чем моя вера?», «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1887. Изъяснение заповедей о блаженствах. Об отношении Ветхого Завета к Новому (ст. 17–20). О заповеди: не убий и о гневе (ст. 21–22). Закон о разводе (ст. 31–32). О клятве (ст. 33–37). О непротивлении злу (ст. 38–42). О любви ко врагам (ст. 43–48).
88) С. Соллертинский. Изъяснение 5 гл., 22 ст. о гневе и 38–42 ст. о непротивлении злу в Речи на торжественном акте С.-Петерб. духовной академии. «Христианское чтение», 1887.
89) Свящ. Н. Елеонский о непротивлении злу в ст. «О новом евангелии Толстого». «Чт. в Общ. люб. д. пр.», 1887.
90) Волков. Толкование 22 ст. о гневе (против Толстого) в статье: «Последние произведения графа Л.Н. Толстого в русской и отчасти иностранной литературе. «Православный собеседник», 1886; О непротивлении злу (ст. 38–42). Там же; О браке. Там же; О любви ко врагам (ст. 44). Там же.
В Словах, Беседах и ученых сочинениях
91) Матфея 5:3–12. С. Соллертинский. Экзегетическое толкование евангельских изречений о блаженствах в кн. «Пастырство Христа Спасителя». Разбор святоотеческих и новейших западных толкований.
92) Ст. 13–14. Его же и в той же книге. Толкование изречений Иисуса Христа о соли земли и свете мира в связи с 9 заповедию о блаженствах.
93) Ст. 3. Из слов Макария, еп. Тамбовского, о нищете духа.
94) Ст. 7. Филарет, митр. Московский. Каким образом к твоему помилованию или освобождению от греха может послужить твое милосердие к другому.
95) Исидор, архиеп. Курский. О побуждениях к христ. милосердию.
96) Ст. 8. Филарет, митр. Московскою. Об очищении сердца.
97) Ст. 19. Его же. Смысл изречения Иисуса Христа о нарушении малых заповедей.
98) Ст. 22. Филарет, архиеп. Черниговский. О гневе.
99) Ст. 23–24. Филарет, митр. Московский. О заповеди примирения.
100) Ст. 33–37. Никанор, архиеп. Херсонский. Смысл слов Иисуса Христа о клятве.
Филарет, митр. Московский. О клятве или присяге.
101) Ст. 37–42; 22. С. Соллертинский. О непротивлении злу и напрасном гневе в кн. «Пастырство Христа Спасителя».
102) Ст. 39–42. Никанор, архиеп. Херсонский. О непротивлении злу: возможно ли исполнение слов Иисуса Христа. Есть ли это заповедь, или только евангельский совет? В каких случаях возможно и даже должно защищать себя?
103) Ст. 48. Павел, архиеп. Кишиневский. В чем должно состоять уподобление Отцу Небесному в наших отношениях к ближнему?
104) Лк. 6:21. Филарет, митр. Московский. О смехе мира и плаче евангельском: который из них сообразнее с нынешним состоянием человека на земле и с дальнейшим его назначением? О духовной алчбе и жажде, о средстве и способе к приобретению блаженства.
Павел, архиеп. Кишиневский. О различных родах плача, спасительного и погибельного.
105) Ст. 19–21; 23; Арсений, митр. Киевский. Краткое изъяснение евангельских блаженств. О духовной нищете. О свойствах благ, уготованных в вечности, как страждущим за имя Христово, так и всем вообще христианам.
106) Ст. 22. Никанор, архиеп. Херсонский. О тайне возрождения христианской души, или о внутренней связи между поражающими нас напастями и блаженством нашего духа, между злостраданиями и радостью нашего сердца.
107) Ст. 23. Филарет, митр. Московский. О небесной награде и различии ветхозаветных и новозаветных наград.
108) Ст. 31–36. Дмитрий, архиеп. Волынский. О необходимости, легкости и благотворных последствиях исполнения заповеди: якоже хощете, да творят вам, человецы, и вы творите такожде, и о любви ко врагам. Беседа в нед. 19 по Пятидесятнице.
109) Ст. 35. Макарий, еп. Тамбовский. О любви к врагам.
110) Павел, архиеп. Кишиневский. О любви к врагам.
111) Филарет, митр. Московский. О любви к врагам.
112) Ст. 36. Павел, архиеп. Кишиневский. О характере Божественного милосердия и его существенных чертах.
113) Дмитрий, архиеп. Волынский. О свойствах любви к ближнему на основании милосердия и любви Божией к человеку. Слово в нед. 19 по Пятедесятнице.