Источник

Глава 8.
Молитвы святых, предстоящих пред престолом Божиим в Царстве Небесном (Апок. 8:1–6)

Ф.Яковлев. «Апостолы»

«И егда отверзе седмую печать, бысть безмолвие на небеси яко пол часа» (Апок. 8:1). Так бывает в мире физическом: наступлению бури часто предшествует глубо­кая тишина. По снятии седьмой печати безмолвие на небесах получасо­вое, то есть непродолжительное, означает сосредоточение благоговейно­го внимания предстоящих пред престолом Божиим ангелов и святых Бо­жиих людей, ожидающих страшных явлений гнева Божия.

«И видех седмь Ангелов, иже пред Богом стояху: и дано бысть им седмь труб. И другий Ангел прииде, и ста пред алтарем, имеяй кадильницу злату: и даны быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на алтарь злотый, сущий пред престолом. И изыде дым кадилный молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Апок. 8:2–4). Припомним, что, по снятии пятой печати, души избиенных за Слово Божие или души мучеников Христовых просили Бога отмстить убийцам своим за кровь их. Исполнение их прошений отсрочено было на некоторое время. Если применим это к временам гонения на христиан, то можем предполагать с уверенностью, что многие из страдальцев, начи­ная с гонения Неронова, точно вопияли к Богу об отмщении кровожад­ным идолопоклонникам если не за себя, то за братьев своих, за Церковь Божию, теснимую и терзаемую. (Под словом «мщение» мы понимаем здесь не то черное чувство вражды, которое воздает злом на зло, обидой за оби­ду, но молитву Господу Богу, чтобы Он явил Свое правосудие, остановил зло и положил преграду злодеяниям). Но неисповедимый Промысл Бо­жий отсрочивал еще громы Своего правосудия; земля упивалась кровью христианской; гонители не переставали свирепствовать; вероятно, не прекращались и молитвы мучеников. И вот, по снятии седьмой печати, голос их снова слышится, предмет их молений, конечно, тот же, какой видели в 10 ст. 5 гл. Это повторение, как кажется, сделано с той мыслью, чтобы вразумить всех, которые будут читать сии пророчества, что Бог не оставляет без внимания молитвы рабов Своих и особенно святых любим­цев Своих; что казни Божий, вслед за сим описанные, суть последствия тех молитв. Посмотрите же, как сильна молитва их: «и взя Ангел кадильницу и наполни ю от огня сущаго на олтари, и поверже на землю: и бысть гласи и громи и блистания и трус» (Апок. 8:5). Смысл сих слов означает наступление гнева Бо­жия; начнутся трубные звуки семи грозных ангелов; звук каждой трубы будет вестником великих бедствий, постигающих землю.

Казни Божии, возвещаемые трубными звуками ангелов (Апок. 8:7–13)

Ф.Яковлев. «Апостолы»

«И первому Ангелу вострубившу, бысть град и огонь смешены с кровию, и падоша на землю: и третия часть древа погоре, и всяка трава злачная погоре» (Апок. 8:7). Проро­ческое писание Апокалипсиса имело ввиду две главные цели: изобразить падение идолопоклонства и последний Суд Божий над родом человечес­ким. Премудрость Божия чрез ап. Иоанна открыла, какие знамения будут предшествовать двум этим грозным событиям, решающим судьбу Церкви Христовой.

Время идолопоклонства было ужасное время разврата, заблуждений и ожесточений в заблуждениях. Столько же ужасное время будет пред кончи­ною мира. Церковь Христова страдала от идолопоклонников, она же будет страдать в последнее время от беззаконий, которое назвал апостол отступ­лением (2Фес.2:3). Предвидение Божие все это видело и предрекало каз­ни, которыми будет поражен грешный мир. Нам нетрудно понять цель этих предсказаний: во-первых, они возвещали гнев Божий и призывали людей к сознанию своей виновности и обращению к Богу милости; в самом гневе Божием светлело Его милосердие. Во-вторых, казни сии были явными вра­зумителями благочестивым людям, что это предвестники Суда Божия, как Господь Иисус Христос и сказал в предостережение всем людям: «И егда сия видите бывающа, ведите, яко близ есть, при дверех» (Мк.13:29). Идолопоклонни­ки во все продолжение их ожесточения против Церкви Христовой испы­тали на себе казни гнева Божия, но не вразумлялись; их и постиг Суд Бо­жий. Теперь предоставляется нам, живущим на конце веков, наблюдать: не гремят ли громы гнева Божия? Нет ли тех знамений, которые описаны в пророчестве? Не звучат ли трубы грозных ангелов? И если они звучат, то не должны ли мы спешить, чтобы умилостивить разгневанного Бога покая­нием и исправлением и чрез это отдалить страшные последствия, какие неминуемо произойдут по звуку последней ангельской трубы?

Казни Божий над идолопоклонством, терзавшим Церковь Христову, давно уже совершились; мы и будем сличать, по возможности, предсказа­ния с исполнением; отсюда и можем извлекать приблизительное понятие, полезное и спасительное для нас, о будущих бедствиях пред последним Судом Божиим.

Пророчество произносило предсказание тех бедствий в изображени­ях иносказательных, в олицетворениях эмблематических и аллегоричес­ких, и поэтому понимать их буквально или ожидать буквального их испол­нения было бы великой и грубой ошибкой. Многие иносказания покажут­ся с первого взгляда ни к чему не применимыми, но если всмотришься во внутренний их смысл, то найдешь их совершенно согласными с понятия­ми представляемыми. Сделав предварительные сии соображения, кото­рые мы сочли нужными, обратимся к пророчеству.

«И первому Ангелу вострубившу» – вот указание, что важные перевороты в мире производятся по могущественной и святой воле Творца мира, назна­чающей для исполнения своих предопределений служителей Своих, бес­плотных духов. Ангелам «дано седмь труб», и они трубят; это иносказание означает, что сии посланники Божий одарены такой силой, что одно их дви­жение или направление, нам непостижимое, может потрясти природу, об­щества людей и государства. «Бысть град и огонь смешены с кровию». Град (разу­меется здесь большой величины), падающий на землю, – опустошитель­ное и убийственное зло, а тем более огонь; два сии бича, соединенные с кровопролитием, означают истребительную войну. Вот чем начнутся каз­ни Божий над нечестивым миром. Так и сам Господь Иисус Христос пред­вещал: «Востанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы, и труси по местом» (Мф.24:7), «страхования же и знамения велия с небесе будут» (Лк.21:11), «и будут знамения в солнце и луне и звездах: и на земли туга языком от нечаяния, шума морского и возмущения» (Лк.21:25). Слова сии можно при­нять за руководство к уразумению рассматриваемого пророчества. Они сокращенно содержат в себе то, что изображается в Апокалипсисе в раз­ных образах. По словам Господа, восстанет народ на народ и царство на царство, то есть начнутся истребительные кровопролитные войны (град и огонь, смешанные с кровью), от которых разрушатся и предадутся огню города и селения, опустошатся засеянные поля, истребятся леса, сады, ра­стения и травы, необходимые для поддержания жизни людей и животных. Впрочем, как ни велики бывают преступления людей, сколько ни стра­шен праведный гнев раздраженного Бога, никогда он не является без ми­лости, «не до конца прогневается Бог», говорит пророк (Пс.102:9).

«И третия часть древа погоре, и всяка трава злачная погоре'_. Только третья, две трети пощажены – оставлены средства для жизни; не одумаются ли беззаконни­ки и не подвигнутся ли к покаянию? Так будет пред вторым пришествием Господа Иисуса Христа. Так было пред разрушением Иерусалима, когда римляне поражали друг друга за искателей владычества Гальбы, Оттона и Вителлия, а Иудея терзалась кровавыми междоусобиями. Так было пред падением идолопоклонства и Рима, когда императорское могущество и титул дробились неоднократно между многими честолюбцами, опустошав­шими и наводнявшими кровью области империи.

«И вторый Ангел воструби, и яко гора велика огнем жегома ввержена бысть в море: и бысть третия часть моря кровь. И умре третия часть созданий сущих в мори, имущих души, и третия часть кораблей погибе» (Апок. 8:8–9).

«И третий Ангел воструби, и паде с небесе звезда велика горящи яко свеща, и паде на третию часть рек, и на источники водныя. И имя звезде глаголется anсинфос, и бысть третия часть вод яко полынь: и мнози от человек умроша от вод, яко горьки беша» (Апок. 8:10–11).

Напрасно стали бы мы доискиваться, что это такое, подобное огнен­ной горе, павшей в море, и какая это звезда горящая, повредившая воды рек и источников. Сии посредства, чрез которые мстящая десница Божия поражает природу, невидимы нами, и будут ли когда видимы, ни утверж­дать, ни отвергать не можем. Нам видимы одни только последствия; мы и выводим из них заключения, что очень часто Мироправитель Господь Бог, давая чувствовать людям, что беззаконное их поведение оскорбляет Его, обращает стихии, устроенные Им на пользу человеку, во вредоносное и губительное для него. Такое изменение бывает более или менее сильным и поразительным, смотря по виновности и ожесточению грешников. Мы не можем произносить никакого суждения о переворотах, какие происходи­ли или произойдут в глубинах моря. Это однако не дает нам права сомне­ваться, что третья часть моря не обращалась или не обратится когда-ни­будь в кровь, тем более что это может произойти не на одном, а на разных пространствах, и, может быть, не на поверхности, а в глубоких жилищах водных жителей, из которых погибнет от этого окровавления третья часть. Люди приметят эту гибель только тогда, когда почувствуют оскудение в рыбах – одном из немаловажных предметов пропитания. Ураганы и бури погубляют и могут погубить множество кораблей. Приходит на мысль и то, что не должно ли понимать в пророческих словах морские битвы враж­дующих народов, которых взаимная ненависть погубит и истребит третью часть кораблей и обагрит море кровопролитными и убийственными сра­жениями? И воды рек и источников в наказание человеку были и могут быть зловредными и убийственными. Священное Писание представляет нам поразительный пример такого бедствия: на содомлян упал огонь с неба (вот и есть нечто подобное горе или звезде огненной), и от того светлые струи Иордана, орошавшие плодоносную долину Пентаполя, образовали море солено-горьких вод, вредных и людям и животным. От испорченности вод, как говорит опыт, воздух наполняется гнилыми испарениями; от­сюда зарождаются миазмы, сокращающие жизнь человеческую. Образовав­шаяся зараза переходит от одного человека к другому, врывается в села и города и производит ужасные опустошения. Много людей погибает и в наше время от таких или тому подобных причин; это бичи гнева Божия, это гроз­ные проповедники для тех, которые им пощажены. Нужно ли говорить, что пощаженным дан знак и урок переменить темные и лживые свои дела на дела света и истины, иначе их ожидают более ужасные наказания.

«И четвертый Ангел воструби, и уязвлена бысть третия часть солнца и тре­тия часть луны, и третия часть звезд, да затмится третия часть их, и третия часть дня да не светит, и нощь такожде» (Апок. 8:12). Не означает ли это того, что сказал в кратких словах Господь: «Будут знамения в солнце и в луне и звездах» (Лк.21:25)?

Уязвление третьей части солнца, луны и звезд, может быть, и непри­метно было и будет людям, навлекшим на себя гнев Божий, но отзовется в разных воздушных переменах. И в наши времена нередко случается, что времена года начинаются или оканчиваются не в свое время, раньше или позже, что весеннее и летнее солнце иногда не греет, луна и звезды броса­ют на землю тусклый и бледный свет, холодные ветры останавливают ход растений, только показавшихся на Божий свет, безвременные морозы уби­вают надежду плодов еще в цветках их, продолжительные дожди или засу­хи грозят засеянным полям повреждением или совершенным бесплоди­ем. Иногда такие бедствия бывают повсеместно; природа казалась столько враждебною трудам и усилиям человеческим, что доводилось подумать, не охладело ли и благотворное солнце. Все такие явления, выступающие из общего порядка вещей, сопровождались утратою благосостояния че­ловека, погибелью его трудов, бедностью, нищетой, голодом и другими многочисленными самыми горестными последствиями. Правосудие Бо­жие нередко поражало подобными гибельными переворотами народы и государства; особенно гонители христиан подвергались тем же бедстви­ям многократно в грозных и страшных размерах; и поэтому можем быть уверены, что еще горчайшие напасти испытают нечестивцы в предпос­ледние времена мира. Люди бедствовали, но не понимали, или, лучше ска­зать, не хотели понимать настоящих причин своих бедствий, или пони­мали превратно. При подобных поражениях идолопоклонники, как уви­дим ниже, слагали всю вину на христиан, крича, что мир страдает от гне­ва богов, презираемых христианами; были люди и будут, которые относили и будут относить все те печальные события случайностям природы, а между тем лучше бы порассудить: не звучит ли труба ангела?

«Горе, горе, горе живущим на земли от прочих гласов трубных триех Ангел, хотящих трубити» (Апок. 8:13).

Библиографический указатель к 8-й главе

1)   Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1899. Снятие седьмой пе­чати, показывающее, что ангельские силы приносят Богу молитвы святых как фими­ам (Апок. 8:1–6). Сл.8. Гл.22. О семи ангелах, из которых, когда вострубил первый, пали на землю град, огонь и кровь (Апок. 8:7). Гл.23. О втором ангеле и погибели живущих в море (Апок. 8:8–9). О третьем ангеле и горечи речных вод (Апок. 8:10–11). Сл.9 Гл.25. О четвертом ангеле и помрачении светил (Апок. 8:12–13).

2)   Еп.Петр. Объяснение Апокалипсиса святого ап. Иоанна Богослова. Томск, 1885. Седьмая печать. Что такое безмолвие на полчаса? (Апок. 8:1). Видение семи ангелов, взяв­ших семь труб (Апок. 8:2). Торжественное возжение фимиама, предшествующее звукам труб (Апок. 8:3–5). Приготовление ангелов к трублению (Апок. 8:6). Первая труба (Апок. 8:7). Вторая труба (Апок. 8:8,9). Третья труба (Апок. 8:10–11). Четвертая труба (Апок. 8:12–13).

3)   Фаррар. Первые дни христианства. Снятие седьмой печати. Трубы.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов; Изд. Группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женск. мон. – Москва : Изд. группа «Скит», [1994]. – 512 с.

Комментарии для сайта Cackle