Крестное знамение
См. также: Вера. № 123; Самоубийство. № 979; Супруги. № 1122; Чародейство. № 1216.
352. Сотворив крестное знамение, авва Дорофей выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид
Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида.” Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: “Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из келии, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны.” (Лавсаик. С. И).
353. Трижды сотворив крестное знамение над чашей с ядом, епископ выпил ее и остался невредим
См. также: Епископ; Сила Христова; Яд.
Отец наш, архимандрит Георгий, рассказывал нам об авве Иулиане, бывшем епископе Бострском. Когда он удалился из обители и сделался епископом в Бостре, некоторые из жителей города, ненавистники имени Христова, задумали погубить его с помощью яда. Они подговорили и подкупили слугу, подававшего епископу вино, разбавленное водой, дали ему яд, чтобы он подмешал его в чашу с вином. Тот так и сделал: подал блаженному Иулиану вино с ядом. Епископ принял чашу и по вдохновению свыше узнал о злом умысле, равно как и о том, кто это подстроил. Взяв чашу, епископ поставил ее перед собой, ни слова не сказав слуге. Потом он созвал к себе всех жителей, в числе которых были и злоумышленники. Дивный Иулиан, не желая подвергать позору заговорщиков, обратился ко всем со скромными словами: “Если вы желаете умертвить смиренного Иулиана при помощи яда, то я пью его перед вами.” Сказав это, он трижды крестообразно осенил чашу. “Во имя Отца и Сына и Святого Духа выпиваю сию чашу!” – произнес он и, выпив отраву, остался невредим. Увидев это, злоумышленники пали перед ним и просили прощения. (Луг духовный. С. 115).
354. Сотворив крестное знамение над бесноватым человеком, святитель Иоанн Златоуст исцелил его
Когда святитель Иоанн Златоуст, став Цареградским Патриархом, однажды говорил проповедь, один бесноватый упал на землю и стал кричать таким страшным голосом, что все находящиеся в церкви ужаснулись. Иоанн же велел привести бесноватого к себе, сотворил на нем знамение честного креста, и бес тотчас же оставил человека. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 176).
355. Демон исчез, как только мученица Иустина осенила свое лицо крестным знамением
Некогда к святой мученице Иустине явился один из бесовских князей и со многими словами стал склонять ее к скверному браку. Иустина, поняв кто с ней говорит, не входя в беседу с диаволом, с благоговением положила крестное знамение на своем лице, и диавол тотчас же исчез. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 176).
356. Крестным знамением священномученик Киприан отогнал от себя беса, пытавшегося задушить его
См. также: Демонские козни.
Однажды священномученик Киприан, увидев диавола, сказал ему: “Пагубник, прелестник, вместилище всякой скверны! Поскольку я знаю, что ты боишься крестного знамения и трепещешь от имени Христова, то что же с тобой будет, если придет Сам Христос? Отступи от меня, проклятый, уйди, беззаконник и ненавистник!” Слыша это, диавол устремился на Киприана и стал его душить. Не видя ниоткуда помощи, Киприан вспомнил о силе крестного знамения, оградил себя им, и бес, сказано, “яко стрела напряженна, отскочил от него.” (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 176).
357. Инокиня, не сотворившая крестного знамения и с жадностью евшая овощи, стала бесноватой, ибо бес, находившийся в овощах, вошел в нее
См. также: Беснование; Исцеление бесноватой.
Раба Божия из женской обители пошла однажды в монастырский сад. Увидев там овощи, она начала их есть, забыв предварительно оградить себя крестным знамением. Вдруг нечистая сила схватила ее и повергла на землю. Когда застали ее в страшных мучениях, попросили отца Эквиция, чтобы он поспешил исцелить болящую своей молитвой. Едва только святой Эквиций вошел в сад, нечистый дух, овладевший инокиней, начал ее устами кричать, как бы прося пощады: “Что я сделал, что я сделал? Я был в овощах, а она вместе с ними приняла в себя и меня.” Но человек Божий с великим гневом повелел нечистому духу выйти из инокини и никогда не возвращаться к рабе Всемогущего Бога. Дух тотчас вышел и после не смел даже прикоснуться к ней. (Свт. Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов. С. 28).
358. Наставление соловецкого подвижника Феофана о троеперстии и двуперстии
См. также: Мудрость; Троеперстие.
Испытывая одного из своих учеников, соловецкий пустынник Феофан спросил: “Как ты слагаешь персты для крестного знамения?” Тот, показав ему троеперстие, сказал: “Так, отче, как Православная Церковь учит. Во всей России послушные сыны Церкви слагают персты для крестного знамения так же, как и я.” Феофан сказал: “Будучи в пустыне, я грубым людям не воспрещал знаменоваться двумя перстами, только бы они ходили в церковь, но ты берегись последователей раскола. Когда я жил в Киеве, то во всей Малороссии не видел ни одного, кто бы молился двуперстным сложением. Был я и в Молдавии, в Нямецком монастыре, у аввы Паисия. Там было более 700 братий из разных стран: молдаван, сербов, болгар, венгров, греков, армян, евреев, турок, великороссиян и малороссиян – и все они молились троеперстным сложением, о двуперстии же там и не слышали.” (Соловецкий патерик. С. 150).