Источник

Сергий (Ларин Сергей Иванович), архп. Ярославский и Ростовский

РодилсяII марта 1908 года в С.-Петербурге.

С 1915 года обучался в 5-й Петроградской гимназии, которую окончил как 37-ю Советскую школу II-й ступени в 1925 году.

В 1925 году уклонился в обновленческий раскол.

С 1925 года – иподиакон и псаломщик Казанского кафедрального

собора в Ленинграде.

В 1926 году рукоположен в сан диакона.

В 1930 году рукоположен в сан иерея, священствовал в Скорбященской (что на Стеклянном) и других церквах г. Ленинграда.

В 1930 году окончил Ленинградский Высший Богословский институт. Прослушал курс лекций в Историческом лектории при историко-филологическом факультете Ленинградского университета.

В 1933 году, разведясь с женой, постригся в монашество и был назначен в Тихвинский монастырь Ленинградской области.

Член и секретарь Тихвинского викариального управления.

В 1934 году – настоятель Петропавловской церкви на Волковстрое, Ленинградской обл. единоверческой (обновленч. юрисдикции).

В 1935 году исполнял обязанности настоятеля Пантелеймоновской церкви г. Ленинграда.

В 1937 году перемещен в Москву, в церковь св. Пимена.

В конце 1938 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем собора г. Москвы и благочинным обновленческих церквей г. Москвы.

II октября 1941 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Звенигородского, второго викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Первоиерарх-митрополит Александр (Введенский), митр. Виталий (Введенский) и др.

С 8 мая 1942 года исполнял обязанности председателя Москов. Епарх. Управления, а затем управляющий Московской епархией.

С 5 мая 1943 года – епископ Ташкентский и Самаркандский.

27 декабря 1943 года, после пребывания в течение 18 лет в обновленческом расколе, принес покаяние. Принят в звании монаха. Тогда же был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.

С марта 1944 года – третий священник Ильинской церкви г. Загорска, Московской области.

15 августа 1944 года хиротонисан во епископа Кировоградского вик. Одесской епархии. Хиротония совершена в Киеве митрополитом Киевским Иоанном.

В 1945 году врем.управлял Одесской епархией, оставаясь епископом Кировоградским.

В 1946 году назначен епископом Одесским и Кировоградским.

В этом же году переименован во епископа Херсонского и Одесского.

С30 октября 1947 года – епископ Ростовский и Таганрогский.

С 24 февраля 1948 года переименован титул на епископа Ростовского и Новочеркасского.

С 19 октября 1949 года освобожден от управления Ростовской епархией и временно назначен управляющим Житомирской епархией.

С декабря 1949 года утвержден епископом Житомирским и Овручским.

С 17 марта 1950 года назначен епископом Гродненским и Брестским.

1 февраля 1951 года уволен на покой, согласно прошению.

С I апреля 1952 года утвержден епископом Тульским и Белевским.

С 9 февраля 1954 года назначен епископом Астраханским и Сталинградским.

С 27июля 1959года – епископ Омский и Тюменский.

30 марта 1961 года получил звание кандидата богословия за работу об обновленческом расколе.

С 3 апреля 1961 года – архиепископ Пермский и Соликамский.

С 10 октября 1962 года – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы, управляющий Пермской епархией.

13 октября 1962 года получил звание магистра богословия за работу на ту же тему (об обновленческом расколе).

11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.

С 20 мая 1964 года – архиепископ Ярославский и Ростовский.

С 25 мая 1965 года поручено временное управление Вологодской епархией.

С 15 июня 1965 года освобожден от временного управления Вологодской епархией.

/+ 12.IX.1967 г./

Деятельность: В феврале 1945 года командирован во главеделегации Патриархии в Югославию.

В феврале 1946 года вторично был командирован в Югославию, по вопросам Православной Церкви в Чехословакии, передача которой была осуществлена в юрисдикции Московской Патриархии.

В ноябре 1946 года встречал в г. Яссах (Румыния) и сопровождал Патриарха Никодима в Москву и обратно в Яссы.

С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москве, по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

а) Ватикан и Православная Церковь;

б) Экуменическое движение и Православная Церковь;

в) Об англиканской церковной иерархии;

г) О церковном календаре.

Награжден правительством двумя медалями: «За оборону Москвы» в 1944 году и «За доблестный труд во время Вел. Отеч. войны» в 1947 году.

С 12 по 16 октября 1957 года пребывал на церковных торжествах в Ереване по случаю 2-й годовщины интронизации Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Вазгена I.

Труды:

«Слово пасхальное, сказанное 7 мая 1945 года за Божественной литургией».

«ЖМП» 1945, № 6, стр.38.

«Слово в день победы, 9 мая 1945 года».

«ЖМП» 1945, № 6, стр.41.

«Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности митрополита Анастасия».

«ЖМП» 1946, № 3, стр.26–31.

«Проповедь в третью годовщинуПатриаршества».

(Напечатана не полностью).

«ЖМП» 1948, № 3, стр.6.

«Слово выголочнен в день Успения Пресвятой Богородицы 28 серпня 1947 года в Мукачеве, в монастыри на Чернечий горке».

«Епарх. Висник», 1947, стр.275–278.

“Политика гитлеровских оккупантов по религиозным вопросам на временно захваченной территории СССР».

Рукопись от 1946 года.

«Под сенью священного Эмчиадзина».

«ЖМП» 1957, №12, стр.68.

«Православие и гитлеризм». (Машинопись).

Одесса, 1946–1947.

«Доклад на Всемирном съезде представителей всех религий и церквей в защиту мира в Токио».

«ЖМП» 1961, № 9, стр.33–41.

«Славный юбилей архп. Николая (Касаткина)».

«ЖМП» 1961, № 12, стр.22–28.

Литература:

«Церк. Обновл.» 1925, № 5, 6, 7, стр.56.

“ЖМП” 1944, №№ 1, 9, стр. 7,7.

-“- 1944, № 12, стр. 23.

-“- 1946, № 5, стр. 15.

-“- 1947, № 8, стр. 39.

-“- 1947, № 11, стр. 6, 4.

-“- 1950, № 1, стр. 9.

-“- 1950, № 4, стр. 5.

-“- 1952, № 5, стр. 4.

-“- 1954, № 3, стр. 6.

-“- 1957, № 12, стр. 30, 68–69.

-“- 1959, № 1, стр. 14–15.

-“- 1959, № 7, стр. 31.

-“- 1959, № 8, стр. 6.

-“- 1959, № 11, стр. 8, 11.

-“- 1960, № 11, стр. 4,7.

-“- 1961, № 1, стр. 41.

-“- 1961, № 6, стр. 4.

-“- 1962, № 11, стр. 9, 10, 11.

-“- 1963, № 4, стр. 45–46.

-“- 1963, № 6, стр. 10, 30.

-“- 1964, № 6, стр. 4.

-“- 1965, № 6, стр. 2.

-“- 1965, № 7, стр. 1.

ФАОС дело № 181.

ФПС I, № 313, стр.14.

Кат-АМ № 309.

Кат-ЯВ № 247, стр.125.

«Журнал Засед. Св. Син». № 18 от 30.X.1947 г.

№ I от 24.II.1948 г.

№ II от 19.X.1949 г.

№ 6 от 17.III.1950 г.

№ 23 от 27.XII.1950 г.

№ I от 1.IV.1952 г.

№ 5 от 31.XII.1952 г.

№ 3 от 9.II.1954 г.

№ 16 от II.XI.1954 г.

№ 3 от I.II.1955 г.

№ 18 от 17.XII.1955 г.

№ 13 от 31.VII.1958 г., стр.5–6.

«Русск. Правосл. Церковь», стр.178–179.

1961 leitete er eine Delegation zur Kioter Internationalen jYiedenskonferenz sowie zur 7. Antiatomaren Konferenz in Tokio.

Vom 18.11. bis 6.12.1961 nahm er an der 3. Vollversammlung ¿eS Weltrates der Kirchen in Neu-Delhi teil. Als Mitglied des Präsidiums der Konferenz Europäischer Kirchen wohnte er den Sitzungen in Nyborg (1962), Liebfrauenberg (Elsaß 1963) bei.

Im April 1963 war er in der ČSSR zu einem Treffen mit der dortigen Theologischen Fakultät.

Er schrieb eine Doktorarbeit über den Kampf um den Frieden aus eschatologischer Sicht.

Er starb plötzlich infolge eines Herzinfarktes am 12.9.1967 (ŽMP 1967,12,22–25).

Nach N.A. Teodorovič, Soobščenija Instituta po izučeniju SSSR, 1968,18,71, soll er Untersuchungsbeamter (sledovatel‘) des NKVD in den 20er Jahren gewesen sein, was wohl unwahrscheinlich ist, da er damals zu jung war.

1935 soll er auf Grund einer dummen Denunziation einer eifersüchtigen Frau fünf Jahre in einem Straflager bei Dmitrov gewesen sein. 1939 wurde er befreit und diente dann in Moskau (nicht ohne Hilfe einiger Freunde aus dem NKVD) als Leiter der Personalabteilung beim Erneuerer-Ersthierarchen. Als der Führer der Erneuerer, A.I. Vvedenskij, sich zum Patriarchen erklären wollte, verweigerte er ihm seine Zustimmung (A.E. Levitin- Krasnov, Die Glut deiner Hände, 197–201). Nach Levitin-Krasnov hätte Sergij das Oberhaupt der Erneuerer werden können. Er war leidenschaftlich, temperamentvoll, ehrgeizig, der einzige der Erneuerer-Hierarchen, der sich A.I. Vvedenskij entgegenstellen konnte und eine eigene Meinung hatte. Er war nach ihm der Begabteste unter den Erneuererbischöfen: ein guter Redner, nicht ohne literarische Fähigkeiten, wißbegierig, mit scharfem Verstand. Er hätte zu einer hervorragenden Figur in der Geschichte der russischen Kirche werden können. Leider hat ihn die Wahllosigkeit der Mittel und die Verbindung zu manchen ominösen Machtorganen in den Augen der Geistlichkeit und der Laien kompromittiert, obwohl er ohne Zweifel ein aufrichtiger Gläubiger war (A.Levitin – V. Šavrov, Očerki po istorii, III, 382).

Werke:

Wort zum Tage des Hl. Johannes Chrysostomus, in: StdO 1962, 11/12, 71–73.

Die Liturgie der Vorgeweihten Gaben, in: StdO 1963,5,35–51.

Himmelfahrtsansprache zur Eröffnung der 17. Bachwoche in Greifswald, in: StdO 1963,8,19–21.

Predigt am Tag der hl. apostelgleichen Lehrer Kyrill und Method, in: StdO 1963,9,13–14.

Die fortschrittliche Bewegung im russischen Mönchtum des 15.

16. Jahrhunderts (Thema einer Kandidatendissertation des Jahres 1930), in: StdO 1964,1,37–42; 2,32–38.

Weihnachtspredigt, in: StdO 1964, 3,8–9.

Predigt am Vorabend der Taufe Christi, in: StdO 1964,4,13–14.

Die Heilige Tradition und die Heilige Schrift (Vortrag), in:

StdO 1964,6,41–46.

Predigt zum Fest der Verklärung des Herrn, in: StdO 1964,8, 22–25.

Die Autokephalie der Grusinischen Kirche und ihre Wiederherstellung, in: StdO 1966,3,39–50; 4,69–75; 5,74–79.

Predigt über Johannes den Täufer, in: StdO 1967,1,30–31.

Christliche Existenz in der sozialistischen Gesellschaft, in: StdO 1967,10,49–53.

Die orthodoxe Lehre von der Kirche, in: StdO 1963,11,49–53.

Obnovlečenskij raskol, in: Vest. Ekzarchata 45(1964)34–56; 46/47(1964)120–153; 48(1964)252–257.

Literatur:

ŽMP1967,12,22–25 (N).

StdO 1967,11,11.

Prav. Rus» 1963,7,15; 24,15.

A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hände 137, 197–201.

A.E. Levitin-Krasnov, Auf der Suche nach der neuen Stadt 137, 250.

A. Levitin – V. Šavrov, Očerki po istorii III, 379, 382f.

F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 66, 239.

G. Seide, Geschichte der R0K im Ausland 83f.

Patriarch Sergij i ego duchovnoe Nasledstvo (Moskau 1947), 379: Der Tatkraft des ВSergij ist es zu verdanken, daß 1945 in Odessa ein theologisch-pastoraler Kurs eröffnet werden konnte.

H. Bodewig, Die russische Patriarchatskirche 103.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle