Источник

Сергии (Ляпидевский Николай Яковлевич), митр. Московский и Коломенский

Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея.

День Ангела25 сентября.

Обучался в Тульской семинарии.

В 1844 году окончил Московскую духовную академию.

За свою диссертацию «О поминовении усопших» получил степень магистра богословия.

24 июня 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха и 30 октября определен баккалавром Московской духовной академии.

25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия.

С 23 апреля 1848 г. – инспектор Московской академии.

15 января 1850 года возведен в сан архимандрита.

С 20 марта 1851г. – экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию.

С 4 окт.1857 г. – ректор Московской духовной академии.

С 18 апр.1858 г. – настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 авг.1859 г. – настоятель Заиконоспасского монастыря.

I января 1861года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского.

С II января 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский.

С 21 авг.1882 г. – архиепископ Кишиневский.

С 1883 года – почетный член Казанской духовной академии.

С 1884 года – почетный член Московской духовной академии.

9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

С 12 янв.1891 г. – архиепископ Херсонский и Одесский.

14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

С 15 мая 1893 года – член Священного Синода.

С 9 авг.1893 года – митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры – священно-архимандрит.

Митрополией управлял пять лет.

Скончался II февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб его положен рядом с гробом митрополита Леонтия.

Высокопреосвященный Сергий обладал той единоспасающей православной церковностью, которая предохраняет пасомых от всяких и явных и скрытых опасностей. Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения целой истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать сами нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.

Глубокий знаток православного учения, он обладал и тонким умом, воспитанным в школе той же духовной дисциплины. Всегда спокойный, владеющий своим разумом, думая только о торжестве истины, а не об «огорчении противника», митрополит своими меткими замечаниями тем более поражал противников, что они не чувствовали себя лично задетыми, не могли не сознавать, что для него вопрос состоял только в истине.

Духовно-нравственный облик митр. Сергия

Советников у него не было, приближенных тоже; он всех держал в почтительном отношении. «Строго взвешивайте советы других, – говорил он молодому архипастырю, – а лучше молитесь Богу и поступайте, как Бог положил вам на сердце».

Он был муж мудрый, – а муж мудрый безмолвие водит: он не любил никому открывать своих заветных дум: внутренний мир души его редко кому был доступен: во святое святых души его редко кто входил.

Сам строгий исполнитель закона, он требовал и от других строгого исполнения закона: сам воздержник, он любил и в других видеть воздержание; сам постник, он требовал, чтобы и другие постились.

Его нельзя было подкупить фразами, он не любил фраз: «Вы мне говорите дело и правду».

Был строг к другим, особенно к тем, которые в действиях своих проявляли упорную и злую волю.

Он никогда не принимал в свою епархию никого из своих родных.

О нестяжательности его говорит то, что он никогда ничего не заключал под замок: во всей комнате его не было замков.

Еще он носил на себе подвиг частого совершения крестных ходов.

Он подобно Филарету, чтил эту святыню русского сердца – молитвенного воспоминания великих исторических дней небесной милости и своим соучастием поддерживал красоту церковную, окрыляя народные исторические воспоминания. Дух его при таких случаях, как бы не знал утомления...

Неутомимые, изумительные в его преклонном возрасте шествия в величественных и довольно продолжительных ходах – были истинным подвигом.

...И в то время, когда естественные силы у человека слабеют, какая была у него энергия! Какая сила воли! Какой светлый взгляд на вещи! Какая твердая память! Как глубоко вникал он в каждое дело! Как мудро и просто решал он самые запутанные вопросы одним или двумя словами.

Классическая точность мысли, а отсюда происходящая как бы некая скупость на слова чувствовалась и при произнесении поучений. «Я всегда предварительно обдумываю не только мысли, но и форму выражения их, когда собираюсь что-либо говорить в храме”, – говорил он близким.

Какая осторожность в слове!

Достойно внимания его правило – всякое дело, распоряжение, ходатайство, – утверждать на достаточном основании.

Архипастырь любил кроткий, молчаливый дух: все свои подвиги скрывал в тайниках своего сердца, которое не терпело никаких внешних выражений славы и похвал, даже в делах, достойных похвалы.

Он любил монашество, но разрешал пострижение в монашество с большой осторожностью: тридцати лет, ни одним месяцем меньше.

О послушании его нечего говорить: всем известна его преданность закону.

Верный хранитель заветов мудрого приснопамятного святителя Филарета. Внешность митрополита Сергия была величественная, импозантная. Взгляд его был ласковый, душу согревающий.

Труды:

“О поминовении усопших”. Магистерская диссертация. Москва, 1844.

«О побуждениях к исполнению нравственного закона».

«Приб. к твор. св. отцов» 1851, ч.Х.

«О клятве». Там же. 1853, Ч.ХIV.

«О любви к Богу, испытуемой скорбями».

Там же, 1856 год, ч. ХV.

«О произвольных обетах». Там же, 1856, ч. ХVII.

«О таинстве Елеосвящения».

«О терпении и молитве».

«Об исхождении Духа Святого».

«Ответ на письма князя-писателя относительно учения латинского о папе».

Приб. к Св. св. отцов, 1859, ч. ХVIII.

«Брак и безбрачие лиц духовных».

Приб. к Тв. св. отцов, 1860, Ч. ХIХ.

Речь при наречении его во епископа». 1860.

«Слова и речи епископа Курского». Москва, 1870.

«Слова и речи архп. Херсонского и Одесского».

«Проповеди». (Душепоп. Чтение).

«Лекции по Пастырскому богословию».

«Богословск. Вестник».

«Речь, произнесенная 5 сент.1893 года при вступлении на Московскую паству».

Приб. к «ЦВ» 1893, № 37, стр.1335.

«Послания». (Меры, выработанные собором архипастырей ЮгоЗападного края по борьбе с штундой).

Мемуары, ч. 1, стр.11–12.

«О приготовлении к пастырскому служению».

«Богосл. Вестник», 1902, сент., стр.1.

«О призвании к пастырскому служению».

«Богосл. Вестн.» 1901, июль-авг., стр.518.

«Достоинство священства».

«Богосл. Вестник», 1900, сент., стр.45.

«О трудностях пастырского служения».

«Богосл. Вестник», 1900, окт., стр.221.

«Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы».

«Прав. Собес.» 1880, май, стр.3–5.

«Слово в неделю Крестопоклонную».

«Прав. Собес.» 1881, март, стр.243–246.

»»Слово в неделю Ваий».

»»Прав. Собес. « I88I, март, стр.247–249·

“Словов Великий Пяток».

“Прав. Собес.” 1881, апр., стр.479–481.

„Словов неделю 7-ю по Пасхе и в день св. Марии Магдал.»

“Прав. Собес.» 1881, май, стр.72–76.

“Письмо к профессору Субботину Н.И.»

“Богосл. Вестн.» 1914, окт., нояб., стр.473.

Переводы:

“Творения Ефрема Сирина».

“Творения Иоанна Лествичника».

“Творения блажен. Феодорита» и другие.

Литература:

«Церк. Ведом.” 1889, № 15–16, стр.139.

-“- 1891, № 3, стр.23.

-“- 1891, № 20, стр.166.

-“- 1893, № 33, стр.271.

-“- 1894, № 16–17, стр.165.

-“- 1895, № 46, стр.409.

-“- 1896, № 19–20, стр.158.

«Приб. к «ЦВ» 1891, № 27, стр.887.

-“- 1891, № 41, стр.1419.

-“- 1893, № 34, стр.1225.

-“- 1893, № 37, стр.1335.

-“- 1897, № 8, стр.299.

-“- 1898, № 8, стр.311–313, 318–320, 320–322, 322–326.

Булгаков, стр.1401, 1402, 1404, 1405, 1416.

«Прав. Собес.» 1897, дек., стр.5 (отчет).

-“- 1898, март, стр.282.

-“- 1899, янв., стр.5, 25.

-“- 1904, нояб., стр.835.

-“- 1909, июль-авг., стр.411.

«Русск. Паломн.» 1889, № 16, стр.195.

«Прав. Обозрен.» 1885, окт., стр.396.

«Труды К.Д.А.» 1874, март, стр.109–110.

-“- 1888, февр., стр.262–263.

-“- 1888, сент., стр.8.

-“- 1888, дек., стр.298, 306.

-“- 1891, май, стр.159.

«Красн. Архив» 1928, т. 38, стр.113, 129, 136, 138.

-“- 1928, т. 39, стр.104, 114.

-“- 1928, т. 40, стр.114, 120, 121.

«Симб. Еп. Вед.» 1898, № 2, стр.78.

«Изв. Каз. Еп.» 1880, № 4, стр.89.

-“- 1880, № 6, стр.142–147.

-“- 1880, № 8, стр.226–232.

-“- 1880, № 12, стр.316–334.

-“- 1881, № 8, стр.194–197.

-“- 1881, № 15, стр.396–411.

-“- 1881, № 16, стр.415–427.

-“- 1881, № 17, стр.441–448.

-“- 1882, № 18, стр.465.

-“- 1886, № 7, стр.176–177.

-“- 1893, № 1, стр.11.

-“- 1898, № 5, стр.129, 130.

-“- 1913, № 42, стр.256.

«Богосл. Вестн.» 1915, Χ-ΧΙ-ΧI, стр.876.

«Журнал Нива» 1898, № 9, стр.177–178 (с портретом).

«Детск. Чтение» 1897, № 2, стр.662–663.

«Прав. Собес.» 1880, апр., стр.415.

-“- 1899, янв., стр.5.

«Душеп. Чтен.» 1898, июнь, стр.260.

-“- 1898, авг., стр.666 (с портретом).

«Богосл. Вестн.» 1904, июнь, стр.296.

«Церк. Вестн.» 1891, № 4, стр.58.

-“- 1891, № 8, стр.113.

-“- 1891, № 24, стр.381.

-“- 1891, № 41, стр.651.

-“- 1891, № 48, стр.763.

-“- 1891, № 50, стр.795.

-“- 1895, № 19, стр.591.

-“- 1895, № 38, стр.1215.

«Казан. Сборн. статей архп. Никанopa». Казань, 1909.

«Толстой», стр.47/369.

И.Парахомович. «Архипастыри Кишиневской епархии».

Кишинев, 1910.

Корсунский И.Н. проф. «Сергий, митр. Московский».

Св. Троиц. Серг. Лавра, 1901, 2-е изд.

Летопись Епископа Арсения, стр.871.

Юбилейный Сборник. M.1914, стр.104, 113, 115, 122, 132, 133, 136, 138, 434, 469, 661, 666, 695, 696.

БЭС т.II, стб. 1140, 1321, 1502, 1602, 2046, 2047, 2275.

БЭЛ т. VII, стб.721, 722.

БЭЛ т. Х, стб.528, 529.

НЭС Т.29а, стр.649, 650.

«Памяти Преосв. Сергия, митр. Московского». Москва, 1898.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1897 год», стр.10–11.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 369, стр.50.

1895 wurde der Rektor der GA Moskau, Antonij (Chrapovickij) , von ihm nach Kazan’ versetzt, weil ihm die neue mönchische1 Richtung, die Antonij vertrat, nicht genehm war (F. Heyer, pie orthodoxe Kirche 14).

Literatur:

p. Hauptmann, Die Katechismen in der russisch-orthodoxen Kirche (Göttingen 1971) 94.

H Evlogij, Put‘ moej žizni (Paris 1947) 70.

J.W. Cunningham, A vanquished Hope 62, 64.

* * *

1

Metr. Manuil verwechselte ihn mit EB Tichon (Ljaščenko).


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle