Источник

Феофан (Говоров Георгий Васильевич), еп.Владимирский и Суздальский

Родился 8 января 1815 года в семье священника с.Чернавска Елецкого уезда, Орловской губернии.

Первоначальное обучение дано ему было в родительском доме и в Духовном училище в г.Ливнах. Затем он поступил в Орловскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1837 году.

В этом же году он поступил в Киевскую духовную академию.

16 февраля 1841 г. пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, а 7 июня – во иеромонаха.

В этом же году окончил академию и 27 августа определен и.д. ректора Киево-Софийских духовных училищ и преподавателем латинского языка.

7 дек. 1842 года определен инспектором Новгородской духовной семинарии, а 18 декабря утвержден в степени магистра богословия.

С 16 окт.1844 г. – бакалавр СПБ духовной академии по Нравственному богословию.

С 22 марта 1845 г. на него возложена должность помощника инспектора академии, а 3 июля был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов.

С 25 мая 1846 года причислен к соборным иеромонахам Александро- Невской Лавры, а 21 августа подал прошение об увольнении его от должности бакалавра и помощника инспектора Академии.

21 авг.1847 г. назначен членом Русской Миссии в Иерусалиме.

Находясь в Палестине, он познакомился с священными местами, обителями, изучил в этих местах писания великих аскетов Восточной Церкви.

12 апреля 1853 года возвратился в Россию и определен учителем в С.-Петербургскую духовную академию.

14 апреля 1855 года возведен в сан архимандрита, а 15 сентября назначен ректором Олонецкой духовной семинарии.

С 21 мая 1856 года – настоятель посольской церкви в Константинополе.

С 13 июня 1857 года – ректор СПБ духовной академии и профессор богословских наук.

От преподавания богословских наук он отказался и ему было

поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях столицы и ее окрестностей.

I июня 1859 года хиротонисан во епископа Тамбовского. Хиротония совершена в Александро-Невской Лавре митрополитом СПБ Григорием.

В Тамбове им устроено женское духовное училище.

С 22 июля 1863 года – епископ Владимирский и здесь он основал женское епархиальное училище.

17 июня 1866 года, согласно прошению, уволен на покой и определен настоятелем в Шацкую общежительную Вышенскую пустынь, с поручением ему управления и предоставлением ему права пользоваться всем по званию настоятеля пустыни.

28 сентября 1866 года уволен, согласно прошению, от управления Вышенскою пустынью с предоставлением ему права служения в той же обители, когда пожелает, и руководить церковно-богослужебной частью пустыни.

С этих пор началась его подвижническая жизнь, продолжавшаяся двадцать семь лет.

Первые шесть лет он подвизался явно. Ежедневно ходил ко всем службам вместе с иноками и к ранней литургии. За богослужением стоял благоговейно, тихо, не озираясь никуда, глаза свои закрывал ради собранности ума и сердца в молитве. Случалось, что после литургии, подносивший ему антидор стоял пред ним минуты две, пока он не открывал глаза и не брал поднесенного.

В великие праздники святитель служил соборне с о.архимандритом и братией Божественную литургию. В это время его страх и благоговение пред Богом охватывало и сослуживших ему.

В алтаре он никогда не произносил ни одного слова, кроме последования за богослужением. Поучений он говорил мало, но самое служение его пред престолом Божиим было живым поучением для всех.

С 1872 года святитель сам устроил в своих келиях малую церковь во имя Богоявления Господня и закрылся в своей келии, прекратив все сношения с людьми за исключением своего духовника и настоятеля пустыни. Со всеми, кто жаждал его духовного руководства, он сносился только письменно. С этого момента жизнь его приняла иной образ, чем она была до затвора. Теперь он в своей келейной церковке совершал в первые десять лет каждый воскресныйи праздничный день, а в последние одиннадцать лет ежедневно Божественную литургию, а также и другие положенные уставом моления и свои личные.

Келейный служитель приготовлял ему в определенное время только самое необходимое для литургии: облачение, вино церковное и просфоры.

Совершал свои богослужения святитель один пред Господом, в сослужении свв.ангелов. Совершал по служебнику молча, а иногда и пел. Келейное уставное правило он заменял иногда Иисусовой молитвой. В продолжение дня он либо занимался богомыслием, либо физическим трудом: писал иконы и производил столярные работы. Кроме этого, трудился над истолкованием Священного Писания Нового Затева, переводами святоотеческих писаний и изучением творений святых отцов Церкви, вел большую переписку с духовными чадами.

В затворе святитель пробыл двадцать один год.

Скончался 6 января 1894 года в день праздника Крещения Господня, в тот самый день, который святитель особенно любил и чтил. Погребен в склепе в правом Владимирском приделе Казанского собора в Вышенской пустыни.

Это был великий святитель-подвижник Русской Церкви, достигнувший духовного совершенства. Кротость и незлобие – были основными качествами его души. Он никого не осуждал и не любил разбирать дел человеческих и говорить о чем-либо мирском, суетном, тленном. Однажды один инок, которому он дозволил входить в келию по духовной нужде своей, придя к нему, увидав его ласковость и веселость, осмелился сообщить ему одну новость невинную из жизни монашеской. Тогда святитель вдруг закрыл свои глаза и продолжал сидеть как бы погрузившись в молитву, ни слова не отвечая на эту новость. Прошло несколько минут, опомнился принесший новость, что погрешил и святитель, открыв глаза, начал спасительный разговор.

Когда надо было прекратить беседу, он давал об этом знак молитвенным погружением внутрь себя. Воздохнет он из глубины души и скажет: «Господи помилуй!» «Боже наш, помилуй нас!»

И уйдет как бы весь внутрь себя, закроет глаза и сидит молча. Тогда посетитель вставал, просил прощения, благословения и уходил.

Постничество и умерщвление плоти у него было совершенное.

Он был как бы проникнут весь духовностью и тело свое питал для того только, чтобы оно помогало духу его жить свободно, легко. Отличался святитель и милосердием к бедным. Пенсию свою он раздавал вдовам и сиротам и разным горемыкам в мире. В его замечательной личности поразительно сочетались те черты, которые создают в полном смысле православного человека, человека с такой цельностью нравственного бытия, уступают место дивной гармонии и бренный, грешный, немощный человек становится существом, истинно воплощающим в себе образ и подобие Божие.

Вот какую характеристику дает ему автор одной брошюры:

“Это была личность, выдающаяся по уму и образованию; он с любовью изучал природу, изучал как звездное небо, так и анатомию; много путешествовал за границей; был в Палестине, обладал знанием многих иностранных языков.

В расцвете сил и деятельности покинул мир и более двадцати лет провел в затворе, но его уединение было только кажущимся и покой его не был – бездеятельность, а напротив, – полон великого труда. У него была огромная семья его духовных детей; хотя он и не видел их в лицо, как и они его, но вел деятельную с ними переписку и только одни его письма составляют восемь книг”. (“Смерти нет”. Брошюра неизвестного автора).

Епископ Феофан затворник известен миру не только как подвижник, но и как труженик, сделавший богатый вклад в православную богословскую литературу. Изданный им труд “Добротолюбие” представляет собою очень большой сборник извлечений из творений 38 известных подвижников православного Востока- святых Исаака Сириянина, аввы Дорофея, Максима Исповедника, Антония Великого, Симеона нового Богослова, Диодоха, епископа Фотика, Нила Синайского, Григория Синаита и других.

Творения этих подвижников отличаются чрезвычайной глубиной мысли и не легки для понимания, а епископ Феофан проделал колоссальную работу изучив их и отобрав наиболее яркие и ценные места этих произведений, а затем перевел их на русский язык.

Таким образом, он не просто перевел, но и сделал их более доступными для других, собрав воедино все лучшее.

Нельзя не удивляться и тому, что в совершенстве владея искусством понимать мысли и язык этих философов, погруженных в бездну премудрости, епископ Феофан не утратил способности говорить, –

вернее, писать, – самым простым, домашним, разговорным языком, которым отличаются многие из его писем духовным детям, простым мирянам, живущим в светском обществе.

«Отчего, например, вам не хочется встать вдруг? Себя жаль... Отчего не хочется отказать себе в той или другой пище? Себя жаль. И много, много подобного. Тело начинает кричать, как будто его ведут на виселицу. Вот кто одолеет его, тот живот полагает... и это можно каждую минуту». (Письма о христ.жизни, часть I-я, стр.

27).

«Его мрачность, князь века сего, добирается до вас, пробует, с какой стороны можно сбить с ног... Чай забыли, что надо ухо востро держать. Враг не дремлет. Закружил немного голову, а в эту пору подсунет какую-нибудь фигурку...»

«От искушений никому не избежать, но можно избежать падений... В сердце смотрит Господь, и каково оно к Нему, таков и Он к нему», «Когда будете стоять в сердце с мыслию о Господе, тогда ум постоит – постоит и уморится, и начнет вилять туда и сюда, как бы убежать. Тогда дайте ему сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, то есть молитву Иисусову, и пусть твердит... Но добиться надобно до сего. Не вдруг то, – не то, что вязать иглою – посмотрел и знаешь».

«Весьма помощно к сохранению теплоты утреннее чтение, – и из него та мысль, которая прикует внимание и как лучем падет на сердце и осветит все внутри. Ее чаще потом поминать надо и вращать в уме. Можно и правилом положить – коль скоро встретится такая мысль при чтении, прекращать чтение», (там же, стр.32, 33, 35).

Таким путем ученый подвижник воздействовал на своих заочных учеников и учениц, постепенно подготовляя их к пониманию более глубоких и сложных мыслей. И не только те, с кем он переписывался, а и многие другие, имевшие обыкновение по утрам прочитывать из книги по одному из писем Затворника Вышенского, получали на целый день как бы духовную зарядку и под впечатлением его слов работали над собой в течение всего дня.

Вся жизнь и деятельность епископа Феофана могут служить образцом для человека – христианина и пастыря.

Не удивительно, если со временем епископ Феофан будет канонизирован.

Труды:

«Толкование послания Св.Ап.Павла к Римлянам».

ч.Iгл.1–8.

ч.II, гл.9–16. изд.2-е, Москва, 1890.

“Толкование первого послания Св.Ап.Павла к Коринфянам».

Изд.2-е, Москва, 1893.

“Толкование 2-го послания Св.Ап.Павла к Коринфянам».

Изд.Ι-e, Москва, 1893.

Изд.2-е, Москва, 1894.

“Толкование послания Св.Ап.Павла к Галатам».

Изд.2-е, Москва, 1893.

«Толкование послания Св.Ап.Павла к Ефесянам».

Изд.2-е, 1893.

«Толкование посланий Св.Ап.Павла к Колоссянам и к Филимону».

Изд.2-е, Москва, 1892.

«Толкование посланий Св.Ап.Павла к Филиппийцам и Солуянам I и 2-го».

Изд.2-е, Москва, 1895.

«Толкование пастырских посланий Св.Ап.Павла"·

(К Титу, I-го и 2-го к Тимофею).

Изд.2-е, Москва, 1894.

«О послании Св.Ап.Павла к Евреям».

Москва, 1896.

«Толкование на Пасхальное Евангелие».

«Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике и обетование тем, кои все оставляют ради Царствия Христова (Толкование Евангельской притчи).

Москва, 1897.

«Указания, по которым всякий сам для себя может составить из

четырех Евангелий одну последовательную историю евангельскую». «Тамб.Еп.Вед.» 1871, № 5.

«Евангельская история О боге Сыне, – воплотившегося нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов».

Москва, 1885.

Изд. 2-е, Москва, 1899.

«Псалом сто осмнадцатый». Москва, 1891.

«Псалом тридцать третий».

Изд. Ι-e, Москва, 1871.

Изд.2-е, Москва, 1889.

«Псалмы I-й, 2-й и 50-й (истолкование)».

Москва, 1897.

Нравственно-назидательные :

«Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни».

Москва, 1883 и 1899.

«0 покаянии, причащении Св.Христовых Таин и исправление жизни. Слова в св.Четыредесятницу и приготовительные к ней недели». Изд.5-е, Москва, 1895 и 1909.

“Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия“.

Изд. 2-е, Москва, 1890.

Изд. Москва, 1904.

“Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев“.

Москва, 1907.

“Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения“ Изд. 2-е, Москва, 1889 и 1912.

“Пять поучений о пути к спасению».

Изд. 3-е, Москва, 1894.

Изд. Москва, 1905·

“Восстани спяй».

Изд. 4-е, Одесса, 1890.

Москва, 1911.

“Небесный над нами покров святых и уроки от лица из во дни чествования их“.

Москва, 1893 и 1901.

“На разные случаи“.

Москва, 1893.

«О православии с предостережением от погрешений против него». Москва, 1893, 1902.

“Внутренняя жизнь“.

Изд. 2-е, Москва, 1899.

“Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской“. Москва, 1894.

“Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами св. отцов“.

Изд. 2-е, Москва, 1889.

“О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха.“

Изд. 2-е, Москва, 1892.

“Три слова о несении креста“.

Изд. 2-е, Москва, 1889.

“Четыре беседы по руководству книги «Пастырь“ св.Ермы».

Изд. 3-е, Москва, 1898.

“Четыре слова о молитве».

Изд. 3-е Москва, 1895.

“Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество».

Изд. 2-е, Москва, 1897, и 19O8.

“Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св.Саввы освященного, что близ Иерусалима».

Изд. 2-е, Москва, 1891 и 1907.

“Митерикон, собрание наставлений Аввы Исаии всечестной инокине Феодоре“.

Изд. 2-е, Москва, 1898.

«Письма о духовной жизни».

Изд. 2-е, Москва, 1892 и 1903.

“Письма о христианской жизни, в 4-х частях».

Москва, 1880, 1891 и 1903. Reprint Oxford 1985.

“Собрание писем 8-ми выпусков».

Москва, 1898–1903.

“Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни».

Изд. 2-е, Москва, 1892.

“Письма о том, что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Изд. 2-е, Москва, 1896, 1904.

“Душа и ангел не тело, а дух». (Против брошюр – слово о смерти и прибавление к сему слову).

Москва, 1891, 1902.

“Начертание христианского нравоучения». Часть Ι-II.

Изд. 2-е, Москва, 1896, и 1891.

«Путь ко спасению». (Краткий очерк аскетики).

Изд. 7-е, Москва, 1875, 1894, 1908.

“Письма к одному лицу в СПБ по поводу появления там нового учителя веры».

“Письма к С.Б.»

Владимир, 1898.

«Наши отношения к храмам» (Слова).

Москва, 1893 и 1900.

«Семь слов в недели, приготовительные к посту, и на первую неделю поста».

Москва, 1896.

«Краткое учение о Богопознании».

Москва, 1896.

«Наставление о преуспеянии в христианской жизни».

Москва, 1896 и 1903.

«Как научиться молиться?» Москва, 1908.

«Ответы на вопросы инока о молитве».

Москва, 1910.

«Как жить? Мудрые советы святителя».

Москва, 1912.

«Уроки из деяний и слова Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа"·

Москва, 1896.

«Первые благовестницы о воскресении Господа».

Москва, 1894.

«Последние заветы». (Переписка из последнего года жизни).

Москва, 1896.

”О трех образах внимания и молитвы».

Москва, 1901.

«Ответы на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни».

Боровичи, 1908.

«Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы». Числом 162.

Москва, 1892.

«О вечности мучений». (Взято из писем к разным лицам о разных предметах веры и жизни).

Москва, 1903.

«Кто наш и кто не наш». Сборник 1886, Вып.1-й.

«Любовь – венец жизни христианской».

Сборник, 1886.

«Слова СПБ духовной академии ректора архимандрита Феофана».

СПБ, 1859.

«Слова к Тамбовской пастве». (1859–1860).

Вып.I-й, СПБ, 1861.

Вып. 2-й, Москва, 1867.

«Слова к Владимирской пастве». Владимир, 1869.

«Три письма по восточному вопросу».

«Прав.Обозрен.» 1877, № 8.

«Ответ на вопрос». Домашн. беседа, 1869, вып.43.

«Предостережение от увлечения духом настоящего времени». Сборник.

«Разрешение недоумений». Домашн. беседа, 1869, вып.44.

«Самоиспытание». Домашн. беседа, 1872, вып.1 и 2-й.

«Самоисправление». Домашн. беседа, 1872, вып.3-й.

«Сижу и думаю». Домашн. беседа, 1869, вып.1.

«Совесть». Домашн. беседа, 1869, вып.48–50.

«Се – норма! и се – рай!».

«Душеп. Чтен.» 1894, сент.-окт.-нояб.

Переводные :

«Добротолюбие». (В русском переводе). т.1, Москва, 1905.

т.II, Москва, 1913.

т.III, Москва, 1900.

т.IV, Москва, 1901.

т.V, Москва, 1900.

«Древние иноческие уставы преп.Пахомия Великого, Св.Василия Великого, преп.Иоанна Кассиана и преп.Венедикта».

Москва, 1892.

«Псалтырь или богомысленные размышления Св.Отца нашего Ефрема Сирианина». 1874.

«Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца». Изд. 2-е, Москва, 1892.

Изд. 4-е, Москва, 1904 и 1912.

«Слова преп.Симеона Нового Богослова».

Вып. I-й, Москва, 1892.

Вып. 2-й, Москва, 1890.

«Каллист Патриарх и сподвижник его Иппатий, Ксанфопулы». (Наставление для безмолетвующих).

Москва, 1890.

“Св.Отца нашего Максима Исповедника. Слово подвижническое в вопросах и ответах».

1874.

“Феолипта, митр. Филадельфийского, слово, в котором выясняется сокровенное во христе делание».

“Краткое сведение о жизни св.Иоанна Кассиана и Устав иноческого общежития».

О переводе Библии

“По поводу издания священ, книг Ветхого Завета в русском переводе». «Душеп.Чтен.» 1875, Москва.

“Библия по переводу 70 толковников есть законная наша Библия». «Церк.Вестн.» 1876, № 19 и 23.

“О нашем долге держаться перевода 70 толковников».

«Душеп.Чтен.» 1876, № 5.

“Об употреблении нового перевода ветхозаветных писаний».

«Душеп. Чтен.» 1876, № 9.

“Решение вопроса о мере правоупотребления еврейского нынешнего текста по указанию церковной практики».

«Домашн. беседа», 1876, № 28.

Литература:

“Приб. к «ЦВ» 1894, № 8, стр.241–250.

-«- 1897, № 8, стр.299 (поучения).

«ЖМП» 1945, № I, стр.41.

-»- 1960, № 4, стр.42–44.

1960, № 7, стр.78.

«Церк.Вестн.» 1891, № 16, стр.241.

-«- 1895, № 2, стр.35.

-»- 1895, № 12, стр.381.

-«- 1895, № 20, стр.633.

-»- 1895, № 26, стр.830.

-«- 1895, № 34, стр.1083.

-»- 1895, № 38, стр.1215·

-«- 1895, № 47, стр.1508.

«Истор.Вестник» 1906, апрель, стр.273–274.

«Изв.Каз.Еп.» 1885, № 24, стр.917.

-»- 1887, № 18, стр.463.

-«- 1895, № 47, стр.1508.

-»- 1903, № 13, стр.137 п/стр.

-«- 1912, № 16, стр.514, 516, 518.

«Русск.Паломн.» 1904, № 6, стр.95, 96.

-»- 1915, № 4, стр.64.

«ЖПБ» дополн.т.II, стр.576–583. -«- январь, стр.39–46.

-»- ноябрь, стр.320.

-«- декабрь, стр.153–154.

«Душеп.Чтен.» 1894, октябрь, стр.185, 221, 225.

-»- 1895, ч.III, стр.22, 571, 295–305.

-«- 1899, стр.571.

«Влад.Еп.Вед.» 1866, № 15.

«Душ.Собесед.» 1894, вып.II, стр.61.

-»- 1894, вып.III, стр.89–93.

-«- 1894, вып.IV, стр.125–127.

-»- 1894, вып.VI, стр.160–186.

-«- 1894, вып.,VII, стр.211–213.

-»- 1894, вып.VIII, стр.237–243.

-«- 1894, вып.IX, стр.266–267

-»- 1895, стр.178–182.

-«- 1896, вып.XII, стр.378–381.

-»- 1914, стр.321–324.

-«- 1915, стр.23–29.

«Рус.Инок» 1911, вып.10-й, стр.45–52.

-»- 1913, вып.91–92, стр.1260.

«Юбилейный сборник» Μ.1914, стр.226, 581–582.

«Нравосл.Обозрен.» 1863, том XII.

«Приб. к творен.св. отцов» 1886, ч.37.

«Дела Архива Св.Синода» 1866, № 467.

-«- 1890, № 311.

-»- 1894, № 6.

«Воскресн.Чтение» 1894, № 31–32, 34.

«Христиан.Чтен.» 1894, № 7–6.

«Правосл·Собеседник” 1899, январь, стр.71.

Арсений (Иващенко) епископ. «Летопись», стр.869.

Булгаков, стр.1414, 1396.

Родосский А. «Слов·воспит.СПБ дух. акад.» стр.ХVII.

Тихон игумен. «Искатель непрестанной Иисусовой молитвы», стр. 30–36, 37–42.

Поселянин. «Русские подвижники XIX века».

Изд. 2-е, СПБ, 1901, стр.66–100.

Денисов, стр.609–810, 814–615.

Горев М. «На службе Богу», стр.191–192.

Автобиографические записки Саввы архп.Тверского.

«Хроника моей жизни» 1901, т.III, стр.78. Приб. 2, 101, 114, l18, 137, 130, 133, 144, 254, 286, 651.

-«- 1902, т.IV, стр.664.

-»- 1904, т.V, стр.495, 834.

-«- 1906, т.VI, стр.97, 153, 381, 382, 421,

569, 598.

-»- 1911, т.IX, стр.70, 71, 348, 402–404, 428,460.

«Письма Филарета, митр.московского, изданные Саввой, архиепископом Тверским».

Тверь, 1888, ч.II, стр.106, приб.1, 107, 185, пр.1.

Сперанский А.И. Свящ.речь. «Епископ Феофан, как учитель о живом союзе верующих с истинной Церковью».

Крутиков И. «Святитель Феофан, затворник подвижник Вышенской пустыни».

Чистович И.А. «Истор. СПБ дух. акад. за последние 30 лет.» (1858–1888 гг.).

Рыбинский В.П. проф. «Памяти Ирeoeв.Феофана, епископа Владимирского и Суздальского».

ТКДА 1894, № 3.

Корсунский И. «Смысл жизни и деятельности Преосвящ. Феофана». «Богосл.Вестн.» 1895, январь.

Корсунский И. «Преосв. епископ Феофан (Говоров), бывший Владимирский и Суздальский».

«Вера и Разум» 1894, № 12, 13, 22–24;

Чт. в Общ.Люб.Дух. Проев, за 1894 г. № 5–12.

Егоров Н. «Христианское нравоучение по Мартенсену сравнительно с христианским нравоучением по епископу Феофану».

«Прав.Собес.» 1900, февр., стр.1–64.

Смирнов П.А. «Жизнь и учение Преосв.Феофана Вышенского затворника». (В память 100-летия со дня рождения святителя).

Шацк, 1905, 2-е изд. М. 1915.

Смирнов П.А. «Преосв.Феофан, его подвиги в затворе и общественноисторическое значение их».

Тамбов, 1904.

Кротков А. «Святитель Феофан затворник и нравоучит., изречения из его творений». М. 1899.

Хитров прот. «Преосв. Феофан затворник Вышенский».

м. 1905.

Хитров М. «Житие Преосв.Феофана затворника Вышенского».

м. 1905.

Дмитриевский A.A. «Епископ Порфирий Успенский (по поводу 100– летия со дня рождения).

СПБ, 1906, стр.54, 56.

Мальцев Н. «Психология нравственного влияния одной личности на другую». Опыт православно-христианского решения вопроса на основании морально-психологических данных в произведениях епископа Феофана и Ф.М. Достоевского».

Казань, 1902.

«Прав.Собес.» 1908, апрель, стр.118–130.

Ключарев А. «Преосвященный Феофан затворник и его пастырская деятельность».

«Прав.Собесед.» 1904, сент.-окт., нояб.

-«- 1905, июль-авг.

-»- 1910, май.

Корольков И.Н. прот. «Суждения епископа Феофана о переводе Священного Писания на русский язык».

ТКДА 1915, сент., стр.142.

Корольков И.Н. «Преосвященный Феофан бывш. епископ Владимирский прот. и полковник С.А.Первухин в их взаимнойпереписке».

Киев, 1915·

Бобров А. прот. «Мудрые советы ищущим спасения по письмам преосвященного Феофана из Вышенского затвора».

Сергиев Посад, 1913.

Бровкович Никанор архиепископ. «Минувшая жизнь» т.1.

Одесса, 1913, стр.27.

Кедров Д. «Пути Промысла Божия в событиях недавнего прошлого». Изд.2-е, стр.85–86.

Чт. в Общ. Люб.Дух. Просв. 1894, X, стр.739–740.

Шабатин И.Н. проф. (Никита Волнянский) «Епископ Феофан (Говоров) затворник и его духовное наследие».

«ЖМП» 1948, № 5, стр.43–55.

«Воспоминания Вышенского инока».

«Тамб. Еп.Вед.» 1894, № 4–6.

-«- 1895, № 39.

-»- 1897, № 43.

«Приб. к «ЦВ» 1894, № 10, стр.328–337.

«Воспоминания А.Г Говорова о Феофане (Говорове), епископе Владимирском».

«Душеп.Чт.» 1894, № 3–8, II.

Михайлов П. «Изображение нравственно-христианской жизни по сочинениям Преосвященного Феофана затворника».

(Кандидатское сочинение).

Указ. на лит. см. «Прав.Собес.» 1897, янв., стр.19 (отчет).

Соколовский А. «Епископ Феофан, как толковник Св.Ап.Павла». (Кандидатское сочинение).

Указ. на лит. см. «Прав.Собес.» 1897, дек., стр.18 (отчет).

Миронов С. «Христианское воспитание по сочинениям епископа Феофана затворника Вышенского».

(Кандидатское сочинение).

Указ. на лит. см. «Прав.Собес.» 1912, дек., стр.31 (отчет).

Моисеев Ф. «Человек в состоянии падения и возрождения по сочинениям епископа Феофана».

(Кандидатское сочинение).

Указ. на лит. см. «Прав. Собес.» 1916, май-июнь, стр.253 (отчет).

Голубинский Е.Е. проф. «История канонизации святых в Русской Церкви».

Изд. 2-е, М. 1903, стр.344.

Иеросхим. Иероним и его приснопамятный ученик игумен священно- архимандрит Макарий».

Изд. 3-е, М. 1908, стр.32.

«В обители и у гробницы святителя Феофана, подвижника и затворника Вышенской пустыни».

М. 1900.

Феофан – Затворник епископ (Биография).

СПБ, 1910.

Древний (Жадановский) епископ. «Духовный дневник».

1915, стр.468, 478.

1918, стр.610–623.

Додыженский: «Свет незримый», стр.146.

«НЭС» доп. 4, т.86, стр.933.

Bei der Vorkonziliaren Bischofskonferenz vom 28.–31.3.1988 in Moskau wurde er zur Kanonisation beim Landeskonzil 1988 vorgeschlagen (ŽMP 1988,6,3). Die Kanonisierung erfolgte auf dem Landeskonzil vom 6.–9.6.1988 in Zagorsk (ŽMP 1988,8,15).

Werke:

0 pokajanii, pričaščenii svjatych christovych tain i ispravlenii žizni. Moskau 1909.

Čto est’duchovnaja žizn‘ i kak na nee nastroit‘sja? Pis'ma. Moskau 1914. Neudruck Jordanville 1962. 280 S.

Russische Frömmigkeit. Briefe eines Starzen (übers, von N. Bubnoff), Wiesbaden 1947, 178 S.

Mysli na vse voskresnye i prazničnye dni goda, in: Prav. Žizn‘1955, alle Hefte passim; Prav. Rus’ 1981,23,3–12.

0 poste, in: Cerk.Vest.Zap.Εν.Ekz. 53(1955)3–6.

Mysli оpokajanii, in: ŽМР1962,3,46–48.

0 Pravoslavii. Paris 1962 YMCA 202 S.

Put’ ko spaseniju. Kratkij očerk asketiki. Paris 1962 YMCA 508 S.

Mysli na každyj den‘ goda po cerkovnym žtenijam iz slova Božija. Jordanville 1967, 196 S.; 1982,186 S.

Pet pouka оputu spasenja, in: Glasnik 51(1970)259–266.

Besedy оknige svjatogo Erny «Pastyr'», in: ŽMP 1973,2,32–36;

3 ,31–32.

Poučenie v Nedelju o Fome, in: ŽМР1973,6,27–28.

Čelovek bezzakonija, in: Prav. Rus’ 1974,3,10–11; 4,9–11;

5,8–16.

Slovo na Pjatidesjatnicu, in: ŽМР 1974,6,35–38.

Iz-jasnenie 118go psalma, in: ŽМР 1976,8,67–73.

Slovo v den’ sv. apostola i evangelista Ioanna Bogoslova, in:

ŽМР 1976,10,35–36.

Nikodemos Hagioreites: Unseen Warefare, by Lorenzo Scoupoli, Revised by Theophan the Recluse. Crestwood 1978, 280 S.

Pis'ma... k prisjažnomu poverennomu M.R. Korjakinu iz Zadonska, in: Nadežda 2(1979)91–104; 6(1981)67–82.

Werke:

O mire i radosti, in: ŽМР1980,10,25.

Obnovlenie uma, in: ŽМР 1980,11,32.

0 voskresenii Gospoda našego Iisusa Christa, in: Prav. Žizn'

1981 ,4,29–34 ; 5,19–33.

Nevidimaja bran’. Perevod s grečeskago. Jordanville 1982, 288 s.

Psalom 118, istolkovannyj ep. F., Jordanville 1982, 496 S.

0 molitve. Jordanville 1982, 16 S.

Učenie skorbjaščim iz pisem..., in: Prav. Rus’ 1982,17,2–3; 18,10–12.

Theofánous toū Egkleistou Apánthisma epistolōn. Ekd. Hieras Monis Paraklētou. Oropōs-Attikis 1984, 174 S.

Božija mater’ primerom svoim učit vsjakoj dobrodeteli, in: Nadežda 10(1984)5–11.

Primery zapisyvanija dobrych myslej prichodjaščich vo vremja bogomyslija i molitvy, in: Prav. Rus’ 1985,3,6–15.

Pis‘ma оchristianskoj žizni (Reprint 1908), Oxford 1965, 260 S.

0 Pravoslavii s predostereženiem ot pogrešenij protiv nego. Jordanville 1985, 202 S.

Istolkovanie Molitvy Gospodnej, in: ŽМР 1987,10,39f; ll,46f;

12,39f; 1988 ,1,32f ; 2,34; 3,33; 4,38; 5,35f; 7,44f;

10,47; 11,40; 12,39–41.

Čto takoe duchovnaja žizn', in: ŽМР 1988,6,40f.

Put’ коspaseniju, in: Prav. Rus’ 1988 ,17 ,lf; 18,9f; 19,7f.

Literatur:

I. Smolitsch, Leben und Lehre der Starzen. Wien 1936, S. 178193.

I. Šabatin, Episkop Feofan-Zatvornik i ego duchovnoe nasledie, in: ŽМР1948,5,43–55.

S.Tyszkiewicz, Moralistes russes. Rom 1951, S.110–127.

F.Boussuyt SJ, Théophane le Reclus (1815–1894). Sa doctrine sur l’oraison. Rom 1959 (Auszug aus einer Diss.).

X., Levêque Théophane le Reclus. A l’occasion du 70e anniversaire de sa mort, in: Contacts 16(1964)48,243–253.

Th. Špidlik SJ, La doctrine spirituelle de Théophane le Reclus. Le Coeur et l’Esprit. Rom 1965 (OCA 172), 302 S.

N. Deputatov, Revnitel’ blagočestija 19-go veka Episkop Feofan Zatvornik, in: Prav. Put’ 1971,20–62.

K.Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Rußland. Untersuchungen zu Inhalt und Eigenart der russischen Predigt in der 2. Hälfte des 19. Jh. Göttingen 1982, passim.

Georgij (Tertyšnikov) lg., Pamjati episkopa Feofana Zatvornika, in: ŽМР 1973 ,3 ,62–67.

G.Miroljubov, Episkop Feofan Zatvornik i problemy duchovnoj žizni, in: ŽМР 1973,67–72.

J. Pryszmont, Bischof Feofan der Klausner, ein russisch-orthodoxer Moraltheologe. Leben und Schaffen, in: Collectanea Theologica 48(1978)211–229 (Fase. spec.).

Ders., Podstawowe założenia doktryny moralnej bp. Teofana Pustelnika, in: Studia theologica Varsaviensia 1978,2,139–163.

Ders., Życie chrześcijańskie jako realizaeja zbawienia. Doktryna moralna biskupa Teofana Pustelnika. Warschau 1979. 226 S.

ph. Engelmund, Vie de l'evêque Théophane le Reclus, in: Contacts 34(1982)118, 148–170; 119, 257–268.

A. Niviere, Le mouvement onomatodoxe. Une Querelle Théologique parmi les Moines Russes du Mont-Athos (1907–1914), Paris 1987, S.81, 264–265.

I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 30, 32, 205, 309, 494.

p. Hauptmann, Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche 13, 315.

I.Smolitsch, Russisches Mönchtum. Entstehung, Entwicklung und Wesen 988–1917 (Würzburg 1953), S. 441f.

Georgi Tertyschnikow, Auf dem Wege zu Gott. Leben und Lehre des Starzen Theophan. Leipzig 1978, 245 S. Hier Werkeverzeichnis und weitere Literatur.

Georgi Tertyschnikow, Bischof Theophan der Klausner in der Geschichte der heiligen Kirche, in: StdO 1982,1,49–53.

Pamjati episkopa Feofana Zatvornika, in: Prav. Žizn‘ 1988,4, 12–18.

A. Vedernikov, Velikij učitel' christianskoj nravstvennosti, in: ŽМР1988,12,63–73.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle