Тихон (Тихомиров Александр Львович), еп.Кирилловский, вик.Новгородской епархии.
Родился 26 августа 1882 года.
В 1902 году поступил в Московскую духовную академию, где был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
В 1906 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Новгородской семинарии.
С 1907 г. – помощник синодального ризничего.
С 1908 г. – преподаватель Вифанской семинарии.
С 28 июля 1911 г. – смотритель Петровского училища.
С 10 авг. 1912 г. – инспектор Вифанской духовной семинарии.
С 22 июня 1913 г. – ректор Новгородской дух.семинарии в
сане архимандрита.
22 марта 1920 года хиротонисан во епископа Череповецкого, вик.Новгородской епархии.
С 1924 по 1927 г. – епископ Кирилловский, вик. той же епархии.
После 1927 года пребывал на покое.
О нем известно, что он, проживая много лет в Москве, был близок к монахолюбцам архим.Арсению (Чудовскому) и Серафиму (Звездинскому), что он был сотрудником журнала «Голос Церкви”, был членом редколлегии этого журнала. Сам в печати выступал не часто. Известные нам труды его носят на себе особый отпачаток. Тематология его специфически монашеская: он написал Монашеский акафист по «Пиру 10 дев» Мефодия Патарского.
Как знаток древних языков перевел с греческого на славянский язык кондаки Романа Сладкопевца. В журнале «Голос Церкви» в 1915 году поместил статью «Аскетизм», как основа русской культуры».
По отзывам близко его знавших, он был молитвенник, молчальник, истинный стяжатель непрестанной Иисусовой молитвы. Молился он по ночам. Спал мало и только сидя. Епископ Николай (Парфенов), по прозванию «горбатенький», лично знавший его хорошо, рассказывал о нем со слов самого владыки Тихона, епископу Мануилу в Двух встречах 12 октября 1931 года и 7 июля 1932 года нижеследующее: в эти годы ему было около пятидесяти лет. Крещен он был семи лет от роду (т.е. в 1889 году) епископом Мисаилом (Крыловым), впоследствии епископом Олонецким. Вскоре после крещения заболел воспалением легких и в храме получил исцеление. С того времени прошло много, много лет. И мальчик этот стал сам епископом. В двадцатых годах умирает на покое епископ Мисаил. И Господу Богу было угодно сочетать внутреннее родство с умершим его наставником. Владыка Тихон сам отпел его. В дальнейшем он недолго проживал на покое в гор.Ярославле. Последние годы своей жизни мало с кем разговаривал и неохотно отвечал даже на вопросы. Жил уединенно.
В академические годы в нем наблюдалась повышенная экзальтированность, были случаи, когда он входил в экстаз на молитве.Он никогда не досыпал. Раз ночью на этой почве произошел в его келии пожар. Усталый, изнуренный он совершил обычное келейное молитвенное правило и задремал. Огарок свечи выпал из его пальцев и огонь захватил пелену. Через несколько минут проходивший по коридору монашеского общежития студент, почувствовал запах гари и быстро открыл дверь его келии. Отец Тихон лежал на полу, уткнувшись к аналою. Его тут же разбудили. С тех пор он стал “высыпаться» из боязни, что повторится это несчастье.
Из рассказов его сотоварищей по Московской академии Арсения (Жадановского), епископа Серпуховского и епископа Серафима (Звездинского) известно, что он еще тогда поражал своих товарищей своей нелюдимостью, своими странностями.
Скончался 26 марта 1955 года в гор.Ярославле.
Труды:
“Аскетизм, как основа русской культуры“.
«Голос Церкви», 1915, апр., стр.45–47.
Литература:
“Церк.Beд.» 1911, № 33, стр.278.
-“- 1912, № 34, стр.334.
-“- 1913, № 26, стр.370.
ФПС I, № 94, стр.4.
ФПС III, стр.7.
ФАМ I, № 254, стр.20.
“Журнал Зас.Св.Син.» № 9, от4 апреля 1955года.
«Именной список ректор. и инспектор. дух.акад. и семинар, на
1917 год», стр.96.
“Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр.Алексия», стр.18. /“Воспоминания Льва Тихомирова“, М., 1928./