Евдоким (Мещерский)
Евдоким (Мещерский Василий), архп. б. Нижегородский.
Родился 1 апреля 1869 года в семье псаломщика Владимирской епархии.
В 1894 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество ректором академии архимандритом Антонием (Храповицким).
21 июля – рукоположен в иеромонаха и 1 авг. назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии по Истории и обличению раскола и по обличительному богословию.
С 1896 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии.
В 1896 году получил степень магистра богословия за свой труд «Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования».
В этом же году определён инспектором Московской духовной академии в сане архимандрита и сверхштатным экстраординарным профессором.
В 1902 году утверждён штатным экстраординарным профессором той же академии.
С 1903 г. – ректор Московской духовной академии.
4 янв. – 1904 года хиротонисан во епископа Волоколамского четвёртого викария Московской епархии.
В 1905 г., будучи ректором Московской духовной академии, посетил Афон.
С 1907 г. издавал ежемесячный журнал «Христианин».
С 1 авг. 1909 года – епископ Каширский, вик. Тульской епархии.
29 июля 1914 года возведён в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Сев. Американскую.
В 1917–1918 г. – участник Всерос. Помести. Церковного Собора.
С 1919 года – архиепископ Нижегородский.
С 16 июля 1922 года уклонился в обновленчество, подписав воззвание трёх: митр. Сергий (Страгородский), Владимирский и Суздальский, Серафим (Мещеряков), архп. Костромской и Галичский и сам архп. Евдоким о том, что они целиком разделяют мероприятия В.Ц.У. и считают его единственной канонической законности верховной церковной властью. Явился одним из основоположников обновленческого раскола.
В этом же году возведён в сан митрополита.
С 2 ноября 1922 года – митрополит Одесский.
13 апреля 1923 года назначен председателем Высш. Церк. Совета вместо митрополита Антонина.
1923–1924 гг. – проф. Московской Богословской обновленческой академии, где читал лекции по теории проповеди и проводил занятия по греческому языку.
Был на 2-м Всерос. (обн.) Поместном Соборе в мае 1923 года, но протокола заседания о лишении сана и монашества Патриарха Тихона не подписал.
С августа 1923 года – председатель Св. Синода (обн.), установил канонические связи с Востоком.
Подписался под обращением к архп. Кентерберийскому Примасу Англии.
С сентября 1924 года на покое, жил в Гаграх.
С 1925 года – постоянный член Прав. Св. Синода.
С 1934 года уволен на покой с оставлением его членом Св. Синода.
Скончался 10 мая или 22 окт. 1935 года, не соединившись с Православной Церковью. Похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы.
Духовный писатель.
Труды
Речь перед защитой магистерской диссертации | «Богосл. Вестн.» 1898, июль |
«Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». (Магистерская диссертация) | Сергиев Посад, 1898. Сергиев Посад, 1912 |
«Рецензии на этот труд» | «Богосл. Вестн». 1898, март, апрель |
«Соловки». Страничка из дневника Паломника | Москва, 1899 |
«Новооткрытый рукописный Стоглав» | Сергиев Посад, 1899 |
«О христианском браке» | Сергиев Посад, 1901 |
«Два дня в Кронштадте». Издание 2 | Сергиев Посад, 1902 |
«Иноки на службе ближним» | «Богосл. Вестн.» 1902, ноябрь, стр. 305. «Богосл. Вестн.» 1902, декабрь, стр. 576 |
«Игумен Даниил» | Москва, 1902 |
«Пастырь-учитель» | Троицкая Лавра, 1903 |
«Памяти Д.Ф. Голубинского» | «Богосл. Вестн.» 1904, янв., стр. 162 |
«Кончина и погребение проф. Д.Ф. Голубинского» | «Богосл. Вестн.» 1904, янв., стр. 188 |
«Любопытная проповедническая новинка» | «Богосл. Вестн.» 1906, апрель, стр. 803 |
Речь при наречении его во епископа Волоколамского 2 января 1904 года | «Богосл. Вестн.» 1904, март, стр. 414 |
Речь пред молебном при начале учебных занятий в Моск. Дух. Ак. в 1904/1905 уч. году | «Богосл. Вестн.» 1904, дек., стр. 593 |
Статьи по Гомилетике. Обзор журналов | «Богосл. Вестн.» 1903, окт., стр. 331. «Богосл. Вестн.» 1903, нояб., стр. 524 |
«На заре новой церковной жизни». (Думы и чувства) | Троицкая Лавра, 1905. «Богосл. Вестн.» 1905, май, июнь, июль, авг. |
«Царь и Патриарх» (к характеристике их взаимоотношений) | «Сергиев Посад», 1906. «Богосл. Вестн.» 1906, апр., стр. 739 |
Отзыв об этом труде профессора М. Красножен. см.: | «Приб. к „ЦВ“» 1906, № 49, стр. 3102 |
«У могилы митрополита Филарета» | Сергиев Посад, 1909 |
«На ниве Божией» | т. 1, Сергиев Посад, 1909 |
Дневник о. прот. Родиона Путятина | Сергиев Посад, 1910. Сергиев Посад, 1914 |
«Свобода печати» | Сергиев Посад, 1912 |
По церковно-общественным вопросам. Том 1. Забытый братский устав | Сергиев Посад, 1914 |
«Из истории слова» | Сергиев Посад, 1914 |
«Святые минуты» | Сергиев Посад |
«Божественный скиталец». «У мощей преп. Серафима Саровского» | «Богосл. Вестн.» 1903, июль-авг., стр. 513 |
«Грамота Св. Синода к Вселенскому Патриарху Григорию VII» | |
«Письмо в Нижегородский Губисполком по прибытии из Америки об отделении Церкви от государства» | |
Речь при вручении жезла Преосв. Филиппу, епископу Аляскинскому | «Приб. к „ЦВ“» 1916, № 43, стр. 1033 |
Кроме того издавал с 1907 года ежемесячный журнал церковно-общественной жизни, науки и литературы «Христианин», где помещал очень много статей и заметок.
Литература
«Церк. Вед.» | 1903, № 51–52, стр. 399. 1909, № 32, стр. 309. 1914, № 32, стр. 377. 1918, № 19–20, стр. 114 |
«Приб. к „ЦВ”» | 1903, № 51–52, стр. 2044–2045. 1904, № 10, стр. 344–359. 1906, № 49, стр. 3102. 1912, № 17, стр. 725. 1918, № 6, стр. 232. 1918, № 13–14, стр. 478 |
«Церк. Вестн.» | 1904, № стб. 172–173. 1904, № 42, стр. 1321 |
«Церковн. Обнов.» | 1923, № 11, стр. 3. 1923, № 14, стр. 4. 1924, № 6, стр. 1. 1924, № 7–8, стр. 1. 1924, № 13–14, стр. 60. 1924, № 15–16, стр. 68. 1925, № 2, стр. 14. 1925, № 5, 6, 7, стр. 55. 1926, № 12–13, стр. 14 |
«Изв. Каз. Еп.» | 1907, № 3, стр. 77–83. 1914, № 46, стр. 1464 |
«Красный Архив» | 1930, т. 40, стр. 72 |
«Душ. Собес.» | 1911, стр. 376, Афонская летопись |
«Прав. Собес.» | 1908, ноябрь, стр. 593 |
«Рус. Паломн.» | 1915, № 21, стр. 336 |
«Мисс. Календ.» | 1907, стр. 132 |
«Вестн. Св. Син. Пр.Р.Ц.» | 1927, № 3 (16), стр. 21 |
«Сибирск. Церк.» | 1927, октябрь, № 2, стр. 1, 13 |
«ЖМП» | 1955, № 3, стр. 71. 1959, № 11, стр. 14 |
Булгаков | стр. 1406, 1415 |
БЭС | т. I, стб. 817 |
БЭЛ | т. V, стб. 192–193 |
НЭС | т. XVII, стб. 171 и доп. т. 1, стр. 720 |
ФПС I | № 12, стр. 1 и ФПС I, № 68 |
ФПС III | стр. 3 |
ФАМ I | стр. 46 |
ФАМ II | № 16, стр. 2 |
ФАОС | дело № 84 |
Кат-АМ (обновл.) | № 131 |
Кат-ЯВ | № III, стр. 54–55 |
Кат-ЕС | № 1, стр. 11, п/№ 60 |
«Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год» | стр. 318–319 |
Am 27.05.1915 traf Evdokim Meščerskij in Nordamerika ein und versuchte, das kirchliche Leben der verschiedenen Nationalgruppen zu organisieren. Für die Syro-Araber konsekrierte er В Aftimios. Auch die kirchlichen Institutionen hat er reorganisiert. Das Waisenhaus in Brooklyn wurde nach Springfield, Vermont verlegt, an dessen Stelle das Woomen-College eröffnet. Ebenso war er stark an St. Platons’ Seminary in Tenafly, N.Y. interessiert. Am 06.08.1917 kehrte er nach Rußland zurück.
M. Antonij (Chrapovickij) tadelt seinen Lebenswandel in einem Brief an ihn: «Es ist für Sie jetzt schwierig, nicht auf Schritt und Tritt Ihre früheren geheiligten Überzeugungen preiszugeben. Da Sie Konkubinen und illegitime Kinder haben, sind Sie gezwungen, sich nach allen Seiten umzuschauen und ständig vor Entlarvung, Absetzung und Armut zu zittern» (N. Rklickij, Žizneopisanie VI, 132–133).
Als Vorsitzender des von den Erneuerern geschaffenen «heiligen Synod» sandte er nach dem Tode Lenins ein Beileidsschreiben an die Sowjetregierung, das durch seine übertriebene Kriecherei vor den Sowjets viel Empörung bei den Gläubigen hervorgerufen hatte (Christianin 1924, Juni, Nr. 1, S. 6).
Werke
Naši zadači | in: Christianin 1 (1924) 1, 185 |
Otkliki na smert’ V.I. Lenina | ebda. 6 |
Sobornyj razum ili edinovlastie | ebda. 2 (1924) 2/3, 1–5 |
Literatur
Prav. Rus’ | 1955, 18, 9 |
KiO | 5 (1962) 24 |
Regel’son | 303, 312, 330, 347, 355 |
A.Levitin – V.Šarov, Očerki po istorii | I, 168 f., 170–174, 178, 214 |
M. Poľskij | Novye mučeniki I, 149 |
Joh. Chrysostomus | Kirchengeschichte I, 204, 205, 216, 223, 275, 304, 307, 319; II, 36–38, 79, 80, 285 |
Orthodox America 1794–1976 (Syosset N.Y. 1975) | S. 129 |