Евгений (Шершилов)
Евгений (Шершилов или Шершило Николай), еп. Могилёвский и Мстиславский.
Родился в 1826 году. Сын диакона. Уроженец г. Чернигова.
В 1853 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. В том же году 5 июня пострижен в монашество и назначен преподавателем Киевской духовной семинарии.
С 1858 года – инспектор Ярославской духовной семинарии.
G 1861 года – ректор Черниговской духовной семинарии в сане архимандрита.
С 11 дек. 1868 года – ректор Литовской духовной семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря.
9 марта 1870 года хиротонисан во епископа Брестского, вик. Литовской епархии.
С 10 февраля 1875 года – епископ Ковенский, вик. той же епархии.
С 16 мая 1877 года – епископ Минский и Туровский.
С 26 июля 1880 года – епископ Астраханский.
С 16 дек. 1889 года – епископ Ставропольский и Екатеринодарский.
С 17 июля 1893 года – епископ Могилёвский и Мстиславский.
С 10 авг. 1896 года уволен на покой, согласно прошению, и пребывал в Херсонском монастыре, Таврической епархии.
Скончался 22 марта 1897 года.
Преосвященный Евгений был муж правды и истины. Это был епископ и начальник в своей епархии в полном смысле этого слова. Доступный для всех и каждого, владыка всех принимал, всякого выслушивал и – кому давал совет, кому делал выговор. Приём просителей обычно начинался у него с восьми часов утра, – так как вставал владыка в пять часов утра, а ложился в десять – одиннадцать вечера, – и первые два часа употреблял на приём простых просителей. Он сам принимал от крестьян их просьбы, расспрашивал каждого о его деле и тут же полагал резолюции. Для простого народа это было великое благо: каждый из них к вечеру был уже дома и не проживался в городе понапрасну. В десять часов утра у него шли интеллигентные просители – духовенство и светские лица. Высшие чины губернии приезжали уже от двенадцати дня. И это ежедневно изо дня в день по заведённому порядку.
В предоставлении мест духовенству владыка руководствовался не продолжительностью службы, не списком наград и отличий, а искал людей труда и энергии. Небольшое значение придавал он и разным учебным дипломам, если видел в просителе простую посредственность и желание только быть священником – ничего не делая. За время своего епископства преосвященный рукоположил во священники много лиц разного звания, из разных учебных заведений и даже нигде не учившихся, но, благодаря своей начитанности самообразованию, проявивших себя на поприще духовной деятельности. Таких лиц он умел как-то отличать и находить в них нужных и полезных деятелей для Православной Церкви.
Глубокие следы своего пребывания и службы оставил архипастырь в епархиях: Минской, Астраханской, Ставропольской и Могилёвской. В Астрахани им построено женское епархиальное училище, учреждена епархиальная библиотека, книжный склад, открыто братство для борьбы с расколом и сектами; в Ставрополе – свечной завод, убежище для нищенствующих детей, богадельня для престарелых лиц, открыты должности двух епархиальных миссионеров, построен архиерейский дом и пр. Он открыл много новых приходов, увеличил штаты духовенства, открыл сотни церковно-приходских школ. Был почётным членом Богоявленского братства и Церковно-Археологического Общества.
Пожертвовал в библиотеку Церковно-Археологического об-ва рукописный «ключ к еврейской хрестоматии», подлинное письмо императора Петра I к генералу Вейде и другие рукописи на 407 листах.
В музей Церковно-Археологического общества пожертвовал старинные монеты и украшения. Просил редакцию Академии все деньги, выручаемые от продажи книг, передавать в распоряжение Церковно-Археологического Общества.
Епископ Евгений был великий трудолюбец. Он не любил часа быть без дела; не сидел он и взаперти; нет, он всюду бывал, во всё вникал, расспрашивал и делал соответствующие указания и распоряжения. Ныне он посетит консисторию, завтра неожиданно явится в епархиальном женском училище, духовном училище, семинарии и других учреждениях. Были случаи, что неожиданно являлся он и в собраниях и заседаниях, а при постройках подымался по лесам на верх самой постройки. Только в Могилёве он заболел, вскоре должен был уйти на покой. Уезжая из Ставрополя, он так и сказал Попову: «я уезжаю в могилу». Тогда это мы почли словом остроумия, а вышло наоборот. В Могилёве владыка ничего уже не предпринимал; надломленное здоровье требовало радикального лечения и покоя. Но и тут владыка сказал несколько замечательных поучений, которые отпечатал и разослал своим знакомым. Ко мне эта книжка пришла с такой надписью старца: «последнее, что мог дать одряхлевший старец, живущий в Могилёве и думающий о могиле». В Могилёве в 1895 году кружком почитателей епископа Евгения отпразднован был его юбилей 25-летнего служения в сане епископа. На торжестве этом были кавказцы, минцы, астраханцы и могилёвцы. Все желали владыке долголетия, здоровья.
Епископ Евгений, насколько мы знаем его, был бессребреник. Всякая нуждавшаяся рука находила в нём сочувствие и поддержку, у него были своего рода пенсионеры, которым он аккуратно выдавал на содержание каждый месяц. Дети встречали в нём любящего отца и покровителя. На свой счёт содержал он в Ставрополе приют для нищенствующих детей, обучал их разным ремёслам, музыке и пению. Какова была его любовь к разным бедным и страждущим людям, достаточно сказать, что он уплатил за одного бедняка долг, состоявший из 1.200 рублей. Окружной суд постановил взыскать с него деньги, выдал его кредитору исполнительный лист, бедняк очутился в критическом положении и не знал, что делать. Вдруг к нему является кредитор – страх и трепет обнял всё существо бедняка, который со дня на день ожидал описи своего имущества. И что же? Кредитор объявляет ему, что долг его сполна уплачен Преосвященным Евгением. Оба удивлены, оба не знают, как всё это случилось. А случилось просто: владыка случайно узнал от кого-то о несчастий этого бедняка и тотчас телеграфировал его кредитору, что долг бедняка он принимает на свой счёт и просил указать ему цифру долга. Следующей почтой были высланы деньги.
Из воспоминаний о еп. Евгении К. Попова.
Епископ Евгений обладал огромной силой воли, твёрдостью характера и справедливостью. Был благостный и доступный для всех.
Труды
Слова и речи Евгения, епископа Минского и Туровского | Ярославль, Чернигов, Вильно |
Литература
«Церк. Вед.» | 1890, № 2, стр. 7. 1893, № 31, стр. 253. 1896, № 33, стр. 319 |
«Приб. к „ЦВ“» | 1897, № 15, стр. 581 (некролог) |
«Изв. Каз. Еп. » | 1880, № 18, стр. 473 |
«Церк. Вестн.» | 1891, № 10, стр. 155. 1891, № 21, стр. 333. 1891, №°24, стр. 380. 1891, № 26, стр. 411 |
«Труды Каз.Д.А» | 1870, июль, авг., сент., стр. 5. 1874, янв., февр. март, стр. 5. 1874, июль, авг., сент., стр. 116. 1877, январь, стр. 283. 1877, март, стр. 644. 1882, декабрь, стр. 466. 1884, июль, стр. 443. 1888, март, стр. 496, 512. 1890, июль, стр. 494. 1891, май, стр. 151 |
«Прав. Обозр.» | 1886, июль, стр. 409. 1886 май-июнь, стр. 367. 1885 сентябрь, стр. 193 |
«Странник» | 1872, январь, стр. 12 |
«Кормчий» | 1912, № 40, стр. 379 |
«Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на» | 1894 г. стр. 52. 1897 г., стр. 110–111 |
«Списки архиереев Иерархии Всерос.» | СПб., 1896, № 420, стр. 60 |
Воспоминания Н.Д. Богатикова | «Рус. Архив», 1899, кн. 1, № 4, стр. 668–669 |
К юбилею преосв. Евгения, епископа Могилёвского (письмо в редакцию благоч. Н. Кучинского) | «Церк. Вестн.» 1895, № 41, стр. 1316–1317 |
Епарх. миссионер, священник К. Попов: «Юбилей Преосв. Евгения, епископа Могилёвского» | «Церк. Вестн.» 1895, № 39, стр. 1253–1255 |
Извеков И.Д. Исторический очерк «Состояние Православной Церкви в Литовской епархии за время 1839–1889 гг.» | |
Автобиографические записи Высокопреосв. Саввы архиепископа Тверского и Кашинского. «Хроника моей жизни» | |
Св. Троицкая Серг. Лавра | 1901, т. II, стр. 611. 1902, т. IV, еп. Брест., стр. 453. 1911, т.IX, стр. 3, 4, 18, 23, 24 |
Булгаков | стр. 1395, 1404, 1405, 1413 |
Толстой | стр. 52, 420 |
БЭС | т. I, стб. 259. т. II, стб. 1569, 1582, 2112 |
БЭЛ | т. II, стб. 109 |
Igor Smolitsch | 417 |