Источник

Виссарион (Зорин, Зорнин Василий), еп. Ульяновский

Сын священника Нижегородской епархии.

Окончил Нижегородскую духовную семинарию.

В 1898 г. поступил на правах волонтера в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия и с правом преподавания в семинарии.

В 1899 г. пострижен в монашество и посвящен во иеродиакона. На последнем курсе академии посвящен в сан иеромонаха.

17 авг.1902 г. назначен на должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия в Калужскую духовную семинарию.

В ноябре 1902 г. переведен в Александровскую миссионерскую семинарию.

В январе 1903 года – преподаватель Волынской духовной семинарии.

В дек.1903 г. – инспектор той же семинарии, а спустя несколько лет – ректор в сане архимандрита.

В 1909 г. – ректор Самарской духовной семинарии.

В сентябре 1923 г. хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского).

Был одним из тех немногочисленных иерархов, у которых в конце 1925 года, во время удаления митр. Петра созрела мысль захватить церковное управление в свои руки. Вошел в состав григорианского ВВЦ Совета, вместе с другими, 26 янв.1926 года был запрещен митр. Сергием в священнослужении и не подчинился запрещению.

Еп. Виссариона характеризуют, как человека «с широкими замашками по благоустроению своего личного положения». Видимо, он был известен с этой стороны и митр. Петру Крутицкому; это ясно видно из резолюции, данной митр. Петром в ответ на письмо архп. Григория. Хотя митр. Петр и был введен в заблуждение данной ему информацией, вследствие чего и согласился на создание коллегии, – кандидатуры членов коллегии он тщательно обдумывал. Из всего состава ВВЦС туда избран только архп. Григорий, да и тот был указан третьим, после архиепископов Николая Владимирского (Добронравова) и Димитрия Томского.

Архиепископы Димитрий и Григорий не оправдали доверия митр. Петра, он в них жестоко ошибся, но все-таки им он в то время доверял. А епископа Виссариона он не просто обошел молчанием, как остальных; нет, в своей резолюции он делает по поводу его определенное распоряжение: «Преосвященным епископам Виссариону, Тихону и Иннокентию благословляю отправиться в свои епархии». Значит, даже простое пребывание этих архиереев в Москве он считал вредным.

На этот раз митр. Петр не ошибся. Епископы Виссарион и Тихон (Русинов) прежде всего, показали свою неустойчивость, отсутствие крепких убеждений. В конце июня 1926 года они принесли покаяние перед митр. Сергием, а зимой опять перебросились в григорианство. Вполне очевидно, что никаких идейных соображений тут искать нечего, под этим крылось только желание прожить поспокойнее.

После возвращения в григорианство еп. Виссарион развил энергичную деятельность и вскоре стал вместе с еп. Борисом (Букиным) Можайским виднейшим деятелем раскола. Прежде всего, он позаботился об укреплении своего положения в Ульяновске, где оставшиеся верными митр. Сергию не хотели признавать его епископом.

23 марта 1927 года на съезде в г.Корсуни Ульяновской епар­хии еп. Виссарион убедил большинство съезда в каноничности ВВЦС. Базируясь на том, что в 1923 году он был благословлен в Ульяновск патриархом Тихоном, он, несмотря на сопротивление православной части съезда, добился, чтобы его избрали архиепископом Ульяновским.

На этом же съезде он предложил просить митр. Агафангела принять управление Р.П.Церковью.

Еп. Виссарион любил пышные, торжественные богослужения и такие же пышные разъезды по епархии. Эти разъезды иногда были обременительны для народа и вызывали недовольство против архиерея. Но находилось много и таких, кого прельщала эта внешняя торжественность. К тому же еп. Виссарион обладал привлекательной внешностью и умел разговаривать с людьми. Ему удалось сколотить в Ульяновской епархии крепкий костяк из убежденных григорианцев. Даже в соседнем епархиальном городе – Самаре (Куйбышеве) ему подчинялись две церкви. В Ульяновской же епархии у него имелись два викариатства, управлявшиеся епископами григорианского постановления.

По поручению архп. Григория епископ Виссарион не раз ездил по городам Сибири, когда григорианству там грозила опасность. Осенью 1927 года был на епархиальном съезде в г. Барнауле, где резко выступал против митр. Сергия, называя его тайным обновленцем в вынужденной тихоновской маске, которую он в свое время сбросит.

После отхода от дел архиепископа Григория сделался председателем ВВЦС.

Приняв этот пост, еп. Виссарион всячески старался укрепить свое положение и поддержать падающий авторитет ВВЦС. Жил он в Донском монастыре, в покоях Патриарха Тихона. Добился своего возведения в сан митрополита Воронежского. Через некоторое время возвел в тот же сан епископа Бориса и архиепископа Иннокентия (Соколовского), а в 1928 году и архиепископа Томского Димитрия (Беликова).

Чувствуя, как раньше архп. Григорий, недостаток в ВВЦС видных иерархов, новый председатель обратился к давно уже известному своими колебаниями архп. Димитрию с предложением занять место в ВВЦС, и получил согласие. Впрочем, видимых результатов это не дало. Григорианство клонилось к упадку.

В 1933 году митр. Виссарион был удален от дел ВВЦС и управления епархией.

Дальнейшая судьба его неизвестна.

Труды:

«Слово на Новый год».

«Самар.Еп. Вед.» 1910, № 2, неоф. стр.35.

«Вступительная речь, сказанная воспитанникам Самарской Духовной семинарии на молебне перед началом учебных занятий II января 1910 года».

«Самар.Еп. Вед.» 1910, № 3, неоф.стр.85.

«Мысль по поводу 49-й годовщины со дня обнародования Высочайшего манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости».

«Самар.Еп. Вед.» 1910, № 5, неоф., стр.219.

«Богопознание и нравственная жизнь по учению Св. Писания и св. отец».

Богопознание по учению Свящ. Писания.

Труды :

A. Ветхий Завет.

«Самар.Еп. Вед.” 1910, № 6, неоф., стр.275.

B. Новый Завет.

«Самар.Еп. Вед.» 1910, № 7, неоф., стр.349.

-«- 1910, № 9, неоф., стр.505.

-»- 1910, № 16, неоф., стр.1031.

«Изв. Каз.еп.» 1903, № 3, стр.19.

«Слово в Неделю Православия, сказанное в Самарском кафедральном соборе».

«Самар.Еп. Вед.» 1910, № 7, неоф., стр.343.

«Слово в Великий Пяток».

«Самар.Еп. Вед.» 1910, №8, неоф., стр.433.

«Слово в день Вознесения Господня».

«Самар.Еп. Вед.» 1910, № II, неоф., стр.653.

«Речь к окончившим курс семинарии».

«Самар.Еп. Вед.» 1910, № 12, неоф., стр.719.

Речь, сказанная перед открытием курсов для учащихся в церковных школах Самарской епархии.

«Самар.Еп. Вед.» 1910, № 13, неоф., стр.797.

Речь перед началом учебных занятий в семинарии.

«Самар.Еп. Вед.” 1910, № 19, неоф., стр.1325.

Слово в Неделю 22-ю.

«Самар.Еп. Вед.» 1910, №23, неоф., стр.1428.

Литература:

«Самар.Еп. Вед.» 1910, № 19, стр.175, оф.

«Прав.Собес.» 1901, февраль, стр.94.

-«- 1905, ноябрь, стр.83, 105.

«Урал. Церк.Вед.» за 1927 год, № 3, стр.9.

-»- 1927 год, № 4, стр.II.

-"- 1927 год, № 12 и 13, стр.2.

«Прав. Церк. Календарь» 1927 г. (григорианский), стр.26.

Прот. засед. сов. Каз.Дух.Акад. за 1898 год, стр.124.

Архп. Иоанн (Снычев). «Церковные расколы», стр.26, 29, 30, 56, 84, 101–104.

Regel’son 391, 396.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 92, 99.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle