Виссарион (Нечаев Василий Петрович), еп. Костромской и Галичский
Родился 15 марта 1823 года. Сын диакона Тульской епархии, села Коледина.
В 1844 г. окончил Тульскую духовную семинарию, а в 1848 г. Московскую духовную академию и 5 ноября определен преподавателем Тульской духовной семинарии.
4 нояб.1849 г. – преподаватель в Вифанской духовной семинарии.
3 окт. 1850 г. за сочинение «Св. Димитрий, митр. Ростовский” получил степень магистра богословия.
В 1852 г. – преподаватель в Московской духовной семинарии по кафедрам: Св. Писания и греческого языка.
8 дек.1853 г. рукоположен во иерея с сохранением преподавательской должности.
В 1855 г. был священником в Московской Николаевской церкви в Толмачах.
В 1860 г. он вместе с Московскими священниками Ключаревым и Лебедевым стал издавать духовно-назидательный журнал «Душеполезное Чтение» и скоро, за смертью о.Лебедева, в 1863 году и выходом из состава редакции о.Ключарева, впоследствии архиепископа Харьковского Амвросия, в 1866 году стал единоличным редактором этого журнала, где потрудился около тридцати лет.
В 1874 г. возведен в сан протоиерея.
В 1884 г. по случаю юбилея журнала «Душеполезное Чтение» избран почетным членом Московской духовной академии и Моск. о-ва любителей духовного просвещения.
18 ноября 1887 года овдовел.
8 июня 1889 года пострижен в монашество с именем Виссариона и II июня возведен в сан архимандрита.
30 июля 1889 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, вик. Московской епархии. Хиротония состоялась в Москве в Успенском соборе.
С 14 дек.1891 г. – епископ Костромской и Галичский. (В БЭС т.1, стб.513 ошибочно указан год назначения на Костромскую кафедру 1894 й, см. «Приб. к «Церк. Вед.» 1905 г., № 23, стр.963).
В 1893 году награжден панагией с драгоценными камнями.
20 июня 1894 года за заслуги по истолкованию Свящ. Писания, раскрытию истин православия, изъяснению богослужения и молитв и обличению раскольников Московская Духовная Академия присудила ему степень доктора богословия. (В «Приб. к «ЦВ» за 1898 г., № 4–6, на стр.1770 ошибочно указан год присуждения степени доктора богословия 1898-й, см. «Приб.к «ЦВ» 1905 г., № 23, стр. 963).
20 марта 1895 года избран почетным членом Казанской Духовной Академии.
Скончался 30 мая 1905 года в Ипатьевском монастыре.
Любимый добрый пастырь, трудолюбивый проповедник слова Божия, выдающийся деятель на духовно-литературном поприще. Был чрезвычайно трудолюбив и энергичен. Тщательно возгревал в себе энергию и не показывал упадка сил. Вставая рано, до заутрени, ежедневно приходил к богослужению в храм. Служил круглый год не только в праздники, но и в будни. После обедни занимался епархиальными делами. Много читал, следил за духовной литературой. Много писал для «Душеполезного Чтения» и для «Епархиальных Ведомостей». Ел один раз в день – обед. Был отзывчив к нуждам бедных просителей и помогал им из личных средств; ежедневной же милостыней ведал его келейник. Ученый проповедник и народный учитель.
Перу епископа Виссариона принадлежит целый ряд нами не внесенных, за неимением первоисточников, статей и трудов, помещенных в разных церковно-богословских журналах, главным образом, в «Душеполезном Чтении».
Труды:
«В «Душеполезном Чтении» 1897 г., ч.2-я, стр.63–77.
1. Тавифа и дела благотворения.................... стр.63–65.
2. Значение в деле нашего спасения немощей человеческих, принятых Христом ..............................................стр.66–68.
3. Отношение к усопшим............................ стр.72–74.
4. Добродетель странноприимства................... стр.75–77.
«Душеполезное Чтение” 1897 г., ч.2-я.
1. TOC \o «1–5» \h \z Исповедание Петрово………………………………………………………………………………..стр. 338.
2. Приветственное послание к бывшим его прихожанам……..стр. 465
3 Вера бесовская, злоба и радость бесовская……………………..стр. 478.
4. О почтительности друг к другу……………………………………………………….стр. 483.
5 0 хлебных неурожаях............................. ..стр.487.
6. Прославление Пророка Илии в церковном песнопении …..стр.491.
7 Участие жен в духовном учительстве.............. ..стр. 495.
8. Смысл познания церкви Христовой и души христианской Божием строением................................................ ..стр.590.
9. В деле спасения души небезопасно обходиться без помощи духовных руководителей
……………………………………………………………………………………………………………………………………………..стр.594.
10. Ревность о спасении близких посредством обличения и вразумления
……………………………………………………………………………………………………………………………………….стр.598.
11.Домашняя церковь........... .......................... стр.603.
«Св. Димитрий, митр. Ростовский».
(Магистерская диссертация). М, 1849.
«Очерки христианской жизни». 22 брошюры. Москва, 1885.
«Братья и сестры». Изд.3-е, Москва, 1889.
«Христианские уроки». Москва, 1891, из «Душ. Чтен.» до 1875 г.
«О вечерне». Два публичных чтения. Москва, 1891.
«Духовный свет». Собрание духовно-назидательных статей.
Москва.1891.
Из «Душеп. Чтен.» 1678–1881.
«Духовная пища». Сборник для религиозного чтения. Москва, 1891
Из «Душеп.Чтен.» 1881–1884.
Сборник для назидательного чтения. Москва, 1891.
Из «Душеп. Чтен.» 1875–1877.
«Нечто о вечеринках и балах». Изд. 3. Москва, 1891.
«Духовное завещание». Изд.4. Москва, 1891.
«Церк. Вестн.» 1895, № 27, стр.1129–1130.
«Убогие», Изд.4-е. Москва, 1891.
«Свекрови и невестки». Изд. 5-е, Москва, 1891.
«Старость». Изд. 4-е, Москва, 1892.
«Голос пастыря». Москва, 1893.
Из «Душ. Чт.» 1887–1893.
«Толкование на паремии», т.Е. Паремии из книг Моисеевых,
Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова.
Изд. 2-е. СПБ, 1894.
«Толкование на паремии», т. п. Паремии из книг Притчей, Премудрости Соломоновой, пророков Исаии, Иеремии, Иезокииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софронии, Захарии и Малахии.
Изд. 2-е. СПБ, 1894.
«Толкование на Божественную Литургию по чину Св. Иоанна Златоустого и Св. Василия Великого».
Москва, 1884, Изд. 4-е, СПБ, 1895.
«Многочадие и бесчадие». Изд. 4-е. Москва, 1895.
«Изречения слова Божия, располагающие к покаянию».
Изд. 3-е. Москва, 1895.
«Злоупотребления словами Священного Писания».
Изд. 3-е. Москва, 1895.
«Церк. Вестн.» 1895, № 47, стр.1507.
«О телесных действиях при богослужении и молитве: стояние, коленопреклонение, поклоны малые и великие, главопреклонение, падение ниц, воздеяние рук, поклонение на восток, крестное знамение»
Изд. 3-е. Москва, 1895.
«Радости и скорби родителей о детях».
Изд.5-е, Москва, 1895.
«Святость брачного союза». Изд. 2-е. Москва, 1895.
«Толкование на паремии из Новозаветных книг».
Москва, 1895, СПБ, 1896, Prav. Put’ 1978, 3–105.
«Уроки покаяния в Великом каноне Св. Андрея Критского, заимствованное из библейских сказаний».
Изд. Ι-e. Москва, 1891.
«О путешествиях к святым местам». Изд. 3-е. Москва, 1897.
«Приветственное послание к бывшим прихожанам. Москва, 1897.
См. «Душ. Чт.» 1897, 4.2, стр.465.
Сборник для любителей духовного чтения.
Издание Ι-e в 1884 г. В ознаменование 25-летия издания журнала «Душеполезное Чтение». Изд.2-е, СПБ, 1897
Поучения, говоренные в Костроме в 1895 г., Москва, 1897.
-«- 1896 г., » 1898.
-»- 1897 г., » 1899.
-«- 1898 г., » 1900.
-»- 1899 г., » 1901.
-«- 1900 г., »
-»- 1901 г., »
-«- 1902 г., »
-»- 1903 г., »
«Лица безбрачные”. Изд. 7-е Москва, 1898.
Несколько практических наставлений, готовящимся к принятию священства.
Кострома, 1899.
«К земским деятелям”.
Кострома, 1900.
«Черты христианского учения”. Сборник для назидательного чтения. Изд. Ι-e. Москва, 1887.
TOC \o «1–5» \h \z Изд. 2-е. СПБ, 1897.
Изд. 3-е. СПБ, 1898.
«Женихи и невесты.
Изд. 6-е. Москва, 1898.
«Дружба». Изд. 6-е, Москва, 1898.
«Доброе имя». Изд. 6-е, Москва, 1898.
«Утешение и советы людям, живущим в бедности”.
Изд. 5-е, Москва, 1898.
«Отчимы и мачехи, пасынки и падчерицы”.
Изд. 7-е. Москва, 1898.
«О христианских именах». Изд. 3-е. Москва, 1898.
«Изъяснение кратких изречений, употребляемых в богослужении». Изд. 4-е. Москва, 1898.
«Раздор между мужем и женой». Изд. 6-е. Москва, 1899.
«Грехи чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, внутреннее чувство».
Изд. 4-е. Москва, 1899.
«Сиротство». Изд. 5-е. Москва, 1899.
«Гордость». Изд. 5-е. Москва, 1899.
«Вдовство». Изд. 5-е. Москва, 1899.
«О расколе и по поводу раскола». 17 проповедей.
Москва, 1890. Изд. 2-е. СПБ, 1901.
«Изъяснение молитвы Господней». Москва, 1892. Москва, 1902.
«Слово истины». Из поучений. Изд. 2-е. СПБ, 1903.
«Речь при открытии французской выставки в Москве 29 апреля 1891 г.»
«Прав. Обозр.» 1891, V-VI, стр.316.
Обозрение употребительнейших церковных молитв:
1. О церковных молитвах вообще.
2. Молитвы ко Святому Духу.
3. Молитва Трисвятого.
4. Молитва Господня.
5 Молитва Иисусова.
6. Приветственное молитвословие к Богородице.
7 Молитвенное воззвание к Богородице.
8. Ектении.
Москва, 1892
Литература:
«Церк. Вед.» 1889, №29, стр.277.
-«- 1891, №51, стр.403.
-»- 1894, №27, стр.259.
«Приб. к «ЦВ'1889, №32, стр.951.
-«- 1891, №41, стр.1426.
-»- 1898, №46, стр.1769–1770.
-«- 1902, №5, стр.180.
-»- 1905, №23, стр.962–965.
-«- 1905, №32, стр.1365–1366.
«Прав. Собес.” 1897, декабрь, стр.6 (отчет).
-»- 1898, декабрь, стр.697.
-«- 1902, декабрь, стр.777.
-»- 1905, март, стр.8, (отчет).
-«- 1905, апрель, стр.727.
-»- 1907, июнь, стр.361–363.
-«- 1907, июль-август., стр.12. (отчет).
«Богосл. Вестн.” 1915, X-XI-XII, стр.877.
«Церк. Вестн.” 1904, №44, стр.1400.
«Душ. Собес.” 1905, стр.364,365.
-»- 1906, стр.360.
«Рус. Паломн.” 1889, №28, стр.339.
«Самар. Еп. Вед.” 1891, №6, стр.187–189.
-"- 1895, №10, стр.455.
«Симбир. Еп. Вед.” 1898, №7, стр.78.
«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии”.
на 1894 г., стр.76.
на 1903 г., стр.108.
на 1905 г., стр.98.
«Списки архиереев Иерархии Всерос.”
СПБ, 1896, №516, стр.78.
Булгаков, стр. 1403, 1405.
БЭС т.1, стб.513.
БЭЛ т.III, стб.513–516.
НЭС т.Х, стб. 793 и доп. т.1, стр.428.
Корсунский И.Н. проф. «Виссарион, еп. Костромской».
Москва, 1898.
Юбилейный сборник. Стр. 167, 169, 293, 327, 484.
Ромашков Д. Свящ. «Преосв. Виссарион, бывший епископ Костромской и Галичский, как церковный проповедник и духовный писатель». Москва, 1906 год.
Сырцов И. «Молитвенное воспоминание о Преосвященном Виссарионе в Костроме 30 мая в день первой годовщины по кончине его». Москва, 1906.
Прот. зас. сов. Каз. Д.А. за 1895 год, стр.8, 133.
K.Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Rußland (Göttingen 1972) 17 ,114f.
Werke:
Parimija na prazdnik Preobraženija Gospodnja. Ischod. 24, 12–18, in: ŽMP 1973,8,26–28.