Источник

Варнава (Накропин), архп.б.Тобольский и Сибирский

Родился в 1859 году, из крестьян Олонецкой губ. Обучался только в Петрозаводском городском училище. С молодых лет Василий Накропин был «не от мира сего» – постником, усердным церковником и пламенным ревнителем православия, хорошо начитанным в святоотеческих творениях, любимцем приходского духовенства, «возлюбленным чадом» церкви у местных Олонецких архипастырей.

36 лет от роду он определяется послушником Клименецкого монастыря Олонецкой епархии.

В 1897 году принимает монашество с именем Варнавы.

В 1898 г. инок Варнава удостаивается рукоположения во иеродиакона и иеромонаха, а уже в 1899 году назначается настоятелем Клименецкого монастыря. Через пять лет, в 1904 году о. Варнава возводится в сан игумена и вскоре перемещается настоятелем второклассного Палеостровского монастыря, с возведением в сан архимандрита.

В 1908 году митрополит Московский, Высокопреосв. Владимир, ценя достоинства архимандрита Варнавы, как доброго народного проповедника, ревностного и умелого устроителя как внешней, так и внутренней духовной жизни вверяемых обителей, представил Свят. Синоду ходатайство о перемещении о. Варнавы на должность настоятеля Коломенского Ново-Голутвинова монастыря, в котором за два года о. Варнава восстановил благолепное истовое богослужение и добрые порядки в жизни иноков, так что владыка Московский, в воздаяние заслуг о. Варнавы переместил его в первоклассный Старо-Голутвинский монастырь.

Вышедший из среды простого народа и не получивший систематического образования, он, будучи человеком живого ума и крайне любознательным, долгой школой иночества и отчасти путем самостоятельного изучения святоотеческих творений, успел приобрести такие знания, что был призван к высокому епископскому служению. Он напоминал собой тот тип древнерусских настоятелей, которые строили обители, привлекая к ним живое Божье достояние верующих мирских людей. Его ласковость, сила и твердость убеждения, простота и понятность речи влекли к нему верующих.

Благолепное, строгое уставное богослужение, простые задушевные беседы с народом как в храме, так и вне, ласковая доступность и попечительное, отзывчивое внимание к духовным нуждам и запросам народной массы, создали оВарнаве огромную популярность, как в Коломне, так и в Москве. Монастырский храм всегда был полон молящихся, стали ходить в церковь молиться и за советом к «батюшке Варнаве” рабочие и простой народ. Горожане Коломны пошли к митрополиту Московскому и в Свят. Синод с ходатайством об открытии новой викариатской кафедры епископа Коломенского с возведением в этот сан архимандрита Варнавы.

28 ноября 1911 года была совершена хиротония архимандрита Варнавы во епископа Каргопольского, вик. Олонецкой епархии.

13 ноября 1913 года епископ Варнава был переведен на Тобольскую кафедру.

Благоговейный почитатель памяти святителя Иоанна Тобольского, он со своей паствой возбудил ходатайство пред Свят. Синодом о причислении митрополита Иоанна к лику святых.

8 июня 1916 года, после совершения парастаса, глубокой ночью, епископ Варнава совместно с митрополитом Макарием и соборным ключарем обряжал священные мощи святителя Иоанна Тобольского, перекладывая их в только что доставленный из Москвы прекрасный ковчег и художественный кипарисовый гроб, а I июля был соучастником празднования прославления святителя Иоанна Тобольского.

5 окт.1916 г. был возведен во архиепископа с оставлением Тобольским и Сибирским.

7 марта 1917 г. уволен, согласно прошению, на покой с назначением управляющим, на правах настоятеля Высокогорскою пустынею, Нижегородской епархии.

Архиепископ Варнава обладал замечательной памятью. Был очень начитан в святоотеческой литературе, назидателен в беседах. Обладал даром красноречия и часто говорил проповеди.

Скончался 13 апреля 1924 года в Москве. Отпет Святейшим Патриархом Тихоном. Погребен в Москве.

Относительно епископа Варнавы существует еще и другое мнение.

Его считали мужиком каргопольским, огородником, ничем особенным не отличавшимся. Многие поражались назначению епископа Варнавы на Тобольскую кафедру, где раньше пребывали в большинстве своем митрополиты. Устроил его Распутин. Ему дали прозвище «суслика” и говорили, что после назначения его епископом Тобольским, он начал немилосердно издеваться над образованными священниками Тобольской епархии.

Когда епископ Варнава был еще в сане архимандрита и состоял настоятелем одного из монастырей вблизи Москвы, то про него говорили, что он «жулик», трется в салонах. Ходили слухи, что епископский сан он выпросил, валяясь у государыни в ногах. Синод был против назначения архимандрита Варнавы в сан епископа, как человека малообразованного, но дружба с Распутиным, фаворитом тогдашнего двора, сделала свое дело.1

Труды:

Речь при назначении его во епископа Каргопольского, вик. Олонецкой епархии.

«Приб. к ”ЦВ» 1911, № 39, стр.1598.

«Рус.Инок», 1911, вы.43, стр.45–46.

Христианские уроки: «Сподоби, Господи, без греха сохранитися нам.»

«Рус.Палом.» 1915, № 29, стр.455.

Слово, сказанное в церкви с. Белорецкого в 1914 году.

«Тобол. Епарх. Вед.» 1917, № 2.

Слово, сказанное 8 янв.1917 года в кафедральном соборе г.Тобольска.

«Тобольск. Епарх.Вед.» 1917, № 4.

Слово в Неделю о блудном сыне.

«Тобол. Епарх. Вед.» 1917, № 6.

Его многие проповеди помещались в «Тобольских Епархиальных Ведомостях».

Литература:

«Приб.к «ЦВ» 1911, №39,стр.1598.

«Церк.Вед.» 1913, №45,стр.511.

-«- 1916, № 41,стр.367

Булгаков, стр.1407

Литература:

«Рус. Палом.” 1913, № 47, стр.751.

-»- 1915, № 29, стр.455

-«- 1916, № 30, стр.431.

-»- 1916, № 31, стр.441.

-«- 1916, № 32, стр.455

-»- 1917, № 9–15, стр.70.

«Рус. Инок” 1911, вып.41–42, стр.77–81.

«Душ. Собес.” 1916, стр. 185.

-«- 1916, стр.25, № 2.

Родзянко М.В. «Крушение империи».

Изд. «Прибой» 1927, стр.26, 51. 136.

«Изв.Казан.еп.»1914, № II, стр.338–339

«Красный Архив» 1936, № 4(77), стр.201.

Илиодор, стр.108–111.

Заметки и дополнения Е.М. № 100.

М. Pol’skij, Novye mučeniki II, 277.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 58, 59, 60–62.

* * *

1

Все эти мнения не имеют основания, как высказанные тенденциозной личностью, иеромонахом Илиодором.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle