Источник

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митр.Киевский и Галицкий

Родился 17 марта 1863 года в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877–1878 гг. (в НЭС т.III, стб.67, БЭС т.I, стб.197 и БЭЛ т.I, стб.904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1917 г., стр.41).

Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью, по глубокому влечению сердца к науке боговедения, поступает в С.-Петербургскую Духовную Академию.

В ранней молодости Алексей Храповицкий находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве.

Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же.

В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 г. был рукоположен во иеромонаха.

Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества.

В 1885 г. по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1686 год.

В 1886 г. назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию.

В 1887 г. был избран исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Св.Писания Ветхого Завета. В «Церк.Вестнике» за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре «Введение в круг богословских наук» той же Академии до 1890 г.

В 1888 г. получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности.» В том же году утвержден в звании доцента Академии. В 1809 назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии.

В 1890 получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую Духовную академию.

В 1895 назначен ректором Казанской Духовной Академии.

В 1897 7 сент. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев), как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).

В 1899 г. I марта с открытием в Казани второго викариатства, епископ Антоний назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. В храме души Преосвященного Антония заключалась тайна того чарующего обаяния личности, которое «пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи». Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой «внушения».

На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв.Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. Б Петербургской Академии он был душой кружка студентов – проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской. Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония Вадковского. Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

За период ректорства в Духовных Академиях епископ Антоний постриг более 60-ти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями. Уже в позднейшие годы в своих поучениях он много и убедительно говорил о том, какие тяжелые жизненные последствия постигают тех, которые предполагая вступить на путь монашества, как бы услышав зов Божий, по каким либо житейским соображениям уклонились от этого пути.

В 1900 г. 14 июля епископа Антония перевели на самостоятельную кафедру в г.Уфу, епископом Уфимским и Мензелинским.

По предложению и.д.ректора, инспектора Казанской Академии от 17 авг. 1900 года, Преосв.Антония, епископа Уфимского и Мензелинского постановили: избрать в почетные члены Казанской Духовной Академии ввиду высокопреосвещенной и плодотворной деятельности, ввиду его солидных литературных и научно-богословских трудов, ввиду выдающегося церковно-ораторского таланта и неутомимого проповедования слова Божия и, наконец, ввиду его щедрой благотворительности и материального вспоможения нуждающимся студентам Академии.

В 1902 г. 27 апр. Преосв.Уфимского Антония перевели на Волынскую кафедру епископом Волынским и Житомирским, Почаевской Успенской Лавры священноархимандритом.

В 1906 году Преосв.Антоний был возведен в сан архиепископа.

В 1908 г. управляя Волынской епархией, он первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу «Русский Инок». Антоний с юных лет был большим приверженцем патриаршества. На учебнике русской истории Илловайского его рукой нанесены заметки, восхваляющие Патриарха Никона и порицающие царя Алексея.

В 1911 г. Преосв.Антоний был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В 1912 был назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.

Высокопреосв.Антоний исконный друг и горячий покровитель Православной миссии, которую он широко развил при Почаевской Лавре, оказывающей глубокое миссионерское влияние на зарубежную Русь.

В 1914 г. 14 мая, т.е. после двенадцатилетнего управления Волынской епархией Преосв.Антоний был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

1917 г. I мая был уволен на покой, согласно прошению, с назначением ему местожительства в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре Финляндской епархии.

16 авг.1917 года вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

В 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе был одним из трех кандидатов в патриархи (митр.Тихон, архп.Антоний Храповицкий и арх.Арсений Стадницкий).

В 1918 году был возведен в сан митрополита Харьковского.

В этом же году 17 мая был председателем Украинского Церковного Собора и на нем был избран митрополитом Киевским и Галицким.

В конце 1919 года эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацккй собор. Был крайним оппозиционером всей Русской Православной Церкви. За все вышеизложенное был запрещен Патриархом Тихоном в священнослужении. В последние годы своей жизни митрополит Антоний ослеп.

Умер в августе 1936 года под запрещением и погребен в Белграде в склепе храма Иверского. Над склепом возвышается мраморное надгробие.

В 1900 году в Казани было издано полное собрание сочинений митр.Антония в трех томах. Эти три тома позволяют составить о нем, как о писателе довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из «данности» его в нашем сознании и самосознании. Следующей ученой работой митр.Антония, выросшей из его профессорских занятий, является «Толкование на книгу св.пророка Михея» (СПБ, 1891), оно же вошло в собрание его сочинений. Отдав дань науке Антоний в остальных своих трудах выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой местами резкой развязанности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижной ум и проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши подолгу просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. «Это университет», восклицает один из них; «это – древнегреческая академия: здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию». Нередко как и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка.

Богословские воззрения Антония не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающие его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами.

Признавая необходимость нравственного объяснения всех церковных догматов, он выкинул знамя борьбы с инославной богословской эрудицией в призывах к созданию оригинального восточного богословия, на основе древних отцов и текста богослужебных книг.

Он подчеркнул общественную миссию Церкви, и применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества.

Вопроса мировоззрения митр.Антония мы не касаемся, т.к. это не входит в нашу задачу, отмечаем только, что он оставался верен своим ранее высказанным убеждениям. Обстоятельства последних годов побудили его лишь сделать детальные выводы из ранее высказанных принципов.

Митр.Антоний не запятнал себя ни сочувствием еврейским погромам, ни оправданием смертной казни с христианской точки зрения. Прямота митрополита, граничащая с резкостью на многих, особенно на инакомыслящих, производила впечатление от­рицательное. Один из товарищей его брата в молодости его спросил его: «Неужели Вы, умный, образованный человек верите, что Христос вознесся на небо, и что просфора и вино превращаются в Его Плоть и Кровь?» – «Я не могу сомневаться, отвечал Антоний, – если бы я усумнился, то мне не оставалось бы ничего другого, как броситься с Литейного моста вниз головой.»

Всем было известно его остроумие несколько грубоватого характера. Рассказывали, что он, кажется, еще будучи студентом, за торжественным обедом, на шутливый вопрос родственника Храповицких генерал-майора Крепке – почему «митрополит», а не «митро-стреляй», ответил: «А почему, Ваше Превосходительство, «ду-рак»... Здесь сделал длительную паузу и спокойно, смотря в глаза ошарашенного генерала, пониженным голосом закончил..., а не «ду-рыба»···

Когда обер-прокурор предлагал Синоду возвести в сан епископа малограмотного монаха Варнаву, кто-то из членов Синода стал возражать. Тогда дано было понять, что этого желает императрица и Распутин. Митр.Антоний сказал (очевидно саркастически): «Ну, что-же! Мы готовы и черного борова сделать епископом, раз они этого желают».

За свои ученые богословские труды, которые первоначально были изданы в Казани, а затем переизданы книгоиздателем И.Л. Тузовым, митр.Антоний получил звание доктора богословия.

Свои сочинения он помещал, главным образом, в академических изданиях:

«Церк.Вестн.» (С.-Петерб.Акад.), «Церк.Вед.»

«Богосл.Вестн.» (Моск.Акад.), «Мис.Обозр.»,

«Прав.Собес.» (Казан.Акад.), «Волог.Епарх.Вед.»,

«Уфим.Епарх.Вед.» «Волын.Епарх.Вед.»,

Газета «Колокол» (В.Скворцов) и др.

В вышеуказанных журналах архим.Антоний помещал много проповедей и статей, которые не вошли в наш список его трудов.

Труды :

«Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности (магистерская диссертация).

Изд. 2-е СПБ, 1888.

«Беседы о православном понимании жизни и его превосходстве над учением Л.Толстого».

СПБ, 1889.

«Превосходство православия над учением папизма в его изложении

В.Соловьевым».

СПБ, 1890.

Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л.Толстого».

СПБ, 1891.

«Толкование на Ветхий Завет».

Выпуск 7-й

«Толкование на книгу св.Пророка Михея».

СПБ, 1891.

«Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М.Достоевского» (из «Бог.Вестн.» 1893 г.).

БЭЛ т.III, стр.778–780.

«Из чтений по Пастырскому богословию».

Казань, 1896.

«Критический обзор библиографического сообщения «Над Евангелием».

«Прав.Собес.» 1897, февраль, стр.I.

«Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии?»

(По поводу «Критики Догматического богословия» Л.Н.Толстого). «Прав.Собес.» 1897, апр., стр.491–524.

«Значение молитвы для пастыря Церкви».

«Прав.Собес.» 1897, май, стр.587–607

«О любви к ближним» (Слово в Великий Четверток).

«Прав.Собес.» 1897, июнь, стр.727–731.

«Слово пред благодарственным молебствием по окончании 3-го Всероссийского миссионерского съезда».

«Прав.Собес.» 1897, сент., стр.239–243.

«Какое значение для нравственной жизни имеет вера во Иисуса Христа, как Бога».

«Прав.Собес.» 1896, сент., стр.3–21.

Нравственное учение в сочинении Толстого «Царствие Божие внутри вас» пред судом учения христианского.

Изд. 2-е Москва, 1897·

Слово при погребении Преосв.епископа Таврического Михаила 22 авг. 1898 года.

«Прав.Собес.» 1899» янв., стр.68.

«Нравственная идея догмата Пресвятыя Троицы».

Изд. 2-е , Казань, 1898.

Слово пред панихидой о Пушкине. (Сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 года).

«Прав.Собес.» 1899» июнь, стр.783–801.

«О духовных дарах юности».

«Прав.Собес.» 1899» окт., стр.408–419.

Лекции по Пастырскому богословию. Казань, 1900.

Труды в трех томах: I-й том – Проповеди.

II-й том – Статьи догматического содержания.

III-й том – Статьи философско-критического содержания.

«Прав.Собес.» 1900, май, стр.481–486.

Слово на панихиде по великой княгине Александре Петровне, во инокинях Анастасий, сказанное в Казанском кафедральном соборе 17 апреля 1900 года.

«Прав.Собес.» 1900, май, стр.481–485·

Памяти К.П.Победоносцева.

«Голос Церкви» 1912, март, стр.170–171.·

Русская правда. «Голос Церкви» 1912, окт., стр.167–174.

«Беседа христианина с магометанином об истине Св.Троицы».

1903 год.

«Сын Человеческий».

«Богосл.Вестник», № II, 1903, стр.361–370.

«Слово о Страшном Суде и о современных событиях». 1905 год.

«Заявление о свободе вероисповедания в 6-м отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906 года».

Почаев, 1906.

«Письмо на имя К.П.Победоносцева в начале ноября 1905 г.»

1906 год.

«О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви».

1906 год.

«Нравственный смысл основных христианских догматов».

Вышний Волочек, 1906.

«О православном пастырстве». Москва, 1906.

«Из окружного послания». «Приб.» «ЦВ» 1907, № 31, стр.1259·

«Слово на благодарственном молебне после выборов в третью Государственную думу».

1907 г.

«Слово о Кишиневских событиях». Кишенев, 1908.

«О восстановлении патриаршества в России».

Почаев, 1908.

«Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря» .

М.1909·

Собрание лекций и статей по Пастырскому богословию.

М.1909·

Статья: «Храм славы и храм скорби».

«Приб. к «ЦВ» 1909, № 41, стр.1909.

Статья: «Пастырская беседа».

«Приб. к «ЦВ» 1910, № 6, стр.228.

Речь при вручении жезла новопосвященному еп.Острожскому Гавриилу в Житомирском Преображенском соборе.

«Приб.» «ЦВ» 1910, № 32, стр.1325.

Проповедь на перенесение св.мощей преп.Евфросинии Полоцкой 21 мая 1910 года.

«Русск.Паломн.» 1912, № 42, стр.656.

Слово, произнесенное в семинарской церкви 9 сент.1910 г. на 150-летии Холмской духовной семинарии.

«Приб. к «ЦВ» 1910, № 46, стр.1943.

Окружное послание к Волынской пастве о говении.

«Приб. к «ЦВ» 1911, № II, стр.463.

Речь при встрече государя в Оврученском храме.

«Приб. к «ЦВ» 1911, № 37, стр.1527–1528.

Слово на день памяти преп.Сергия.

«Бог.Вестн.» 1892, ноябрь, стр.247.

Слово на молебне пред началом учения 12 сентября 1893 г. «Бог.Вестн.» 1893 , октябрь, стр.III.

Слово при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Пахомию.

«Приб. к «ЦВ» 1911, № 40, стр.1655.

«Беды от лжебратии».

M.1912 год и «Голос Церкви» 1912 г., окт., стр.132–149.

Послание ко всем отделяющимся от Православной Церкви старообрядцам.

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 10, стр.395, «Голос Церк.» 1912, март, стр.30–47.

Отд.изд. СПБ, 1913.

Слово о Божественном промышлении, явленном в событиях при воцарении дома Романовых.

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 19, стр.771.

«Голос Церкви»1912, май, стр.18–26.

Слово правды укрывателям правды.

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 28, стр.1143.

«Голос Церк.» 1912, сент., стр.27–43.

«Чем отличается православная вера от западных исповеданий».

«Русс.Пал.» 1912, № 42, стр.656.

«Как относятся служение общественному благу к заботе о спасении своей собственной души?»

«Рус.Палом.» 1912, № 42, стр.656.

Трактат: «Церковь Христова, как хранительница и истолковательница Божественного Откровения».

«Рус.Паломн.» 1912, № 42, стр.656.

Слово на панихиде по выносе тела покойного Владыки митр. Антония в Лаврском соборе. М., 1912 год.

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 45, стр.1821.

Плач на кончину Патриарха Иоакима III. М. 1912 год.

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 46, стр.1860.

«Гол.Церк.» 1912, декабрь, стр.135–140.

«Нравственная идея догмата Церкви». Полное собрание сочинений. т.II, Спб, 1911.

«Прав.Собес.» 1913, январь, стр.31.

«О новом лжеучении о боготворящем имена и об «Апологии» Антония Булатовича».

«Приб. к «ЦВ» 1913, № 20, стр.869.

«Русск.Инок» 1913, вып. 9, стр.554–557·

«О чем нужно более всего пещись епископу». Слово, сказанное при вручении жезла новопоставленному еп.Дионисию 20 апр.1913 г.

«Приб. к «ЦВ» 1913, № 21, стр.939.

Слово при погребении Преосв.Арсения, архп. Харьковского и Ахтырского I мая 1914 года.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 28, стр.1229.

Первое слово о Харьковской пастве.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 28, стр.1229.

Речь архиепископа Харьковского.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 32, стр.1403.

«Нравственное обоснование важнейшего христианского догмата».

«Прав.Собес.» 1915, ноябрь, декабрь, стр.389·

Слово пред отпеванием тела почившего митрополита Флавиана.

«Приб. к «ЦВ» 1915, № 47, стр.2355.

«Руководственные указания Преосв.Антония, еп.Уфимского священникам и прочим клирикам в инородческих и других приходах Уфимской епархии».

«Приб. к «ЦВ» 1901, № 48, стр.1747–1751

Окружное послание ко всем отделяющимся от Православной Церкви старообрядцам.

СПБ, 1913.

Письма к пастырям.

Речь при вручении жезла епископу Сумскому Митрофану 5.IV.1916

«Приб.» «ЦВ» 1916, № 25, стр.607–608.

«Православие». Догмат искупления. Карловщины 1926 г.

«Чем отличается православная вера от западных исповеданий.» («Из Мисс.Обозрен.») 1901, июль-авг., стр.3.

«Два пути пастырства – латинский и православный».

(Из Богосл.Вестн.).

«О пастырском призвании». (Из руководства для сельских пастырей) .

«Новое чудо от Почаевской иконы Божией Матери».

«Рус.Инок» 1911, июль, вып.12, стр.50.

«Кого должны просвещать монастыри?»

«Рус.Инок» 1911, дек., вып.48, стр.11–13.

Проект о диакониссах.

«Рус.Инок» 1911, дек., вып.48, стр.58.

Речь, сказанная Каменец-Подольским паломникам, пришедшим в Почаевскую Лавру 18 мая 1911 года.

«Рус.Инок» 1911, май, вып.10, стр.56.

«О сокращении внутренней жизни».

Слово при пострижении студента Московской духовной академии диакона Павла Сосновского (Дионисия).

«Рус.Инок» 1913, № 2, стр.101–104.

«Монашество есть подвиг надежды».

Слово при пострижении в монашество студента Московской духовной академии Данилова (Стефана).

«Рус.Инок» 1913, № 3, стр.165–168.

«Как и чем обрести покой души?"»

Слово при пострижении вольнослушателей Московской духовной академии Алексеева и Машкина. Наречены: Михей и Серапион.

«Рус.Инок» 1913, № 4, стр.235.

«Различие путей иноческой жизни».

Слово при пострижении студента Московской духовной академии Николая (Бессонова) Никона.

«Рус.Инок» 1913, № 5, стр.291–294.

«Бранные приемы врага искусителя».

Слово при пострижении студента Московской духовной академии Владимира Никольского (Андроника).

«Рус.Инок» 1913, № 6, стр.357.

Речь при встрече Антиохийского Патриарха Григория IV.

«Рус.Инок» 1913, № 6, стр.365.

«О скорбях иноческой жизни».

Слово при пострижении магистранта Московской духовной академии Василия Мещерякова (Евдокима).

«Рус.Инок» 1913, № 7, стр.421–427.

«Мучительная раздвоенность».

Слово, сказанное при пострижении в монашество студентов Казанской духовной академии 4-го курса: священника Никодима Троицкого (Нафанаила) и студента 2-го курса Валентина Лебедева (ВарсоноФия).

«Рус.Инок» 1913, № 8, стр.494–498.

«Голос звания Божия в жизненных испытаниях».

Слово при пострижении студентов Казанской духовной академии, священников – Михаила Павлова (Макария) и Павла Раевского (Феодосия).

«Рус.Инок» 1913, № 10, стр.630–634.

«Чей должен быть Константинополь?»

«Рус.Инок» 1916, № I, стр. 14–21.

«Опыт христианского православного катехизиса». Митр.Елевферий. «Соборность Церкви – Божие и Кесарево». Париж. 1938.

Общественное благо с точки зрения христианской и с современной – позитивной.

«Богосл.Вестн.» 1892, июнь, стр. 413.

«Знамение времени» («Послушники». Повесть Н.Лескова).

«Богосл.Вестн.» 1892, февраль, стр.415·

«Две крайности – паписты и толстовцы».

«Богосл. Вести.» 1895, февр., стр.161.

«Богосл. Вестн.» 1895, май, стр.179·

«Библейское учение об Ипостасном Слове Божием».

«Богосл.Вестн.» 1904, нояб., стр.387·

Первая ответная докладная записка Св.Прав.Синоду.

«Богосл.Вестн.» 1905, дек., стр.698.

Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы.

«Богосл.Вестн.» 1894, ноябрь, стр.213.

Слово над гробом в Бозе почившего Высокопреосв.митрополита Феогноста Киевского и Галицкого 27 января 1903 года.

Труды К.Д.А. 1903, март, стр.343.

Слово в день святителя Николая.

«Изв.Казан.еп.» 1896, № 24, стр.429–436.

Слово к окончившим курс слушателям Миссионерских курсов, произнесенное 7 апреля 1896 года.

«Изв.Казан.еп.» 1896, № 9, стр.248–251·

Размышления о спасительной силе Христовых страстей.

«Изв.Казан.еп.» 1907, № 15, стр.436 п/строчн.

Лекция на тему: «Был ли Христос революционером».

«Изв.Казан.еп.» 1908, № I, стр.35–38.

Отзывы:

Отзыв о сочинении А.И.Вознесенского на тему: «О богопознании».

«Прав.Собес.» 1899, март, стр.192–197·

О сочинении проф.П.А.Юнгерова: «Книга пророка Амоса». Введение, перевод и объяснение.

«Прав.Собес.» 1899, март, стр.143–147·

На сочинение студента Казанской академии Н.Егорова на тему: «Христианское нравоучение по Мартенсену сравнительно с христианским нравоучением по епископу Феофану».

«Прав.Собес.» 1900, февраль, стр.1–64.

О работе архимандрита Иннокентия (Пустынского) на тему: «Пострижение в монашество. Опыт историко-литургического исследования».

«Прав.Собес.» 1900, апрель, стр.1–4.

О сочинении и.д.доцента дух.академии И.И.Ястребова на тему: «Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияэский».

«Прав.Собес.» 1900, апрель, стр.1–3. Отчет.

О сочинении проф.В.И.Ыесмелова на тему: «Наука о человеке».

Том первый – Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни».

«Прав.Собес.» 1900, июнь, стр.1–13. Отчет.

Отзыв о сочинении архимандрита Палладия на тему: «Св.Пахомий великий и первое иноческое общежитие. По новооткрытым коптским документам. Очерк из истории пастырства в монастырях».

«Прав.Собес.» 1901, май, стр.1–3, прилож.2.

О сочинении П.П.Пономарева на тему: «Основы христианского аскетизма по творениям отцев, учителей и писателей Церкви четвертого века.»

«Прав.Собес.» 1901, окт., стр.1–3, прилож.2.

О сочинении проф.стипендиата иеромонаха Дионисия (Валединского) под заглавием «Идеалы православно-русского инородческого миссионерства», рекомендованном рецензентами на степень магистра богословия.

«Прав.Собес.» 1902, апр., стр.119, Отчет.

О сочинении А.Соколова на тему: «Культ, как необходимая принадлежность религии».

«Прав.Собес.» 1902, сент., стр.I. Приложение 2.

О сочинении архимандрита Иннокентия (Ястребова) на тему: «Пастырское богословие в России за 19 век».

«Прав.Собес.» 1902, сент., стр.I. прил. 3-е.

Отзывы о нем:

«Преосвященный Антоний (Обстоятельный разбор Полного собрания сочинений всех трех томов).

Петрозаводск, 1900.

Письма о русском богословии. «Отличительные особенности богословствования Преосв.Антония (Храповицкого)».

«Прав.Собес.» 1905, ноябрь, стр.545·

Э.О. проф.В.Никольского и проф.Павла Пономарева.

О богословских трудах Высокопреосв.Антония, архп. Волынского и Житомирского. Профессора рекомендуют Совету Академии удостоения автора степени доктора богословия.

«Прав.Собес.» 1913, октябрь, стр.49–85· Отчет.

Критика. «Провал хваленого православия».

Статья проф.Милоша Парфента (Сербия).

«Вестн.Св.Син.Пр.Р.Ц.» 1927, №3(16), стр.15–19·

«Пастырь добрый». (Краткое изложение сочинений о Пастырском богословии). Светлой памяти блаж.Антония, митропол.Киевского и Галицкого (Храповицкого). В.М.Владимиров.

1938, стр.28.

Литература:

«Церк.Вед.» 1897, №34, стр.337.

-«- 1899, №II, стр.61.

-»- 1900, №30, стр.281.

-«- 1902, №18–19, стр.114.

-»- 1904, №46, стр.487.

-«- 1905, №22, стр.265.

-»- 1906, №18, стр.207.

-«- 1906, №25, стр.327.

-»- 1906, №34, стр.379.

-«- 1907, №2, стр.8.

-»- 1908, №38, стр.291.

-«- 1909, №24, стр.246.

-»- 1911, №19–20, стр.106.

-«- 1912, №19, стр.179.

-»- 1914, №21, стр.256.

-«- 1917, №18–19, стр.117.

-»- 1917, №35, стр.295.

«Приб. к «ЦВ» 1918, №5, стр.175.

«Церк.Вед.» 1918, №21–22, стр.162–163.

«Приб. к «ЦВ» 1897, №38, стр.1340.

-«- 1900, №37, стр.1482–1487.

«Прав.Собес.» 1897, июнь, стр.232,727–731.

-»- 1897, февр., стр.177–189.

-«- 1897, окт., стр.379–396.

-»- 1897, дек., стр.9,32.

-«- 1900, май, стр.481–485.

-»- 1900, сент., стр.298.

-«- 1900, нояб., стр.7,585.

-»- 1900, дек., стр.701–705.

-«- 1901, янв., стр.134.

-»- 1902, март, стр.81–93.

-«- 1902, апр., стр.139.

-»- 1905, июль-авг., стр.9.

-«- 1905, нояб., стр.545.

-»- 1907, март, стр.14.

-«- 1913, апрель, стр.1482–1487.

-»- 1913, декаб., стр.836.

-«- 1914, февр., стр.3.

-»- 1914, март, стр.560.

-«- 1914, июнь, стр.1017.

-»- 1915, ноябрь,декабрь, стр.392.

-"- 1899, январь, стр.3,9,25.

«Истор.Вестн.»1906, август, стр.592, 593, 598.

«Отдых христ.»1908, август-сент., стр.59·

«Самар.еп.вед.»1903, № 15, стр.831.

«Симбир.еп. вед.» 1901, № 17, стр.582.

«Мисс.Обозрен.»1902,декабрь, стр.899·

«Красный архив»1928, т.26, стр.120.

Булгаков, стр.1389, 1401, 1416.

Юбилейный сборник. Μ, 1914, стр.664, 665, 726.

БЭЛ т.I, стб.904–905·

БЭЛ т.III, стб.778–780.

БЭЛ т.7, стб.727, 728.

БЭС т.I, стб.197, 198, 547

БЭС т.II, стб.2215·

НЭС т.III, стб. 67, 68, 69 и доп. т.I, стр.128.

Венгеров. Кратк.биограф, слов, т.I, стр.648–649.

Илиодор. Записки о Григории Распутине.

Петроград, 1914, стр.6, 107, 128.

Каталог Тузова, стр.17·

ФПС I, № II.

ФПС III, стр.I.

«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 г.» стр.40–41.

«Памяти.Книжка Петрогр. Дух.Академии на 1915/1916 уч.год», стр.6.

Werke :

Nravstvennyja idei važnejsich christianskich pravoslavnych dogmatov. New York 1963 (= N. Rklickij /Hg./, Žizneopisanie... Bd. XI).

F.M. Dostoevskij kak propovednik vozroždenija (= Rklickij, Žizneopisanie... Bd. XII).

Učenie о pastyre, pastyrstve i ob ispovedi. New York 1966 (= N. Rklickij, Žizneopisanie... Bd. XIII).

Nravstvennoe učenie Pravoslavnoj Cerkvi. New York 1967 (s N. Rklickij, Žizneopisanie... Bd. XIV).

Slova, besedy i reči (0 žizni po vnutrennemu čeloveku),

New York 1968 (= N. Rklickij, Žizneopisanie... Bd. XV).

I.Soglasovanie evangel’skich skazanij o voskresenii Christovom. II. Psichologičeskija dannyia v pol’zu svobody voli I nravstvennoj otvetstvennosti. New York 1969 (=N.Rklickij, Žizneopisanie…Bd. XVI).

Novyj opyt učenija о bogopoznanii i drugija stat'i. New York 1969 (= N. Rklickij, Žizneopisanie... Bd. XVII).

Literatur :

EB Nikon (Rklickij), Žizneopisanie Blažennejsago Antonija, Metropolita Kievskago i Galickago. New York 1956–1963. 10 Bände. 1. Band 2. Aufl. 1971.

Archim. Iustin, Tajna ličnosti Mitropolita Antonija i §go značenie dlja pravoslavnago slavjanstva, in:Prav. Zizn’ 1976, 8,1–13.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I 79–84; 90–99; 176–179.

Peter Hauptmann, Die Katechismen der Russisch-Orthodoxen Kirche. Entstehungsgeschichte und Lehrgehalt, mit 16 Bildtafeln. Göttingen 1971 (= Kirche im Osten. Monographienreihe Bd. 9), 92–105 und passim.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

Комментарии для сайта Cackle