Тихон, святитель, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (Соколов Тимофей Савельевич)
† 1783, память 13/26 августа и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых
Родился в 1724 году в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова. (Новая фамилия Соколов – была присвоена ему в Новгородской духовной семинарии).
Будущий святитель рано лишился отца, после смерти которого семья осталась в самой печальной, почти нищенской обстановке. «Как я начал себя помнить, – рассказывал впоследствии святитель Тихон своему келейнику в Задонске, – в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры, отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы всё ещё малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище. В нашем приходе был ямщик богатый, но бездетный. Он часто приходил к нам и полюбил меня. Не раз он просил меня у матушки: «Отдай мне Тиму своего, я воспитаю его вместо сына, и всё моё будет принадлежать ему». Жаль было матушке отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил её согласиться, и она повела меня за руку к ямщику. Старшего брата в то время не было дома, но возвратившись и узнав от сестры, что матушка повела меня к ямщику, он бросился за нами и, став на колени, стал умолять матушку: Куда вы ведёте брата? Не хочу я, чтобы брат был ямщиком; лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику: постараемся выучить его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки. Матушка вернулась домой».
Стоя на коленях посреди дороги, проситель и не знал, какую услугу оказывает он Русской Церкви, сохраняя для неё своего дорогого Тиму. Бедность в семье была страшная. «Бывало, – продолжал святитель, – как в доме есть нечего, так целый день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только хлебом меня накормили».
В 1738 году Тимофей был привезён матерью в Новгород для поступления в духовное училище.
11 декабря 1738 года Тимофей, по просьбе старшего брата, бывшего причётником в Новгороде и взявшего его на своё иждивение, был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме.
В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия (Юшкевича; † 1745) Духовная славянская школа была преобразована в Духовную семинарию. Из всего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведён во вновь открытую семинарию и принят на казённое содержание. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, – говорит он, – половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: Величаем тя, святителю!».
Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет: два года – грамматике и по четыре года – риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей.
В 1754 году, по окончании семинарии, Тимофей получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие.
10 апреля 1758 года архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским; † 1795; впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии.
18 января 1759 года определён префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского епископа Афанасия (Вольховского; † 1776) назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря. В том же году переведён архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря с назначением ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. Затем управлял Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырём.
13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Хутынским монастырем. По поводу хиротонии архимандрита Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов; † 1767) предложил семь кандидатов. В первый день Пасхи архиепископ Димитрий с епископом Смоленским Парфением (Сопковским) должны были метать о них жребий. Владыка Парфений просил включить в число кандидатов и ректора Тверской духовной семинарии, архимандрита Тихона. «Он ещё молод, время не ушло», – заметил владыка Димитрий, хотевший сделать Тихона архимандритом Троице-Сергиевой лавры, однако по просьбе Парфения велел записать и Тихона. В это же время архимандрит Тихон служил с преосвященным Афанасием пасхальную литургию в Тверском соборе. Во время Херувимской песни архиерей, стоя у жертвенника, вынимал частицы о здравии. В числе прочих сослужащих к нему подошел и архимандрит Тихон с обычным прошением: «Помяни мя, владыко святый». – «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», – отвечал владыка Афанасий, и тут только, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом».
В тот же день в Санкт-Петербурге трижды метали жребий, и трижды выпадал жребий Тихона. Обмолвка владыки Афанасия оказалась пророческим предчувствием.
Новгородским викарием святитель Тихон был недолго.
В 1762 году он временно председательствовал в Санкт-Петербургской Синодальной конторе, а 3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого; †1763), он получил новое назначение – на Воронежскую кафедру.
Воронежская епархия, в состав которой помимо Воронежской губернии входили некоторые города Тамбовской, Орловской и Курской губерний, а также земля Войска Донского, нуждалась тогда в преобразованиях. Большим бедствием в жизни Воронежского края был раскол. Широкие степи Дона сделались с конца XVII века удобным и излюбленным местом укрытия преследовавшихся правительством старообрядцев и сектантов. Нелегко было святителю Тихону бороться с нестроениями в церковной жизни. Его добрым намерениям ставились препятствия как со стороны отдельных лиц, так и со стороны светской власти, и даже духовенства. Но, невзирая на это, святитель стремился преодолеть раскол. Святитель Тихон в первую очередь заботился о подготовке достойных пастырей – через развитие и правильную постановку школьного духовного образования – и ввёл строго уставное богослужение и требоисполнение. Духовное образование имело решающее значение в борьбе с расколом и сектантством. Святитель обратил особенное внимание на это. Поэтому то его первой заботой была как организация школ для бедных детей духовенства, так и для самого духовенства. Святитель Тихон также старался ставить на духовные должности лиц достойных, внушал им правильное понятие об обязанностях своего звания. Заботясь о пастырях, святитель не забывал и о церковном благолепии: о ремонте и благоустройстве храмов, о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах.
Чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, епископ Тихон в первый же год своего пребывания в Воронеже написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». В следующем году им написано «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушённого исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной скорби о грехах, доходящей до отчаяния, – утешать милосердием Божиим.
Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, святитель Тихон предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое Евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в Церкви. Он установил в кафедральном соборе (по воскресным дням) проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской Славяно-греко-латинской академии И.В. Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители. В уездные города была разослана особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором разъяснялись высокие обязанности священника.
В решении судебных вопросов святитель Тихон являлся не столько судьёй, карающим проступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного. Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчинённых и от светских властей.
Воспитание будущих пастырей находилось постоянно в центре внимания преосвященного Тихона. По прибытии его в Воронеж в епархии имелось всего две школы, да и те пришлось закрыть из-за нерадивости духовных воспитателей и побегов учеников. Он предписал по всем городам открывать славянские школы, но они оказались малополезными. Тогда были открыты два латинских духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Преосвященный Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам. Для нравственного руководства учеников составил инструкцию («Инструкция, что семинаристам должно наблюдать»).
Поражённый дурным состоянием воронежских монастырей, святитель Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одною устного проповедью, которую не все могли слышать, епископ Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа, в которых боролся против «годового торжества» в честь языческого божества Ярилы, с сумасбродством и пьянством во время масленицы.
Настоящий нерукотворный памятник воздвиг себе святитель религиозно-просветительской работой среди паствы. Его современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии святителя Тихона на общественную и культурную жизнь Воронежа.
С юных лет святитель Тихон стремился к уединённой иноческой жизни. Но многосложные и многочисленные епархиальные дела не позволяли осуществиться его желанию. Он всё слишком близко принимал к своему любвеобильному сердцу. Ни одной праздничной церковной службы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою паству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и различных видов хищения, безнравственных увеселений, против роскоши, скупости и недостатка любви к ближним. Святитель смело обличал во всей наготе и безобразии эти и им подобные пороки.
Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений, сильно расстроили здоровье святителя. Всё чаще стали появляться и нервные, и сердечные приступы, самые незначительные простуды давали тяжёлые осложнения. В высшей степени требовательный и даже, можно сказать, беспощадный к себе святитель не счёл себя вправе занимать епископскую кафедру из-за опасения хотя бы малейших упущений по службе, которые могли быть вызваны его болезненным состоянием.
17 декабря 1767 года, по своему настойчивому прошению, он получил разрешение удалиться на покой. Ему была назначена пенсия и дозволено жить там, где он пожелает. Святитель сначала поселился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре (в 40 вёрстах от Воронежа), с марта 1769 года (из-за неблагоприятных климатических условий) переехал в Задонский монастырь, где и жил до самой кончины.
Живя на покое, святитель Тихон показал пример высокого благочестия и аскетизма. Всё время его проходило в богословских занятиях и молитве, за исключением 4–5 часов тревожного сна. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную. Несмотря на слабость сил, часто занимался тяжёлыми работами (колол дрова, косил сено и т. д.). Строгий к себе, он был любовно снисходителен к другим. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием. Будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев. Святитель радовался всякому вразумлению, смиряющему его. Однажды, сидя на крыльце своей кельи, чувствовал святитель Тихон, что в душе его восстают помыслы высокоумия. В эту минуту подбежал к нему юродивый Каменев, проживающий иногда в Задонском монастыре, и, ударив святителя по щеке, сказал ему на ухо: «Не высокоумь!» Поражён был святитель прозорливостью убогого и в ту же минуту почувствовал, что дух высокоумия замер в его душе. Юродивому за это врачевство святитель выдавал ежедневно по 3 копейки до самой кончины.
Келья святителя Тихона сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставления и благословение. Особенно любил святитель беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, увещевал не роптать, разорённым помогал деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем пред ними за их угнетённых крестьян. На благотворения шла вся его пенсия и всё, что он получал в дар от знакомых.
На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).
В праздник Рождества Христова 1779 года святитель в последний раз был в храме на Божественной литургии.
29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, словами апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни.
В своей жизни преосвященный Тихон часто молился из глубины души словами: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих». И однажды был ему голос: «В день недельный». Свою кончину святитель предузнал и предсказал за три дня, позволив в тот день всем знакомым приходить к нему прощаться.
Скончался святитель в воскресенье, 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, где и ныне почивают его святые мощи.
В 1861 году святитель Тихон причислен к лику святых.
13 августа 1861 года в городе Задонске, в торжественной обстановке, при огромном стечении паломников со всех концов России, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским; † 1892), в сослужении многочисленных иерархов и духовенства, были открыты мощи святителя Тихона. Митрополит Исидор при открытии святых мощей в своём слове говорил: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, – и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия... Поистине это был свет мира, соль земли... Светильник не угас... Он перенесён на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного...»
Из духовного завещания святителя Тихона
«Слава Богу о всем! Слава Богу, яко мене создал по образу Своему и по подобию! Слава Богу, яко мене падшаго искупил! Слава Богу, яко о мне недостойном промышлял! Слава Богу, яко мене согрешавшаго в покаяние призвал! Слава Богу, яко мне подал слово Свое святое, яко светильник, сияющий в тёмном месте, и тем мене на путь истинный наставил! Слава Богу, яко мои очи сердечныя просветил! Слава Богу, яко подал мне в познание святое имя Свое! Слава Богу, яко банею крещения грехи моя омыл! Слава Богу, яко показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть Иисус Христос, Сын Божий, Который о Себе глаголет: Аз есмь путь, истина и живот. Слава Богу, яко согрешающаго мене не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои! Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего! Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях! Слава Богу, что при бедственных и смертных случаях мене сохранял! Слава Богу, яко мене от врага диавола защищал! Слава Богу, яко мене лежащаго восставлял! Слава Богу, яко мене печалующагося утешал! Слава Богу, яко мене заблуждающаго обращал! Слава Богу, яко мене отечески наказывал! Слава Богу, яко мне объявил Страшный Свой Суд, да того боюся и каюся за грехи моя! Слава Богу, яко объявил мне вечную муку и вечное блаженство, да тоя убегну, а сего поищу! Слава Богу, яко мне недостойному подавал пищу, которою немощное моё тело укреплялось; подавал одежду, которою нагое моё тело покрывалось; подавал дом, в котором я упокоивался! Слава Богу и о прочих Его благах, которые мне к содержанию и утешению моему подавал. Столько я от Него получил благодеяний, сколько дыхал!
Слава Богу о всем!»
Труды:
Собрание сочинений святителя Тихона в 15 томах. СПб., 1825–1826.
Литература:
Чеботарев В.И. Описание жизни преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого // Маяк. 1845.
Лебединцев А. Отличительные черты и значение писаний святого отца нашего Тихона, епископа Воронежского // Духовный христианин. 1861, сентябрь, стр. 16.
Михайловский В.Я. Святый Тихон, епископ Воронежский и Задонский. СПб., 1873. Изд. 4. 1899.
Лебедев А., протоиерей. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. Изд. 3. СПб., 1896.
Казанский П.С. Труды святителя Тихона I, епископа Воронежского, по управлению Воронежской паствой // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М. 1862.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб, 1827, т. 2, стр. 265.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. СПб., 1799.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви; в 5 пер. Изд. 4. Чернигов, 1862. –Пер. 5, стр. 8, 9, 36, 45, 50, 128, 133–135.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Харьков. 1859–1861. Кн. 2, стр. 353.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых, чтимых Православной Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных. Изд. 3., доп. 1900, август, стр. 85.
Межов В.И. История русской и церковной словесности. СПб., 1872, № 546, 8416, 12149, 13293.
Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. М. 1884–1885, август, стр. 185–235.
Сопиков В.С. Опыт Российской библиографии. М. 1824, ч. 1, № 7959, 8158–8159, 8181–8182, 8304, 9109, 10326, 11792–11799.
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. Вып. 9, ч. 2, май, стр. 36–37.
Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов: в 2 т. СПб., 1889, т. 2, стр. 1743, прил, стр. 288.
Игнатий (Малышев Иван Васильевич), архимандрит. Краткие жизнеописания русских святых: в 2 т. СПб., 1875, т. 2.
Катаев Н. Очерк истории русской церковной проповеди // Херсонские епархиальные ведомости. 1824, № 24, прилож.
Геронтий (Кургановский), архимандрит. Историко-статистическое описание Задонского Богородицкого монастыря. М. 1873.
Бекетов П.П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. М. 1843, стр. 44.
Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897.
Кратиров П. Святитель Тихон Задонский как пастырь и пастыреучитель. Казань. 1897.
Елагин Е. Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского и всея Руси чудотворца. СПб., 1876.
Ефремов Л. Жизнь и уроки из жизни святителя Тихона. – Воронеж, 1874.
Едлинский М.Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времён: в 2 т. Изд. 4. СПб., 1901–1903, т. 3, стр. 192–214.
Поторжинский М.А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX–X1X вв. Изд. 2. Киев. 1891, стр. 486–488.
Введенский С. Об изображениях святителя Тихона Задонского. Воронеж, 1911.
Введенский С. Один из почитателей святителя Тихона Задонского (отставной прапорщик Яков Машонов). – Воронеж, 1911.
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. Сергиев Посад. 1897–1911, т. 3, стр. 126; т. 4, стр. 210–390; т. 5, стр. 170, 492, 578, 649; т. 6, стр. 706; т. 9, стр. 58, 163, 543.
Воскресенский, священник. Тихон св. епископ Воронежский и Задонский. М. 1907. Олейников Т. На родине святителя Тихона. – Воронеж. 1911.
Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. СПб., 1857, стр. 123–124.
Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. Изд. 3., доп. СПб., 1910, стр. 392–393.
Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8). СПб., 1917, стр. 120, 121, 123.
Григорий (Воинов), архимандрит. Сборник для любителей духовного чтения. М. 1889–1890, ч. 4, стр. 65.
Геннади Г.Н. Список анонимных русских книг. 1874, стр. 39.
Геннади Г.Н. Справочный словарь о русских писателях и учёных, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876, т. 1, стр. 98.
Терюхин В. Село Короцко // Новгородские губернские ведомости. 1861, № 39.
Плавильщиков В.А. Роспись Российских книг для чтения из библиотеки. СПб., 1820, № 1232, 1327, 1375, 1396, 1430–1431, 1442, 1458.
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. – Владимир, 1901–1902, т. 2, ч. 2, стр. 212.
Дестунис С. Жития святых. СПб., 1891, август, сентябрь, стр. 43.
Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 39, 51, 453, 457, 836.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 229–232.
Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1398.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 104.
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 175, 818, 820.
М-ский О. Предание о святителе Тихоне Задонском // Душеполезное чтение. 1865, № 7, стр. 113.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 104.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 740, 833.
Московский любопытный на 1776 год и на все высокосные лета, кроме простых, показующий числа или дни месяцов по старому и новому стилю. то есть греко-российского и григорианского, немцами и всею почти Европою употребляемого. Издал в свет Василий Григорьевич Рубан. М. [1775].
Москвитянин. 1843, № 4,
Благодатная помощь святителя Тихона. СПб., 1874.
Угодник Божий святитель Тихон Задонский как наставник и руководитель в делах вспомоществования бедным. СПб., 1876.
Жизнь почившего в Задонске Тихона, епископа Воронежского. СПб., 1861.
Жизнь святителя Христова Тихона, епископа Воронежского с присовокуплением избранных мест из его творений. М. 1961. Полный христианский месяцеслов: в 4 т. Киев. 1832–1868.
Житие святителя Тихона Задонского. М. 1894.
Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского и всея Руси чудотворца. СПб., 1861.
Жизнеописание Тихона Задонского в прилож. к 1 т. Собрания сочинений. СПб., 1825.
Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. М. 1903, стр. 27.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912, апрель, стр. 251; июнь, стр. 83–87, 104; август, стр. 238–239.
Прибавление к Херсонским епархиальным ведомостям. 1861, № 17–19, т. IV, стр. 30–36, 92–100, 136–159.
Воронежские епархиальные ведомости. 1860, № 19.
Воронежские епархиальные ведомости. 1883, №15.
Воронежские губернские ведомости. 1856, № 38.
Христианское чтение. СПб., 1856, ч. 1, стр. 461.
Московские епархиальные ведомости. 1871, № 30, стр. 282; № 31, стр. 294.
Херсонские губернские ведомости. 1861, № 32.
Душеполезное чтение. М. 1872, ч. 3. № 9, стр. 33 и 76.
Домашняя беседа. СПб., 1859, № 42, стр. 397.
Воскресное чтение. Киев. 1838, № 37.
Ярославские епархиальные ведомости. 1861, № 34.
Киевские епархиальные ведомости. 1861, № 11 и 13.
Странник. СПб., 1872, сентябрь, стр. 203.
Церковный вестник. СПб., 1891, № 30, стр. 480; № 33, стр. 517; № 34, стр. 532.
Кормчий. М. 1907, № 39, стр. 465.
Известия по Казанской епархии. 1878, № 3, стр. 79–80.
Известия по Казанской епархии. 1884. № 6, стр. 221–222.
Известия по Казанской епархии. 1897, № 5.С. 137.
Православный собеседник. Казань. 1875, ноябрь-декабрь, стр. 354–411.
Православный собеседник. Казань. 1897, январь, стр. 105–117; февраль, стр. 202–212; март, стр. 344–356; апрель, стр. 548–560; август, стр. 217; декабрь, стр. 687–697.
Православный собеседник. Казань. 1900, январь, стр. 20.
Православный собеседник. Казань. 1905, май, стр. 97.
Православный собеседник. Казань. 1907, январь, стр. 18.
Православный собеседник. Казань. 1909, апрель, стр. 434; июль, стр. 219.
Русский паломник. 1886, № 20, стр. 237–239.
Русский паломник. 1905, № 35, стр. 542.
Русский паломник. 1911, № 31, стр. 497; № 32, стр. 409–503; № 33, стр. 519; № 34, стр. 531–534.
Исторический вестник. СПб., 1884, октябрь, стр. 123.
Исторический вестник. СПб., 1893, июль, стр. 152.
Исторический вестник. СПб., 1894, апрель, стр. 131–132.
Исторический вестник. СПб., 1895, сентябрь.– 1896, март, стр. 921–922.
Русская старина. СПб., 1876, апрель, стр. 756.
Русская старина. СПб., 1880, январь, стр. 125.
Русская старина. СПб., 1911, апрель, стр. 212, 230.
Русский архив. М. 1870, № 4 и 5, стр. 830.
Русский архив. М. 1872, № 1, стр. 98–99.
Русский архив. М. 1899. Кн. 3. № 11, стр. 450.
Русский архив. М. 1900. Кн. 3, № 11, стр. 422–425.
Русский архив. М. 1905. Кн. 1. № 1, стр. 114–116.
Русский архив. М. 1904. Кн. 3, № 10, стр. 217; № 11, стр. 383.
Волнянский Н. Великий благовестник XVIII века святитель Тихон Задонский // Журнал Московской Патриархии. М. 1946, № 8, стр. 38–49.
Попов Т., протоиерей. Святитель Тихон Задонский. К 90-летию его прославления (1861–1951) // Журнал Московской Патриархии. М. 1952, № 2, стр. 48–50.
Иоанн, иеромонах. Св. Тихон, епископ Воронежский и Задонский // Журнал Московской Патриархии. М. 1955, № 8, стр. 18–22.
Попов Т., протоиерей. Этико-богословское мировоззрение святителя Тихона Задонского // Журнал Московской Патриархии. М. 1957. № 5, стр. 47–57.
Большая энциклопедия, Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний; в 20 т. / Под ред, стр.Н. Южакова. СПб., 1900–1905, т. 18, стр. 449.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 3, стр. 841.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1246, 2165–2166.
Русский биографический словарь: в 25 т, – СПб.; М. 1896–1913, т. 20, стр. 583–589.
Минея август. М. 1989, ч. 1, стр. 401–406.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 1, стр. 233, 301, 561; ч. 2, стр. 8, 30, 31, 33, 133, 275, 355, 356, 385.