Источник

Исидор, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (Никольский Иаков Сергеевич)

Родился 1 октября 1799 года (в день Покрова Пресвятой Богородицы) в селе Никольском (от названия которого получил свою фамилию) Каширского уезда Тульской губернии в благочестивой семье. Отец его был диаконом, но в год рождения своего сына Иакова он скончался. Поэтому с первых же дней жизни Иакову пришлось испытать сиротство и бедность.

Несмотря на тяжелое положение семьи, благодаря своим способностям Иаков получил хорошее образование. Грамоте его обучил муж сестры, так что в 1807 году он смог поступить в Тульское духовное училище, а после окончания его в 1813 году – в Тульскую духовную семинарию. В 1821 году Иаков окончил духовную семинарию, и ему, как лучшему студенту, была предложена должность лектора словесности при духовной семинарии. Но в это время из Санкт-Петербурга затребовали выслать шесть лучших воспитанников Тульской духовной семинарии для продолжения обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. В их числе оказался и Иаков. В духовной академии он тоже отличался замечательными успехами и примерным поведением.

В 1825 году Иаков закончил духовную академию и подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было исполнено.

22 августа 1825 года в академической церкви духовной академии епископом Григорием (Постниковым. † 1860) Иаков Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора.

29 августа в Казанском соборе митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским, † 1843) инок Исидор был рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября – во иеромонаха.

С сентября 1825 года началась преподавательская деятельность иеромонаха Исидора в должности бакалавра богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии.

Лекции иеромонаха Исидора, подготовленные по разработанной им программе, отличались полнотой и простотой изложения.

Помимо преподавательской деятельности он исполнял обязанности библиотекаря духовной академии (1825–1829), участвовал в академическом журнале «Христианское чтение».

30 октября 1826 года иеромонаху Исидору было присвоено звание магистра богословия.

В 1827 году по представлению академической конференции он был утвержден ее действительным членом. В том же году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.

14 августа 1829 года иеромонах Исидор указом Святейшего Синода был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Мценского Петропавловского монастыря Орловской епархии, а 24 августа того же года был назначен ректором и профессором богословия Орловской духовной семинарии.

За этот непродолжительный период (1829–1833) он снискал себе всеобщую любовь и уважение за отеческую заботу о своих питомцах, за постоянную помощь сиротам и беднякам.

2 июля 1833 года по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова, † 1867; память 19 ноября/2 декабря) архимандрит Исидор был переведен в Московскую духовную семинарию ректором и профессором богословия с назначением настоятелем Московского Заиконоспасского монастыря.

В Москве он зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Видя выдающиеся способности архимандрита Исидора, митрополит Филарет пожелал иметь его своим ближайшим помощником, и в 1834 году он внес в Святейший Синод предложение о назначении архимандрита Исидора своим викарием.

16 октября 1834 года архимандрит Исидор был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.

Хиротония была совершена 11 ноября 1834 года в Чудовом монастыре высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Одновременно Исидор был назначен управляющим Звенигородским Саввино-Сторожевским монастырем.

Служение епископа Исидора под руководством митрополита Филарета явилось для него хорошей школой, он приобрел богатый опыт и вполне подготовился к самостоятельной архипастырской деятельности.

5 июля 1837 года преосвященный Исидор был назначен епископом Полоцким и Виленским. Трудное служение предстояло ему в этой епархии. Вновь образованная в 1833 году, она пребывала в жалком состоянии: храмы были очень бедны, не хватало священников. Первым владыкою, положившим начало присоединения униатов к Православию, был предшественник Исидора епископ Смарагд (Крыжановский, † 1863). Преосвященный Исидор продолжил дело присоединения, но изменил политику предшественника. Он вошел в доверие ко всем гражданским и военным властям, чем значительно облегчил свою работу в епархии. Пользуясь доверием и уважением, епископ Исидор постепенно подготавливал почву для полного и окончательного присоединения униатов к Православию.

Акт о добровольном и полном воссоединении униатов с Православием был подписан в 1839 году. Теперь епископ Исидор стремился к укреплению позиций Православия в своей епархии. Он строил новые храмы, восстанавливал и украшал прежние. Добрую память оставил он о себе в епархии.

6 апреля 1840 года епископ Исидор был переведен на Могилевскую кафедру.

Состояние Могилевской епархии почти не отличалось от Полоцкой, поэтому и характер деятельности епископа был тот же, что и в Полоцке. Проводя мудрую и миролюбивую политику, епископ Исидор добился положительных результатов в деле присоединения униатов и в этой епархии.

5 апреля 1841 года преосвященный Исидор был возведен в сан архиепископа.

12 ноября 1844 года архиепископ Исидор назначен в Грузию, в епархию Карталинскую и Кахетинскую, со званием члена Святейшего Синода и экзарха Грузии.

Новое назначение в обширный и своеобразный край требовало от своего правителя опытности и духовной мудрости в делах.

Церковная жизнь в крае, можно сказать, замирала. Храмы были бедны, христианство в некоторых районах приходило в упадок, священники не поучали своей паствы, в большинстве они были необразованными, у экзарха не было канцелярии, не было архиерейского дома.

За 13 лет служения в Грузии, благодаря мудрости и неутомимости в делах, архиепископ Исидор совершенно преобразил и благоустроил Грузинскую Церковь. Кавказский период жизни его был одним из плодотворнейших. Митрополит Исидор перевел с грузинского языка на славянский службу святой равноапостольной Нине и по благословению Святейшего Синода издал ее в 1860 году для церковного употребления. Труды архиепископа Исидора по преобразованию грузинского края не остались без награды: в 1845 году он награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, а в 1850 году – орденом святого благоверного князя Александра Невского; в 1853 году ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

26 августа 1856 года архиепископ Исидор был возведен в сан митрополита.

1 марта 1858 года он был назначен митрополитом Киевским и Галицким. С грустью простилась грузинская паства со своим архипастырем.

Служение митрополита Исидора в Киеве было очень непродолжительным, он не успел почти ничего сделать для своей паствы.

Начиная с периода назначения в Грузию, преосвященный Исидор присутствовал в Святейшем Синоде и вел большую работу в деле высшего церковного управления. При этом он зарекомендовал себя человеком большого ума и замечательного характера, прекрасно разбиравшимся во всех вопросах церковно-государственной жизни.

1 июля 1860 года преосвященный Исидор был назначен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским, а также первым членом Святейшего Синода.

Новое высокое назначение не обрадовало митрополита Исидора, так как он хотел остаток дней своих провести в мирной Киевской обители, но свое назначение святитель принял с покорностью, повинуясь воле Божией.

Первые шаги митрополита Исидора на новом поприще были освящены участием его в открытии святых мощей святителя Тихона Задонского в 1861 году.

Обширную и разнообразную деятельность вел митрополит Исидор в период своего 32-летнего управления Санкт-Петербургской митрополией. Он принимал участие во всех выдающихся церковных событиях тогдашнего времени.

Под его руководством и при его непосредственном участии был осуществлен перевод Священного Писания на русский язык. За этот многолетний труд митрополит Исидор был награжден митрою, украшенной драгоценными камнями.

Для своей епархии он был заботливым отцом, входившим во все нужды духовенства, а также покровителем беззащитных вдов и сирот.

В 1869 году преосвященный создал Александро-Невский дом для призрения бедных духовного звания.

Кроме занятий по епархии и в Святейшем Синоде митрополит Исидор вел обширную благотворительную деятельность.

В 1872 году он был удостоен еще одной награды – ордена святого апостола Андрея Первозванного.

11 ноября 1884 года с особой торжественностью был отмечен пятидесятилетний юбилей епископства высокопреосвященного митрополита Исидора. Ему был оказан ряд почестей за его долголетний и плодотворный труд.

С весны 1892 года здоровье его значительно пошатнулось. Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на 7 сентября.

Утром 7 сентября он приобщился Святых Таин. К вечеру митрополит совершенно ослаб, хотя находился в полном сознании и в 9 часов вечера еще разговаривал с окружающими и отсылал их в церковь. Около 10 часов вечера преосвященный Исидор скончался.

11 сентября в Исидоровской церкви при большом стечении народа было совершено отпевание.

Митрополит Исидор был замечательный человек своего времени, проживший большую и плодотворную жизнь. Более ста епископов восприняли рукоположение от прославленного архипастыря. Он был образцом кротости для подчиненных и добрым наставником пасомых. Преосвященный Исидор состоял членом (почетным или действительным) многих ученых обществ: Копенгагенского северного общества древностей. Императорского русского географического, Киевской Академической конференции, Московской Академической конференции, Санкт-Петербургского университета, Медико-хирургической академии и других.

Митрополит Исидор был известен не только у себя на родине, но и во многих других странах.

Труды:

«Слова и речи», изданные отдельными брошюрами и затем в одном томе в Петербурге в 1876 г.

Слово в день Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Слово в день Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Рассуждение о вере оправдывающей.

Звезда с Востока // Христианское чтение. Нравственно-филологическое объяснение текста: «И Аз вам глаголю: сотворите себе други» // Христианское чтение. – СПб., 1826. – Ч. 23. – С. 58.

Рассуждение о времени преложения Святых Даров // Странник. – СПб., 1876. – Ч. 2. – С. 39.

Речь, сказанная по совершении священного коронования императора Александра III // Церковный вестник. – СПб., 1883, № 21.

Перевод на русский язык ветхозаветных книг Священного Писания: в 4 кн. – СПб., 1874.

Труды по переводу творений святых отцов // Христианское чтение. – СПб., 1896, № 9–10. – С. 350–352.

Сорок девять рукописных томов (пожертвованы в академическую библиотеку).

Переложение книг Священного Писания на русское наречие // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 41. – С. 1228.

Слово в неделю осьмуюнадесять и в день преставления преподобного Сергия Радонежского чудотворца. – СПб., 1860.

Молитвенные воздыхания души (из рукописи митрополита Исидора) // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1892, № 46, 51, 52.

Из записной книжки митрополита Исидора // Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1892, № 44.

Литература:

Каргопольцев И. Альбом в Бозе почивших иерархов Российской Церкви. – СПб., 1894 или 1884, вып. 1 (Высокопреосвященнейший Исидор Никольский, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский).

Лебедев А., протоиерей. Исидор, высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. – СПб., 1902.

Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897. – С. 214–224.

Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря: Составлено тщанием настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Мелетия. – М., 1881. 1 С. 177, 178.

Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 2 и 3; т. 4, 5, 6.

Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 106, 231.

Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Исидор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. – М., 1893.

Бертенсон В. Б. За тридцать лет (листки из воспоминаний). – СПб., 1914.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 9, 38, 134, 161, 267, 495, 498, 917.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 13, 173–176.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1399, 1403, 1405, 1409, 1412.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 403, 479, 610.

Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 284.

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 45, 48.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 854, 868.

Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 21–27, 160, пр. 3; ч. 2. – С. 26, пр. 1. – С. 82, пр. 2. – С. 122, пр. 4. С. – 143, 218–219.

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. – СПб., 1869–1885. – Т. 8. – С. 74–80.

Столетний юбилей со дня рождения Новгородского митрополита Исидора (Никольского) // Духовный вестник. – Харьков, 1899, № 34.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 516, 580, 591, 616, 751.

Историческое описание Иоанно-Предтеченского монастыря. – СПб., 1907. – С. 21.

Юбилейное торжество в память пятидесятилетнего служения в еп. сане высокопреосв. Исидора, митрополита Новгородского, СПб. и Финляндского. Сборник. – СПб., 1885.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 284. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913 гг. – СПб., 1913. – С. 909, 910–915.

Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX веке // История Русской Церкви в XIX веке: в 2 т. / Под ред. А. П. Лопухина. – СПб., 1901. – Т. 2, ч. 1. – С. 647, 672.

Труды Киевской духовной академии. – 1870, июнь. – С. 15; август. – С. 4; сентябрь. – С. 4.

–»– 1872, ноябрь. – С. 45.

–»– 1873, февраль. – С. 119.

–»– 1874, январь. – С. 8, 17; август. – С. 424–425.

–»– 1875, май. – С. 176.

–»– 1877, февраль. – С. 7–8; август. – С. 118.

–»– 1878, апрель. – С. 44–45.

–»– 1882, июнь. – С. 181.

–»– 1886, апрель. – С. 17–21.

–»– 1888, февраль. – С. 255–256.

Православный собеседник. – Казань, 1866, январь. – С. 50.

–»– 1867, март. – С. 198–200.

–»– 1898, январь. – С. 51.

–»– 1899, январь. – С. 10.

–»– 1904, сентябрь. – С. 398.

–»– 1907, март. – С. 367.

Церковные ведомости. – СПб., 1892, № 37. – С. 383–384.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1890, № 28. – С. 901.

–»– 1891, № 41. – С. 1425.

–»– 1892, № 37. – С. 1267–1281; № 38. – С. 1307–1310; 1323–1325; № 39. – С. 1357.

–»– 1892, № 8. – С. 282.

Церковный вестник. – СПб., 1891, № 3. – С. 90; № 5. – С. 77; № 9. – С. 142; № 16. – С. 255; № 30. – С. 474; № 35. – С. 553; № 36. – С. 572; № 50. – С. 795.

–»– 1895, № 33. – С. 1062–1063.

Журнал Московской Патриархии. – М., 1952, № 6. – С. 34–40.

–»– 1958, № 9. – С. 13.

–»– 1959, № 11. – С. 39.

Русский паломник. – 1889, № 43. – С. 517.

–»– 1895, № 18. – С. 285.

Вестник Европы. – СПб., 1873. – Т. 6. – С. 235.

Странник. – СПб., 1872, май. – С. 72.

Руководство для сельских пастырей. – Киев, 1866, 1. – С. 2.

Известия по Казанской епархии. – 1870, № 3. – С. 71.

–»– 1872, № 5. – С. 129.

–»– 1873, № 16. – С. 491.

–»– 1883, № 12. – С. 363.

–»– 1884, № 22. – С. 721; № 23. – С. 725, 746–750.

–»– 1885, № 18. – С. 595–596; № 21. – С. 790–797.

–»– 1894, № 19. – С. 596.

Самарские епархиальные ведомости. – 1867, № 17. – С. 57.

–»– 1869, № 18. – С. 426.

–»– 1892, № 19. – С. 826.

Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1874, октябрь. – С. 111.

–»– 1880, июль. – С. 608; ноябрь. – С. 703.

–»– 1881, декабрь. – С. 704.

–»– 1886, июль. – С. 64.

–»– 1888, январь. – С. 7; март. – С. 716; апрель. – С. 292.

–»– 1904, сентябрь. – С. 485, 489.

Православное обозрение. – М., 1863, январь. – С. 50; март. – С. 117–120.

–»– 1864, январь. – С. 43; сентябрь. – С. 625–631.

–»– 1865, декабрь. – С. 129–136.

–»– 1866, февраль. – С. 93; ноябрь. – С. 143–144.

–»– 1870, январь-декабрь. – С. 20, 395–398.

–»– 1871, январь-декабрь. – С. 572.

–»– 1873, январь. – С. 65.

–»– 1874, январь-декабрь. – С. 229–230; 578–579.

–»– 1875, сентябрь. – С. 140, 145–155.

–»– 1876, январь-апрель. – С. 588–589.

–»– 1877, сентябрь-декабрь. – С. 372–376.

–»– 1878, май-август. – С. 385; сентябрь-декабрь. – С. 655.

–»– 1884, февраль. – С. 396; май-август. – С. 774–778; ноябрь. – С. 625.

–»– 1885, ноябрь. – С. 417–425.

–»– 1886, январь-апрель. – С. 637–640.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 15, 16, 19, 21, 31, 55, 84.

Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 728.

–»– 1870, январь-февраль. – С. 34–36, 60–73; март. – С. 195–201; август. – С. 71, 76–77.

–»– 1871, сентябрь. – С. 52.

–»– 1872, апрель. – С. 157; октябрь. – С. 46, 49, 63.

–»– 1873, февраль. – С. 209; апрель. – С. 243.

–»– 1874, февраль. – С. 240; сентябрь. – С. 67,81.

–»– 1875, сентябрь-декабрь. – С. 489–556.

–»– 1876, ноябрь-декабрь. – С. 130–131, 203, 529.

–»– 1879, январь. – С. 24; июль-декабрь. – С. 67, 92–94.

–»– 1881, июль-декабрь. – С. 90–91, 97; сентябрь-декабрь. – С. 140–141, 177, 182, 187, 199–201, 207–208, 267.

–»– 1884, июнь. – С. 41–42; июль-декабрь. – С. 479–530.

–»– 1885, январь-июнь. – С. 149.

–»– 1890, январь. – С. 190; май-июнь. – С. 288.

Исторический вестник. – СПб., 1882, март. – С. 700.

–»– 1884, декабрь. – С. 561.

–»– 1893, май. – С. 465.

–»– 1894, ноябрь. – С. 514.

–»– 1896, апрель. – С. 157,159; июнь. – С. 801.

–»– 1908, январь. – С. 271.

О памятниках на Бородинском поле // Русский архив. – М., 1887. – Кн. 3. – С. 198–199.

Фельдмаршал князь А. И. Барятинский // Русский архив. – М., 1889. – Кн. 1. – С. 326.

Письма митрополита Евгения Болховитинова к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. – М., 1889. – Кн. 2. – С. 51, 483.

Письма митрополита Исидора к князю А. И. Барятинскому // Русский архив. – М., 1893. – Кн. 1. – С. 400–413.

Из дневных записок В. А. Муханова // Русский архив. – М., 1897. – Кн. 1. – С. 45.

Письмо К. П. Победоносцева архиепископу Полтавскому Илариону 5 октября 1892 года // Русский архив. – М., 1916. – Кн. 1. – С. 150.

Русский архив. – М., 1895. – Кн. 1, № 4. – С. 545; кн. 2, № 6. – С. 141, 142, 153, 158.

–»– 1899. – Кн. 3, № 12. – С. 549.

–»– 1903. – Кн. 1, № 2. – С. 230; кн. 2, № 5. – С. 95.

–»– 1904. – Кн. 2, № 7. – С. 443, 444; кн. 3, № 9. – С. 69; № 10. – С. 215; № 11. – С. 219, 383.

–»– 1905. – Кн. 1, № 1. – С. 114, 116–117.

–»– 1910. – Кн. 1, № 1. – С. 101, 104, 107.

–»– 1912, № 5. – С. 140; № 12. – С. 550.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 4. – С. 728–729; т. 5. – С. 1071; т. 10. – С. 609.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 686, 965–966; т. 2. – С. 1582, 1676, 1836, 2108.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 13 (кн. 25). – С. 365.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 145–147.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle