Исидор, митрополит Киевский и всея Руси
По происхождению грек.
Родился в Фессалониках.
До 1437 года был игуменом монастыря святого Димитрия в Константинополе, участвовал в посольстве императора на Базельский Собор Католической Церкви (1434), где было принято решение о созыве специального Собора для объединения Греко-Православной и Католической Церквей.
В 1437 году был хиротонисан Константинопольским патриархом Иосифом на русскую митрополию. Его назначение в Россию имело определенную цель – склонить русских к участию в Соборе по объединению Церквей.
В Москве Исидор был принят неохотно, так как на Московскую митрополию был избран другой кандидат, из русских, который был отправлен в Константинополь для посвящения.
Прибыв в Москву, Исидор сразу же заговорил о предстоящем Соборе в Италии и выразил желание поехать на него в качестве представителя Русской митрополии. Великий князь Василий Васильевич Темный убеждал Исидора не ездить в латинскую землю и даже запрещал ему своею властью. Наконец, видя упорство Исидора, согласился, взяв с него клятву, что он «ничто странна и чюже» не принесет от латинян и крепко будет стоять за Православие.
Однако уже в Юрьеве (Дерпте) Исидор поклонялся прежде «крыжу ляцкому», а потом уже православному.
На заседаниях Собора в Ферраре, а потом во Флоренции он явно был на стороне латинян и подписал соборное определение о соединении Церквей. От папы Исидор получил сан кардинала и звание «легата от ребра апостольского» для всех северных стран. На обратном пути в Будине, Кракове, Львове он объявлял о соединении Церквей и совершал литургии в латинских храмах.
В 1441 году, когда он вернулся из Италии в Москву, перед ним несли латинский крест. На первой же литургии, которую совершал сам митрополит, на ектениях вместо патриархов восточных поминали папу Евгения I. По окончании службы архидиакон стал читать с амвона определение Флорентийского Собора. От изумления все безмолвствовали. Но сам великий князь выступил с обличительным словом. Он назвал Исидора волком-хищником, лжепастырем, еретиком, губителем христианских душ, приказал посадить его в заключение в Чудов монастырь. Затем созвал Собор иерархов для рассмотрения Флорентийских соборных постановлений. Последние были признаны противными древнему православному учению. Было решено призвать Исидора к раскаянию и исправлению, но напрасно: из заключения он успел убежать в Тверь, а оттуда через Литву пробрался в Рим, где получил место в совете кардиналов.
Исидор был участником обороны Константинополя в 1453 году, но ему удалось избежать плена.
Известия русских летописей об Исидоре заканчиваются заявлением, что в Риме он «нигдеже пристанища не имел».
Скончался, по одним источникам, 14 марта 1463 года, по другим – в 1472 году.
Это был последний митрополит, избранный и поставленный для России в Константинополе. С митрополитом Исидором окончился тот период, когда наши первосвятители избирались то в Греции, то в России или Литве, когда на Руси появлялось одновременно по два и даже по три митрополита и происходили разные беспорядки от искателей митрополичьей власти.
Труды:
Послание правителям западнорусского города Холма в защиту земельных интересов священника Вавилы. 1440 г. // Бодянский О. М. О поисках монускриптов в Познанской библиотеке // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846, январь, № 1, отд. 1. – С. 12–16.
Письмо о падении Константинополя. 1453 г.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1259–1260.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 107–108.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 425.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 225–227, 229–231.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 3.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 533, 535, 543, 548.
Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. – Т. 6.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – Т. 2. – С. 354; т. 3. – С. 112; т. 4. – С. 122, 210–212; т. 5. – С. 29, 30, 267; т. 6. – С. 151–169, 319; т. 7. – С. 163; т. 8. – С. 100, 109, 122.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1904, июль. – С. 142.
Журнал Московской Патриархии. – М., 1950, № 7. – С. 41, прим.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 5. – С. 1065.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 964–965; т. 2. – С. 1574.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 13 (кн. 25). – С. 364–365.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 147–148.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13.
Лурье Я. С. Исидор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1988. – Вып. 2, ч. 1. – С. 449– 450.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 3. – С. 71, 206, 233, 297–298, 347–348, 353–356, 358–360, 410.