Августин, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Гуляницкий Андрей Федорович)
Родился в 1837 году в семье сельского священника Полтавской епархии.
В 1859 году окончил Полтавскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию.
В 1863 году окончил курс Киевской духовной академии со степенью магистра богословия и 10 декабря 1863 года определен бакалавром по обличительному богословию. Исполнял должность помощника инспектора академии.
В 1864 году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, затем – иеромонаха.
В 1869 году возведен в сан архимандрита. В 1870 году избран советом академии в экстраординарного профессора.
С 1870 по 1881 годы – ректор Литовской духовной семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря.
27 июня 1881 года хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии.
В 1882 году назначен епископом Аккерманским, викарием Кишиневской епархии.
С 1887 года – епископ Аксайский, викарий Донецкой епархии.
24 декабря 1888 года назначен епископом Екатеринославским и Таганрогским.
Скончался 30 ноября 1892 года.
Это был образованный человек своего времени. Литературная деятельность его началась еще на студенческой скамье печатанием в «Воскресном чтении» кратких благочестивых размышлений. Профессорская деятельность его в академии ознаменовалась рядом статей по обличительному богословию, напечатанных в «Трудах Киевской духовной академии». Преосвященный Августин отличался высокими личными качествами: благородством, правдивостью, прямотою в обращении, отсутствием заискивания перед вышестоящими лицами. Такие личные качества производили неотразимое влияние на воспитанников тех учебных заведений, которыми ему пришлось руководить.
Вступив на пост архипастырский, он остался врагом лицемерия и всякого рода раболепства, запретив духовенству в официальных бумагах «припадать к его стопам».
Он очень много работал в своем кабинете, причем любую работу стремился сделать тонко и искусно.
Это был человек проницательный, остроумный и оригинальный. Преосвященный Августин отличался проповедническим даром и в смысле живого, образного, подчас резкого изложения, и в смысле своеобразного ораторского произношения. Но сам он этой стороне дела большого значения не придавал.
Труды: Руководство к основному богословию. – 1-е изд. – Вильна, 1876; 2-е изд. – М., 1887.
Сборник слов, поучений, бесед, речей и кратких благочестивых размышлений. – Вильна, 1893.
Рассказы православного о католичестве. – Вильна, 1894.
Литература: Церковные ведомости. – 1889, № 2. – С. 13, 14.
– 1891, № 51. – С. 403.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1889, № 8. – С. 207–208.
– 1891, № 41. – С. 1427. – 1892, № 20. – С. 176, № 49. – С. 1761; № 51. – С. 1851.
Воронежские епархиальные ведомости. – 1876, № 14. – С. 690–597.
Виленский вестник. – 1876, № 207.
Пермские епархиальные ведомости. – № 25. – С. 267–272.
Православный собеседник. – Казань, 1898, февраль. – С. 266, 267, 269. 1889, № 2. – С. 27.
Русский паломник. – 1893, № 22. – С. 337–339.
Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 42–44, 905.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400–1403.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 117–119; т. 5. – С. 359; т. 10. – С. 534.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 768, 852.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 43. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 1. – С. 150; т. 1 доп. – С. 10.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 1. – С. 30.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 37, 72, 74.