Источник

Августин, архиепископ Московский и Коломенский (Виноградский Алексей Васильевич)

Родился 6 марта 1766 года в Москве в семье священника и живописца.

Окончил Перервинскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию.

С 1789 года – преподаватель грамматики и риторики Троице-Сергиевской духовной семинарии.

В 1792 году назначен префектом Троице-Сергиевской духовной семинарии и преподавателем философии.

В 1794 году принял монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха.

С 1795 года – ректор Троице-Сергиевской духовной семинарии.

21 ноября 1798 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого монастыря.

В 1801 году – ректор Московской духовной академии и настоятель Заиконоспасского монастыря.

В 1802 году назначен цензором духовных книг, выходящих в Москве.

В 1803 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.

6 февраля 1804 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.

С 13 июня 1811 года временно управлял Московской епархией в связи с болезнью митрополита Платона.

28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией.

30 августа 1814 года возведен в сан архиепископа. В этот период назначен членом Святейшего Синода.

С 19 февраля 1818 года – архиепископ Московский и Коломенский.

Скончался 3 марта 1819 года.

Преосвященный Августин был замечательный оратор и проповедник своего времени. Его речи и проповеди отличались торжественностью. Будучи в 1803 году в Петербурге на чреде священнослужения, он своими речами обратил на себя всеобщее внимание.

Сказанное им в 1807 году слово по поводу заключения Тильзитского мира произвело большое впечатление, и московский губернатор преподнес ему драгоценную панагию и послал один экземпляр речи императору Александру I.

Ораторский талант преосвященного Августина сыграл положительную роль в период войны 1812 года. В это тревожное для России время преосвященный Августин управлял Московской епархией.

Отличаясь чувством патриотизма, он своими речами воодушевлял московское ополчение на борьбу с неприятелем.

14 августа 1812 года перед шеститысячным московским ополчением он отслужил молебен с водосвятием.

26 августа, в день Бородинской битвы, обносил иконы Владимирской, Смоленской, Иверской Богоматери вокруг Кремля, Китай и Белого города совместно с архиереями Ионою и Пафнутием (Грузинским).

Перед приходом в Москву вражеских войск Наполеона преосвященный Августин сделал распоряжение относительно сохранения московских церквей. Самое ценное из них, а также патриаршую ризницу и синодальную библиотеку перевез в Вологду. Чудотворную Иверскую икону вывез во Владимир.

После освобождения столицы от неприятеля преосвященному Августину было поручено восстановить поруганные врагом святыни. С душевной скорбью обозревал он разгромленные и разграбленные церкви и монастыри столицы.

В Чудовом монастыре мощи основателя монастыря святителя Алексия после усиленных поисков были найдены в кучах разодранных риз в притворе Благовещенской церкви. С великой радостью преосвященный Августин поставил их на прежнее место.

Руки врага сорвали печать и замок с верхней гробницы, заключавшей в себе раку с мощами святителя Петра, митрополита Московского.

Преосвященный Августин испросил разрешение Святейшего Синода оставить мощи святителя Петра открытыми навсегда.

Открыв раку, он до земли поклонился и облобызал святые останки великого иерарха, потом совершил молебное пение, а по окончании литургии окропил святой водой материалы, приготовленные для поновления икон в соборе.

Преосвященный Августин прекрасно владел пером, любил писать стихи.

Еще в 1788 году, по окончании духовной академии, он преподнес митрополиту Платону приветственное стихотворение на латинском языке, в котором описывал свою сиротскую жизнь. Митрополиту Платону так понравились стихи, что он назвал их «золотые» и дал указание напечатать и разослать их во все духовные учебные заведения.

Из личных качеств преосвященного Августина можно отметить его хозяйственную распорядительность, благотворительность, инициативность и энергичность, прямодушие в словах (чем он наживал себе немало врагов).

При всех своих положительных качествах ему были свойственны и некоторые отрицательные черты.

Он обладал излишней вспыльчивостью и нервозностью. Барон Штейнгель В. И. в своих записках отмечал, что архиепископ Августин был очень вспыльчив, мог наговорить опрометчиво тьму оскорбительных слов, но как бывает со всеми вспыльчивыми – поспешно стихал, оказывал снисхождение даже виновным.

Жизнь он вел очень простую. Кончина преосвященного Августина была мирна и безболезненна. Перед самой смертью он исповедовался, причастился, соборовался маслом, сам начал читать отходную, но слабость одолела, и он сказал: «Продолжайте, силы оставляют меня, а я сию временную жизнь...» и умер.

Похороны его происходили при огромном стечении москвичей.

Труды: Сочинения. – СПб., 1856.

Шесть проповедей преосвященного Августина под №№ 457. 485, 529, 581, 582, 591 // Смирдин А. А. (книжный магазин Петербурга). Каталог книгопродавца двора Ее императорского величества А. Смирдина (сына) и К0. – СПб., 1858.

Слово при наречении во епископа Дмитровского. – М., 1804.

– на всерадостнейшее торжество о заключении мира между Россиею и Франциею. – М., 1807. – на погребение князя П. М. Дашкова. – М., 1807.

– на высокоторжественный день священнейшей коронации Его императорского величества благочестивейшего великого государя императора Александра I. – М., 1813.

– говоренное при погребении графа И. А. Остермана. – М., 1811.

– при окроплении священных одежд, от императора Александра I принесенных в дар Успенскому собору. – М., 1811.

– при освящении храма Александровского училища. – М., 1812.

Пастырское наставление, произнесенное 28 июля 1812 г. – П., 1812, (на русском и французском языках).

Слово при годичном поминовении воинов, за веру и отечество на брани Бородинской живот свой положивших. – М., 1813.

Слово при возвращении хоругви московского ополчения.

Слово по случаю победы у Лаона. – П., 1814.

– по случаю покорения французской столицы. – М., 1814.

– на день воспоминания избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык. – М., 1814.

– при общем собрании членов московского отделения Библейского общества. – М., 1815.

Речь архиепископа Августина при торжественной закладке храма Христа Спасителя в 1817 г.

Речь на взятие Парижа. – СПб., 1814, (перевод с французского).

Латинская элегия на убиение епископа Феодосийского Феодосия (Гумилевского). Напечатана в книге Снегирева И.М. Очерки жизни Московского архиепископа Августина. М., 1848. Там же помещена «Молитва об изгнании врагов», которую Августин сочинил в 1812 г. по приказу Александра I и которую читали во всех церквах с коленопреклонением.

Там же напечатаны некоторые латинские стихотворения Августина.

Остались в рукописях: Догматика.

Толкование на Послания Апостольские.

Литература: Снегирев И. Очерки жизни Московского архиепископа Августина. – М., 1848.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 423 – 424.

Попов А. Н. Москва в 1812 году. – М., 1876. – С. 16.

Ростопчин Ф. В., (граф Федор Васильевич). Записки о 1812 г., см. Записки графа Ростопчина Ф. В. // Русская старина. – 1889, № 4.

Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 1, 4, 7, 1 0, 97, 310.

Орлов Иоанн. Историческое описание московской Троицкой церкви, что в Троицкой с ея приходом. – М.. 1844. – С. 77 – 92.

Сочинения Августина, архиепископа Московского и Коломенского / Изд. Кораблевым и Сиряковым. – СПб., 1856.

Исторический вестник. 1881, май. – С. 21 – 22.

– 1889, август. – С. 369.

– 1900, июнь. – С. 821, 823, 826.

– 1908, январь. – С. 271.

Вестник Европы. – СПб., 1873, т. 6. – С. 230.

Православный собеседник. – Казань, 1899, январь. – С. 106.

Русский паломник. – 1893, № 34. – С. 537.

Русский архив. – 1893, кн. 3. – С. 8, 9.

– 1898, кн. 1. – С. 96.

– 1899, кн. 2, № 6. – С. 205, 211.

– 1900, кн. 2. – С. 210, 308. 1901, кн. 1, № 2. – С. 306.

– 1903. кн. 1, № 2. – С. 218, 220, 222–226, 229; № 3. – С. 370; кн. 2, № 8. – С. 568; кн. 3, № 9. – С. 98, 99.

– 1904, кн. 1, № 1. – С. 103; кн. 2, № 5, С. 42.

– 1905, кн. 1, № 1. С. 111.

– 1910. кн. 2, № 5, С. 48.

– 1912, № 5. – С. 134–141; № 6. – С. 212–217, № 8. – С. 615.

Русская старина. 1872, февраль, т. 5. – С. 186, 187, 180–181, апрель т. 5. – С. 519, 522, 523, 529, 560; сентябрь т. 6. – С. 287.

– 1875, апрель, т. 12. – С. 816, 817; май, т. 13. – С. 9.

– 1891, сентябрь, т. 32. – С. 71.

– 1904, февраль. – С. 444; 661.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 209, 237, 239, 606, 607.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 39–42.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1405.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 195. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 475–480.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 24; т. 2. – С. 1602.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 43.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 113–115.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 1. – С. 150.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 1. – С. 23–27.

Журнал Московской Патриархии. – 945, № 3. – С. 67. 1951, № 4. – С. 42.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 14, 15.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle