Источник

Августин, епископ Оренбургский и Уфимский (Сахаров Михаил Степанович)

Родился 18 октября 1768 года в селе Зверинцы Ростовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье духовного сословия. Обучался сначала в Ярославской духовной семинарии, из которой в 1788 году был отправлен в Санкт-Петербург для продолжения образования в Александро-Невской главной семинарии (впоследствии академия).

В 1792 году закончил семинарский курс обучения и был назначен в Ярославскую духовную семинарию учителем.

С 1797 года – преподаватель церковного красноречия и греческого языка Александро-Невской духовной академии.

19 декабря 1797 года пострижен в монашество.

В апреле 1798 года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Толгского монастыря и определен ректором Ярославской духовной семинарии.

С июля 1800 года – ректор Рязанской духовной семинарии и настоятель Троицкого монастыря Рязанской епархии. В декабре того же года вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди.

В 1802 году определен законоучителем 2-го кадетского корпуса и переведен в Антониев Сийский монастырь.

В 1804 году перемещен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом.

10 июня 1806 года хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского.

В 1819 году уволен на покой в Варницкий монастырь Ярославской епархии.

Скончался 1 января 1842 года.

Погребен в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия.

Как личность преосвященный Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым во Христе.

Одевался он в простую шерстяную, и даже крашенинную, рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком; ездил всегда, даже в торжественные дни, к обедне в простой извозчичьей кибитке на одной лошади.

Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола.

Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келье кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.

В характере преосвященного Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность.

Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нем сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем неумолимом.

Однако оно (духовенство) не питало к преосвященному Августину какой-либо неприязни. Наоборот, видя в нем человека необыкновенной жизни – в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, – духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением.

По природе преосвященный Августин был мистик. Он неоднократно имел разного рода видения и сновидения, которым придавал большое значение в смысле предчувствия и предуказаний. В память таких видений преосвященный Августин заказывал делать небольшие иконы и панагии, которых осталось после него более двенадцати.

Он обладал и даром прозорливости и предсказания будущего. Так, он предрек открытие самостоятельной епископской кафедры в г. Оренбурге. В 1812 году 12 октября, в тот самый день, когда армия Наполеона с позором оставляла Москву, преосвященный Августин явился в кафедральный собор и отслужил торжественный благодарственный молебен по поводу избавления отечества от неприятеля. Все сочли поступок преосвященного, по меньшей мере, странным, а некоторые подумали, что он впал в ненормальное состояние, но дальнейшие события подтвердили его правоту.

Не чужд был преосвященный Августин честолюбия, гордости и высокомерия, что служило поводом к ссорам с гражданскими властями. Чувство гордости заставляло его вести себя так, чтобы никому не одолжаться.

Преобладающей склонностью у преосвященного Августина была любовь к науке. По приезде в Оренбург он занимался составлением «Хрестоматии из латинских языков».

Начиная с 1818 года, по предложению Святейшего Синода, преосвященный Августин начал работать над составлением «Систематического сборника русских церковных законов и постановлений». Для выполнения этого колоссального труда он ушел на покой со скудной пенсией. Сборник этот был рассмотрен и одобрен в Синоде Московским преосвященным Филаретом, который признал его весьма значительным и достойным уважения по стремлению его к общей пользе.

После кончины преосвященного Августина, по завещанию, большая библиотека его была передана в Ярославскую и Уфимскую духовные семинарии и Санкт-Петербургскую духовную академию, а небогатое имение – бедным родственникам.

Любопытен один из пунктов его завещания, в котором он сделал распоряжение о том, по какому обряду совершить погребение. «Поскольку душа моя, – говорится в завещании, – при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, закрывши гроб, предать мое тело погребению».

Труды: Проповеди: Слово в день входа в храм Пресвятой Богородицы. – СПб., 1804.

– на погребение генерал-аншефа В. А. Зубова. – СПб.. 1804.

– на освящение новоустроенной летней церкви при 2-м кадетском корпусе. – СПб., 1804.

– на освящение новоустроенной зимней церкви при 2-м кадетском корпусе. – СПб., 1804.

Поучительные слова в Санкт-Петербурге при 2--м кадетском корпусе и в других местах, с 1797 по 1803 годы сказанные: в 2 ч. – М., 1807.

Труды, оставшиеся в рукописях и хранящиеся в Российском государственном историческом архиве:

История новозаветной Христианской Церкви: в 6 ч. (рукопись Ф. 796. Оп. 96).

Начертание церковной истории от сотворения (создания) мира до настоящих времен в 9 томах.

73 беседы на Деяния Апостольские, изложенные по примеру беседы св. Иоанна Златоустого на те же «Деяния».

Боголюбивые беседы на Моисеево Пятокнижие, перевод с греческого: в 5 ч.

Торжественная песнь на 21 день июня 1808 г., в которой высочайше утвержден Его Императорским Величеством доклад комитета об усовершенствовании духовных училищ.

Шесть частей и примеров для руководства к изящной словесности.

Примеры церковного красноречия для руководства в проповеди слова Божия, извлеченных из разных Отцев Церкви.

Примеры латинской и изящной словесности, разного содержания, состоящие из 38 отд. и 2 больших томов.

Начертания церковной истории от создания мира до настоящего времени: в 9 т.

Записки по церковной истории, извлеченные из разных христианских писателей: в 12 частях.

Примеры епархиального делопроизводства: в 2 ч.

Похвальное слово Петру Великому.

Всемирная топография: в 5 ч.

Алфавитный свод или помянник для духовных занятий: в 6 ч.

Свод духовных законов с 1714 по 1820 годы (План).

Полный систематический свод духовных законов Православной Церкви: в 15 т.

Хронологический реестр из 59 томов полного собрания законов Российской империи.

Библейский словарь, заключающий в себе алфавитный подбор текстов и разных других историко-богословских указаний.

Перевод из Евгения Вульгара. «Несколько Боголюбивых бесед».

Рассуждение о причинах Всемирного потопа. (Перевод из Калмета).

Изображение нравственного состояния человеков, обитающих на земном шаре. Перевод с немецкого.

Рассуждение об истине всех книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Записки к изображению совершенного согласия восстановления греко-российской церкви с восточной греческой.

Записки по церковному красноречию.

Евергет – лирическое творение 1795 г.

Рассуждение о владычестве человеческого разума над страстями, утвержденного в благочестии. Перевод с греческого – 1797 г.

30 заповедей.

Письма к разным лицам.

Библейский словарь.

Литература: Чернавский H. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Исследование Николая Чернавского: в 2 т. – Оренбург, 1900–1903, и // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии, – 1903, вып. 10. – С. 125–209.

Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. / Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 188 5–1888, доп. том. – С. 605.

Зиновьев А. Известия о жизни преосвященного Августина, епископа Оренбургского и Уфимского, почерпнутые из его своеручных записок // Москвитянин. – М., 1844, кн. 8. – С. 343 – 349.

Калинников Н. Преосвященный Августин, бывший епископ Уфимский и Оренбургский // Странник. – СПб., 1866, № 5. – С. 46–92; № 6. – С. 93–140.

Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 94.

Оренбургские губернские ведомости. – 1847, № 4 2.

Архив Святейшего Синода. – 1834, дело № 1286 (рукопись).

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 456.

Исторический вестник. – 1844, июнь. – С. 608.

– 1892, сентябрь. – С. 652–654.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В.В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 4.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 801.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 236. Странник. – СПб., 1860, апрель – май.

Труды Киевской духовной академии. – 1877, февраль. – С. 18–31.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 198.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 345, 424.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1407.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 927–928.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 24–25; т. 2. – С. 1704.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 1. – С. 115–117; т. 7. – С. 716.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 43.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб.. 1890–1907, т. 1. – С. 150–151;. т. 1 доп. – С. 11.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 1. – С. 28–29.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 12. – С. 592–593, 597, 643–644, 716, 772; т. 10. – С. 717.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 44–45.

Русский архив. – 1871, № 7, 8. – С. 1248.

– 1893, кн. 1. – С. 217; кн. 2. – С. 148.

– 1898, кн. 3. – С. 60, 66, 69.

– 1904, кн. 1, № 4. – С. 644–651; кн. 2, № 5. – С. 39, 50.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 71.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle