Источник

Антоний, епископ Казанский и Свияжский (Амфитеатров Яков Гаврилович)

Родился 15 октября 1815 года в г. Миасс (на Урале) в семье священника.

Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, где в то время святительствовал его дядя, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров; † 1857).

В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию.

В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии.

12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, а 15 сентября – во иеромонаха.

16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийского духовного училища.

С 19 июля 1841 года – инспектор и профессор Киевской духовной семинарии.

С 12 марта 1845 года – ректор той же семинарии.

16 апреля 1845 возведен в сан архимандрита. 11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря.

22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия.

В 1848–1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории.

С 10 января 1851 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря.

30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского.

31 октября 1859 года переведен на Смоленскую кафедру.

С 9 ноября 1866 года – епископ Казанский и Свияжский.

16 апреля 1867 года возведен в сан архиепископа.

С 29 декабря 1876 года – почетный член Императорской Академии наук.

Скончался 8 ноября 1879 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе. Это место погребения было им избрано еще при жизни.

Фамилия Амфитеатровых принадлежала той благословенной Богом семье, из которой в минувшем столетии вышли достойные представители Церкви и духовной науки. Во главе этой семьи и самой фамилии был высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, которому Антоний приходился племянником («дитя сердца его»).

Преосвященный Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым.

Как администратор – обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий.

В Смоленской епархии он вскоре же по прибытии изыскал средства к улучшению материального положения учителей духовных училищ.

В Казани преосвященный Антоний много заботился о казанских учебных заведениях. Он обратил особое внимание на миссионерскую деятельность среди местного населения и раскольников и основал в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей. Он привлекал нужных и способных людей для развития и улучшения преподавания в казанской центральной школе для крещеных в православие татар. С целью просвещения инородцев владыкой Антонием было учреждено братство святителя Гурия, архиепископа Казанского (память 20 июня/3 июля).

Преосвященный Антоний основал епархиальный печатный орган «Известия по Казанской епархии» для оживления деятельности духовенства и выяснения обстоятельств, нужд, задач и потребностей его.

Архиепископ Антоний был постоянным посетителем и щедрым благотворителем местных богаделен, больниц, тюрем, столовых и других общественных учреждений.

Преосвященный Антоний всем сердцем любил Киево-Печерскую лавру, знал поименно всех ее угодников и жития их, благоговейно чтил дни их памяти. Он любил сам совершать поминовение усопших. Вообще отличался беспримерным усердием к богослужению.

Архиепископ Антоний с почтительным благоговением относился к иконам.

Особенно он почитал Богоматерь.

У себя имел келейную икону «Нерукотворного Образа», подаренную митрополитом Филаретом, который открыл ему, что на сей иконе он не раз сподоблялся видения блистания какого-то неземного света, разливавшегося на пречистом лике Господа.

Будучи ревностным блюстителем иноческого устава и монастырского благочиния, преосвященный Антоний имел особое попечение о монастырях.

Обозревая монастыри, он не оставлял без внимания братские кельи, посещал и трапезную, просфорные и другие помещения.

Преосвященный Антоний вел строгий, аскетический образ жизни, отличался твердостию духа, силой веры и глубоким убеждением в христианской истине, живой любовью к которой была наполнена его жизнь. Казанская паства признавала его за человека святой жизни.

При всех прочих замечательных чертах он был человеком честности неподкупной, любил трудиться и старался все, что требовалось для домашнего обихода, сделать своими руками.

Преосвященный Антоний вел и большую литературную работу. За свои богословские труды он был избран в разное время почетным членом Киевской и Московской духовных академий и Императорской Академии наук.

Труды: Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви – 8-е изд. – Киев, 1862.

Пастырское богословие. – Киев, 1851, ч. 1.

Беседа сельского священника к прихожанам. – СПб., 1852; Киев, 1856; 1866.

Описание жизни Киево-Печерского старца иеромонаха Парфения // Церковные ведомости. – 1905, № 9. – С. 369.

Последние часы жизни высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского // Церковные ведомости. – 1905, № 9. – С. 369.

Беседы об отношении Церкви к христианам. О должностях приходских священников // Смоленские епархиальные ведомости. – 1866, № 3.

Собрание слов, говоренных в Киево-Печерской лавре. – Киев, 1859; Казань, 1859.

Слова к смоленской пастве. – Казань, 1870.

Письма архиепископа Казанского Антония к ректору Черниговской семинарии архимандриту Евгению (впоследствии епископу). – Чернигов, 1908.

Три тома образцовых проповедей и речей.

Краткая исповедь отроков // Казанские епархиальные ведомости. – 1873.

Устав женской общины // Казанские епархиальные ведомости. – 1877, № 22.

Правила для училищ // Казанские епархиальные ведомости. – 1877, № 22.

Речь при наречении во епископа // Известия по Казанской епархии. – 1878, № 8.

Духовное завещание // Известия по Казанской епархии. – 1879, № 22.

Пастырское послание // Христианское чтение. – 1874, сентябрь.

Циркуляры казанскому духовенству за 1864, 1865, 1867, 1868 гг. // Казанские епархиальные ведомости. – 1867, № 12; 1868, № 4, а также // Православное обозрение. – 1865, январь; 1864, июль.

Отчеты обозрений епархии за 1866, 1867, 1868, 1869, 1870, 1871, 1872, 1873, 1875, 1876, 1877, 1878.

Казанские епархиальные ведомости. – 1867, № 15; – 1868, № 19, 20;

– 1869, № 13, 16, 17, 20, 24;

– 1870, № 17, 20;

– 1871, № 22, 23;

– 1872, № 1 4, 15, 16;

– 1873, № 14, 15, 16, 23;

– 1874, № 13, 14, 15, 16;

– 1876, № 1 4, 1 5, 1 6;

– 1877, № 4, 5;

– 1878, № 6, И, 12;

– 1879, № 11, 12;

– 1877, № 13, 14.

Письма высокопреосвященного Антония // Казанские епархиальные ведомости. – 1912, №№ 27, 28, 29, 31, 32.

Литература: Василевский С., архимандрит. Высокопреосвященный Антоний Амфитеатров, архиепископ Казанский и Свияжский. – Казань, 1885, т. 1 – 2.

Корсунский И. Н. Высокопреосвященный Антоний архиепископ Казанский // Вера и Церковь. – 1899, т. 2, кн. 9. – С. 590–628.

Греков А. Воспоминание о покойном Владыке Казанском Антонии // Церковный вестник. – 1880, № 46.

Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 15–16, 140–141.

Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 27.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 635, 970.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1403, 1413.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 296, 300.

Никанор (Каменский), архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). – Казань, Церковное историческое общество, 1909. – С. 224, 486, 487.

Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. – Казань, 1893. – С. 96–100.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 11. – С. 97–103, 107, 110; доп. т. 2. – С. 382.

Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 11. – С. 47–48.

Церковный вестник. – 1895, № 50. – С. 1647.

Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1905, № 9. – С. 365–373.

Русский архив. – 1895, кн. 2, № 5. – С. 77.

– 1899, кн. 2. № 6. – С. 209.

Христианское чтение. – СПб., 1870, февраль. – С. 337.

– 1875, июль-декабрь. – С. 509.

– 1899, октябрь-декабрь. – С. 621–626.

Православное обозрение. – 1864, апрель. – С. 230–231.

– 1865, ноябрь. – С. 76–77; декабрь. – С. 107–109.

– 1866, декабрь. – С. 174.

– 1868, ноябрь. – С. 139–140; декабрь. – С. 170–175, 343.

– 1874, январь. – С. 62.

– 1885, сентябрь. – С. 697–698.

Православный собеседник. – Казань, 1879, т. 2. – С. 317–393 (некролог).

– 1897, июнь. – С. 231.

– 1899, январь. – С. 1.

– 1900, февраль. – С. 213. – 1902, июль-август. – С. 195; ноябрь. – С. 618.

– 1914, июль-август. – С. 59.

Казанские епархиальные ведомости. – 1867, № 4. – С. 97; № 5. – С. 174–176; № 7. – С. 224.

– 1868, № 6. – С. 152–157,; № 7. – С. 174–176; № 21. – С. 598–600.

– 1869, № 9. – С. 279. – 1872, № 8. – С. 243.

– 1873, № И. – С. 348–351; № 22. – С. 691.

– 1876, № 13. – С. 390–392.

– 1877, № 11. – С. 285–288.

– 1878, № 8. – С. 197–204, 218.

– 1879, № 15. – С. 411, 618, 621, 660; № 22. – С. 621–627.

– 1883, № 6. – С. 188, 190.

– 1885, № 24. – С. 888.

– 1886, № 7. – С. 174–176.

– 1897, № 1. – С. 32.

Известия по Казанской епархии. – 1899, № 1. – С. 27. – 1907, № 42. – С. 1313.

– 1908, № 26. – С. 811.

Казанские епархиальные съезды за 50 лет // Казанские епархиальные ведомости. – 1913.

Самарские епархиальные ведомости. – 1868, № 10. – С. 196; № 17. – С. 369.

– 1876, № 4. – С. 73.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 233.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, № 350.

Письма Филарета, митрополита Московского. – Тверь. 1888, ч. 2. – С. 122, пр. 5; С. 144, пр. 2; С. 168. пр. 1; С. 221, пр. 1; С. 227, пр. 3; С. 320, пр. 3.

Труды Киевской духовной академии. – 1870, июнь. – С. 1.

– 1875, апрель. – С. 249–251.

– 1884, июнь. – С. 258–292.

– 1890, август. – С. 611–612.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб.. 1900–1911. т. 1. – С. 889–891; т. 7. – С. 721; т. 10. – С. 620.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 1. – С. 195; т. 2. – С. 1139, 2082.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 2. – С. 857. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 216.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 33, 50.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle