Источник

Антоний I, католикос-патриарх Восточной Грузии (Багратиони Теймураз, царевич Картлийский)

Родился 17 октября 1720 года в семье Картлийского царя Иессея и Елены, дочери царя Ираклия I.

В 1738 году в монастыре Гелати был пострижен в монашество.

В 1739 году Антоний – игумен Гелатского монастыря.

В 1740 году хиротонисан во епископа Кутаисского и возведен в сан митрополита.

В 1744 году митрополит Антоний избран католикосом-патриархом Восточной Грузии.

Митрополит Антоний внимательно изучал труды армянских и латинских богословов, общался и полемизировал с монахами-капуцинами.

Митрополит Антоний хотел использовать богатый научный опыт католиков в деле образования грузинской молодежи. Но противники Антония обвинили его в отклонении от православной веры.

16 декабря 1755 года состоялся поместный Собор Грузинской Православной Церкви, провозгласивший Антония еретиком и лишивший его сана католикоса-патриарха и права совершать богослужения. После 18 месяцев заточения Антонию позволили выехать Россию, где проживали его родственники – наследники царя Вахтанга VI.

16 марта 1757 года Антоний предстал перед судом Святейшего Синода Русской Православной Церкви и был оправдан.

23 ноября 1757 года указом императрицы Елизаветы Петровны Антоний был назначен архиепископом Владимирским.

Царь Ираклий II вызвал Антония из России. 20 марта 1763 года владыка Антоний прибыл в Грузию.

В 1764 году на Соборе Грузинской Церкви Антоний был восстановлен в сане католикоса-патриарха Восточной Грузии.

В 1772 году Антоний прибыл в Россию с особой дипломатической миссией, которая привела к заключению Георгиевского союзнического трактата 1783 года.

В 1783 году Антоний был назначен членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви.

Скончался 1 марта 1788 года. Погребен в Мцхетском кафедральном соборе Светицховели пред царскими вратами.

С именем Антония связано оживление культурной жизни Грузии во 2-й половине XVIII века. Он возобновил работу типографии, содействовал открытию новых начальных школ. С его помощью были основаны Тбилисская и Телавская духовные семинарии. Антоний составил новые редакции Праздничной Минеи, пополнив их стихирами грузинским святым своего сочинения, используемыми в богослужении Грузинской Церкви, дополнил церковный календарь именами грузинских святых. Антонию принадлежат философско-богословские труды: «Спекали» («Перл духовный»), «Категории», «Готовый ответ, или Опровержение заблуждений латинской, лютеранской и армянской Церкви», в которых он обосновывает позиции объективного идеализма. Ему принадлежит также толкование «Категорий» и «Диалектики» Аристотеля, «Лествицы» святого Иоанна Лествичника. Антоний являлся основоположником целой школы, на идеях которой воспитывалось несколько поколений деятелей Грузинской Церкви и культуры XIX века.

В области догматики перу Антония принадлежит «Катехизис православного исповедания», «Теология в 4-х частях» (догматика, практика, мистика и полемика), а также «Книга исповедания православной веры» и «Толкование на 50-й псалом». Антоний – автор исторических сочинений «Происхождение грузинских царей» и «Истории Александра Македонского, Квинта Курция».

Литература: Иоасаф (Гапонов), иеромонах. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. – Владимир, 1857.

Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 35.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 658.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 92.

Православный собеседник. – Казань, 1900, октябрь. – С. 6, прил. 12.

Исторический вестник. – 1900, апрель. – С. 326–328.

Русская старина. – 1879, август. – С. 579.

Русский архив. – 1870, № 4, 5. – С. 793.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 92.

Кавтария М. // Православная энциклопедия. – М., 2001, т. 2. – С. 656–658.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 522.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 592.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 215.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 34.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle